СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды предложений по цели высказывания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды предложений по цели высказывания»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе «Виды предложений по цели высказывания».

Дата: 27.10.2021

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учитель: Меткечекова Аяна Сергеевна

Тема: Виды предложений по цели высказывания

Тип урока: Урок объяснения нового материала

Цель урока: Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; формировать умения распознавать и правильно произносить повествовательные побудительные и вопросительные предложения; использовать предложение с учетом речевой ситуации.

Планируемые результаты

  • Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

  • Предметные: распознавать виды предложений по цели высказывания; моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей; употреблять и х в речевой практике.

  • Регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • Коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли, сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс (авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)

Формы работы

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Работа в паре


Тип урока: формирование умений и навыков.

Ресурсы: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Русский язык» (авторы Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – Москва, «Просвещение», 2013), раздаточные материалы на печатной основе, компьютер,Русский язык. 5 класс: Технологические карты уроков по учебнику Ладыженской, Баранова, Тростенцовой.



Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный






-Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

(Задача – создать доброжелательную атмосферу, настроить на урок ).



-Я улыбнусь Вам, а вы улыбнитесь мне. Я хочу Вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил Вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немного добрее.

Мы на уроке будем очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить.



Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.



Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.


2. Актуализация знаний.

Цель: побуждение интереса к получению новой информации.




Работа с текстом (раздаю текст ученикам.) Слйд 1

Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете?












– Ребята, что мешает вам легко прочитать текст?

- А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы, почему в конце одних предложений ставится ! или ? или .


Ученики читают текст.


С середины лета до поздней осени в л..сах ст..ит гр..бная п..ра Где растет белый гриб А где подберезовик Какие шляпки у под..синовиков Большими семьями сел..тся около пней опята Рыж..ки растут между м..лодыми сосенками и елями забираются под сухие опавшие ели Интересен осенний лес


-Пропущены буквы (орфограммы). Нет знаков препинания в конце предложений.



Отвечают на вопросы


Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала

















Называет цели и задачи урока и настраивает учащихся на усвоение нового материала.

-Помогите мне сформулировать тему. Ученики пробуют сформулировать тему. (Знаки препинания в конце предложений.) Записываем тему урока на доске и в тетрадях.

– Как вы думаете, от чего же зависит выбор знака препинания?

-Когда лучше поставить точку, а когда – вопросительный знак?

– Работаем над предложениями в тексте: расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)

– Я вижу, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание? -Какие бывают предложения по цели высказывания?

– Какую же цель мы поставим?


цели:


  • Узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

  • Чем эти предложения между собой отличаются?

  • Правильно ставить знаки препинания в конце предложения.



Ученики пробуют сформулировать тему. (Знаки препинания в конце предложений.) Записывают тему урока в тетрадях.




















Дети предлагают цели:


  • Узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

  • Чем эти предложения между собой отличаются?

  • Правильно ставить знаки препинания в конце предложения.


Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: могут осознавать учебно-познавательную задачу.

4. Реализация. Поиск решения проблемы.






5.Первичное усвоение новых знаний.

Цель: раскрытие сущности новых понятий, установление связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.



































Физкультминутка

Развитие

умения

находить в

тексте

предложения

разные по

цели

высказывания

Развитие

умения

находить в

тексте

предложения

разные по

цели

высказывания

Упражнения, направленные на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности.


– Ребята, подумаем, как нам добиться поставленных целей?)

(Предложения учеников: посмотреть в учебнике, вспомнить, что знали по этой теме)



Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.

– Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст и расставить значки.


«V» – знал(а)

«+» – новое для меня

«-» – думал(а) иначе

«?» – осталось непонятным



Работа с текстом после прочтения

  1. Что вы знали по этой теме? (ученики проговаривают, что они знали по данной теме)

  2. Какая информация была новой?

  3. А о чём вы думали иначе?

  4. Что осталось непонятным?

– Ребята, давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения. (Текст для самопроверки на экране)- Проверьте, правильно ли вы расставили знаки препинания в тексте. -Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.

(Ответы нескольких учеников)

Вывод: знак препинания зависит от цели высказывания, а не цель высказывания зависит от знака препинания в конце предложения.

– Ребята, почему так важно уметь читать предложения с правильной интонацией? (Потому что интонация помогает определить вид предложения). Учимся выразительно читать предложения разных видов.


Задание: если вы слышите повествовательное предложение – хлопаем в ладоши, вопросительное – приседаем, побудительное – подтягиваемся руками вверх.

Задание: если вы слышите повествовательное предложение –

хлопаем в ладоши, вопросительное – приседаем, побудительное – подтягиваемся руками вверх.

1.Осення пора, очей очарованье.

2Ребята, берегите природу!

3.Кто приходит к нам осеннею порою?

4.Собирайте их скорей, пока светло!

5. Сколько листьев залетело к нам в окно?

6. И снова осень наступает.

Упражнения 148 (устно).

С. 71

Формулируют цель учебной

деятельности в диалоге с учителем.



















  1. Ученики проговаривают, что они знали по данной теме

Рассказывает о видах предложений по цели высказывания, правильности постановки логического ударения

С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора. Где растет белый гриб? А где подберезовик? Какие шляпки у подосиновиков? Большими семьями селятся около пней опята.Рыжики растут между молодыми сосенками и елями, забираются под сухие опавшие ели. Интересен осенний лес!





(Ответы нескольких учеников)


-Потому что интонация помогает определить вид предложения.







Выполняют задание учителя





Выполняют устно

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деят.







































Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют выразительное чтение.

Познавательные: читают и слушают,




6. Первичное закрепление.



Цель: закрепление полученных на уроке сведений, оценивание.






Обобщает и закрепляет знания о видах предложений по цели высказывания в ходе работы с тестами. 2. Индивидуальная работа.

Мини – тест. Определить вид предложений по цели высказывания.



1. Белка песенки поет
И орешки все грызет.

2. Как красиво осенью в лесу!

3. Долго ль ездили? Куда?

4. Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу.

5. В свете есть такие льдины?

6. И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили.

Работа в парах

– Составьте и запишите три предложения 1побудительное предложение, 1 восклицат., 1 вопросит.со словом книга. (Напимер: Верните мне, пожалуйста, книгу. Какая интересная книга! Вернули тебе книгу?)


– Что помогает нам смягчить требование? (Слова вежливого обращения)

Напоминаю, что слово «пожалуйста» выделяется на письме с двух сторон запятыми.



– Какой вывод мы можем сделать? Побудить к действию мы можем разными способами: попросить, посоветовать, потребовать и приказать, но даже в таких предложениях тон может быть мягким и спокойным.

– Оцените работу друг друга (в парах)


Отвечают на вопросы теста, применяют новые знания на практике.

Оценивают свои ответы и работы товарищей.



  1. Повествовательное

  2. Восклицательное

  3. Вопросительное

  4. Побудительное

  5. Вопросительное

  6. Повествовательное













Составляют предложения


Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.



















Умение работать в парах. Уметь правильно сосавлять пердложения и ставить знаки конца предложения, точно интонировать предложение.










7. Рефлексия



Цель: сформировать личную ответствен-

ность за результаты деятельности.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?




Подводят итоги, делятся впечатлениями.

Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.


Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Регулятивные УУД

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


8. Информация о домашнем задании.

Цель: уметь применить новые знания на практике.

Написать 6 предложений разных видов



Благодарность за работу. Оценка ответов..

Записывают д/з





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!