Урок русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Тема: повторение по теме «Имя существительное».
Цель: создание условий для систематизации и обобщения знаний по теме «Имя существительное»
Задачи:
Формирование умения делать выводы и обобщения.
Развитие умения анализировать, способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
Воспитание уважительного отношения к труду и людям труда.
Формирование стремления к овладению различных профессиональных умений.
Ход урока:
Организационный момент. Тема урока.
- Каждая самостоятельная часть речи имеет свои грамматические признаки. Грамматические признаки бывают непостоянные (н-р: число, падеж) и постоянные (н-р: род, склонение). Сегодня на уроке мы вспомним все грамматические признаки имени существительного.
Актуализация знаний.
- Какие части речи мы знаем? (имя существительное, имя прилагательное, глагол)
- Найдите в пословицах родственные слова и определите, какой частью речи они являются:
Труд человека кормит, а лень портит. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Где успехи трудовые, там и горы зерновые.
Работа по теме урока.
- Что такое имя существительное?
- Какие существительные отвечают на вопрос «кто?», а какие на вопрос «что?»
Одушевлённые и неодушевлённые существительные
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Из всех изученных слов в словаре на с.261 выберите и выпишите только одушевлённые имена существительные, подчеркните орфограммы:
Верблюд, герой, матрос, пассажир.
- Выберите название профессии, связанной с каждым из данных слов: водитель, ветеринар, моряк, военнослужащий. Обоснуйте свой ответ.
верблюд - ветеринар
герой - военнослужащий
матрос - моряк
пассажир – водитель
Водитель - рабочий, управляющий автотранспортом (легковыми и грузовыми машинами, автобусами, трамваями, троллейбусами). В должностные обязанности любого водителя входит перевозка людей или грузов.
Ветеринар - специалист, занимающийся лечением животных
Моряк - человек, который работает на транспортном или специальном судне или служит на корабле Военно-морского флота. Моряк это морская профессия.
Военнослужащий - профессия человека, исполняющего обязанности, связанные с прохождением военной службы, выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
- Какие имена существительные пишутся с большой буквы, а какие с маленькой?
Собственные и нарицательные имена существительные
- Спишите заметку в стенгазету, выбирая букву из скобок (или выписать собственные имена существительные):
Я живу и учусь в (Г, г)ороде (А, а)рхангельске. Наша школа находится на (У, у)лице (М, м)аяковского. Сейчас у нас проходит трудовая неделя. Учителей по труду зовут (Е, е)лена (Г, г)еоргиевна и (В, в)ладимир (Г, г)еннадьевич.
- В каком числе могут стоять имена существительные?
Изменение имён существительных по числам
- Девочки выписывают в столбик существительные, связанные со швейным делом, а мальчики, связанные со столярным делом. Поставьте данные существительные в множественное число:
Ткань, доска, игла, гвоздь, выкройка, чертёж.
Физкультминутка (встали и подняли руки вверх, если я называю имя существительное ед.ч., присели, если я называю имя существительное мн.ч.
Род имён существительных
- Какого рода бывают имена существительные?
- Найдите в стихотворении В. Брюсова имена существительные, поставьте в единственное число и запишите по родам в три столбика:
Великая радость — работа,
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта,
Всё счастье земли — за трудом!
Изменение имён существительных по падежам
- Сколько падежей в русском языке? Как узнать падеж имени существительного? В каком падеже существительное не может иметь предлог?
- Запишите пословицу, найдите имена существительные, определите падеж: Без учёбы и труда не придёт на стол еда.
Три склонения имён существительных
- Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Найдите в стихотворении имена существительные, поставьте в начальную форму (И.п., ед.ч.) и запишите в три столбика:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
Рефлексия содержания учебного материала.
3