СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВАРИАНТ 31 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2024 (тренировочный)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ 31 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2024 (тренировочный)»

ВАРИАНТ 31 ЕГЭ-2024 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (тренировочный)

Часть 1

Писательство – поразительно одинокое дело. Самое пустое и неразумное для писателя – читать отрывки из недописанной книги, обсуждать сюжет с родными или друзьями. Альберт Анатольевич Лиханов не раз повторял мне, что для него всякий замысел – одиночная тайна, в которую, чтобы не сглазить, он не посвящает никого до тех пор, пока не поставлена последняя точка. Это потом, после публикаций, не одной, естественно, критики начнут свою, удобную им, расфасовку по группам, направлениям, темам и проблемам: эти – деревенщики, эти - интеллектуалы, эти – андеграунд, постмодернисты…Впрочем, групп и группочек явно не хватает, разместить всех пишущих в часто громадные и уж всегда бесприютные литературные поселения. Однако порой и писателям легче жить этакими анклавами, дабы очертить круг сотоварищей, близких по духу и теме, а то и опереться, если трудно, о надёжное плечо и, опять же, отбиваться от настырных критиков, у которых, в массе своей, была, есть и останется всегда социально-политическая задача: одних охаивать, других возносить.

1.Самостоятельно подберите простой подчинительный союз со значением цели, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.

2.В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ОТРЫВОК. То, что представляет собой часть чего-л. целого; обрывок. И он все думал о том, что это кругом не жизнь, а клочки жизни, отрывки, что все здесь случайно.

2) РАЗМЕСТИТЬ. Распределить между многими. Разместить заказы.

3) КРУГ. Группа людей, объединенных какими-л. связями. [Карандышев:] Мы останемся в тесном семейном кругу.

4) ОПЕРЕТЬСЯ. Найти себе поддержку в ком-, чем-л., воспользоваться

5) ЗАДАЧА. То, что дано, предложено для выполнения, разрешения; то, что требует выполнения, разрешения. [Фауст:] Сокройся, адское творенье! Беги от взора моего! [Мефистофель:] Изволь. Задай лишь мне задачу: Без дела, знаешь, от тебя Не смею отлучаться я.

3.Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Содержание второго и третьего абзацев противопоставлено. На это противопоставление в начале третьего абзаца указывает слово «однако».

2) Выразительность текста обеспечивается лексическими средствами, среди которых разговорная лексика: «сглазить», «настырных», «охаивать».

3) Текст ориентирован на специалистов в соответствующей научной сфере, поэтому характеризуется глубиной изложения информации, сложностью лексики – обилием терминов (интеллектуалы, андеграунд, постмодернисты и др.).

4) Текст содержит предложения с различными осложняющими членами (уточняющие члены предложения, цепочки однородных членов предложения, вводные конструкции, причастные и деепричастные обороты).

5) Автор, опираясь на мысли А. Лиханова, излагает результаты собственных наблюдений.

4. Укажите варианты ответов, в которых ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) вероисповедАние

2) одОлжит

3) кровоточАщий

4) лилАсь

5) (чувство) локтЯ

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово

Это был ЖЕСТОКИЙ поступок со стороны бывшего друга.

Она с волнением читала ОБРЫВКИ повести.

Хорошо гулять по ГОРИСТОЙ местности в любое время года.

Мама всегда привозила необычные КОСТЯНЫЕ поделки из путешествий.

Перед вылетом я быстро ЗАПОЛНИЛ анкету.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово (словосочетание).

Инструмент актера — его душа, тело, голос, и если он хочет играть не на балалайке в три струны, а на скрипке Страдивари, то нужно шлифовать свое тело, свои движения, мимику лица, выразительность голоса, добиваться совершенного владения каждым мускулом.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

любимые ПРОФЕССОРА

ПЯТЬ барышень

пять КОЧЕРЁГ

ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин

пара ТУФЛЕЙ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г) нарушение в построении предложения с деепричастным

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом потребность в редакторе — доверенном лице, вкусу и проницательности которого доверяли.


1) Сверхвостребованная балерина перелетает с континента на континент со стремительностью метеорита, вызвав зрительский переполох каждым своим появлением.

2) Подавляющее большинство русских писателей, включая самых великих — Гоголя, Льва Толстого, Тургенева, — испытывали потребность в редакторе — доверенном лице, вкусу и проницательности которого доверяли.

3) Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, будут не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования, в том числе обнародовать свое несогласие с принятым решением в какой бы то ни было форме. 4) О ляпах и ошибках «Семнадцати мгновений весны» (1973) пишут очень давно и с удовольствием, но вопросов к Максу-Отто фон Штирлицу и его антагонистам не становится меньше. 5) Ираклий II рассчитывал обрести не только могущественного покровителя, но и вполне реальные штыки русской армии, размещённого на территории его владений.

6) Поезд подъезжал к станции «Крестовскому острову».

7) Николая I многие современники не любили, считая его строгим суровым солдафоном, а недруги не могли простить ему не только разгром восстания декабристов, но и проигранную Крымскую войну.

8) Кафе-столовая помещалось в нескладном одноэтажном здании с грибообразной пристройкой.

9) Усиление позиций Петербурга в Закавказье порождало не только страх, но и подталкивало его геополитических соперников к решительному противодействию новому раскладу сил в регионе


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ум..лять (значение), утр..мбовать, благосл..вить

2) разр..дить (всходы), просв..щение, прист..жный (воротник)

3) ж..нглёр, деш..вый, маж..рный

4) п..ррон, сп..ктакль, подст..лить

5) пол..мический, вн..мательность, выч..тать (из ста)

10.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) без..ллюзорность, вз..скивание, пред..дущий

2) о..даление, по..судимый, о..гадывать

3) пр..зрачность, пр..держать, пр..вентивный

4) пр..явитель, пр..бабушка, пр..голодаться

5) под..якорный, от..единение, суб..ективизм

11.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) Болот..стая (местность), решетч..тый

2) Продл..вать, пес..нка

3) Кресл..це, милост..вый

4) Собач..нка, золоч..ный

5) Син..ватый, сглаж..вать

12.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) жажд..щий (успеха), (слова много) знач..т

2) животрепещ..щий вопрос,(крестьяне) паш..т

3) выдел..шь (главное), знач..мый (для нас)

4) (овца) щипл..т (траву), движ..мый

5) погас..м (свечи), неопису..мая (радость)

13.Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Наступил вечер с (НЕ) СКОНЧАЕМЫМ дождем и тоскливыми воспоминаниями.

2) По сравнению со своими одноклассниками я далеко (НЕ) ВЫСОКИЙ

3) Голос продолжал доноситься по всему коридору, но (НЕ) СИЛЬНЫЙ, а слабый, едва слышимый.

4) (НЕ)УДИВЛЕННЫЙ сложившейся ситуацией, он продолжал разговор как ни в чем не бывало.

5) (НЕ) ЗАВОЕВАННАЯ крепость осталась разрушенной.

14.Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов

1) Вечный огонь на мемориале «Журавли» (НА)РАВНЕ с другими восемью факелами на самых знаменитых воинских мемориалах (САНКТ)ПЕТЕРБУРГА станет ещё одним символом неиссякаемой памяти потомков о подвиге тех, кто отстоял город на Неве.

2) В Петербурге Вечный огонь горит на Пискаревском кладбище, на Серафимовском кладбище, на (ПЛОЩАДИ)ПОБЕДЫ, у памятной (СТЕНЫ)СТЕЛЫ в Петергофе, у мемориала в Кронштадте, в Красном селе.

3) Акватория Ладоги (НА)СКВОЗЬ простреливалась фашистами, водители гибли в (СМЕРТЕЛЬНО)ОПАСНЫХ рейсах.

4) Место размещения Вечного огня на мемориале «Журавли», расположенного на (ЮГО)ВОСТОКЕ города, будет определено по результатам проектных работ и государственной (ИСТОРИКО)КУЛЬТУРНОЙ экспертизы.

5) Легендарный (ГРУЗОВИК)ПОЛУТОРКА, благодаря которому в обескровленный блокадой Ленинград доставили более миллиона тонн продуктов и спасли сотни тысяч человеческих жизней, увековечен в мемориальной памяти России — памятник «(МАШИНЕ)СОЛДАТУ» установлен перед музеем «Прорыв» в Ленинградской области.

15. Укажите цифру (ы), на месте которых пишется НН.

Я люблю наблюдать за осе(1)им морем: стекля(2)ая гладь воды вздымается и ледя(3)ой ветер взволнова(4)о несет волны к пусты(5)ому берегу.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В поход собирались как ученики школы так и их родители.

2) Я уже выучил стихотворение и собирался сделать задания по физике и географии.

3) Правильный режим дня необходимо соблюдать и в учебные дни и на каникулах.

4) Вечером ударил мороз и вода в лужах покрылась хрупким ледком.

5)То ли от мороза то ли от усталости после прогулки меня тянуло в сон.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(ы), где должна(ы) стоять запятая ые):

Стихотворение (1) давно мною позабытое (2) сегодня вдруг вспомнилось (3) возрождая в памяти моменты (4) пережитые мною в далекой юности.

18.Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Все твой путь блестящей залой зла (1) Маргарита (2) осуждают смело. В чём (3) вина (4) твоя? Грешило тело! Душу ты ― невинной сберегла. Всё тесней проклятое (5) кольцо, Мстит судьба богине полусветской… Нежный мальчик (6) вдруг с улыбкой детской Заглянул тебе, грустя, в лицо… О любовь! Спасает мир ― она! В ней одной (7) спасенье и защита. Всё в любви. Спи с миром (8) Маргарита… Всё в любви… Любила ― спасена! 19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда сойдет снег (1) и (2) начнет пробиваться первая трава (3) меня в этих местах уже не будет (4) потому что я должен буду уехать в середине февраля.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Мне казалось (1) что теплоход увозит нас в волшебную страну (2) где безграничное море (3) и плеск волны (4) где нет тревоги и (5) где никогда не будет злых людей.

21.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Стало свежо и сыро - мы плотнее закутались в плащи. (2)Дремота начала одолевать нас, но слух оставался по-прежнему чутким. (3)Шевелился ктонибудь из товарищей, гребцы сдержанным шепотом перекидывались словами — глаза тотчас же открывались, как будто сами собой. (4)С час мы плыли таким образом, как вдруг были выведены из полусонного состояния новым сильным ревом. (5)Олень стоял на этот раз шагов за сто от нас, на самом берегу. (6)Мы замерли — он тяжело бухнулся в воду. (7)— Гребите, ребята! — шепнул Степан, и длинное весло его с силой погрузилось в воду, направляя лодку к правому берегу, куда должен был выйти олень.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27

(1)Во время командировки я поскользнулся на обледеневшей лестнице и сильно повредил руку. (2)3апястье распухло, делать было нечего: пришлось идти на приём к хирургу. (3)Так я, житель большого областного города, оказался в обычной районной больнице. (4)Врач почему-то не начинал приём, и около дверей в тесном коридорчике, освещенном чахлой лампочкой, было настоящее вавилонское столпотворение. (5)Кого тут только не было! (6)Пожилые женщины, лица которых раскраснелись от духоты, хмурые старики, старшеклассницы, визгливо кричащие, что пройдут вне очереди, потому что им всего-навсего нужно поставить штамп. (7)Грудные дети плакали на руках измученных ожиданием мам, которые устало их качали и в немой тоске смотрели на закрытую дверь кабинета.

(8)Время шло, а приём всё не начинался. (9)И терпение людей лопнуло. (10)Вначале послышался какой-то глухой ропот, который, будто спичка сухие ветки, поджёг общее недовольство. (11)Дети, как по сигналу, в один голос заплакали, и уже не ропот, а возмущённо-жалобный вой наполнил весь коридор.

(12)«Господи, зачем я здесь!» — думал я, глядя на этих людей. (13)Разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась. (14)Ждать стало невмоготу, я решил действовать. (15)Твёрдым шагом я подошёл к окошечку регистратуры, тихо, но властно постучал в стекло. (16)Полная женщина взглянула на меня поверх очков, я жестом попросил её выйти в коридор.

(17)Когда она вышла, я протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей.

— (18)Мне нужно срочно попасть на приём к хирургу. (19)Пожалуйста, устройте! (20)Женщина молча взяла мой талон, деньги положила в карман халата.

— (21)Отойдите все от дверей, отойдите! — проворчала она и, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет.

(22)Через минуту она вышла и кивнула мне головой:

— (23)Сейчас вас вызовут! (24)Плакали дети, лампочка, мигая от перепадов напряжения, разбрызгивала пучки жёлтенького света, запах чего-то несвежего и затхлого забивал лёгкие.

(25)Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке. (26)Я погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел на меня. (27)Я улыбнулся. (28)Молодая мама усадила его на место.

— (29)Потерпи; маленький, потерпи, скоро мы пойдём! (30)Инвалид уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола. (31)Я закрыл глаза. (32)Дверь распахнулась, и медсестра звонко крикнула:

— (33)Никитин, на приём! (34)Люди закрутили головами, спрашивая, кто здесь Никитин. (35)Я, не шевелясь, стоял в стороне.

— (36)Никитин кто? (37)Где он? (38)Медсестра недоумённо пожала плечами и сказала:

— (39)Ну, тогда, кто первый по очереди, заходите!

(40)К двери бросилась молодая мама с ребёнком. (41)Я отошёл к окну. (42)Сыпал редкий снег, потемневшее небо, похожее на затянутую льдом реку, низко висело над землёй, и сквозь него летели голуби. (43)Из кабинета врача вышла молодая мама с малышом, тот посмотрел на меня и помахал мне перебинтованной ручкой.

— (44)Не подошёл ещё Никитин? (45)Ну, тогда следующий по очереди...

(По К. Акулинину)

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?Укажите номера ответов.

1) Герой попал в обычную районную больницу на прием, потому что в командировке поскользнулся и повредил руку.

2) Рассказчик видел, как мучается мама и ее ребенок, поэтому договорился с медсестрой, что врач примет их без очереди.

3) Мальчик пробудил в герое чувство сострадания к чужой боли.

4) Медсестра не разрешил никому войти в кабинет хирурга, потому что искала Никитина.

5) Даже после того, как вышли из кабинета врача мальчик с мамой, герой все равно не став входить в кабинет без очереди.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

) В предложениях 1-2 данного текста представлено рассуждение.

2) В предложениях 6-7 дано описание.

3) Следствием предложения 8 является предложение 9.

4) В предложении 11 представлено повествование.

5) В предложениях 25-26 содержится повествование с элементами описания

24. Из предложений 6-10 выпишите фразеологизм. Ответ: . Среди предложений 8-18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения.

25. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

«Описывая ситуацию, случившуюся во время ожидания героем очереди к врачу, автор текста поднимает важную проблему. Чтобы показать напряжение, царившее у кабинета хирурга, К. Акулинин использует такое лексическое средство, как (А) ("вавилонское столпотворение" предложение 4, "терпение лопнуло" предложение 9). Благодаря форме речи (Б) (предложения 18-20, 21, 23, 29) и синтаксическому средству (В) ("маленький" предложение 29) читатель понимает чувства и настроение героев текста. Троп (Г) ("пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень" предложение 21) показывает равнодушие медсестры к больным».

Список терминов:

1) диалог

2) фразеологизм

3) разговорные синтаксические конструкции

4) эпитеты

5) обращение

6) гипербола

7) сравнение

8) ряд однородных членов

9) метафора

Часть 2

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.














1

Чтобы чтоб дабы

2

145

3

125

4

34

5

отрывки

6

лица

7

туфель

8

86815

9

45

10

15

11

23

12

23

13

234

14

45

15

1245

16

135

17

1234

18

128

19

34

20

124

21

136

22

135

23

2345

24

Терпение лопнуло

25

17

26

2157


Проблема текста:

1. Проблема нравственной прочности человека. (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? Как ведут себя люди, сидящие в очереди? Как автор относится к окружающим?)

2. Проблема совести. (Кто напоминает автору текста о его нравственном долге? Какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев?)

3. Проблема гуманного отношения к больным в медицинских учреждениях. (Допустимо ли подвергать таким испытаниям больных людей? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к больным людям?).

Проблема нравственного выбора

Должен ли человек поступать по совести в любых ситуациях? Именно проблему нравственного выбора поднимает К. Акулинин в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор рассказывает о «жителе большого областного города», который «во время командировки» оказался в «обычной районной больнице», так как повредил руку. В больнице «было настоящее вавилонское столпотворение»: пожилые женщины, старики, визгливо кричащие старшеклассницы, плачущие дети. Главный герой терпел и мучился, но «разбуженная в руке боль запылала с удвоенной силой, голова закружилась».

В итоге, Никитин решается на нечестный поступок и успешно договаривается с полной женщиной из магистратуры. Этот пример — иллюстрация подчеркивает тягостную атмосферу в больнице и мучительные страдания рассказчика.

Спустя время автор заставляет Никитина заметить и других людей, ждущих помощи.

К нему в ноги уткнулся мальчик. Рассказчик «погладил его пушистую головку, и малыш доверчивыми глазами посмотрел» на Никитина. Также главный герой заметил инвалида, который «уронил костыль и, беспомощно водя руками, пытался поднять его с пола». Эти люди помогли рассказчику осознать, что страдания других не меньше его собственных. Он понял, что совершил бесчестный поступок.

Акулинин показывает, как совесть рассказчика просыпается, и он осознает, что так делать нельзя, что это подло и бесчеловечно, и отказывается пройти к врачу без очереди, дает пройти на прием тому, кто стоял раньше него.

Автор считает, что человек всегда должен быть честным перед собой и перед другими, поступать по совести, несмотря на собственные мучения.

Я согласен с позицией автора. Действительно, как бы ни было больно и невыносимо, человек всегда должен поступать честно, не в ущерб другим. Нельзя думать только о себе и совершать эгоистичные поступки, так как это сделает тебя и других несчастными.

Чтобы обосновать свою точку зрения, приведу пример из русской литературы XIX века. Юнкер Грушницкий из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» пытался опорочить имя княжны Мэри, так как она проявляла интерес к Григорию Александровичу Печорину. Грушницкий распускал про них грязные слухи. Печорин вызвал его на дуэль за клевету. Но это была не честная дуэль, а убийство, подстроенное юнкером и его друзьями: пистолет Григория Александровича был не заряжен. Печорин узнал об этом и во время дуэли несколько раз предлагал Грушницкому признаться во всем, но юнкер сделал неправильный выбор, за что и поплатился смертью. Подлые поступки разрушают жизнь человека.

В заключение хочется сказать, что человеку нельзя идти наперекор совести, и начертит он поплатится за это. Бесчестные поступки ведут к страданиям и даже смерти. Будьте честны перед собой и перед другими!

Что может пробудить в человеке чувство совести?

Что может пробудить в человеке чувство совести? Такой вопрос ставит в тексте, предложенном для рассуждения, К. Акулинин.

Автор раскрывает проблему в предложенном для анализа тексте на примере отношений Никитина и маленького мальчика, которые находятся в больнице. Сначала Акулинин пишет о мужчине, которому «ждать стало невмоготу», когда его вызовут на приём к хирургу. Он решил подкупить медсестру, чтобы без очереди попасть в кабинет, и «протянул ей талон к врачу и пятьдесят рублей».

Казалось бы, Акулинин показывает, что никто и ничто уже не может пробудить в Никитине чувства совести, чтобы дождаться своей очереди в этой измученной ожиданием толпе. Однако далее автор говорит, что в ноги к мужчине «уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке». Герою стало жалко малыша, и поэтому, когда медсестра позвала Никитина в кабинет, он, «не шевелясь, стоял в стороне», пропуская всех по очереди к хирургу. Так писатель показывает, что доверчивые глаза ребенка пробудили совесть в душе героя текста. Примеры противопоставлены, они дают понять, что жалость к другим может пробудить в человеке совесть.

Авторская позиция очевидна. К. Акулинин считает, что сочувствие несчастью других людей может раскрыть нравственные чувства человека и дать осознать, что нельзя решать проблемы за счет интересов других людей. Я полностью согласен с позицией автора. Действительно, ребенок, возможно, своей чистотой душой способен пробудить в человеке совесть. Приведу пример из своего жизненного опыта. Весной я с мамой ездил в Казань. За целый день мы обошли большую часть города и очень уставшие возвращались домой на метро.

Я настолько устал, что никому не хотел уступать пассажирское место. Через некоторое время мой взгляд упал на маленького ребенка, который практически без сил стоял в вагоне, потому что все места были заняты. Мне стало жалко мальчика. Я понял, что более слабым нужно не только уступать место в метро, но и помогать в любой ситуации. Ребенок пробудил во мне чувство совести, желание помогать людям. Я уступил место маме с мальчиком, которые смогли отдохнуть, пока ехали в вагоне.

Таким образом, жалость способна пробудить в человеке чувство совести. Однако сам человек не должен затмевать в себе нравственные чувства.

Проблема человеческого равнодушия

Одной из главных проблем предложенного для анализа текста является, на мой взгляд, проблема человеческого равнодушия. И что особенно противоестественно: равнодушными оказываются медицинские работники, которые по природе своей профессии должны быть людьми милосердными и гуманными.

К. Акулинин рассказывает о ситуации в обычной районной больнице. Автор описывает очередь перед кабинетом хирурга. Здесь и старики-инвалиды, и грудные дети, плачущие на руках измученных ожиданием мам, пожилые, одуревшие от духоты женщины.

Врач почему-то не начинает приём. Идёт время, измученные люди с немой тоской смотрят на дверь кабинета, но она не открывается. Почему? Скорее всего, потому, что за этими дверями сидит человек, который давно утратил способность сопереживать, откликаться на боль других людей. Очевидно и то, что этот, с позволения сказать, эскулап постепенно заменил свои чувства рациональностью и расчётливостью. Об этом говорит тот факт, что Никитина, героя текста, после вручения взятки тут же вызвали в кабинет вне очереди. Проблема, которую затрагивает автор, актуальна и злободневна. Особенно сейчас. Не секрет, что в нашей стране сотни людей ежегодно гибнут не от неизлечимых недугов, а от безразличия врачей. Эта проблема касается каждого, ведь никто не застрахован от болезни, и испытать на себе врачебное равнодушие может каждый, сходив в свою поликлинику.

Позиция автора однозначна: формальное, лишённое сострадания отношение к больным стало нормой и свидетельствует о том, что человек до сих пор не воспринимается в нашем обществе как высшая ценность.

Я согласна с мнением автора: чёрствость и равнодушие – болезни нашего общества, они проникли во все сферы общественной жизни.

Вспомним историю героини рассказа Солженицына «Матрёнин двор». Всю свою жизнь честно проработавшая в колхозе Матрёна не может оформить пенсию. Её отправляют из одной конторы в другую, как пишет писатель, «из канцелярии в канцелярию гоняли ее два месяца – то за точкой, то за запятой». И походы эти давались Матрёне тяжело, и толку от них было мало: то секретаря в сельсовете нет, то печати, то не в той бумажке расписались. Это ли не пример равнодушного, бесчувственного отношения к людям, ставшее нормой.

Можно ли победить равнодушие? Можно. Если каждый человек на своём месте будет проявлять искреннее участие в судьбах людей, которые от него зависят, эта болезнь исчезнет сама собой.

Проблема проявления эгоизма

В настоящее время люди нередко ограничиваются только своими интересами, забывая о том, что нужно помогать друг другу. В предложенном тексте К. Акулинин размышляет над проблемой проявления эгоизма. Рассуждая над поставленной проблемой, автор ведет повествование от лица героя–рассказчика, повредившего руку. Мужчина, приехавший из города, увидел все ужасы районной больницы: врач не начинал прием, в узком коридоре образовалось «вавилонское столпотворение», плакали дети и визжали старшеклассницы.

Рассказчика не волновало то, что всем присутствующим нужна была помощь врача, и он решил договориться и пройти без очереди. Этот поступок говорит об эгоистичности героя, потому что он думал лишь о себе, несмотря на то, что всем нужно было побывать у врача.

К. Акулинин приводит и другой положительный пример. Мужчина, после того, как увидел инвалида, уронившего костыль, и мальчика, уткнувшегося в ноги рассказчика, решил, что не стоит так эгоистично поступать. Он понял, что зацикливаться на себе — низко, поэтому, когда его позвали в кабинет, герой промолчал, решив, что есть те, кому помощь нужна больше. Этот пример учит нас идти на уступки и не быть безразличными к людям.

Авторская позиция заключается в том, что быть эгоистами неправильно, нельзя забывать, что вокруг нас есть много людей, которые также нуждаются в помощи.

Невозможно не согласиться с мнением автора, потому что эгоизм — это признак черствого человека с холодным сердцем. Обратимся к биографии А. П. Чехова, который в одно время был тяжело болен, но это не мешало ему работать врачом и помогать нуждающимся, открывать школы и заниматься другими благотворительными делами. Я думаю, что писатель заслуживает уважения, ведь он не был безразличен к окружающим, хоть и сам находился в тяжёлой ситуации. Эти поступки говорят о человеке, лишённом эгоизма.

В заключение хочется сказать, что каждый человек должен избавляться от такого качества, как эгоизм, относиться друг к другу с пониманием и не забывать о том, что помогать друг другу крайне важно.

В чём проявляется испытание на нравственную прочность?

В чём проявляется испытание на нравственную прочность? Над этой проблемой предлагает задуматься К. Акулин.

Автор, рассуждая над вопросом, говорит о человеке, который оказался в коридоре больницы. Он, как и все терпел неумолимую боль и «жалобный вой очереди». Все эти обстоятельства вынудили его дать взятку для того, чтобы пройти в кабинет врача первым. Он в этот момент не думал об окружающих и поэтому пошёл на такой шаг.

Так читатель понимает, что иногда человек готов пренебречь другими людьми ради своей выгоды.

Писатель обращает наше внимание на то, что этот человек вовремя опомнился, и в нём сыграли добрые чувства. Он повлиял на продвижение очереди совершенно безвозмездно, не поставил своё горе выше несчастий других людей. Терпел боль вместе со всеми, хотя мог поступить иначе. Действительно, такой поступок характеризует сердечного человека.

Оба примера, дополняя друг друга, показывают, в чём проявляется истинная нравственная прочность. По мнению автора, в желании человека протянуть руку помощи нуждающимся и состоит его добродушие и сердечность.

Мысли писателя мне импонируют: в таких поступках отражается нравственность. Читая текст, я вспоминаю роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв всегда поступал по совести. Во время обороны крепости вёл себя, как настоящий офицер. Отказался служить самозванцу, так как присягал на верность государыне. Спас Машу Миронову из плена Швабрина. Его характер говорит о его честности и непорочности.

Таким образом, нравственная прочность- это способность человека быть стойким к трудностям жизни. Умение в любой ситуации оставаться человеком.

Проблема нравственного долга

Люди часто размышляют о том, что такое нравственный долг. Проблема нравственного долга актуальна в наши дни. Мы часто сталкиваемся с бесчестными людьми, которые не выполняют свой нравственный долг. Поэтому текст К. Акулина посвящен проблеме врачебного долга.

В тексте представлена точка зрения К. Акулина на проблему врачебного долга. Эта проблема касается каждого из нас, потому что в современном мире люди живут в тесном взаимодействии с врачами. Автор текста считает, что врачи не соблюдают свой нравственный долг, что они ждут оплаты со стороны пациентов. Автор акцентирует наше внимание на том, что если даже в больнице было много больных стариков, женщин и детей, врач не начал прием без оплаты. Акулин, через взятничество раскрыл проблему нравственного долга.

Позиция автора заключается в том, что он стремится показать нам проблему нравственного долга. В тексте повествованием доказывается мысль о том, что врачи потеряли свой врачебный долг. Врачи всегда должны были первым делать спасать жизни и только потом думать об оплате.

Так, в произведении Б. Васильева «Летят мои кони» Доктор Янсен является настоящим врачем. Его долг- спасать жизни. Янсен никогда не требовал деньги за свой труд. Главной оплатой для него была спасенная человеческая жизнь. Он с трепетом относился к каждому больному. Доктор не делил людей на бедных и богатых. Все были для него одинаково важны.

Следующим примером может послужить повесть Н. Амосова «Мысли и сердце». В этой книге он ставит вопрос о долге врача, врачебной этике. Мы видим, какой сложный и ответственный труд врача. Эта профессия требует душевной стойкости и благородства. Книга «Мысли и сердце», в какой-то степени, является исповедью автора. В нем он рассказывает о своих пациентах, о том, что должны делать врачи.

В заключении, хочется сказать, что врач- одна из самых благороднейших профессий. Поэтому врачи, в первую очередь, должны соблюдать врачебную этику и помогать больным. Текст Акулина заставляет нас задуматься о нравственном выборе.

Проблема нравственного и профессионального долга

В предложенном тексте рассказывается о том, как люди ждали очереди на приём к врачу-хирургу. Одна из проблем, поставленных Акулининым в данном тексте, — это проблема нравственного и профессионального долга.

В центре внимания автора – случай в поликлинике. В коридоре ждали женщины, дети, старики, инвалиды, и каждому из них нужно было попасть на приём. В помещении было очень душно, врач почему-то долго не принимал, и люди измучились от ожидания. Герой рассказа, Никитин, дал денег женщине в регистратуре, чтобы пройти без очереди. Но совесть не позволила ему совершить этот поступок, хотя его мучила боль в руке. Акулинин хочет сказать, главный критерий нравственности человека – это его совесть.

В данном тексте писатель также говорит о равнодушном отношении врачей к людям, к своим обязанностям. В душном коридоре поликлиники ждали больные, а врач не торопился начинать приём. Женщина из регистратуры прошла сквозь толпу людей, «будто нож сквозь студень». Зато за деньги медработники готовы были принять человека без очереди. Описывая этот случай, Акулинин подчёркивает, как безнравственно ведут себя те, к кому люди пришли за помощью.

Сравнивая эти примеры, мы видим, что автор считает главным критерием нравственности совесть, которая оценивает поступки людей и в быту, и в профессиональной сфере.

Позиция автора такова: он убеждает нас в том, что каждый человек когда-либо проходит испытание на нравственную прочность, что нельзя перешагивать через свою совесть, чтобы на ней не появились грязные пятна, и так равнодушно относиться к окружающим. Особенно это касается тех, кто по долгу профессии обязан помогать людям.

С этим нельзя не согласиться. Ведь каждый человек в жизни не раз оказывается перед выбором: запятнать свою совесть неблаговидным поступком, безответственным отношением к людям или не дать ей испачкаться в безнравственной грязи, оставить на ней несмываемые пятна. Задуматься об этом нас заставляет автор.

В заключение хотелось бы сказать, что на жизненном пути надо оставаться нравственно чистым в отношениях с другими, в поступках, в мыслях, что мало быть хорошим специалистом тем, кто по долгу своей работы обязан помогать другим. Надо ещё не быть равнодушными и безответственными, потому что это недопустимо, когда работаешь с людьми.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!