Тип урока: комбинированный |
Педагогические задачи: закрепить знания обучающихся об информационных процессах; обратить внимание на многообразие окружающих человека кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации; упражнять в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов |
Планируемые результаты |
Предметные: Научатся: кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды. | Метапредметные: • познавательные - перекодируют информацию из пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; умеют выборочно передавать содержание текста; строят логическую цепочку рассуждений; | Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; способность к самооценке на основе |
Получат возможность научиться: способам кодирования информации | •регулятивные - учитывают правило в планировании и контроле способа решения; преобразуют практическую задачу в познавательную; • коммуникативные - управляют поведением партнера: контролируют, вносят коррективы, оценивают действия партнера | критерия успешности учебной деятельности |
Образовательные ресурсы: ЭПУ: презентация «Кодирование информации». Режим доступа: http://metodist.lbz.rU/authors/informatika/3/eor5.php |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний | Приветствует обучающихся, проверяет подготовку к учебному занятию. - Покажите смайлик, отражающий ваше настроение в начале урока. С помощью документ камеры проверяется домашнее задание. - Что такое информация? - Какие действия человек совершает с информацией? - Как человек хранит информацию? - Как человек передает информацию? | Готовят рабочее место. Определяют свое эмоциональное состояние в начале урока. Формулируют ответы на вопросы | Владеть навыками самоорганизации. Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска. Осуществлять актуализацию сведений из личного опыта |
II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. - Назовите виды сигналов, с помощью которых может поступать информация от источника к приемнику. - Догадайтесь, что означает представленный сигнал для человека? (Звучит сигнал будильника.) - Преобразуйте звуковой сигнал в числовую и текстовую форму. - Догадайтесь, что означает представленный сигнал для человека? (Звучит звонок в дверь.) - Преобразуйте сигнал в текстовую форму. - Подумайте, какое действие с информацией вы выполнили, преобразовав ее? - Назовите тему урока. - Что мы должны узнать на уроке? | Формулируют тему урока, ставят учебную задачу, обсуждают тему урока. - Звуковой сигнал, зрительный сигнал, световой сигнал и др. - Пора вставать. Один ученик пишет на доске время и текст: «Пора вставать». - Я пришел, откройте дверь. - Кодирование. - «Кодирование информации». - Что такое код и как кодировать информацию | Владеть навыком преобразования информации. Осуществлять актуализацию сведений из личного опыта |
III. Изучение нового материала | Организует беседу с целью открытия нового знания. - Информация может поступать от источника к приемнику с помощью сигналов самой разной физической природы. Для того чтобы произошла передача информации, приемник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Необходимо заранее договориться, как понимать те или иные сигналы, т. е. требуется разработка кода. Код - это система условных знаков для представления информации. Кодирование - это представление информации с помощью некоторого кода. - Посмотрите на доску: BUCH – немецкий язык LIVRE – французский язык - А это слово вам знакомо: BOOK – английский язык - Для общения в нашей стране используется код - русский язык. Какой код мы используем для оценки знаний в школе? - Где еще в повседневной жизни мы встречаемся с кодами? - Рассмотрите картинки-подсказки и расскажите о кодах, которые встречаются в повседневной жизни. - Как называется набор символов для кодирования текстовой информации? - Как читают слепые люди? - Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать. - Как кодируется информация в компьютере? Запомни! В памяти компьютера информация представлена двоичным кодом | Формулируют ответы на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. - Книга - Оценки (5 - отлично, 4 - хорошо и т. д.). Рассматривают картинки и делятся жизненным опытом. - Алфавит. - С помощью азбуки Брайля. | Владеть понятиями «код», «кодирование», «двоичное кодирование», «декодирование». Развито логическое мышление |
Физкультминутка |
Задание 1, 2 | Организует устное выполнение задания. - Отгадайте правило кодирования информации человеком и узнаете скороговорку. | Выполняют задание, отвечают на вопрос. О т в е т: от топота копыт пыль по полю летит Ответ: ал цвет мил на весь свет | Применять навыки кодирования на практике. Развито логическое мышление. |
| - В памяти компьютера информация представлена двоичным кодом, в виде цепочек нулей и единиц. - Одна и та же информация может быть представлена разными кодами (в разных формах). Способ кодирования информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Основные способы кодирования: 1. Графический - с помощью рисунков и значков. 2. Числовой - с помощью чисел. 3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст. - Переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки также называют кодированием. Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации называют декодированием | Формулируют ответы на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. | Структурировать знания. Развито логическое мышление |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Работа в тетради: задание 83 задание 84 | Организует выполнение задания, уточняет и расширяет знания обучающихся Организует выполнение задания с целью закрепления знаний | Выполняют задание с целью закрепления и коррекции полученных знаний Выполняют задание. У кого сильные мышцы, тот победит одного. Кто силен знаниями, тот победит тысячи | Применять навыки кодирования на практике. Развито логическое мышление Структурировать знания |
V. Итоги урока, рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам. - Что вы понимаете под кодированием информации? - С какой целью люди кодируют информацию? - Какие знаки используются для представления информации? Учащиеся заполняют анкету: На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался Моё настроение Материал урока мне был | Формулируют ответы на вопросы | Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание | Учебник: § 7 стр.46-49. Рабочая тетрадь (задания 79-95) | Записывают домашнее задание | Владеть навыками самоорганизации |