СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке" Литература 4 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке" Литература 4 класс»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Приходько Валентина Алексеевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 «А»

Тема урока: «Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»»

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»


Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

  1. Формировать представление о биографии и творчестве В.Ф.Одоевского, о сказке, как литературном жанре.


  1. Формировать умение выразительно читать, передавая интонацией настроение, анализировать содержание прочитанного

Предметные.

  1. Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии и творчестве В.Ф. Одоевского, о сказке, как литературном жанре.


  1. Учащиеся получат возможность научиться выразительно читать, передавая интонацией настроение, анализировать содержание прочитанного


Развивающие:

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий; строить

логические рассуждения, включающие установление причинно-

следственных связей; устанавливать аналогии; осуществлять обобщение изученного, анализ

объектов с выявлением существенных и несущественных

признаков.

3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; договариваться и приходить к общему решению; контролировать действия партнёра

1.Метапредметные:

Регулятивные: Учащиеся научатся:

- осуществлять волевую саморегуляцию;

- принимать и сохранять учебную задачу.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять самооценку деятельности.

2. Познавательные:

- Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.


3.Коммуникативные: Учащиеся научатся:

- слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению;

- владеть диалогической речью;

- контролировать действия партнёра.


Воспитательные:
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: учебник, конспект урока.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, презентация.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты


Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)




Наглядный

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.


- Обратите внимание на слайд. Прочитайте высказывание.

Как вы его понимаете?









- Да, всё верно.



- Чему мы учимся на уроках чтения?



- Поэтому на первое место ставится умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика.


Приветствуют учителя.




- «Кто много читает, тот много знает».

- Если много читать, то можно узнать что-то новое, интересное для себя. Чтение книг расширяет кругозор и позволяет узнать ответы на интересующие вопросы.

- К знаниям, расширению кругозора.


- На уроках чтения мы учимся красиво говорить, читать, пересказывать.





Р: осуществлять саморегуляцию











К: владеть диалогической речью

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


2.

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений


Давайте сделаем упражнение на развитие дыхания.

Смотрите, как это сделаю я. А потом повторим все вместе.

1. Встаньте ровно, расслабьтесь, руки свободны вдоль тела, плечи расправлены.

2. Сделайте глубокий вдох через нос.

3. Задержите дыхание, короткая пауза.

4. Равномерно, спокойно выдыхаем через рот.

А теперь посмотрите на слайд,


А теперь немного подготовимся к чтению. Прочитайте строки медленно и тихо.

Был себе царь Дадон,

Построил он костяной дом;

Набрали со всего царства

Костей, стали мочить -

Перемочили, стали сушить -

Кости пересохли. Опять намочили,

А когда намокнут,

Тогда сказку доскажу.

А сейчас прочтите их быстро и громко. Теперь с радостной интонацией, с удивленной


Хорошо, теперь все вместе.

Молодцы, садитесь на места.


-Чтобы узнать, тему нашего занятия, разгадайте ребус.

Ч то у вас получилось?

-Давайте вспомним, что такое сказка?












Вместе с учителем выполняют упражнение 3 раза.














Выполняют речевую разминку вместе с учителем






















-Сказка






Это вымышленный рассказ о героях или необычных, волшебных событиях и приключениях.



Учащиеся закрепят представление о сказке, как литературном жанре.

Р:

- принимать и сохранять учебную задачу.

































П:

- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения

К:

- слушать и понимать речь других;

- владеть диалогической речью;

















































- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)



-Какие виды сказок вы знаете?


-А что такое литературная сказка?


-А какие бывают народные сказки?


-Какие сказки называют волшебными? Приведите примеры.





-Какие сказки называют бытовыми? Приведите пример.





-Какие сказки называют сказками о животных? Приведите пример.








-Народная и литературная


-Сказка, у которой есть автор


-О животных, бытовые, волшебные.

-Сказки, в которых происходят волшебные действия, есть волшебные помощники. «Морозко», «По щучьему велению».


-Сказки, которые рассказывают о простых событиях из жизни героев. «Каша из топора»



-Это сказки, в которых рассказывается о приключениях животных, главные герои – животные. «Лягушка путешественница», «Лисица и журавль».


Учащиеся научатся воспринимать информацию о сказке, как литературном жанре.

К: владеть диалогической речью

П:

осуществлять анализ

объектов с выявлением существенных и несущественныхпризнаков.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу


4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный





Практический

-Верно, откройте учебник на странице 118. Прочитайте название сказки, которую мы начнем сегодня изучать.

-Кто автор данного произведения?


-Если у сказки есть автор, то какая она?

-Кто сможет сформулировать тему нашего занятия?



- Со сказкой


-«Городок в табакерке»


-Владимир Федорович Одоевский


-Литературная



-В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»


К: владеть диалогической речью

П:

осуществлять анализ

объектов с выявлением существенных и несущественныхпризнаков.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


5.Реализация построенного проекта

Словесный







-Какой будет наш план действий на этот урок?






-Хорошо, всё верно. Это будет нашим планом действий на уроке.


1. Познакомиться с биографией писателя.

2. Начать читать сказку В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

2. Ответить на вопросы по содержанию сказки

4. Подвести итоги урока












Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи


Словесный (беседа)
















Практический



-Посмотрите на портрет писателя. Каким он вам представляется по характеру?


Теперь мы с вами ближе познакомимся с биографией писателя. Сейчас я буду рассказывать вам биографию автора, а вы внимательно слушайте.

Отец Владимира Федоровича Одоевского был из древнего княжеского рода, а мать - в прошлом крепостной крестьянкой. С 1816 по 1822 г. Одоевский учился в Московском университетском благородном пансионе, привилегированном учебной заведении, где воспитанники имели право выбирать предметы, и где он получил возможность сосредоточиться на изучении философии и словесности - двух областей культуры, которым посвятил впоследствии много лет раздумий и вдохновенного труда.

В годы пребывания в пансионе были напечатаны его первые произведения.

На протяжении ряда лет тесные дружеские и творческие контакты связывали В.Ф. Одоевского с А.С. Пушкиным. Они познакомились в 1827-1828 гг. Когда А.С. Пушкин приступил к изданию журнала «Современник», он получил в лице В.Ф. Одоевского деятельного сотрудника и помощника.

-Итак, что же вам больше всего запомнилось?

-Каким он был человеком?

-Когда он начал писать свои первые стихи?

Физ. минутка

-Вернемся к сказке, которую сегодня мы будем проходить. Вдумайтесь в название, рассмотрите иллюстрации, предположите, о чем эта сказка.

-Объясните, как вы понимаете слова «городок» и «табакерка», чтобы лучше понять произведение, которое мы будем читать.



-Как вы думаете, может ли поместиться городок в табакерке?


-Значит этого не может быть в действительности, тогда как вы думаете, в каком виде сказок мы ещё можем с подобным столкнуться?


-Можем ли мы по названию определить, о чем будет эта история, ваши предположения?


Работа со словами

ПЕСТРЕНЬКАЯ - окрашенная в несколько цветов, содержащая несколько разных цветов.

ПОМЕРКЛИ - постепенно утрачивали яркость, блеск.

ЗАТЁПЛИЛАСЬ ЗВЁЗДОЧКА - начала загораться.

МУДРЕНО - 1) загадочно, непонятно;

С СИМИ СЛОВАМИ - с этими словами.

УЧТИВО - очень вежливо.

СВОД - дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-нибудь сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего-нибудь, напоминающая такое перекрытие.

НИ ПЯДИ: пядь - старинная мера длины, равная расстоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев.

НЕ ОТЛАТЬ НИ ПЯДИ -- не отдать ни

БЮРО - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

ГОРКА - это мебель для посуды

СТАВНИ - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

ФЛЮГЕР - прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

-Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.






























Слушают учителя




- Отвечают на вопросы на восприятие.





Выполняют физ-минутку

-О городе с маленькими жителями




Городок-маленький город

Табакерка - маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли. (На слайде)



-Нет




-С волшебной сказке





Делают предположения












Проводят работу с новыми словами, делают предположения о их значении.

Учащиеся получат представление о жизни и творчестве В.Ф.Одоевского













































































Учащиеся научатся анализировать содержание.






К: слушать и понимать речь других;













































































К:слушать и понимать речь других;

- договариваться и приходить к общему решению;

- владеть диалогической речью;






П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

П:строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.


П:строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический

Начинаем читать по цепочке.


(Деление сказки на части.)

1 часть

(До слов «- Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хоте-лось.»)


-О чем в ней говориться?

-Что показывает папенька Мише?

-Как вы озаглавите эту часть? (Например, «Удивительная табакерка».)


2 часть

(До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)


-О чем в ней говориться?

- Откуда играла музыка? Что он увидел?

- Кто живет в табакерке? Какой наказ дал папенька Мише?

Предложите название этой части. («Нельзя ли войти в этот городок?»)


3 часть


(До слов «Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом...» )

-Озаглавьте. О чем она? («Приглашение принято» или

«Провожатый - мальчик-колокольчик».)

-Кто явился к мальчику? Куда они отправились?»


4 часть

(До слов «Мальчик-колокольчик смеялся изо всех сил..»)


-О чем говорится в этой части? Как у ребят получилось пройти?»

-Озаглавьте. ( Возможное название - «Вдали все кажется маленьким, а подойдешь - большое».)



5 часть

(До слов «Вот перед ними еще дверцы»)


-О чем говорится в этой части?

-Что сказал мальчик-колокольчик Мише? Как вы думаете почему?

-Озаглавьте эту часть. (Возможное название -

«Маленькая

размолвка».)


6 часть

(До слов «Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали»)


-О чем эта часть?

-Озаглавьте её. (Возможное название - «Очу-тились на улице».)


7 часть

Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках...»


-Кого встретил Миша?

-Как можно озаглавить эту часть? (Возможное название - «Встреча с молоточками».)


8 часть

Прочитайте до слов «Миша - к надзирателю»


-О чем эта часть?

-Озаглавьте её.

(Возможное название - «Господа - дядьки-молоточки».)


9 часть

(До слов «Между тем Миша пошел далее - и остановился»)


-С кем повстречался Миша?

-как мы можем озаглавить эту часть?

(Возможное название - «Знакомство с надзирателем».)


10 часть

Прочитайте до слов «- Что во сне видел, Миша? - спросил папенька».


-С кем встретился Миша?

-Что он сделал? К чему это привело?

-Как мы озаглавим эту часть? (Возможное название - «Сударыня-царевна».)


11 часть

(До конца)

-Чем всё закончилось? Какой мы можем сделать вывод?

-Как озаглавим последнюю часть?

(Возможное название

«Миша проснулся».)

Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

Читают выразительно по цепочке

Выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение

Р: принимать и сохранять учебную задачу;

К:

-Контролировать действия партнёра.

-Владеть диалогической речью


П: - Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.





8. Включение нового знания в систему знаний и повторений


Словесный

(беседа)





-Творчество какого писателя мы изучали на уроке?

-Какое произведение читали?

-Выполнили ли мы все пункты плана за наше занятие?

- В.Ф.Одоевский

-«Городок в табакерке»



-Да



К: владеть диалогической речью


П:осуществлять обобщение изученного




9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

- Вот и подходит к концу наш урок.

– Вспомним, с какого высказывания мы начали наш урок.

Как вы считаете, хорошо ли вы работали на уроке? Оцените себя, если да, то поднимите сразу две руки вверх. Все Молодцы! Помахали ручками, всем спасибо за урок. До свидания!




-«Кто много читает, тот много знает».



Оценивают свою деятельность на уроке.



К: владеть диалогической речью



Р: осуществлять самооценку деятельности


способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!