СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Антонимы"»

Урок в 5 классе «АНТОНИМЫ»

  1. Орг.момент

  2. Введение в тему урока
    Как мы поняли, слова могут дружить, сближаться по смыслу, но в начале урока мы упоминали о том, что они могут и спорить, ссориться или, другими словами, противопоставляться друг другу по смыслу.


Работа с определением. (записать в ТП)

Антоним, слово греческое, как и синоним, и в переводе обозначает "противоположное имя".


- Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в своей речи?

- Посмотрите, что об этом говорится в тексте параграфа.

- Приведите примеры использования антонимов, смотрите в учебнике.


3.Закрепление новых знаний.

А сейчас попробуйте найти антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит,

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять… (Ветер).

- Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер).

- Посмотрите внимательно на пары антонимов и скажите, чем последняя пара отличается от предыдущих? (В третьей паре слова однокорневые, а в первых двух – разнокорневые).

- Какой корень в этих словах? Выделите его. (у-мчит-ся – при-мчит-ся).


К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.

Мощный, жара, счастье, правда, богатый, воля, друг.


Сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.

Длинный, развязать, друг, ложь, сладкий, короткий, убавить, недруг, прибавить, горький, правда, завязать.


Мы много узнали о синонимах и антонимах. А сейчас посмотрим, как они используются в сказках. Я буду читать вам маленькие отрывочки из сказок, а вы – выписывать антонимы в два столбика: однокорневые и разнокорневые.

  1. Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

  2. Однажды спорили Правда и Кривда: чем лучше жить – кривдой или правдой?

  3. Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

  4. Не мириться я пришел, - говорит Фролка, - драться!

  5. Много ли, мало ли они купались – Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

  6. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды – одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды.


- Как вы думаете, с какой целью в этих отрывках использованы антонимы?


– А в следующих отрывках найдите синонимы, выпишите их в тетради. Подумайте, какую роль они играют в этих отрывках?

  1. Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырем поехал на неприятеля; стали биться, рубиться, изводить силу змеиную.

  2. Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный.


- Синонимами могут быть не только слова, но и сочетания слов. Найдите такие синонимы.

  1. а) - Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
    б) – Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время - я тебе пригожусь.

  2. а) Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом.
    б) Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески.

  3. а) Только подумал, а медведь тут как тут…
    б) Не успел подумать, а заяц тут как тут…


4.Итог урока. С какими лексическими явлениями мы сегодня познакомились?


5.Домашнее задание: Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.

1) Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете).

2) Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.

3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).

4) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский).

5) Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский).

6) Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
7) Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер).

8) У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!