СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему: "Три склонения имён существительных".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: "Три склонения имён существительных".»

Тема урока: «Три склонения имён существительных».

Тип урока: комбинированный урок.

Методы и приемы: проблемный вопрос, словесный метод, наглядно-иллюстративный.

Применяемые технологии: игровая технология, проектная.

Оборудование: учебник, тетрадь для правил, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной и групповой работы.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа  под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа,  индивидуальная работа.

Формирование УУД: 

Личностных:

формирование объективной позитивной самооценки самосознания;

формирование готовности перехода к самообразованию на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. 

Познавательных:

работа с учебником, выделение необходимой существенной информации;

практическое освоение основ исследовательской деятельности;

приобретение потребности поиска дополнительной информации.

Регулятивных:

способность ставить новые учебные цели и задачи;

выбор путей и средств решения проблемы;

контроль и оценивание своих действий.

Коммуникативных:

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

развитие речевой деятельности;

аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции. 

Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по роду.

Задачи:

Образовательные: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”.

Развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.

Воспитательные: обучение самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, умение работать в паре и группе; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартных форм, используемых на уроке.

Планируемый результат: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.


Ход урока

1. Организационный момент.

- Проверка готовности рабочих мест, настрой на рабочий лад.


2. Проверка домашней работы.


3. Оформление рабочей записи.

- Запись числа, классной работы


4. Проверка пройденного ранее материала:

Что такое имя существительное?

На какие вопросы оно отвечает ?

Какие рода есть у имени сущ.

Каким бывает имя сущ. (одуш и неодуш) ( собственным и нарицательным)

Что еще имеет сущ, ? (число).


5 Словарная работа (письменная). Определить род и падеж. Подчеркнуть сложные случаи.


О пингвине, под раскраской, для хозяйки, с дверью, к брату, с другом, у бабушки, к морю, о доме, в театре, у доски, в портфеле, о книге, на столе, о родителях, с мамой, идем в поход, увидел небо.


6. Сообщение цели урока.

Мы записали слова, какая это часть речи?

(Имя существительное)

- Найдите имена существительные в предложении.

Машина едет по улице Пушкина и по площади Победы.

(Машина, по улице, Пушкина, по площади, Победы)

- Определите падеж и окончания в словах по улице, по площади.

(Дательный падеж)

- Почему имея один падеж окончания у сущ. разные?

- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.


7. Работа по теме урока.

Окунь, вода, папа, земля, дочь, мишка, поле, стол, окно, рожь.

- Прочитайте слова, найдите общее.

(Сущ. в ед. ч., в И. п.)

- Разделите сущ. на группы:

- Существительные женского рода с окончаниями - а, - я.

(Вода, земля)

- Существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.

(Папа, мишка)

- Назовите сущ. мужского рода.

(Стол, Окунь) 

- Выделите в них окончания.

- Назовите сущ. среднего рода и выделите у них окончания.

(Окно, поле)

- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?

(Существительные рожь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)

- По каким признакам были распределены сущ.?

(По роду и окончанию) 


Чтение учебника на стр.

Вывод:

- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.

- Сделаем вывод (ученики):

Существительные бывают трех склонений, смотря какой род и окончание.

Вывод: 

Существительные женского и мужского рода в именительном падеже относятся к 1 склонению

Существительные мужского рода ( с нулевым окончаниям ) и среднего рода с окончаниями о, е в именительном падеже относится ко 2 склонению

Существительные женского рода, которые оканчиваются на «ь» и стоят в именительном падеже, относятся к 3 склонению.


8. Работа с правилом. 

- Кто попробует ответь правило наизусть? (другой ученик проверяет)

9. Упражнение на отработку правила.

Определите склонение существительных: окно, малина, молоко, рожь, друг, книга, какао, вера, счастье, радость.

10. Алгоритм определения склонения у имени существительного.

- Как определить склонение у существительного?

Чтобы определить склонение существительного, надо: 

  1. Поставить его в Им.п

  2. Определить род. 

  3. Определить окончание. 

  4. По роду и по окончанию определить склонение. 

Образец рассуждения.

Доброта - она моя – сущ. женского рода, оканчивается на «А»; в Им.п ед. ч. Окончание «А»; значит существительное «Доброта» первого склонения.


11. Физминутка.

Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вбок. Если это существительное 2 скл. – наклоняетесь вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.


Баран, белка, поезд, вертолёт, гармонь, дверь, дерево, ерш, жук, змея, лунка, счастье, вера, любовь, радость, добро.


12. Работа с учебником.

- Прочитайте задание к упражнению.

(Ученик читает вслух) 

- Какие задания мы должны выполнить?

(У имён сущ. определить падеж. Написать сущ. в три столбика по склонениям)

Работа с комментированием.

Проверка.

Один читает, другой проверяет вместе с учителем (так три пары).

1 Ученик читают существительные первого склонения.

2 Учитают сущ. второго склонения.

3 Читают сущ. третьего склонения.


13. Разноуровневая самостоятельная работа.

- Теперь проверим, на каком уровне вы усвоили материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Герой, лагерь, рожь, яблоко, небо, вьга, родинка, центр, хата, фасоль.

Уровень 2.

Выпиши существительные 3 склонения.

Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.

Уровень 3.

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

Папа, деревня, друг, доктор, луна, зной. 

Проверка.


14. Итог урока.

- Вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?

(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)

- Для чего необходимо научиться узнавать склонение существительных?

(Чтобы правильно писать окончание сущ.)

- Это мы изучим на следующих уроках.

15. Домашнее задание.

Учить записи, читать параграф выполнить упражнение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!