СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Семья и быт"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является продолжением изучения социальной сферы общества.  Содержательно он строится на ранее полученных знаниях  учащимися в 5-9 классах. Задачами данного урока являются: дать более глубокие знания  о семье,  этапах ее становления, функциях семьи и особенностях их реализации в современном мире, добиться понимания учащимися  важности соблюдения культуры внутрисемейных отношений.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Семья и быт"»

Тема. Семья и быт



Цели урока:

Образовательные:

- дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;

- проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития;

Развивающие:

- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна;

- продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;

- развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;

-воспитывать чувство ответственности перед семьей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация, документы.

Семья-это кристалл общества.

В.Гюго.



Ход урока.

  1. Организационный момент.



Исходя из эпиграфа, как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

II. Изучение нового материала.

  1. Что такое семья.

Важнейшим элементом социальной структуры является семья.

Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.

Семья исследуется в 2-х аспектах: как малая группа и как социальный институт.

  1. Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.

  2. Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.



2.Этапы становления брачно-семейных отношений.

Схема на слайде: Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):

- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);

- кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);

- парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):

1. патриархальная (традиционная)

2. демократическая (партнерская)

3.Основные черты патриархальной семьи.

Работа с источниками

-каковы основные черты патриархальной семьи?

-почему раньше возникает именно такой тип семьи?

1.В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».

2.Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».

Вывод: зависимость жены от мужа, младших от старших стала определяющей чертой патриархальной семьи.

4.Функции семьи.

Определите основные функции семьи?

- репродуктивная

- воспитательная

- хозяйственно-экономическая

- духовное общение и досуг

- эмоциональная

- первичная социализация

- социально-статусная

- первичный социальный контроль

- поддержка физического здоровья родителей и детей

Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.



5.Состояние современной семьи и тенденции ее развития.

- раздельное проживание родителей и детей;

- сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;

- ослабление связей с родственниками;

- возросшая социальная активность женщин.

«Мозговой штурм»: работа в группах:

- Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;

- Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.

После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Рост социальной активности женщин»

Положительные последствия:

- экономическая самостоятельность;

- удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;

- многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);

- образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.

Отрицательные последствия:

- мало детей;

- ослабление внутрисемейных связей;

- совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;

- некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье

- Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?

6.Кризис современной семьи.

Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.

Проблемные вопросы:

- Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чем он может проявляться?

- Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?

Кризис семьи заключается в следующем:

- рост числа разводов;

- увеличение числа неполных семей;

- увеличение количества добрачных и внебрачных детей;

- взаимное отчуждение членов семьи;

- ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;

- увеличение числа «гражданских браков» (сожительства).

Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?

Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило.

Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.

Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается».

Вывод:

- Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут.

III. Подведение итогов урока:

Д/з:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!