СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устройство персонального компьютера.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Устройство персонального компьютера.»

Технологическая карта урока информатики (8 класс)

Тема: Устройство персонального компьютера.

Цели: Определение понятия персональный компьютер, составных частей системного блока, внешних устройств компьютера.

Задачи урока:

  • Систематизировать знания обучающихся об основных устройствах персонального компьютера;

  • Рассмотреть основные количественные и качественные характеристики устройств ПК;

Обучающие. Развивающие. Создать условия для развития познавательной активности, развитие умения работать в паре, развитие логического мышления, культуры речи, развитие навыков работы с компьютером и на компьютере.

Воспитывающие. Воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение договариваться, самостоятельность, воспитывать чувство красоты, любви и уважения к человеку как к личности.

Формируемые УУД:

Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием схем; сравнивать, строить рассуждения.

Коммуникативные – сотрудничество с учителем и сверстниками; оценка действий партнера;

Регулятивные – постановка учебной задачи; контроль, коррекция; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные - нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные: повторить знания об информатике как науке, информации, знаниях получаемых из окружающей среды, научиться отличать составные части внутреннего устройства системного блока.

Личностные: понимание роли компьютеров в жизни современного человека; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом.

Метапредметные:

Регулятивные: учиться принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: умение использовать знаково-символические средства (схемы) представления информации; извлекать необходимую информацию из текста, анализировать, сравнивать, обобщать.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника, ориентироваться в целях и условиях общения, плодотворно сотрудничать, проявляя доброжелательное отношение к партнеру, уметь договариваться.

Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со сверстниками, умения пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроках.

Оборудование: компьютер,  проектор, презентация, таблица, карточки для индивидуальной работы, разноуровневые задания, оценочные листы.





Ход урока



Этап урока/занятия

Цель

Содер

жание учеб

ного материала

ФОУД

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация (самоопре

деление) к учебной деятельности

Создать благоприят

ную обстановку и условия успешной работы.


Фрон

тальный

Личностные:

формирование навыков самоорганизации


- Здравствуйте ребята! Сегодня урок у вас веду я зовут меня Зульфия Баймурзаевна. Всем желаю плодотворной работы.

А кто мне напомнит, какое у нас с вами сегодня число.

Спасибо. А известно ли вам что 20 ноября, как и все дни нашего календаря, имел немаловажное значение в истории человечества и России. Например:

1864 – принятие судебных уставов Российской империи.

1979 - впервые больному переливается искусственная кровь.

1985 – запущен первый участок Горьковского метрополитена и в этот же день была выпущена операционная система Microsoft Windows версии 1.0.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Быстрое включение в деловой ритм.




Ответы детей

Актуализа

ция и фиксирование индиви

дуального затрудне

ния в пробном действии

Определе

ние уровня подготовленности обучающих

ся к уроку и восприятию нового материала. Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию.

































Стр

33 учебни

ка


Фронтальный,















Парный

Коммуникативные:

умение слушать и исправлять ошибки других

Личностные:

развитие речи, умение кратко формулировать мысль

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания


- У вас на партах лежат оценочные листы. Вы будете заполнять их в ходе урока. Подпишите их, пожалуйста, и давайте с вами быстренько приступим к блиц- опросу: (Приложение 1)

Молодцы, ребята! Послушайте внимательно и ответьте мне, о чем идет речь?


Не виден лик, не слышен голос

Мы далеко, но в этот час

Сидим у наших мониторов,

друг с друга не спуская глаз.

Пусть речи нет, есть

Только строчки,

С тобою молча говорим.

Эмоции шифруя в точках,

То рассмеемся, то грустим.

Мы пальцы мысленно сплетаем,

По тропке клавишной скользя,

В мир виртуальный ускользаем,

Туда где ты, туда где я.


- А что я имею в виду, ребята, какое устройство? Правильно, молодцы, это компьютер.


- Почему современный компьютер называют универсальным электронным программно управляемым устройством?

- Для чего предназначен?

Знакомятся с оценочными листами



















Ответы детей.








Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.






Выявление места и причины затрудне

ния. Построение проекта выхода из затрудне

ния

Оценить стремление каждого обучающегося преодолеть трудности и готовность к активной деятельности на уроке. Первичное осмысление урока.





Фрон

тальный

Регулятивные: целеполагание, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения

Познавательные: постановка и решение проблемы,

Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

-Ребята, в чем нам помогает компьютер?

Все созданное руками человека в природе имеет свой аналог. А что вошло в идею создания компьютера, является прототипом его?

Да, только не физические характеристики, а умственные.

Интересно, раз человек создал такое устройство, как компьютер, на основе подобия интеллектуальных способностей, быть может, и внутреннее строение его схоже с самим человеком, или нет?

Вот это мы с вами сегодня и выясним на нашем уроке. Заглянем внутрь самого компьютера: посмотрим, пощупаем и изучим его внутреннее строение.

- Кто мне ответит, как называется компьютер, предназначенный для работы одного человека? Какова тема нашего урока, может вы и это подскажете?

- Запишите тему урока в тетради.

«Устройство персонального компьютера»


- Какие учебные задачи поставите перед собой?

Систематизировать….

Рассмотреть…

Развивать….

Отвечают на вопросы учителя.












Тема урока –

Устройство Персонального компьютера


Записывают тему урока в тетради

Формулируют задачи урока.

Открытие нового знания









Фрон

тальныйиндивидуальный

Коммуникативные: умение выражать свои мысли устно; умение решать проблему коллективно.

Регулятивные: учиться высказывать свою точку зрения; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

На сегодняшний день самым распространенным видом компьютера является персональный компьютер - компьютер, предназначенный для работы одного человека.

А можем ли мы рассматривать человека и компьютер на одной и той же ступени? Конечно, нет, хотя бы потому, что человек управляет своими действиями сам, а работа компьютера подчинена заложенной в него программе.

Из чего же он состоит? Ответить на этот вопрос нам поможет наш гость, который готов вместе с нами провести исследование в сравнении процессов протекающих в его организме, в частности мозге и происходящих в системном блоке (Приложение 2)

Любой компьютер состоит из процессора, памяти, устройства ввода и вывода информации. Функции, выполняемые этими устройствами аналогичны функциям мыслительных процессов человека. Внимание на экран (Видео « Рефлекторная дуга»).

Как происходит процессы передачи, информации в мозг мы просмотрели, теперь надо выяснить каким же образом происходит хранение, обработка и передача информации в компьютере, рассмотрев внутреннее строение системного блока.

Материнская плата - это сложная многослойная печатная плата, к которой подключаются остальные компоненты.

Процессор. Центральное устройство компьютера. Он организует прием данных, считывание из памяти очередной команды, ее анализ и выполнение, а также отправку результатов работы на требуемое устройство.

Основными характеристиками процессора являются тактовая частота и разрядность.

Процессор обрабатывает поступающие к нему электрические сигналы (импульсы). Промежуток времени между двумя последовательными сигналами называется тактом. На выполнение процессором каждой операции выделяется определенное количество тактов. Тактовая частота процессора равна количеству тактов в секунду, измеряется в мегагерцах (МГц). Чем больше тактовая частота процессора, тем быстрее работает компьютер.

Разрядность процессора - максимальная длина двоичного кода, который обрабатывается и передается одновременно. (64- разрядная система)

Для того чтобы достичь нынешних характеристик процессора, разработчикам пришлось пройти нелегкий путь испытаний. Первые ЭВМ, разработанные в 1945 году, работали на лампах, они были огромных размеров и их обслуживание было очень трудоемким. Второе поколение ЭВМ работали на транзисторах, третье поколение на интегральных схемах, а четвертое поколение на микропроцессорах. Эти изменения позволили уменьшить размеры компьютеров до нынешних.

Пойдемте дальше… Какое это устройство ребята?

Память компьютера предназначена для записи, хранения и передачи данных. Представим ее в виде листа в клетку. Каждая клетка будет изображать 1 бит памяти – наименьшего элемента памяти, где хранится одно из двух значений единица или ноль Таким образом, в одном бите памяти содержится один бит информации.

Различают внутреннюю и внешнюю память. Внутренняя - встроенная в компьютер и управляемая процессором, т.е. оперативная. Сокращённо ОЗУ или RAM. Служит для кратковременного хранения данных. Объем измеряется в мегабайтах.

К внутренней памяти также относится ПЗУ - в нем хранится информация, необходимая для первоначальной загрузки компьютера.

Для долговременного хранения программ и данных предназначена внешняя память, он же винчестер (Hard Disc Drive, HDD). Представляет собой устройство, в котором носителем информации являются жесткие диски. Назначение: долговременное хранение информации, постоянно используется при работе ПК. Емкость HDD – основная характеристика этого устройства. Современные модели ПК имеют от 80 до 500 Гб.

Приводы CD и DVD дисков позволяют читать и записывать данные на компакт диски. CD и DVD диски- это сменные носители. Емкость CD диска 700 Мб, а DVD диска 4, 7 Гб.

Видеоадаптеры или графические адаптеры имеют собственную оперативную память и процессор, которые используются для обработки изображения. Чем больше размер видеоадаптера, тем с большим разрешением и цветностью компьютер отображает изображения и видеоролики.

Звуковая плата позволяет компьютеру воспроизводить звук высокого качества и записывать его в компьютер.

Сетевая плата позволяет подключать компьютер к компьютерной сети.

Звуковая плата, видеоадаптер и сетевая плата располагаются на материнской плате.

Порты – это разъемы на задней или передней панели системного блока, к ним подключают различные устройства, обычно через кабели. От числа и типа портов компьютера зависит число и тип устройства, которое можно к нему подключить.

Теперь познакомившись и пощупав составные части системного блока, давайте посмотрим как проходят процессы обработки, хранения и передачи информации в компьютере. (Видео «Процессор»)

Сделали для себя определенные выводы и перейдем с вами к внешним строениям компьютера.

Вам дано было опережающее домашнее задание, подготовить проект по внешним устройствам компьютера. Пожалуйста, ребята, вам слово.

Системный блок, клавиатура, мышь и монитор образуют базовый комплект устройств, обеспечивающих работу компьютера.

Помимо основных, вышеперечисленных, есть еще и периферийные устройства: Какие это устройства? Назовите мне их (сканер, микрофон, модем, принтер, маршрутизатор, трекбол, колонки, наушники). Все эти устройства мы можем разделить на 2 группы, устройства ввода и вывода информации.

К устройствам ввода относятся: клавиатура, мышь, трекбол, микрофон, камера, сканер. А к устройствам вывода - наушники, колонки, монитор, принтер, плоттер.

Устали. Давайте немного отдохнем

Открывают новые знания, по мере поступления информации делают записи на картинке


















































































Перечисляют: клавиатура, мышь, сканер, монитор, микрофон, колонки, наушники.

(вывод)


Физкульт минутка






Выполняют гимнастику для глаз

Первичное закрепле

Ние в работе за компьютером

Обеспечить условия для совместной деятельнос

ти, давая возможность каждому обучающемуся научиться принимать решения








Самостоятельная работа. ИКТ.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять контроль УД.


- Виды памяти компьютера мы протестировали, теперь же протестируем свою память. Повторяем мои действия. Открываем программную среду PAINT вставить вставить из рабочий стол «Внутренние устройства».

В какой среде открылся файл? Приступайте к практикуму согласно инструкции для выполнения практической работы. (Приложение 3)


Выполняют самостоятельную работу



Проверяют ответы с помощью слайда, делают отметки в оценочном листе


Открытие нового знания (продолжение)


Учебник


Коммуникативные: умение выражать свои мысли устно; умение решать проблему коллективно.

Регулятивные: учиться высказывать свою точку зрения; определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Ребята, а мы ничего не забыли? Конечно. Наш гость, он остался без внимания и очень обиделся.

Принес он с собой конверт, а в нем вопросы, не дающие ему покоя.

Процесс поиск-сбор информации. Каким образом осуществляется этот процесс у человека? С помощью чего человек познает окружающий мир?

(с помощью органов чувств)

Правильно! А какие органы чувств у человека есть?

(зрение, слух, вкус, осязание, обоняние)

А может компьютер тоже умеет видеть, слышать, осязать? Как вы думаете?

(может, видеть с помощью веб-камеры, слышать с помощью микрофона, осязать с помощью мыши, клавиатуры, тачпад, принтер)

Молодцы. Какими устройствами они являются. Правильно, это УСТРОЙСТВАМИ ВВОДА ИНФОРМАЦИИ. И они переводят человеческий язык на машинный код компьютер.

Следующий информационный процесс – обработка информации.

Каким образом осуществляется этот процесс у человека?

(с помощью головного мозга; специальный отдел мозга, отвечающий за обработку информации)
Правильно! Выше мы уже познакомились с устройством обработки информации называемым процессором. И

Итак, мы выяснили, с помощью чего компьютер собирает и обрабатывает информацию.

А где же он ее хранит?!

Где хранит информацию человек?

(в голове, в памяти)

Правильно! А у компьютера есть память? У компьютера есть два вида памяти. Давайте повторим, внешняя долговременная и внутренняя оперативная.

И последний информационный процесс – передача информации.

Каким образом осуществляется этот процесс у человека? С помощью чего человек передает информацию?

(с помощью своего тела: язык, руки, мимика, жесты)

Правильно! А какие устройства у компьютера отвечают за этот процесс? Давайте подумаем. Через какие устройства компьютер передает нам информацию?

(монитор, звуковые колонки, принтер), которые как мы говорили, являются какими устройствами. Вывода информации. Совершенно верно!

Вывод: Мы с вами провели аналогию между строением человека и компьютера. И пришли к тому, что на самом деле человек именно на основе своего строения создал такое удивительное изобретение как компьютер.

А теперь постараемся закрепить наши знания. Обратите внимание на экран компьютера. На рабочем столе располагается папка « приложения» вам необходимо в ней открыть файл «приложение 5»

- Ребята, приступаем к работе за компьютером. Перед вами устройства. Разделите их на устройства ввода и вывода информации.

- Помните правила поведения при работе за компьютером.

(Приложение 5) не забываем заносить результаты в лист самопроверки.


Читают материал учебника, находят ответ на вопрос


Отвечают на вопрос

Примене

ние новых знаний (самостоя

тельная работа, практичес

кая работа)

Развитие способности правильно планировать свою работу.


парный





Самоконтроль.

Личностные: объективно оценивать свою работу.

Познавательные: извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: слушать других, принимать иную точку зрения, уметь изменить свое собственное мнение

- Ребята, перед вами таблица с двумя колонками текста. Необходимо сформировать словосочетания из двух частей (по одному из каждой колонки) (Приложение 4) (Составить словосочетания)

- Взаимопроверка. Оцените работы

Решают задачу в парах


Проходят за рабочие места

Слушают инструктаж


Выполняют практическую работу

Домашнее задание

Создание условий, позволяю

щие каждому обучающемуся испытать успех при выполнении задания.

Учебник стр.


Диффе

ренцированный. ИКТ.

Личностные: самоопределение

Познавательные: умение извлекать информацию

Коммуникативные:

умение слушать других

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. На дом §7-8 выполнить задания № 2,4 стр.44, № 2 стр. 47, номера 2 выполнить письменно.

Дополнительно (по выбору) подготовить сообщения на тему «Поколения компьютеров» или «Современные процессоры"

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Задают вопросы.

Рефлексия учебной деятельности

Обозначение связи данного урока со следующим. Комментирование и анализ конечного результата каждого обучающегося. Умение вести диалог


Индивидуальный. Фронтальный. Беседа.

Личностные: самоопределение, следование с поведением моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные: оценка своих достижений на уроке

Познавательные: понимание причин успеха-неуспеха, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, использование критериев для обоснования своего суждения, выражение своих мыслей полно и точно.

- Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к задачам урока и ответим, решили ли их?

А в этом вам помогут незаконченные фразы:

  • сегодня я узнал...

  • было трудно…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • я смог…

  • было интересно узнать, что…

  • меня удивило…

  • мне захотелось… и т.д.

Выберите понравившиеся и закончите их

Возьмите оценочные листы и посчитайте «+» в каждой графе, оцените себя

(Выставление оценок, комментирование)

- Благодарю за плодотворную работу!


Отвечают на вопрос. Ученики выражают свое мнение о занятии.











Оценивают свою работу на уроке.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!