Тема: «Путешествие в сказку»
Цель: обобщить и углубить знания обучающихся о сказках и сочинить собственную сказку.
Задачи:
образовательные: закрепить знания по умению определять художественные особенности сказки как жанра, активизировать познавательную активность при интеграции знаний по русскому языку и литературе;
развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебными материалами (тетрадь, учебник, читательский дневник);
воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткого отношения друг к другу при групповой форме работы.
Проблемный вопрос: в народе говорят: СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ – УРОК.
Сказка – ложь?
ТИП УРОКА: систематизация и обобщение знаний.
ФОРМА УРОКА: групповая деятельность по созданию единого продукта (сказки).
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: изобразительное искусство, русский язык, мировая художественная культура.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедиапроектор
Учебник «Литература для 5 класса», автор Москвин
Иллюстрации сказок художников….
Портреты сказочников
Выставка книг по теме
Детские рисунки и сказки.
Сказочные атрибуты: домик Бабы-Яги, ларец.
Призы (смайлики для рефлексии, сердечки за ответы, конфеты каждому в конце урока).
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент. Рефлексия (2 мин).
Вступительное слово учителя. Определение темы урока (3 мин).
Актуализация знаний по теме (10 мин).
Определение задания для работы в группах (5 мин).
Индивидуальные задания для групп (на карточках достаем из ларца, даем для работы в группах) (8 мин).
Итог работы в группах (чтение сочиненной сказки) (7 мин)..
Вывод: Чему учит сказка? Оценивание (2 мин).
Рефлексия (2 мин).
Домашнее задание: сказка собственного сочинения (по желанию) (1 мин).
Ход урока
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу - класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся соседу справа, улыбнемся соседу слева. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока.
Музыкальное сопровождение (topfonmusic.com›Сказочная, трек ПОПАСТЬ В СКАЗКУ)
Парты оформлены таким образом, чтобы разместить 5 групп учащихся.
Слово учителя. Определение темы урока.
А сейчас мы приступим к уроку и попытаемся определить его тему.
1. Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы, красны девицы. Пришла я к вам слово молвить, а зовут меня Владислава Евгеньевна.
2. В некотором районе, в некотором городе стоит на одной улице теремо-теремок. Он ни низок, ни высок, ни узок, ни широк. И трудятся в этом теремке замечательные люди – замечательные дети и прекрасные учителя.
- Что сейчас я вам сказывала? Такова и тема нашего урока.
- (Сказка)
В народе говорят: СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ – УРОК.
Сказка – ложь? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.
III. Актуализация знаний по теме.
- А что такое сказка? (Ответы учеников)
- Сказка – рассказ, который повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны. Учат добру, сказка поучительна.
- А если к сказке подберем ряд однокоренных слов.
- Сказка – сказывать – сказочник - рассказывать –- присказка
- Сказки рассказываются не так, как все другие интересные истории. Как вы думаете, что будет являться целью нашего урока? (нужно знать художественные особенности сказок, отличать эти произведения от других жанров).
- А зачем знать эти особенности? (Ответы учеников + можно самому стать сказочником)
- Значит, мы сами попробуем сочинить сказку, т.е. стать настоящими сказочниками.
- Чем отличается речь сказочника? (Речь сказочника при исполнении сказок отличается напевностью, мелодичностью, интонацией; использует в процессе говорения жесты, мимику).
- Всякий ли рассказ будет сказкой, даже если имеет фантастический сюжет? (Нет, в сказке присутствуют волшебные помощники, герой проходит испытания, добро должно побеждать зло)
- На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные)
- Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).
- А многие ли из нас могут рассказать сказку?
- Рассказать сказку – это значит так исполнить ее, чтобы слушали нас, затаив дыхание, чтобы плакали или смеялись.
- На первый взгляд ничего сложного нет, но сказка имеет строго выстроенную композицию.
- Давайте попробуем в этом разобраться?
- Нам нужна небольшая помощь.
- Знаете, что я сейчас держу в руках?!
Клубок серых ниток, тот самый, который помог Ивану-Царевичу найти царство Кощея-Бессмертного.
Давайте-ка бросим его перед собой и отправимся в страну сказок. Ну, все готовы? Тогда в дорогу.
- Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться у тесОвых у ворот, там, где присказка живет. Нам идти, клубку катиться, а потом остановиться
- Ну вот, оглянуться не успели, а уже очутились у ларца.
- Как вы думаете, что же находится в этом ларце?
Открываем:
- Учитель читает слова с 1 карточки: Будет сказка занимательна, слушайте ее внимательно. Кто уши раскроет, много-много всякой всячины усвоит, кто невзначай уснет, тот ни с чем и уйдет. Какую характерную часть сказки я вам зачитала? (Присказка)
- Для чего нужна присказка? (Пробудить интерес слушателя, привлекая внимание. Присказка речь ведет, что сразу ясно - история будет сказываться небывалая, слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь, потом сложно за мысль ухватиться и правильно понять истинный смысл)
- Зачем я взяла в руки ключ? Что он символизирует в сказочном тексте?
- Дверь. Начало. Правильно, теперь давайте подберем к этому слову однокоренные слова (Зачинать: начинать, начало).
- Как называется начало сказки? Зачин – важная композиционная часть сказки, с нее начинается история.
- А какие зачины вам известны? (- В некотором царстве, в некотором государстве…- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.- Жили - были…)
- Давайте снова заглянем в сказочный ларец. (Учитель достает из ларца дерево).
- Ой, какое волшебное дерево растет около избушки. На нем не яблоки, не груши, а сказочные концовки растут (на дереве картинки с финалами сказок). Веселые они, но только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает.
- Может, и мы вспомним концовки (Сказка вся, боле врать нельзя. Вот какая я маленькая да удаленькая. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.
Вывод:
- Для чего нужны присказки, зачины, концовки? ( Они делают сказку такой красивой и необыкновенной, настраивают нас на особый лад: переносят удивительный сказочный мир).
- У нас вроде бы все есть: сказочники (вы), присказка, зачины, концовки, и, наверное, мы можем сказывать?
- Сказка готова?
- Нет
- А чего нам не хватает?
- Без чего текст нельзя назвать сказкой?
Нужны следующие компоненты (достаем из ларца карточки):
1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок).
2. Сказочные превращения (Царевич - чудище лесное, Василиса Прекрасная – лягушка).
3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).
4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 сестры; 3 дня; 3 дороги; 3 железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз, у Бабы-Яги 3 заветный атрибута (избушка; ступа; помело), герой проходит 3 испытания).
5. Постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).
6. Устойчивые выражения («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать».
7. Волшебные предметы (Яблоко, клубок, ковер-самолет).
8. Герои-помощники (Волк, заяц, медведь).
9. Невероятные возможности (Из костей – лебеди, выткать ковер за одну ночь).
10. Заклятия ( «Стань к лесу задом, а ко мне передом», «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой», «Стань, белая береза, у меня позади, а красная девица напереди».
11. Мораль-поучение (Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок).
IV. Определение задания для работы в группах.
- А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.
- Сказка не совсем обычная.
- Герой будет сделан из соломы. Чтобы дать ему имя, давайте подберем однокоренные слова. Он будет двигаться, проходить всякого рода испытания в строгом соответствии с материалом, из которого он сделан.
Создаем сказочного героя:
Из какого материала сделан человечек? (Солома)
Свойства соломы? (Хрупкая, легкая, в воде не тонет; боится огня; несъедобная)
Какое имя? (Соломок)
V. Индивидуальные задания для групп (на карточках достаем из ларца, даем для работы в группах)
1 группа:
а) Зачин, присказка.
б) Как появился Соломок на свет?
в) Почему ушел из дома?
(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)
2 группа:
а) Первое испытание СоломкА (Огонь).
б) Мораль – Друзья познаются в беде (то есть нужно придумать волшебных помощников и волшебные предметы).
(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)
3 группа:
а) Второе испытание СоломкА (Вода).
б) Мораль – мал да удал (Герой сам проявляет сообразительность и проходит испытание).
(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)
4 группа:
а) Третье испытание СоломкА (Ветер).
б) Мораль – У страха глаза велики, да ничего не видят.
(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)
5 группа:
а) Концовка.
б) Мораль - За нужное дело берись смело: сам не осилишь, товарищи помогут.
(В процессе работы используйте, пожалуйста, сказочные компоненты)
Во время работы обучающихся демонстрируется Видеофрагмент «В гостях у сказки» https://my.mail.ru/mail/vorobeff/video/_myvideo/272.html
Сказочные компоненты, напечатанные на карточках, размещены на доске с помощью магнитов).
VI. Итог работы в группах. Чтение сказки перед аудиторией (5 сказочников-докладчиков из групп)
VII. Вывод: Сказка – ложь? На этот вопрос мы должны ответить сейчас. ( И да, и нет: с одной стороны, сказка – произведение вымышленного характера, в основе которого лежит чудесное начало, но с другой стороны, сказка напрямую соотносится с жизнью человека, его поступками. Сказка учит человека поступать правильно: быть добрыми; справедливыми, противостоять злу; презирать хитрецов и льстецов; ненавидеть злодеев, врагов. Мораль – дружба делает людей сильными. Дружба преодолевает все).
Оценки на этом уроке тоже сказочные – достаем конфеты из ларца).
Посчитайте, пожалуйста, количество сердечек в группах? У кого больше всего?. Качество составления композиционного сказочного элемента группой и исполнение его также оценивается сердечком.
Оцениваем.
VIII. Рефлексия. Поднимите, пожалуйста, смайлики с изображением того настроения, которое соответствует Вашему в конце урока.
Что Вам запомнилось?
Что нового Вы узнали?
Что вызвало трудности?
Повторим такой урок?
Домашнее задание: сказка собственного сочинения (по желанию).