Урок в 5 классе «АНТОНИМЫ»
Орг.момент
Введение в тему урока
Как мы поняли, слова могут дружить, сближаться по смыслу, но в начале урока мы упоминали о том, что они могут и спорить, ссориться или, другими словами, противопоставляться друг другу по смыслу.
Работа с определением. (записать в ТП)
Антоним, слово греческое, как и синоним, и в переводе обозначает "противоположное имя".
- Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в своей речи?
- Посмотрите, что об этом говорится в тексте параграфа.
- Приведите примеры использования антонимов, смотрите в учебнике.
3.Закрепление новых знаний.
А сейчас попробуйте найти антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь.
Бывает он в холод, Бывает он в зной, Бывает он добрый, Бывает он злой. | В открытые окна Нежданно влетит, То что-то прошепчет, То вдруг загудит, | Притихнет, умчится, Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять… (Ветер). |
- Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер).
- Посмотрите внимательно на пары антонимов и скажите, чем последняя пара отличается от предыдущих? (В третьей паре слова однокорневые, а в первых двух – разнокорневые).
- Какой корень в этих словах? Выделите его. (у-мчит-ся – при-мчит-ся).
К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.
Мощный, жара, счастье, правда, богатый, воля, друг.
Сгруппируйте пары слов-антонимов по частям речи.
Длинный, развязать, друг, ложь, сладкий, короткий, убавить, недруг, прибавить, горький, правда, завязать.
Мы много узнали о синонимах и антонимах. А сейчас посмотрим, как они используются в сказках. Я буду читать вам маленькие отрывочки из сказок, а вы – выписывать антонимы в два столбика: однокорневые и разнокорневые.
– Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
Однажды спорили Правда и Кривда: чем лучше жить – кривдой или правдой?
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
Не мириться я пришел, - говорит Фролка, - драться!
Много ли, мало ли они купались – Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.
Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды – одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды.
- Как вы думаете, с какой целью в этих отрывках использованы антонимы?
– А в следующих отрывках найдите синонимы, выпишите их в тетради. Подумайте, какую роль они играют в этих отрывках?
Сел Иван-царевич на коня и вслед за Никанором-богатырем поехал на неприятеля; стали биться, рубиться, изводить силу змеиную.
Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, такой знойный.
- Синонимами могут быть не только слова, но и сочетания слов. Найдите такие синонимы.
а) - Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
б) – Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время - я тебе пригожусь.
а) Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом.
б) Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески.
а) Только подумал, а медведь тут как тут…
б) Не успел подумать, а заяц тут как тут…
4.Итог урока. С какими лексическими явлениями мы сегодня познакомились?
5.Домашнее задание: Выпишите антонимы, определите их стилистическую роль. Выскажите свое согласие или несогласие с мнением одного из авторов. Ответ запишите.
1) Без пользы жизнь – безвременная смерть (И.- В.Гете).
2) Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем.
3) Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).
4) Если заводишь новых друзей, не забывай о старых (Эразм Роттердамский).
5) Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (В.Белинский).
6) Мир – добродетель цивилизации, война – ее преступление (В.Гюго).
7) Человек богат или беден не своим имуществом, а своим внутренним содержанием (Бичер).
8) У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов).