СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по математике»

























Тематический классный час

Тема: «Старинные меры длины»

Класс: 4





















Выполнила: Мыльникова Полина Павловна

студентка 2 курса группы «А»

специальности 44.02.02.

«Преподавание в начальных классах»



с. Спасское

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЬ: познакомить детей со старинными мерами (единицами измерения) длины — как способом измерения различных объектов.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал для групп.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

- Добрый день ребята! Я рада приветствовать всех, кто любит математику.

Сегодня у нас необычное занятие, потому что я приглашаю вас в необычное путешествие.

2. Основная часть

1) Путешествие в глубь веков…

- А сейчас, давайте узнаем тему нашего занятия (сценка)

Сценка (разыгрывают два ученика) Одной купчихе нужно добраться до города. По дороге она встретила купчиху, которая возвращалась из этого города.

- Скажи, далеко ли еще до города?

- 40 вёрст.

- Близко ли это.

- Два дня пути.

- Что за расстояние такое?

- Ребята, что необычного вы услышали в разговоре наших героев? (верста)

Какие единицы длины вы знаете?

- В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими величинами ежедневно. Мы, не задумываясь, производим различные вычисления. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Какими пользовались единицами? Как народ отобразил их в пословицах и поговорках.

2) «Старинные русские меры длины».

- «Наука начинается там, где начинают измерять». Эти слова принадлежат русскому ученому Дмитрию Ивановичу Менделееву.

- Давайте обратимся к нашим историкам и послушаем, какую информацию они смогли узнать.

Выступление группы историков (2 человека):

В холодные ночи или в ненастные дни первобытные люди находили для себя убежища в пещерах, под густыми кронами деревьев. Позже они начали делать для себя навесы, шалаши, а затем уже удобные хижины. При сооружении людям приходилось выполнять разнообразные измерения. Вбитые в землю колья нужно было делать определенной высоты, а вбивать их следовало один от другого на равных расстояниях и располагать по окружности. У наших предков были и весьма любопытные способы измерения:

  • вержение камня – бросок камнем

  • перестрел – расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука

  • бычащий рев – расстояние, с которых еще слышен рев быка

Еще в древности люди умели измерять расстояние от одного пункта до другого, границы своих земельных участков, определять рост человеческого тела и другое. Но делали они это не с помощью привычных нами единиц измерения: метрами, сантиметрами, километрами, а использовали части своего тела. Маленькую вещь измеряли толщиной пальца, что-то побольше — шириной ладони, а крупные вещи — вытянутой или согнутой в локте рукой. Совсем уж большие расстояния измеряли шагами или собственным ростом.

- О каких единицах измерения вы узнали из рассказа наших историков? (вержение камня, перестрел, бычащий рёв).

- Для начала давайте познакомимся с самыми популярными мерами длины.

Меры длины

- Рассмотрим наиболее распространенные старые меры длины, упоминания о которых часто встречаются в нашей речи.

Перст. Перст - старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см.

Отсюда происходит название “двенадцатиперстной кишки”. Длина этого органа 24-25 см (2 см * 12 перст = 24 см).

«От горшка два вершка» – наверняка все слышали эту поговорку. Слово «вершок» употреблялось прежде всего как мерило человеческого роста.

Вершок. Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). 1 Вершок = 4,4 см Вершки обычно использовали для измерения роста мелких животных и людей.

Задача: определите “рост” человека, о котором говорят “от горшка два вершка, а уже указчик” (высоту горшка считать 25 см).

Решение: 1 вершок = 4,4 см

2 вершка = 4,4 * 2 = 8,8 см (9см)

25+9=34 см

Ответ: высота 34 см.

Пядь. Пядь, пядень (или четверть) - одна из самых старинных мер длины. Пядь малая – расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см.

«Семь пядей во лбу» – об очень умном человеке.

Задача: существовал ли когда-нибудь человек «семи пядей во лбу»?

Решение: 1 пядь = 18 см, 7 пядей = 18 см*7 = 126 см

Ответ: нет, не существовал.

Локоть. Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от сжатого кулака до локтевого сгиба.

Его длина составляла от 38 см до 46 см.

Локоть был очень удобен для измерения и поэтому широко применялся в торговле. Этой мерой отмеряли сукно, полотно, холст. Ткани поступали в торговлю в виде больших отрезов от тридцати до шестидесяти локтей. А в лавках продавцы намеряли покупателям отрезки по своему локтю, поэтому чаще всего на работу в такие места брали людей невысоких, у которых и локти были поменьше. Как вы думаете почему?

Получалось что за одну и ту же сумму денег, продавцы с короткими руками отмеряли меньше ткани, это было выгодно хозяину товара, но не выгодно покупателям.

«Близок локоть да не укусишь».

Аршин – широко использовался в текстильной промышленности и в торговле, а также в оружейном деле.

Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. В аршине 71 см.

«На три аршина в землю видит» – о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Задача: как глубоко видит человек, о ком говорят: «на три аршина в землю видит?»

Решение: 1 аршин = 71,1 см, 3 аршина = 71,1*3 = 213,3 см = 2 м 13,3 см

Ответ: так говорится о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Сажень – происходит от слова “сягать”, т.е. доставать до чего-либо. Различали три вида сажени: простая, маховая и косая. 

Простая сажень – это размах рук от кончиков больших пальцев. Простая сажень равна 152см.

В быту часто употреблялась сажень маховая и сажень косая.

Косая сажень - это расстояние от первого пальца левой стопы до среднего пальца поднятой вверх правой руки – 248 см. Сажень применялась, в строительстве различных сооружений, кораблестроении, при землемерных и картографических работах.

 Маховая сажень – расстояние между концами средних пальцев распростертых в сторону рук, это1м 76 см.

С вершками, аршинами и локтями разобрались, перейдем к длинам, которыми измеряли большие расстояния – к миле и версте.

Миля

Слышали выражение – «Идти семимильными шагами»? Знаем, что это означает идти очень быстро, а насколько быстро? Давайте посчитаем.

В русской системе мер одна миля равнялась семи верстам или 7 468м. Получается, что каждый шаг равен: 7 468 · 7 = 52 276м.

Сколько же можно пройти такими шагами за час? Сначала вычислим, сколько делает шагов за час взрослый человек, прогуливаясь прогулочным шагом. Средняя скорость прогулочного шага равна 5 км/час. Средний шаг взрослого человека 0,8м, получается, за час взрослый человек делает примерно 6 250 шагов. Значит, шагая целый час «семимильными шагами» человек бы преодолел расстояние 6 250 · 52 276 = 326 725 000м или 326 725км, т.е. мог бы восемь раз обогнуть земной шар по экватору, это быстрее чем летает спутник по околоземной орбите!

Верста - это русская мера длины. Она равняется 500 саженям (чуть больше 1 км). Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. «Верстой» также называли верстовой столб на дороге.

При Петре I была введена верста длиной в 500 саженей. На таком расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в два цвета. Отсюда название “столбовая дорога”.

3) Выступление группы литераторов:

- Несмотря на это, мы можем встретить старые мерки в обычной жизни. При чтении произведений русских писателей встречаем старинные измерения.

Ребята из группы литераторов работали с художественной литературой. Они узнали, какие старинные меры длины встречаются в произведениях русских писателей. Группа литераторов (2 человека) читают отрывки из произведений, в которых упоминаются старинные меры длины.

Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Вижу один островок небольшой

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.»


- Как вы думаете, каждому большая это площадь? (нет небольшая)

Но вот насколько это небольшая площадь мы с вами сейчас убедимся с помощью группы экспертов.

Практическая работа: (островок размещают прямо на столе с помощью малярного скотча аршин 71см, сажень 152см).

Петр Павлович Ершов «Конек-Горбунок»

«Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами».


Как же выглядел Конек-Горбунок?

Оказывается, при определении роста человека или животного счет вёлся после двух аршин. Если говорилось три вершка, то это означало 2 аршина + 3 вершка.

71 +71+ 3 х 4,4 =155 см

Вот он наш Конек-Горбунок. Наверное, Петр Павлович Ершов не знал старинных русских мер длины.
Класс делится на 3 команды (по рядам), затем ученики выполняют измерения:

1 команда измеряет в пядях размер парты;

2 команда измеряет длину классной доски в локтях;

3 команда - длину класса в саженях.

Показывают записи. Проверка правильности измерений.

- Как вы думаете, одинаковыми ли были у людей длина пальцев, ширина ладоней, длины стоп или рук? (Нет).

- Удобно ли было человеку пользоваться теми единицами измерения длины, о которых мы говорили? (Тоже нет).

- Так почему же старинные единицы измерения длины были заменены новыми, едиными для всех стран? (Потому что возникла необходимость в более точном измерении, а старинные меры этим требованиям не отвечали).

- Что же нужно для точного измерения длины, какой вывод мы сделаем? (Мерка должна быть точной и единой для всех)

- Назовите современные единицы измерения длины (Сейчас мы измеряем длину в мм, см, дм, м, км).

- Как Вы думаете, современные мерки точнее? (Конечно)

- Когда они появились, знаете? (Нет)

-В конце 18 века во время Великой французской революции впервые была введена мера длины, не связанная с телом человека.

За такую единицу была взята одна сорокамиллионная часть длины меридиана, проходящего через Париж. Назвали эту единицу метр, ею и её частями мы пользуемся и сейчас.

Позднее появился сантиметр и дециметр.

3. Заключительная часть

- С какими единицами измерения длины вы познакомились сегодня на занятии?

- Для чего нам их надо знать?

- Почему возникла необходимость в единых мерах длины?

- Я надеюсь, что вам было интересно. Обязательно расскажите родителям, о чем мы говорили на занятии. Научите их. Узнайте, сколько в вас было вершков (4,5), при рождении? И измерьте длину телевизора по диагонали в дюймах.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!