Тема урока: «Три склонения имён существительных».
Тип урока: комбинированный урок.
Методы и приемы: проблемный вопрос, словесный метод, наглядно-иллюстративный.
Применяемые технологии: игровая технология, проектная.
Оборудование: учебник, тетрадь для правил, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной и групповой работы.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Формирование УУД:
Личностных:
формирование объективной позитивной самооценки самосознания;
формирование готовности перехода к самообразованию на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Познавательных:
работа с учебником, выделение необходимой существенной информации;
практическое освоение основ исследовательской деятельности;
приобретение потребности поиска дополнительной информации.
Регулятивных:
способность ставить новые учебные цели и задачи;
выбор путей и средств решения проблемы;
контроль и оценивание своих действий.
Коммуникативных:
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
развитие речевой деятельности;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции.
Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по роду.
Задачи:
Образовательные: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”.
Развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.
Воспитательные: обучение самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, умение работать в паре и группе; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартных форм, используемых на уроке.
Планируемый результат: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Проверка готовности рабочих мест, настрой на рабочий лад.
2. Проверка домашней работы.
3. Оформление рабочей записи.
- Запись числа, классной работы
4. Проверка пройденного ранее материала:
Что такое имя существительное?
На какие вопросы оно отвечает ?
Какие рода есть у имени сущ.
Каким бывает имя сущ. (одуш и неодуш) ( собственным и нарицательным)
Что еще имеет сущ, ? (число).
5 Словарная работа (письменная). Определить род и падеж. Подчеркнуть сложные случаи.
О пингвине, под раскраской, для хозяйки, с дверью, к брату, с другом, у бабушки, к морю, о доме, в театре, у доски, в портфеле, о книге, на столе, о родителях, с мамой, идем в поход, увидел небо.
6. Сообщение цели урока.
Мы записали слова, какая это часть речи?
(Имя существительное)
- Найдите имена существительные в предложении.
Машина едет по улице Пушкина и по площади Победы.
(Машина, по улице, Пушкина, по площади, Победы)
- Определите падеж и окончания в словах по улице, по площади.
(Дательный падеж)
- Почему имея один падеж окончания у сущ. разные?
- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
7. Работа по теме урока.
Окунь, вода, папа, земля, дочь, мишка, поле, стол, окно, рожь.
- Прочитайте слова, найдите общее.
(Сущ. в ед. ч., в И. п.)
- Разделите сущ. на группы:
- Существительные женского рода с окончаниями - а, - я.
(Вода, земля)
- Существительные мужского рода с окончаниями - а, - я.
(Папа, мишка)
- Назовите сущ. мужского рода.
(Стол, Окунь)
- Выделите в них окончания.
- Назовите сущ. среднего рода и выделите у них окончания.
(Окно, поле)
- Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные рожь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
- По каким признакам были распределены сущ.?
(По роду и окончанию)
Чтение учебника на стр.
Вывод:
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
- Сделаем вывод (ученики):
Существительные бывают трех склонений, смотря какой род и окончание.
Вывод:
Существительные женского и мужского рода в именительном падеже относятся к 1 склонению
Существительные мужского рода ( с нулевым окончаниям ) и среднего рода с окончаниями о, е в именительном падеже относится ко 2 склонению
Существительные женского рода, которые оканчиваются на «ь» и стоят в именительном падеже, относятся к 3 склонению.
8. Работа с правилом.
- Кто попробует ответь правило наизусть? (другой ученик проверяет)
9. Упражнение на отработку правила.
Определите склонение существительных: окно, малина, молоко, рожь, друг, книга, какао, вера, счастье, радость.
10. Алгоритм определения склонения у имени существительного.
- Как определить склонение у существительного?
Чтобы определить склонение существительного, надо:
Поставить его в Им.п
Определить род.
Определить окончание.
По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения.
Доброта - она моя – сущ. женского рода, оканчивается на «А»; в Им.п ед. ч. Окончание «А»; значит существительное «Доброта» первого склонения.
11. Физминутка.
Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вбок. Если это существительное 2 скл. – наклоняетесь вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. - подпрыгнуть.
Баран, белка, поезд, вертолёт, гармонь, дверь, дерево, ерш, жук, змея, лунка, счастье, вера, любовь, радость, добро.
12. Работа с учебником.
- Прочитайте задание к упражнению.
(Ученик читает вслух)
- Какие задания мы должны выполнить?
(У имён сущ. определить падеж. Написать сущ. в три столбика по склонениям)
Работа с комментированием.
Проверка.
Один читает, другой проверяет вместе с учителем (так три пары).
1 Ученик читают существительные первого склонения.
2 Учитают сущ. второго склонения.
3 Читают сущ. третьего склонения.
13. Разноуровневая самостоятельная работа.
- Теперь проверим, на каком уровне вы усвоили материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с которой вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, лагерь, рожь, яблоко, небо, вьга, родинка, центр, хата, фасоль.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Папа, деревня, друг, доктор, луна, зной.
Проверка.
14. Итог урока.
- Вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?
(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)
- Для чего необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание сущ.)
- Это мы изучим на следующих уроках.
15. Домашнее задание.
Учить записи, читать параграф выполнить упражнение.