СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Как составить родословную?" (2-4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Как составить родословную?" (2-4 класс)»

Занятие-исследование на тему «Как составить родословную» разработала и провела учитель начальных классов МБОУ «Подпорожская СОШ №1 им. А.С.Пушкина» Людмила Леонидовна Меренова в рамках муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Классный. Самый классный-2015»

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

- Добрый день дорогие ребята!

Сегодня у нас необычное занятие. Вы сможете почувствовать себя учёными, художниками, исследователями и даже детективами. Чтобы узнать, чему посвящено наше занятие, нужно отгадать ребус:

7 я (слайд 2)

- Подумайте и предположите тему нашего занятия.

(Дети делают предположения)

2. Актуализация знаний учащихся.

- Молодцы, вы сделали разные предположения. Чтобы вам стало ясно, о чём мы будем говорить сегодня, послушайте сказку В.А.Сухомлинского "Как река рассердилась на дождик".

Загордилась Река:

- Смотрите, какая я широкая и полноводная, какие у меня зелёные берега. И солнышко во мне отражается, как в зеркале, и деревья зелёные, и небо голубое.

Внезапно небо закрыли тучи и пошёл серый Дождик. Идёт день, два, три. Стали серыми и Река, и её берега. Посерел весь свет. Разгневалась Река:

- Сколько ты будешь хлюпать, несчастный Дождишко? Из-за тебя я стала некрасивой.

А Дождик отвечает:

- Если бы не я, серенький, не была бы ты широкой и полноводной.

Вот так и нам не следует забывать, откуда мы течём

-Объясните смысл последнего предложения. (слайд 3)

(выслушиваются мнения детей)

- Человек не должен забывать своих предков, историю своей семьи.

-Сегодня мы будем учиться составлять родословную , но сначала поговорим о семье.

3. Работа по теме урока.

- Ребята, как вы понимаете, что такое семья? (Высказывают своё мнение)

- Семья- это группа живущих вместе родственников. (работа со словарём)

Ваши непосредственные родственники: родители, бабушки, дедушки - это ваша семья.

II. Основная часть

1. Понятие «родословная»

- Все мы ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Называется это дерево – генеалогическое дерево. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

- Генеалогия– от греческого слова – родословная. (слайд 4) А что такое родословная? (Ответы детей).

- Родословная– это перечень поколений одного рода

-Род– ряд поколений, происходящих от одного предка.

-Предок– это древний предшественник по роду.

- А как вы думаете, для чего люди составляют родословные?

- Семейная история (родословная) поможет взглянуть на себя со стороны. А, может быть, вы узнаете что-то о своей семье, о своих предках, за что можно гордиться. Как вы думаете, что это может быть? (Высказывания детей)

- В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево. А рисовалось оно так. Внизу ствола рисовался герб рыцаря, далее ствол делился на две условные ветви: справа рисовался герб отца, а слева – герб матери.(слайд 5).

- Каждая из этих ветвей, в свою очередь, также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабы с отцовской и материнской стороны. И для того, чтобы составить такое родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков.

- Славная вещь – родословное дерево. Не нужно быть рыцарем и обладать гербом, т.е. отличительным знаком сословия, чтобы нарисовать свое генеалогическое дерево.

  • Перенесёмся из Европы в Россию. На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда и т.д..

  • Дерево рода и семейные портреты висели на видном месте как предмет гордости за свой род, хранились фамильные вещи. И каждому человеку было интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Когда хотели похвалить человека, говорили: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в дружной хорошей семье, и семья его воспитала.

  • Иногда люди скрывали своё настоящее имя. На вопрос, кто они и откуда, назывались Иванами и говорили, что ничего о себе не помнят. Таких людей называли «Иванами, не помнящими родства». (слайд 6)

- А можете ли вы назвать имена своих бабушек, дедушек? прабабушек, прадедушек? (Ответы детей).

  • Готовясь к нашему сегодняшнему занятию, я составила свою родословную. (слайд 7) Себя я поместила в корни дерева, там же мою сестру, на разветвлениях ствола-своих родителей, а на более мелких ветках- дедушки, бабушки и т.д. Такая родословная называется восходящая.

  • Нисходящее древо внешне похоже, но в основании его будет ваш предок, а в кроне окажетесь вы (слайд 8).

Родословная можно оформить в виде таблицы. Таблица-это то же древо, только выполненное не рисунком, а графически. (слайд 9)

Составив родословную, можно написать летопись своей семьи. (слайд 10)

2.Как составить родословную?

- Для любого человека можно составить родословную. Но для этого необходимо иметь информацию обо всех родственниках. Важно больше узнать не только о тех, кто рядом с вами, но и о тех кого уже нет живых. Как это сделать? (слайд 11) Расспросить у взрослых, особенно у бабушек и дедушек. Посмотреть в семейном архиве. Часто нам в этом помогают старые фотографии, какие-то вещи, письма, документы. Человек жил, пользовался этими вещами, которые были ему дороги, связаны с каким – либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить, как память о близких людях. И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми. Это – история семьи, история народа, история Отечества.

3. Родословная класса

-А сейчас давайте перелистаем календарь назад и вспомним 1 сентября 2011 года. Что произошло в этот день? (Мы стали школьниками)

Правильно, почти 4 года назад родилась ваша классная семья.

III. Работа в группах.

А теперь настало время поработать и исследователями, и художниками, и учёными. Работать мы будем в группах. Каждая группа получит своё задание. Вам даётся 10 минут на его выполнение. А затем вы поделитесь результатами своей работы.

IV. Итоги работы групп.


V.
Рефлексия

У каждого из вас на листочках нарисовано солнышко, в круге написано- семь “Я”, от которых отходят лучики. На лучиках напишите, что бы вы хотели пожелать своей семье. Если вы этого очень захотите, то я верю, что ваши пожелания обязательно исполнятся! (выполняют задание)

Покажите всем свои солнышки.

7. Домашнее задание.

- История даёт нам урок. (слайд 12) Революции, войны, гражданские потрясения рвут семейные нити, теряются корни семьи. Трудно собрать семейный архив. Нужно укреплять семейные связи.

Восстановление семейной истории очень увлекательное занятие, вы почувствуете себя детективом, летописцем, писателем, художником, фотографом. Стоит только начать. А начать стоить! Запаситесь терпением, старанием, аккуратностью и вперед.

Составление родословного дерева и таблиц -занятие долговременное. За один-два месяца можно собрать много сведений, которые составят костяк ваших исследований. Но совершенствовать таблицы и росписи нужно годами. За эту интересную, но кропотливую работу наши родственники будут бесконечно благодарны нам. Самое время начать составлять свое родословие!

Приближается праздник - День Победы. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...». Именно поэтому 9 мая в колонне демонстрантов идёт Бессмертный полк, который состоит из тех, кто отдал свою жизнь за Родину, за будущее, за нас с вами. Я думаю, что в истории вашей семьи тоже есть герои, которых вы должны знать и помнить. Работая над родословной своей семьи, вы обязательно расскажете о них: участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, узниках концлагерей и т.д..




Группа 1. Название: Родословная класса.

Составьте родословную вашего класса. Для этого:

  1. в кроне дерева напишите фамилию, имя, отчество директора вашей школы;

  2. в центре ствола запишите фамилию, имя, отчество вашего классного руководителя;

  3. впишите в «окошечках» имена и фамилии своих одноклассников (их отчества и даты рождения, если знаете).

Не беда, что не вся информация вам известна- до Выпускного вы сможете дописать родословную класса и украсить ею ваш Классный уголок.

Отчёт работы группы:

  1. Выберите, кто будет выступать с отчётом

  2. Прочитайте название задания.

  3. Как вы выполняли работу?

Группа 2. Название: Моя родословная.

Составьте родословную вашей семьи. Для этого:

  1. в корнях древа запишите данные о себе: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;

  2. если у тебя есть родные сёстры или братья, запиши рядом такую же информацию о них;

  3. на левой нижней ветке запиши информацию о своём папе (ФИО, дата и место рождения);

  4. на правой нижней ветке запиши информацию о маме (ФИО, дата и место рождения);

  5. выше напиши информацию о бабушках и дедушках (ФИО, дата и место рождения).

Не беда, если не вся информация известна тебе- обо всём ты сможешь узнать у старших родственников.

Отчёт работы группы:

  1. Прочитайте название задания.

  2. Как вы выполняли работу?

Группа 3. Родословная великого русского поэта

Внимательно прочитайте текст. Составьте родословную А.С. Пушкина. Для этого:

  1. рассмотрите фотографии;

  2. расположите их на родовом дереве, приклейте (не забудьте, что портреты братьев и сестёр должны располагаться рядом);

  3. сделайте соответствующие надписи: фамилия, имя, отчество; даты жизни;

  4. попробуйте догадаться, как звали дедушек А.С. Пушкин, впишите их имена в соответствующие «окошки».

Отчёт работы группы:

  1. Выберите, кто будет выступать с отчётом

  2. Прочитайте название задания.

  3. Как вы выполняли работу

  4. Расскажите родословную А.С.Пушкина


Из биографии А.С. Пушкина

Жизнь Пушкина (1799-1837 гг.) была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина – прадед был уроженцем Африки, по имени Ибрагим (1696-1791 гг.), человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами.

Ибрагим (или, иначе, Абрам) маленьким мальчиком был украден у отца, попал в Турцию, а оттуда был привезен в подарок царю Петру Первому (1672-1725 гг.). Он получил фамилию Ганнибал (Аннибал) Абрам Петрович. Пушкин рассказывает, что «до глубокой старости Ганнибал помнил еще Африку».

Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал (1775-1836 гг.), была внучкой этого Абрама Петровича Ганнибала. В наружности Пушкина сказались черты его африканского прадеда: у него были курчавые волосы (хотя не черные, а темно-русые), крупные губы. Характера он был горячего, вспыльчивого.

Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина (1770-1838 гг.). У Саши были младший брат Лёвушка (1802-1852 гг.) и старшая сестра Ольга (1797-1868). Они всегда играли вместе. Пушкин в детстве был очень нервного характера: то он был молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.

Пушкин горячо любил свою бабушку Ганнибал Марью Алексеевну (1775-1818 гг.), которая заботилась о нем, заступалась за него. Бабушка будущего поэта, человек чисто русского облика, языка и ума. Именно бабушка первоначально научила поэта русскому чтению и русскому письму.

(По С.М.Бонди)















Памятка по составлению родословного древа.

Родословная отвечает на вопросы: Кто? Где? Когда? В каких родственных отношениях состоит?

1. Начинаем с себя: полное имя, дата, место рождения, место жительства.

2. Поговорим с родителями, бабушками и дедушками и посмотрим, что они хранят (письма, шкатулки, документы, фотографии (фотографию в альбоме).

3. Наткнувшись на незнакомое имя, постарайся узнать, кем этот человек приходился, даты его жизни и смерти. Опроси маму, папу, дедушку с бабушкой.

4. Далее напиши о родителях и прочих предках, добавляя дату и место рождения, дату и место женитьбы.

5. Для озеленения древа можешь добавить пару семейных легенд, поучительных историй, интересных фактов.

Ты украсишь своё семейное древо собою!

Литература

  1. В.А.Сухомлинский "Как река рассердилась на дождик".

  2. www.bibliotekar.ru/rusPushkin/

  3. festival.1september.ru

  4. https://ru.wikipedia.org/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!