СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе на тему " Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан по требованиям ФГОС.Урок проведен с учениками 8 б класса на конкурсе " Учитель года"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе на тему " Дополнение"»

Урок по теме «Дополнение»


Цель: активизировать полученные ранее знания о дополнении, расширить понятие о способах выражения дополнения (инфинитивом, цельным словосочетанием); формирование умения определять способы выражения дополнений в письменной речи, развить умение видеть и выделять из текста простые и косвенные дополнения,


Задачи:

  • образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличить именительный падеж от винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);

  • воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;

  • развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.


Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

Методические приёмы: повторение пройденного, объяснение учителя, наблюдение, поисковый метод.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, карточки.

Оформление доски: Тема урока, предложение для синтаксического разбора.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Лексический диктант.

  3. Фронтальный опрос.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление материала.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.



Ход урока.

  1. Организационный момент.



- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Найря Фанзиловна  Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

- Когда мы улыбаемся,

 мы реже ошибаемся.

 И чаще награждаемся

 подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

  Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.(1 минута)

Ребята, на ваших партах есть листы самооценки. Выполнив каждое задание, вы должны оценить себя.

А сейчас откроем тетради и запишем число и классная работа.

. Начнём работу с лексического диктанта. По лексическому значению вы должны определить слово и правильно записать его.


  1. Лексический диктант. Работаем на доске и в тетрадях.

Ученики по очереди зачитывают слова.



Цель лексического диктанта: уметь определять слово по его лексическому значению.

Задача лексического диктанта: учить школьников навыкам ассоциативного мышления.


Слайд!!!

    1. Признак или первое проявление какого-либо заболевания – СИМПТОМ;

    2. Расстройство здоровья, нарушение правильной деятельности организма – БОЛЕЗНЬ;

    3. Средство для исцеления от болезни – ЛЕКАРСТВО;

    4. Применение медицинских средств для избавления от болезни – ЛЕЧЕНИЕ;

    5. Предписание врача о составе лекарства и способе его применения больным – РЕЦЕПТ;

    6. Правильная, нормальная деятельность организма – ЗДОРОВЬЕ.



  1. Фронтальный опрос.


- Итак, на прошлых уроках мы с вами изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чем они дополняются?

(Главные члены дополняются второстепенными членами),


- А какую роль играют второстепенные члены предложения?

(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).


- Для чего мы их изучаем?

Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).


- какие вы знаете второстепенные члены предложения?

(Дополнение, определение, обстоятельство)


- А какие темы вы изучали на прошлых уроках? (тире между подлежащим и сказуемым )

Слайд №5

тире между подлежащим и сказуемым ставится:

а) если подлежащее  и сказуемое  выражены существительным или числительным в именительном падеже;

б) если оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

в) если один главный член выражен неопределенной формой глагола, а другой – именем существительным;

г) когда перед сказуемым стоит указательная частица это, или вот.

не ставится:

а) если сказуемое присоединяется союзом КАК или другими сравнительными союзами;

б) если подлежащее выражено личным местоимением;

в) если при сказуемом есть отрицательная частица НЕ.


А сейчас, ребята, прочитайте, пожалуйста, четверостишие и скажите, о каком второстепенном члене предложения мы сегодня будем говорить.

Слайд №6


Вопросы косвенных падежей

Вы безошибочно знаете уже.

Если задаешь их без промедленья,

Тут же отыщется… ДОПОЛНЕНИЕ.

Молодцы, ребята!

А теперь прочитайте тему урока и определите главную цель нашего урока.


  1. Изучение нового материала.

Поработаем, ребята, на доске и в тетрадях

Запишите предложение в тетрадь, (ученик у доски) подчеркните дополнения . .  Старик ловил неводом рыбу. (А. Пушкин ) (дополнение выражено им. сущ.)

Я предложил детям напиться воды из родника. Я предложил - грамматическая основа предложения.

Предложил кому? детям - объект действия (дополнение);

предложил что? напиться - дополнение, выраженное инфинитивом

(дополнение выражено инфинитивом) , добавить

( что?,сколько?) десять (дополнение выражено им.числительным),принести ( что?)много ручек ( дополнение выражено неразложимым словосочетанием), найти ( что?)его больное место (дополнение выражено фразеологизмом)

  • Какие второстепенные члены предложения вы подчеркнули? (дополнение).


Ребята, рассмотрите записи и скажите, какими частями речи может быть выражено дополнение?

    1. Именем существительным

    2. Инфинитивом

    3. Именем числительным

    4. Неразложимыми словосочетаниями

    5. Фразеологизмами


А сейчас, ребята, давайте рассмотрим эти примеры

Слайд. № 7


Различаются прямые и косвенные дополнения

.

Прямым называется дополнение, выраженное формой В. п. без предлога и относится к переходному глаголу: будить сестру, послать письмо, догнать приятеля и т.д.

Слайд. № , 8.

Слайд. № 9

Рассмотреть рисунок и подписи к ним. На основании этого наблюдения сделайте выводы о том, когда при переходном глаголе употребляется форма винительного падежа, а когда - родительного.



Прямое дополнение выражается Р.п. без предлога:

  1. если действие, обозначенное переходным глаголом, охватывает часть предмета.

  2. если при глаголе сказуемом стоит отрицательная частичка не: не читал книгу не нашёл улицы и т.д.

А как вы думаете, ребята, какие дополнения называются косвенными. На этот вопрос вы сможете ответить рассмотрев примеры


Слайд. № 10.

Косвенным называется дополнение, которое отвечает на вопросы косвенных падежей, кроме прямого.

Слайд 11

Ребята, прочитайте предложения, найдите дополнение, укажите вид и падеж

Слайд. № 12. Тренировочное упражнение (устно).

Найти дополнение, указать падеж и вид.

  1. Зелёная плесень уже покрыла ветхое дерево.(В.п.,прямое)

  2. Чичиков оскорбился таким замечанием.(Т.п.,косвенное)

  3. Плюшкин надел очки (В.п., прямое) и стал рыться в бумагах (П.п.,косвенное)

  4. Скоро девочка показала рукою (Т.п.,косвенное) на черневшее вдали строение. ( В.п. косвенное т.к. есть предлог).


  1. Закрепление нового материала.

Физминутка слайд 12

  1. Работа с учебником

Откройте учебник на стр. 67 прочитайте правило. Ф сейчас, ребята, найдите упражнение 111 .Будем работать на доске и в тетрадях. Найдите в каждом предложении подлежащее и дополнение.

БАСТИОН

(фр. bastion от сред.-век.-лат. bastire - строить). Пятиугольная вооруженная башня, пристроенная к стене

города или крепости для защиты.


  1. Контроль знаний



Я предлагаю вам выполнить тесты.

На ваших партах листочки с тестами. Ответы запишите на этих листочках.



1. Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы

а) чей? который?

в) косвенных падежей

с) какой? чей?

d) где? куда? откуда?

е) зачем? отчего?

2. Чем выражено дополнение в предложении: Ушедшего не вернуть .

а) местоимением

в) существительным

с) причастием

d) числительным

е) синтаксически неделимым словосочетанием

3. Чем выражено дополнение в предложении: Он посоветовал мне написать письмо в редакцию.

а) причастием

в) числительным

с) местоимением

d) неопределенной формой глагола

е) существительным

4. Укажите прямое дополнение.

а) обсуждать с друзьями

в) увлекаться спортом

с) размышлять о вечном

d) гордиться сыном

е) законспектировать статью

5. Укажите косвенное дополнение.

а) интересную беседу

в) выпить воды

с) играть роль

d) встреча с друзьями

е) понять значение

6. Укажите прямое дополнение.

а) вышел к реке

в) загородил дорогу

с) купить в магазине

d) написать красками

е) подошел к школе

7. Какой член предложения выделен?

Подали ужинать; сердце его сильно забилось.

а) подлежащее

в) сказуемое

с) обстоятельство

d) определение

е) дополнение

8. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Мы должны выбрать первого.

а) местоимением

в) причастием

с) именем существительным

d) именем числительным

е) именем прилагательным

9. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Легкий порыв ветерка разбудил меня.

а) именем числительным

в) именем существительным

с) именем прилагательным

d) глаголом

е) местоимением

10. Укажите косвенное дополнение.

а) написал матери

в) выполнить задание

с) решение задачи

d) смотреть фильм

е) бояться встречи

Слайд 13

А теперь обратите внимание на интерактивную доску, здесь дан ключ к правильным ответам.

1.в, 2.с, 3.d, 4.е, 5.d, 6.в, 7.е, 8.d, 9.е, 10.а.

Критерии оценивания:

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки- «4»

3-4 ошибки-«3»

5 и более ошибок- «2»

Слайд. № 14. Выводы урока.

Подведение итогов урока.

Что нового о дополнении вы узнали на уроке?

– Что называют дополнением?

– Чем может быть выражено дополнение?

- Как мы подчёркиваем дополнение при синтаксическом разборе предложения?

- Какие значения может выражать дополнение?


  1. Рефлексия. Слайд 15

Ребята, наш урок подошёл к концу, и я хочу , чтобы вы высказали своё отношение к сегодняшнему уроку. На ваших партах лежат листочки с фразами, эти же фразы мы видим на экране.

Нам нужно продолжить эти фразы.

« На сегодняшнем уроке я понял…»« Было трудно…»« Я сумел…»« Мне понравилось…»« Я научился…»« Теперь я могу…« Сегодня мне удалось…»

7. Итог урока.

Подведение итога и выставление оценок.

Слайд. № 16

Домашнее задание. Выучить правило, вып. Упр.109 ( зад. 2) ,упр. 110( сост.предлож)

Задание #1

Вопрос:

Прямое дополнение

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ может быть выражено формой творительного падежа

__ выражается существительным в винительном падеже с предлогами

__ употребляется при переходных глаголах с отрицанием

__ употребляется при переходном глаголе

__ может быть выражено формой родительного падежа, если обозначает часть или неопределенное количество предмета

Задание #2

Вопрос:

Жизнь наполнялась великим смыслом. (М. Горький)

В этом предложении дополнением является слово

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) наполнялась

2) смыслом

3) великим

4) жизнь

Задание #3

Вопрос:

Укажите предложение с косвенным дополнением

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) Онемели и те, кто знал правду.

2) Береги честь смолоду.

3) Казалось, что город устал от зимы.

4) Луна освещает снег летучий.

5) Что ищет он?

Задание #4

Вопрос:

Все просили ее спеть. (М. Ю. Лермонтов)

В данном предложении слово спеть является

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) дополнением

2) обстоятельством

3) частью сказуемого

4) подлежащим

5) определением

Задание #5

Вопрос:

Дополнения отвечают на вопросы

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) косвенных падежей

2) именительного падежа

3) где? куда? когда?

4) что делать? что сделать?

5) какой? чей?

Задание #6

Вопрос:

Дополнение может быть выражено

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) местоимением

2) неопределенной формой глагола

3) наречием

4) фразеологизмом

5) деепричастием

Задание #7

Вопрос:

Второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей, называется

Запишите ответ:

_______________________________________

Задание #8

Вопрос:

Дополнение бывает

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) составным именным

2) прямым

3) согласованным

4) простым глагольным

5) косвенным

Задание #9

Вопрос:

Чаще всего прямое дополнение выражается существительным в этом падеже.

Составьте слово из букв:

ИНЫВНЙЛЬТЕИ - ________________________________________


Слайд. № 15.

1. Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы

а) чей? который?

в) косвенных падежей

с) какой? чей?

d) где? куда? откуда?

е) зачем? отчего?

2. Чем выражено дополнение в предложении: Ушедшего не вернуть .

а) местоимением

в) существительным

с) причастием

d) числительным

е) синтаксически неделимым словосочетанием

3. Чем выражено дополнение в предложении: Он посоветовал мне написать письмо в редакцию.

а) причастием

в) числительным

с) местоимением

d) неопределенной формой глагола

е) существительным

4. Укажите прямое дополнение.

а) обсуждать с друзьями

в) увлекаться спортом

с) размышлять о вечном

d) гордиться сыном

е) законспектировать статью

5. Укажите косвенное дополнение.

а) интересную беседу

в) выпить воды

с) играть роль

d) встреча с друзьями

е) понять значение

6. Укажите прямое дополнение.

а) вышел к реке

в) загородил дорогу

с) купить в магазине

d) написать красками

е) подошел к школе

7. Какой член предложения выделен?

Подали ужинать; сердце его сильно забилось.

а) подлежащее

в) сказуемое

с) обстоятельство

d) определение

е) дополнение

8. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Мы должны выбрать первого.

а) местоимением

в) причастием

с) именем существительным

d) именем числительным

е) именем прилагательным

9. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Легкий порыв ветерка разбудил меня.

а) именем числительным

в) именем существительным

с) именем прилагательным

d) глаголом

е) местоимением

10. Укажите косвенное дополнение.

а) написал матери

в) выполнить задание

с) решение задачи

d) смотреть фильм

е) бояться встречи








Лист самооценки ______________________________________________________


Вид работы

+ -

1

Лексический диктант.


2

  1. Фронтальный опрос.




3

Работа на доске и в тетрадях


4

Тренировочное упражнение (устно).



5

  1. Работа с учебником



6

Контроль знаний




Итоговая оценка













Лист самооценки ______________________________________________________


Вид работы

+ -

1

Лексический диктант.


2

  1. Фронтальный опрос.




3

Работа на доске и в тетрадях


4

Тренировочное упражнение (устно).



5

  1. Работа с учебником



6

Контроль знаний




Итоговая оценка







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!