СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ по русскому 2024

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант ЕГЭ по русскому с учётом изменений (+ответы)

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ по русскому 2024»

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

Поговорим о бабушках

Давайте поговорим о стариках — о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть—это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади — заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть — ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

(По И. Медведевой)

ЗАДАНИЕ 1

Самостоятельно подберите подчинительный временной союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

ЗАДАНИЕ 2

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) МАЛЕНЬКИЙ. Незначительный, ничтожный.

2) ДВОР. Участок земли между домовыми постройками одного владения, одного городского участка. Детская площадка во дворе.

3) БЛИЗКИЙ. Находящийся, происходящий на небольшом расстоянии, недалеко отстоящий.

4) ВРЕМЯ. Определённый момент, в который происходит что-н.

5) СТАРЫЙ. Достигший старости.

ЗАДАНИЕ 3

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.



1) В предлагаемом тексте автор призывает читателя задуматься о социальных и экономических проблемах России.

2) Задача автора — воздействовать на читателя, убедить его. Поэтому текст можно отнести к публицистическому стилю.

3) В тексте присутствуют различные языковые средства: риторические вопросы, обращение к собеседнику (давайте поговорим, знаешь, что делать, твой, тебе, ты…), побудительные и восклицательные предложения, ряды однородных членов (ее единственная забота, ее… радость… и т. д.), обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность высказывания (И стыдно бывает… И только ты… Вот и у стариков…), частиц с усилительным значением (И стыдно…-, она-то…; ты-то…; И только ты…; а потом… и т. п.). Многие из этих средств помогают автору создавать атмосферу доверительного разговора, что широко используется в публицистике.

4) Предложение (Ох уж эта бабушка!) со значением оценки характерно для разговорной речи.

5) Автор текста не дает ответ на вопрос, сформулированный в 3-м абзаце (..что делать..?)



4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) обострЁнный

2) озлОбить

3) ловкА

4) цЕпочка

5) закупОрив



5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

С равнины тянуло миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

Холодные ДОЖДЕВЫЕ капли скатывались с насквозь промокшей шерсти Бима.

Отправляемому документу присваивают номер, который заносят в журнал регистрации ИСХОДЯЩИХ документов.

Когда доходит до серьёзного дела, Валентин становится жёстким, НЕСТЕРПИМЫМ к окружающим

В разговорах друзей всё чаще проскальзывали нотки РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ.





6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Певец, с которым мы познакомились во время поездки, пришёл на собрание писателей и подарил нам бесплатно несколько своих пластинок.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СЕМИСТАМИ жителями

нет ТУФЕЛЬ

мягких КРЕСЕЛ

ДВУМСТАМ пятидесяти рублям

без САПОГ



8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  1. Перед открытием турнира ведущий сказал, что «сначала я представлю членов жюри».

  2. Те, кто следит за новинками литературы, читал широко обсуждаемые произведения известной писательницы.

  3. В дальнейших исследованиях автор как опирался на данные толковых словарей, так и на материалы летописей.

  4. Благодаря уникальных экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты.

  5. Приближаясь к перекрёстку, включился красный сигнал светофора.

  6. Подобно многим другим произведениям В.И. Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.

  7. Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда придут в поле комбайны.

  8. Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ.

  9. Всадник погнал лошадь вдоль железной дороги вслед удаляющемуся поезду.

А

Б

В

Г

Д










9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) просл..дить, расст..лать, изм..няющийся

2) м..лчаливый, бл..годушие, возвр..щение

3) закр..пление, зан..маться, согр..вать

4) ст..листический, сат..рический, д..намичный

5) оз..рять, бл..годарный, гл..внейший



10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) зав..южило, фамил..ярный, гнездов..е

2) пр..добрый, гостепр..имный, правопр..емник

3) бе..срочный, и..черченный, ра..пущенный

4) вз..скание, без..нтересный, меж..нститутский

5) н..дломить, поз..бросил, з..ночевать



11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. недолюбл..вать, завлад..вать

  2. изменч..вость, варень..це

  3. выносл..вый, рассматр..вая

  4. отрасл..вой, гречн..вый

  5. светл..нький, медвед..ца



12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. встрет..шь, сброш..нный

  2. долож..шь, высуш..нный

  3. расцвеч..нный, постигн..шь (умом)

  4. привстан..шь, довер..нная (тайна)

  5. дорогосто..щие (препараты), (родители) дар..т (сувениры)



13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Колокола звали людей на совет, в (НЕ)ПОГОДУ указывали дорогу заблудившимся путникам.
2) Предлагаю: сегодня за день вырыть норы в стенках траншеи. (НЕ)ВГЛУБЬ, а как бы вдоль.
3) Маргарита через несколько минут вошла в (НЕ)ОСВЕЩЁННУЮ комнату, в которой серебрилась только узенькая дорожка от луны.
4) Шутка оказалась ничуть (НЕ)СМЕШНОЙ.
5) Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто ещё этого браслета (НЕ)НАДЕВАЛ.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1) (ПО)НЕМНОГУ устанавливалась тёплая погода: на улицах виднелись (ПО)ЛЕТНЕМУ одетые люди.

2) Робко и не надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.

3) ЧТО(ТО) происходило не только со мной, но и со всей природой: солнце не (ПО)ОСЕНЕМУ парило, воздух наэлектризовался и искрил от любого колыхания жаркого ветерка.

4) Матушка осуждала тренера только ЗА(ТО), что он (ЗА)ЧАСТУЮ занимался со мной менее обещанных полутора часов.

5) Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.



15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

Точные, подвижные мазки прекрасно передают разрежё(1)ость воздуха, тяжесть дорогих златотка(2)ых одежд, тепло румя(3)ого лица.



16. Расставьте знаки препинания. Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В мире есть не только нужное полезное но и красивое.

2) Чувство прекрасного открывается нам независимо от нашего сознания и впоследствии живёт в нашей душе.

3) Красота и культура формируют душу чистое и здоровое миропонимание и никогда не смиряются с серой и бездеятельной жизнью.

4) Мне нездоровилось и я не стал дожидаться ужина.

5) Большая чёрная тень от раскидистого дуба виднелась рядом с домом.



17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Открывшаяся в 1871 году (1) первая выставка художников-передвижников (2) продемонстрировала существование нового направления (3) складывавшегося (4) на протяжении 60-х годов XIX века.



18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Деятельность Саввы Ивановича Мамонтова (1) конечно (2) занимает достойное место в истории русской культуры: он был одним из крупнейших меценатов России, создателем Абрамцевского художественного кружка. В этом (3) по мнению историков (4) заключалась высокая патриотическая миссия Мамонтова.



19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Считается (1) что вирусы непредсказуемы (2) и способны вызывать чрезвычайные эпидемиологические ситуации (3) борьба (4) с которыми (5) на этапе их возникновения трудна или невозможна.



20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.



21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юго-восточную часть Западно-Сибирской низменности занимает Алтайский край. (2)У северо-западных границ Алтайского края лежит самая низкая часть Алтая –Кулундинская впадина. (3)Ни холмов, ни оврагов –никаких неровностей рельефа здесь нет – только сотни километров плоской, как стол, земли с разбросанными повсюду озёрами. (4)На запад степь тянется до долины реки Иртыша; на востоке, повышаясь, переходит в террасы Приобского плато, прорезанные ложбинами древнего стока. (5)Степной пейзаж сменяется более разнообразным лесостепным: на плоских террасах-водоразделах степные участки чередуются с колками – небольшими берёзовыми рощами. (6)А по прорезающим плато ложбинам вытянулись тёмно-зелёные полосы уникальных ленточных боров. (7)Приобское плато, на востоке ограниченное долиной Оби, на юге переходит в Предалтайскую равнину.

Прочитайте текст и выполните задания 21-27

1)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного. (2)И я получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой вкус у человека? (3)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным».

(4)Я, быть может, и не возвращался бы к такого рода вопросам, но дело в том, что записка, о которой идёт речь, была получена мною в тот самый момент, когда у нас вдруг забушевали споры: «Кто важнее — физики или лирики?» (5)И, конечно, появление этой записки было не случайным.

(6)Многие читатели, вероятно, знакомы с существом этого, как мне кажется, уже решённого самой жизнью спора. (7)Суть его необходимо сейчас напомнить. (8)Некоторая часть молодёжи, да и не только молодёжи, стала доказывать, что в наше сугубо деловое время, «в век атома», искусство уже не может играть той роли, какую оно играло в прежние времена. (9)«Ах, Бах! Ох, Блок! — иронически восклицали те, кто отдавал предпочтение физикам. — (10)Кому теперь это нужно?»

(11)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». (12)Самое убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее произведение прозы.

(13)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не было. (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и уже становится ненужной.

(15)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и сотрудничают. (16)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны там, где её нет. (17)3нания всегда пребывают в мире. (18)И анатомия, и изящная словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и того же врага».

(19)В области художественной несостоятельны все попытки заменить свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой совершенной кибернетической машины. (20)Бесплодны, беспочвенны попытки поссорить физиков с лириками. (21)Известный учёный А. Мошковский, близко знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён, услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в науке».

(22)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают злоупотребления по части косметики. (23)Что одухотворённый взгляд человеческих глаз («глаза — зеркало души») привлекательнее, чем бессмысленный взор даже самых очаровательных очей. (24)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка кричащая, скрипящая, дергающаяся. (25)Что строгая соразмерность всех частей здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений.

(26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился распознавать подлинную красоту.



(По Л Л. Кассилю*)

*Лев Абрамович. Кассиль (1905-1970) — русский советский писатель, сценарист, выдающийся мастер слова, один из зачинателей детской и юношеской литературы.



22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик получил записку, автор которой скептически отзывался о необходимости воспитания эстетического вкуса у человека.

2) Молодёжь считает, что «в век атома» искусство не играет первостепенной роли.

3) Космонавты подчёркивают важную роль «ветки сирени» в воспитании характера и воли, в свершении подвига.

4) Способность человека отличить настоящую красоту от поддельной не требует особенной искушённости в эстетике.

5) Чтобы познать радость жизни, не обязательно отличать красивое от безобразного.



23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 8-10 раскрывается тезис, заявленный в предложении 7.

2) В предложениях 13 и 14 представлено описание.

3) В предложениях 19-21 содержится повествование.

4) В предложениях 22-25 представлено рассуждение.

5) В предложении 27 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 26.

24. Из предложений 15-18 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, вводного слова, указательного местоимения и формы слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.



«Привлекая читателя к разговору о воспитании чувства прекрасного, автор использует такое синтаксическое средство, как (А)___(предложения 4, 5, 6), а также приём — (Б)_____(предложения 9—10, 16-18). Выразить мнение автора помогают лексическое средство — (В)_____(«красота» — «с... броскостью» в предложении 22) — и троп — (Г)_____(«нагромождение ухищрений» в предложении 25)».

Список терминов:

1) парцелляция

2) эпитет

3) однородные члены предложения

4) вводные конструкции

5) цитирование

6) метафора

7) разговорная лексика

8) контекстные антонимы

9) градация

А

Б

В

Г











Часть 2

27.Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы

1 когда

2 -25

3-234

4-123

5-нетерпимым

6-бесплатно

7-семьюстами

8- А-4 Б-2 В-3 Г-5 Д-1

9-45

10- 135

11-234

12-345

13-13

14-23

15-23

16-34

17-3

18-1234

19-13

20-1234

21-47

22-134

23- 23

24- войнымире

25-5

26-4586

27:

  • Проблема воспитания чувства прекрасного

  • Проблема необходимости воспитания чувства прекрасного (привития вкуса)

  • Проблема понимания истинной красоты (В чём заключается истинная красота?)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!