СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у сказки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у сказки»

Тема: «Путешествие в сказку»

Цель: обобщить и углубить знания обучающихся о сказках и сочинить собственную сказку.

Задачи:

  • образовательные: закрепить знания по умению определять художественные особенности сказки как жанра, активизировать познавательную активность при интеграции знаний по русскому языку и литературе;

  • развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебными материалами (тетрадь, учебник, читательский дневник);

  • воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткого отношения друг к другу при групповой форме работы.



Проблемный вопрос: в народе говорят: СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ – УРОК.

Сказка – ложь?



ТИП УРОКА: систематизация и обобщение знаний.

ФОРМА УРОКА: групповая деятельность по созданию единого продукта (сказки).


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: изобразительное искусство, русский язык, мировая художественная культура.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Мультимедиапроектор

  • Учебник «Литература для 5 класса», автор Москвин

  • Иллюстрации сказок художников….

  • Портреты сказочников

  • Выставка книг по теме

  • Детские рисунки и сказки.

  • Сказочные атрибуты: домик Бабы-Яги, ларец.

  • Призы (смайлики для рефлексии, сердечки за ответы, конфеты каждому в конце урока).


ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент. Рефлексия (2 мин).

  1. Вступительное слово учителя. Определение темы урока (3 мин).

  2. Актуализация знаний по теме (10 мин).

  3. Определение задания для работы в группах (5 мин).

  4. Индивидуальные задания для групп (на карточках достаем из ларца, даем для работы в группах) (8 мин).

  5. Итог работы в группах (чтение сочиненной сказки) (7 мин)..

  6.  Вывод: Чему учит сказка? Оценивание (2 мин).

  7. Рефлексия (2 мин).

  8. Домашнее задание: сказка собственного сочинения (по желанию) (1 мин).


Ход урока

  1. Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу - класс наш хоть куда!

Мы начнем урок, друзья.


РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся соседу справа, улыбнемся соседу слева. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока.


Музыкальное сопровождение (topfonmusic.comСказочная, трек ПОПАСТЬ В СКАЗКУ)

Парты оформлены таким образом, чтобы разместить 5 групп учащихся.

  1. Слово учителя. Определение темы урока.

А сейчас мы приступим к уроку и попытаемся определить его тему.



1. Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Владислава Евгеньевна.

2. В некотором районе, в некотором городе стоит на одной улице теремо-теремок. Он ни низок, ни высок, ни узок, ни широк. И трудятся в этом теремке замечательные люди – замечательные дети и прекрасные учителя.

- Что сейчас я вам сказывала? Такова и тема нашего урока.

- (Сказка)

В народе говорят: СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ – УРОК.

Сказка – ложь? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.


III. Актуализация знаний по теме.

- А что такое сказка? (Ответы учеников)

- Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны. Учат добру, сказка поучительна.

- А если к сказке подберем ряд однокоренных слов.

- Сказка – сказывать – сказочник - рассказывать –- присказка


- Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Как вы думаете, что будет являться целью нашего урока? (нужно знать художественные особенности сказок, отличать эти произведения от других жанров).

- А зачем знать эти особенности? (Ответы учеников + можно самому стать сказочником)

- Значит, мы сами попробуем сочинить сказку, т.е. стать настоящими сказочниками.

- Чем отличается речь сказочника? (Речь сказочника при исполнении сказок отличается напевностью, мелодичностью, интонацией; использует в процессе говорения жесты, мимику).

- Всякий ли рассказ будет сказкой, даже если имеет фантастический сюжет? (Нет, в сказке присутствуют волшебные помощники, герой проходит испытания, добро должно побеждать зло)

- На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные)

- Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).


- А многие ли из нас могут рассказать сказку?

- Рассказать сказку – это значит так исполнить ее, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись.

- На первый взгляд ничего сложного нет, но сказка имеет строго выстроенную композицию.

- Давайте попробуем в этом разобраться?

- Нам нужна небольшая помощь.

- Знаете, что я сейчас держу в руках?!

Клубок серых ниток, тот самый, который помог Ивану-Царевичу найти царство Кощея-Бессмертного.

Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Ну, все готовы? Тогда в дорогу.

- Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесОвых у ворот, там, где присказка живет. Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться

- Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у ларца.

- Как вы думаете, что же находится в этом ларце?

Открываем:

- Учитель читает слова с 1 карточки: Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет. Какую характерную часть сказки я вам зачитала? (Присказка)

- Для чего нужна присказка? (Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно - история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь, потом сложно за мысль ухватиться и правильно понять истинный смысл)

- Зачем я взяла в руки ключ? Что он символизирует в сказочном тексте?

- Дверь. Начало. Правильно, теперь давайте подберем к этому слову однокоренные слова (Зачинать: начинать, начало).

- Как называется начало сказки? Зачин – важная композиционная часть сказки, с нее начинается история.

- А какие зачины вам известны? (- В некотором царстве, в некотором государстве…- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.- Жили - были…)

- Давайте снова заглянем в сказочный ларец. (Учитель достает из ларца дерево).

- Ой, какое волшебное дерево растет около избушки. На нем не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут (на дереве картинки с финалами сказок). Веселые они, но только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает.

- Может, и мы вспомним концовки (Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.

Вывод:

- Для чего нужны присказки, зачины, концовки? ( Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят удивительный сказочный мир).

- У нас вроде бы все есть: сказочники (вы), присказка, зачины, концовки, и, наверное, мы можем сказывать?

- Сказка готова?

- Нет

- А чего нам не хватает?

- Без чего текст нельзя назвать сказкой?

Нужны следующие компоненты (достаем из ларца карточки):

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок).

2. Сказочные превращения (Царевич - чудище лесное, Василиса Прекрасная – лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 сестры; 3 дня; 3 дороги; 3 железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз, у Бабы-Яги 3 заветный атрибута (избушка; ступа; помело), герой проходит 3 испытания).

5. Постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).

6. Устойчивые выражения («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать».

7. Волшебные предметы (Яблоко, клубок, ковер-самолет).

8. Герои-помощники (Волк, заяц, медведь).

9. Невероятные возможности (Из костей – лебеди, выткать ковер за одну ночь).

10. Заклятия ( «Стань к лесу задом, а ко мне передом», «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой», «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица напереди».

11. Мораль-поучение (Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок).



IV. Определение задания для работы в группах.

- А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

- Сказка не совсем обычная.

- Герой будет сделан из соломы. Чтобы дать ему имя, давайте подберем однокоренные слова. Он будет двигаться, проходить всякого рода испытания в строгом соответствии с материалом, из которого он сделан.

Создаем сказочного героя:

  1. Из какого материала сделан человечек? (Солома)

  2. Свойства соломы? (Хрупкая, легкая, в воде не тонет; боится огня; несъедобная)

  3. Какое имя? (Соломок)

V. Индивидуальные задания для групп (на карточках достаем из ларца, даем для работы в группах)

1 группа:

а) Зачин, присказка.

б) Как появился Соломок на свет?

в) Почему ушел из дома?

(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)


2 группа:

а) Первое испытание СоломкА (Огонь).

б) Мораль – Друзья познаются в беде (то есть нужно придумать волшебных помощников и волшебные предметы).

(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)


3 группа:

а) Второе испытание СоломкА (Вода).

б) Мораль – мал да удал (Герой сам проявляет сообразительность и проходит испытание).

(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)


4 группа:

а) Третье испытание СоломкА (Ветер).

б) Мораль – У страха глаза велики, да ничего не видят.

(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)


5 группа:

а) Концовка.

б) Мораль - За нужное дело берись смело: сам не осилишь, товарищи помогут.
(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)


Во время работы обучающихся демонстрируется Видеофрагмент «В гостях у сказки» https://my.mail.ru/mail/vorobeff/video/_myvideo/272.html

Сказочные компоненты, напечатанные на карточках, размещены на доске с помощью магнитов).


VI. Итог работы в группах. Чтение сказки перед аудиторией (5 сказочников-докладчиков из групп)

VII. Вывод: Сказка – ложь? На этот вопрос мы должны ответить сейчас. ( И да, и нет: с одной стороны, сказка – произведение вымышленного характера, в основе которого лежит чудесное начало, но с другой стороны, сказка напрямую соотносится с жизнью человека, его поступками. Сказка учит человека поступать правильно: быть добрыми; справедливыми, противостоять злу; презирать хитрецов и льстецов; ненавидеть злодеев, врагов. Мораль – дружба делает людей сильными. Дружба преодолевает все).

Оценки на этом уроке тоже сказочные – достаем конфеты из ларца).

Посчитайте, пожалуйста, количество сердечек в группах? У кого больше всего?. Качество составления композиционного сказочного элемента группой и исполнение его также оценивается сердечком.

Оцениваем.


VIII. Рефлексия. Поднимите, пожалуйста, смайлики с изображением того настроения, которое соответствует Вашему в конце урока.

Что Вам запомнилось?

Что нового Вы узнали?

Что вызвало трудности?

Повторим такой урок?

  1. Домашнее задание: сказка собственного сочинения (по желанию).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!