СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева;

отрабатывать навыки выразительного чтения;      

 учить детей анализировать поступки героев;

         учить составлять сравнительное описание на основе текста;

Просмотр содержимого документа
«В.Астафьев "Стрижонок Скрип"»


Урок литературного чтения

Тема6: В.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

учить детей анализировать поступки героев;

учить составлять сравнительное описание на основе текста;

расширять знания о стрижах и лебедях;

прививать любовь и бережное отношение к животным.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кабан».

  1. Введение в тему.

  1. Чтение стихотворений А.Фета и И.Бунина.

Снова птицы летят издалёка

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт. (А.Фет) (слайд 2)


Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной. (И.Бунин) (слайд 3)

- О каком времени года говорится в каждом стихотворении? Как вы это узнали, по каким приметам? Одной из примет весны является прилёт птиц. Какие птицы прилетают первыми? Какие позже? Почему? Чем отличаются стрижи от ласточек? (слайды 4-5)

2. Слово о В.П. Астафьеве. (слайд 6)


Детство и юность

Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край).

Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу.

Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом. Об этом времени у писателя осталось много светлых воспоминаний, которые позже он описал в автобиографии.

После того, как отец Виктора вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.

Служба

В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. В Новосибирской пехотной школе он обучился военному делу. А уже в 1943 году отправился воевать. Сменив несколько видов деятельности, до конца войны был обычным рядовым солдатом. За время службы Астафьев был удостоен медали «За отвагу», ордена «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился на писательнице Марии Корякиной, вместе с ней поселился в городе Чусовой Пермской области.

Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. Однако кроме работы Виктор интересовался литературой: даже был постоянным членом литературного кружка.

Литературная карьера

Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году («Гражданский человек»). В том же году Виктор стал работать в газете «Чусовский рабочий», это место не покидал 4 года. Для газеты Астафьев написал множество статей, очерков, рассказов, его литературный талант начал раскрываться все полнее. В 1953 году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны».

А в 1958 году в биографии Виктора Астафьева произошло важное событие – его приняли в Союз писателей. Для повышения своего литературного уровня Астафьев учился на Высших литературных курсах с 1959 по 1961 год.

Если кратко охарактеризовать произведения Виктора Астафьева, можно сказать, что они освещают военную, антисоветскую, деревенскую тематику.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты» (роман был удостоен премии РФ в области литературы и искусства). Среди его повестей: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».

В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.

Смерть

Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.

  1. Знакомство с рассказом.

  1. Чтение рассказа учителем и учащимися. (слайд 7)

  2. Словарно-лексическая работа.

- Объясните значение слов:

БЕСЦЕРЕМОННО – беззастенчиво развязно, выходя за границы вежливости.

ЗАПОЛОШНО – (прост.) – суматошно, неспокойно, взбалмошно.

ЛЕПИТЬСЯ – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.

ЯР – крутой берег, обрыв. (слайд 8)

- Подберите синонимы к словам: мерцала (светилась); серьёзный (вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный); угревшись (согревшись); потухло (погасло, прекратилось). (слайд 9)

- Подберите антонимы к словам: мерцала (темнеть, мрачнеть); строгий (ласковый); тревога (покой, спокойствие). (слайд 10)

IV. Характеристика мамы-стрижихи.

  1. Работа над пословицами. (слайд 11)

- Прочитайте пословицы и догадайтесь, о ком в них говорится.

Птица рада весне, а дитя – ей.

Сердце её лучше солнца греет.

Роднее её родни нет.

- Да, эти пословицы о матери. Составьте характеристику мамы-стрижихи, пользуясь текстом. (слайд 12)

2. Составление синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. (слайд 13-14)


  1. Самостоятельная работа. Работа в группах. Представление результатов проделанной работы. (слайд 15)


V Домашнее задание: составить сравнительную характеристику лебедей и стрижей на основе рассказов «Приёмыш» и «Стрижонок Скрип»




















Источники

  1. http://all-biography.ru/alpha/a/astafev-viktor-astafyev-viktor

  2. Кутявина С.В.Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. - М.: ВАКО, 2006. - 240с. – (В помощь школьному учителю).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!