Тема. Семья и быт
Цели урока:
Образовательные:
- дать понятие об основных этапах становления семейно-брачных отношений;
- проанализировать и дать оценку состояния современной семьи и тенденции ее развития;
Развивающие:
- развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации на примере составления синквейна;
- продолжить формирование творческой активности, умения перенести известные аналогии в новую ситуацию;
- развивать умение работать в паре, в группе, вести дискуссию.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры внутрисемейных отношений;
-воспитывать чувство ответственности перед семьей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: презентация, документы.
Семья-это кристалл общества.
В.Гюго.
Ход урока.
Организационный момент.
Исходя из эпиграфа, как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?
II. Изучение нового материала.
Что такое семья.
Важнейшим элементом социальной структуры является семья.
Ученые – исследователи считают семью базой для самосохранения общества. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.
Семья исследуется в 2-х аспектах: как малая группа и как социальный институт.
Семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или усыновлении, связанная общностью быта, взаимной помощью, взаимной ответственностью.
Семья – это важнейший социальный институт, выполняющий ряд основных функций в обществе.
2.Этапы становления брачно-семейных отношений.
Схема на слайде: Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л.Моргану):
- первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
- кровнородственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
- парная (моногамная) семья (устанавливалось единобрачие):
1. патриархальная (традиционная)
2. демократическая (партнерская)
3.Основные черты патриархальной семьи.
Работа с источниками
-каковы основные черты патриархальной семьи?
-почему раньше возникает именно такой тип семьи?
1.В германской «Песни о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гюнтера, что он просватал ее за некоего рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажите, так я и буду поступать. Кого Вы, государь дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
2.Фрагмент из русского «Домостроя»: «Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: Аше то жезлом биеши его, не умрет, но здоровее будет… Дщерь ли имаше: положи на них грозу свою». «Жены мужей своих вопрошают о всяком благополучии… И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и творити по его наказанию».
Вывод: зависимость жены от мужа, младших от старших стала определяющей чертой патриархальной семьи.
4.Функции семьи.
Определите основные функции семьи?
- репродуктивная
- воспитательная
- хозяйственно-экономическая
- духовное общение и досуг
- эмоциональная
- первичная социализация
- социально-статусная
- первичный социальный контроль
- поддержка физического здоровья родителей и детей
Каждая семья – своеобразный мир, основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях. Семья играет огромную роль в социальном прогрессе. Из девочки семья делает жену и мать, из мальчика – отца и мужа.
5.Состояние современной семьи и тенденции ее развития.
- раздельное проживание родителей и детей;
- сокращение количества детей по сравнению с патриархальной семьей;
- ослабление связей с родственниками;
- возросшая социальная активность женщин.
«Мозговой штурм»: работа в группах:
- Укажите положительные последствия возрастания общественной активности женщин;
- Укажите отрицательные последствия возрастания общественной активности женщин.
После прослушивания ответов на доске появляется слайд «Рост социальной активности женщин»
Положительные последствия:
- экономическая самостоятельность;
- удовлетворение потребности в индивидуальном развитии и самореализации;
- многие отрасли немыслимы без женского труда (образование, медицина, сфера услуг);
- образованная и профессионально состоявшаяся женщина пользуется большим уважением у своих близких.
Отрицательные последствия:
- мало детей;
- ослабление внутрисемейных связей;
- совмещение профессиональной и общественной деятельности с семейными обязанностями могут обернуться для женщины двойным бременем;
- некоторые мужчины воспринимают возросшую активность женщины как подрыв собственного положения в семье и обществе, это может стать причиной конфликтов в семье
- Как вы считаете, должна ли женщина работать или быть домохозяйкой?
6.Кризис современной семьи.
Современная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, нередко свободе отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи.
Проблемные вопросы:
- Многие ученые считают, что современная семья переживает кризис. Как вы думаете, в чем он может проявляться?
- Из каждых 10 детей, находящихся в детдомах, лишь 2 не имеют родителей. О чем свидетельствуют эти цифры?
Кризис семьи заключается в следующем:
- рост числа разводов;
- увеличение числа неполных семей;
- увеличение количества добрачных и внебрачных детей;
- взаимное отчуждение членов семьи;
- ослабление воспитательного воздействия родителей на детей;
- увеличение числа «гражданских браков» (сожительства).
Вопрос: Каково ваше личное отношение к «гражданскому браку»?
Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. История Пабло Пикассо и Франсуазы Жило.
Вместе с тем семья – высшая ценность, и чтобы укрепить ее правительствами многих стран принимаются меры государственной поддержки семьи.
Сообщение ученика: «Государственная поддержка семьи в современной России: что необходимо сделать в этом направлении и что уже делается».
Вывод:
- Будущее российского народа во многом зависит от того, сколько детей появится в каждой молодой семье и какими они вырастут.
III. Подведение итогов урока:
Д/з: