Александр Александрович Блок прожил короткую, но яркую жизнь. Он был кумиром современников. Пастернак свидетельствовал: «Блоком бредила вся молодежь обеих столиц…» Отдаленные предки отца поэта были выходцами из Германии, переселившимися в Россию в 18 веке. Дедом Блока по материнской линии был известный ученый-ботаник, ректор Петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов. В ректорском доме в Петербурге Александр Блок появился на свет, здесь прошли его детство и юность. Рос он в окружении женщин: бабушки, мамы, тетушек, няни (мать с отцом расстались незадолго до рождения сына). Самым дорогим и близким ему человеком была мать Александра Андреевна. «Моя совесть» — называл ее Блок в дневнике. В семье Бекетовых господствовали литературные интересы. Поэтому первые творческие опыты Саши (а он сочинял стихи с пяти лет) были встречены родными с исключительным вниманием. В 14 лет Блок издал рукописный журнал «Вестник», в котором одновременно был и редактором, и издателем, и самым деятельным сотрудником, и оформителем. Но в юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии, летом 1898 года, он участвовал в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Блок исполнял в спектакле Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь знаменитого химика. Именно Любови Дмитриевне посвящены стихи из первого сборника «Стихи о Прекрасной Даме». Осенью 1898 года Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре перешел на филологический, который закончил в 1906 году. В начале 1910-х гг. Блок приступил к подготовке издания стихотворений в трех томах. Жизнь лирического героя книги напоминает биографию поэта. Первый том «Собрания стихотворений» начинался со стихов, обращенных к Ксении Садовской – первой любви поэта. Этот цикл получил название «Перед светом». Оно подчеркивало, что встреча с Любовью Дмитриевной стала для поэта встречей со светом. Далее шли «Стихи о Прекрасной Даме», которые сам Блок до конца своих дней считал лучшим из всего, что им создано. В третьем разделе — «Распутья» — возникали сомнения, не оказался ли идеал «сладостным обманом». Второй том по настроению резко отличался от первого. Центральное место в томе занимает цикл «Снежная маска». Герой как бы заблудился на просторах большого города, закружился в вихре метелей, заплутал в топях болот. Беспокойство, отсутствие уюта, несбывшиеся ожидания — главные чувства, пронизывающие стихи второго тома. Конечно, реальная биография поэта и жизнь его лирического героя – не одно и то же. Несмотря на проблемы в семье, жизнь Блока продолжалась в уютном мире его петербургской квартиры, а летом в Шахматове. Поэт печатался в символистских журналах, писал рецензии, статьи, посещал литературный салон «Башня». Много раз ездил за границу – в Германию, Францию, Бельгию, Испанию, Италию. А в творчестве Блок отринул все благополучное и сделался поэтом неуюта, неблагополучия, гибели. Во второй том вошел и цикл «Город»; действие многих стихотворений происходит на фоне Петербурга, причем не всегда парадной его части – в кабаках, в переулках. Блока не случайно называют «петербургским поэтом»: северная столица запечатлена во множестве его строк. В основе третьего тома — циклы «Страшный мир» и «Возмездие». Ощущение неблагополучия мира, нищета и бедность, ставшие уделом большинства, — всё это переживалось Блоком как проявление неправильных общественных отношений, которые рано или поздно будут устранены. В начале Первой мировой войны большей части русского общества казалось, что победа над Германией будет близкой и предрешённой. Блок этот восторг не разделял, его стихи о войне звучали трагично. Осенью 1916 года поэт был призван в армию. Непосредственного участия в военных действиях он не принимал: служил писарем на строительстве военных дорог. В марте 1917 года вернулся в Петроград, охваченный революцией. Революцию Блок был готов приветствовать как рождение нового мира, очищающую грозу, которая принесёт в мир новые, справедливые общественные отношения. Этими ожиданиями проникнуты и его произведения этой поры — статья «Интеллигенция и революция», поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Но начавшийся террор и Гражданская война очень скоро развеяли иллюзии поэта. Уже с апреля 1919 года высказывания Блока о новой власти становятся все более и более ироничными. Послереволюционные годы, вплоть до смерти, стали для него временем небывалых бытовых лишений. Поэт сам таскал дрова и стоял в очереди за мороженой капустой. Стихов после поэмы «Двенадцать» и стихотворения «Скифы» Блок почти не писал. Разочарование в революции, глубокая депрессия, острый разлад с действительностью привели к проблемам со здоровьем. Блок скончался 7 августа 1921 года и был похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище. В 1944 году его прах был перенесен на Волково кладбище. Свой творческий путь Блок мыслил как непрерывное движение к свету и истине. И хотя он никогда прямо не обозначал свои цели, они подразумевались. Периоды, когда «чувство пути» иссякло, поэт переживал как «паденье». Но ему никогда не изменяла «бесстрашная искренность», с которой он обращался к читателям. К одним из лучших своих стихов Блок относил цикл «Ямбы», открывает который стихотворение 1914 года «О, я хочу безумно жить»: О, я хочу безумно жить: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне,— Быть может, юноша весёлый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
В стихотворении автор провозглашает цель своего творчества: Всё сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!
Стихотворение проникнуто доверием к жизни, стремлением в ее оценке подняться над временным и личным: Пусть душит жизни сон тяжелый, Пусть задыхаюсь в этом сне… Понятие «жизнь» двойственно – это реальность, в которой задыхается лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности воплотить лишенное плоти, увековечить мгновенное, вдохнуть душу в безличное. Лирический герой стихотворения предстает новым пророком, о котором «в грядущем скажет» «юноша веселый», простив пророку его угрюмство. В основе «всеведенья» пророка оказываются «добро и свет»: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!
|