Учитель: Баранова А.Г.
№ | Ход за-нятия | Инструкции педагога | Форма работы | Вре-мя | Примечания |
1. | Организа-ционная часть | -Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы будем не только писать, читать, размыш лять о языке, но и петь, играть в народные игры, разгадывать загадки, слушать народную речь. «На-родный язык – золотая часть русского литературно-го языка», - так звучит тема нашего урока. -Как вы понимаете эти слова?(Ответы детей) -Запишите тему занятия. | Коллект | 2м | |
2. | Работа с эпиграфа-ми | -Ребята! Мы не раз с вами восхищались красотой и богатством родного языка. Русскому языку адресо-вано немало прекрасных слов. Давайте прочитаем некоторые из них и поразмышляем. -«Для всего в русском языке есть множество хоро-ших слов».( К.Паустовский) «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен». (А.Куприн) «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, поэтичес-кое и трудовое орудие своей социальной жизни, мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». (А.Н.Толстой) -Что же отмечали в русском языке авторы этих строк? -Запишите одно из высказываний в свою тетрадь. Особенно красив народный язык. А.С.Пушкин вы-соко ценил народную речь, её «свежесть, простоту и чистосердечность». -Запишите слово «чисосердечность». Произведём его словообразовательный анализ (чистое сердце). -Главное преимущество русского литературного языка поэт видел в близости к народу. Существует понятие «Литературный язык» Что это? Это язык искусства, науки. Он сформирован русской культу-рой и литературой, является основной частью наци-онального русского языка. | Коллект | 2м | Распечатка на доске |
3. | О В.И.Да-ле и его словаре | -Богатством литературного языка, его золотым фондом явдяется язык народный: старорусские слова и выражения, народные говоры. И первый, кого мы вспомним,-это Владимир Иванович Даль. Перед вами его словарь – сокровищница меткого народного слова. Давайте узнаем об этом авторе и истории создания словаря. -Сообщение уч-ка и запись одной словарной статьи -Ребята! Какие группы слов мы изучили на прошлых уроках? Вспомните их общее название. (необщеупотребительная лексика) -Правильно. Перечислите эти группы. Запишем. (Диалектизмы, устаревшие слова, профессионализмы и др.). | Инд Коллект | 2м | Словарь |
4. | Прогулка по рус-кой дерев не | -Мать: Дочка, скоро гости придут. Где наш рушник? -Дочка (выбегает на середину избы в рушником в руках): «А вот и я». -Мать: «Рушничок, рушничок, спой нам песенку! -Все дети поют: Я Костюшеньку люблю, Костю вицей не секу. Ему яичко испеку. -Мать: Дочка, надо бы принарядиться. Где мой полушалок? -Дочка: А вот и я (накидывает себе полушалок на плечо). -Мать: -Полушалок, полушалок, загадай ребятам загадки. -Дочка:1. «В лавке пятак, не вынешь никак (сучок). 2. Под кустом, под ярусом лежит пояс гарусный(змея) 3. Бурая корова через прясло глядит (солнце). Ребята отгадывают загадки. Чтение и запись некоторых словарных статей из Толкового словаря С.И.Ожегова (Прясло(диалект-ное слово) – изгородь из жердей от столба др столба. Вица – шерстяные цветные нити. Гарусный пояс – скрученный из гаруса. Лавка – скамья или доска на ножках.) | Парная | 20м | |
| | -Ребята! Я приглашаю вас удивиться красоте и хит-рости загадки. Как рождается загадка? Что лежит в её основе? Уч-ся: «Наблюдательность, меткое слово, народный юмор». -А как родились эти загадки? Загадка, пословица – это малый жанр устного народного творчества. А какие малые жанры вы ещё знаете? (Считалки, пе-сенки, потешки, дразнилки…) -Вы их найдёте в книгах об устном народном твор-честве. -Вот эти книги – хранители народной речи. Берите их чаще в руки, читайте. | Коллект | | Презентация книг |
| | -Засиделись мы, давайте-ка погуляем по улице и за-глянем ещё в одно оконце. Мы увидим игру. Здесь дети играют в дочки-матери. -Три девочки поют колыбельные песенки, укачивая малых детушек-куколок. 1. Прилетели гулюшки. Садились на люлюшку Они стали гурковать, Стали Митеньку качать, прибаюкивать: -Спи, Митенька, спи, Угомон тебя возьми. 2. Бай-бай, бай-бай! Спи-ко, Таня, в зыбке новой На периночке пуховой. Бай-бай, люли-бай, Бай-бай, люли-бай. -Какие слова вам интересны в этих песенках? (Уго-мон – угомониться, успокоиться. Зыбка-колыбель; колыхать-качать, зыбать). -Запишите эти слова в тетрадь. Ребята, можно сказать, что эти песенки ласковые, нежные, тёплые? А почему? (В песенках слова уменьшитель Но-ласкательные. Мамы называют своих детей ласково: Катенька. Настюша, Женечка, Сашунечка, Юронька и т.д.) - В этих песенках присутствуют домашние живот-ные, птицы, растения. Подумайте, почему? (Дитя прислушивается к песни матери, слышит знакомые слова, успокаивается, улыбается, засыпает). | Коллект | | Игра |
| | -Заглянем в окно дальней избушки, здесь народная игра «У медведя во бору». (Один из играющих изоб ражает медведя, он присел на пенёк и как будто дремлет. Дети приближаются к нему, собирая ягоды и грибы.) Они поют дразнилку: -У медведя во бору грибы, ягоды беру. Медведь постыл, на печи застыл (Медведь бросается ловить детей. Они от него врассыпную. Медведь ловит одного. Пойманный произносит считалку: -Тара-бара, домой пора, Коров доить, тебе галить. (Новый медведь садится на стул, игра начинается заново). | Коллект | | |
| | -Ребята, как вы все радостно улыбаетесь! Почему вам весело? (Игра весёлая, безобидная. Можно побегать, посмеяться, очень хорошая, добрая игра). -Новые для вас слова прочитайте в табличке: Медведь постыл –надоел. Тебе галить – начинать игру. - Запишите в тетрадь эти слова. | Коллект | | Распечатка на доске |
| | -А теперь посетим картинную галерею. Здесь выставка рисунков наших художников. (На рисун-ках изображены предметы: колечко с камешком, ва ленки, веник из веточек без листьев). Авторы, расскажите о своих рисунках. -Тоненькое колечко с камешком – суперик. Валенки – пимы, пимики. Веничек из голых веточек – голик. -Суперик. Какое слово спряталось внутри? Перик – перст. Пимы – пимики(сиб.) – валенки. Без них сибиряку нельзя, морозно зимой на улице. Голиком сибиряки сметают, а порой и соскребают снег с пимов, который прилип, примерз. Из голичок всё выскоблит, вычистит. Хозяин заготавливает таких голичков побольше. За долгую зиму они из-нашиваются. Этим же голичком сметает снег с крылечка. Из него же делает метёлочки. | Коллект | | Выставка рисунков |
| | -Общение с природой всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит вооб ражение. Меткими названиями награждает народ все, что видит вокруг, особенно интересны народ-ные названия растений, цветов. Продолжаем нашу экскурсию по картинной галерее. -Одуванчик. Как народ назвал эт чудо природы? Пустодуй, пухлянка, летучка, молочник и т.д. Пояс-ните, чо отражено в каждом названии? (Иван-чай – гаревик, новосёл плакун, нянька, медовый цветок) -Давайте поразмышляем, почему этому цветку дали такое название? (Ромашка-изящный стебелёк, бело-снежные лепесточки, золотое сердечко.) .Давайте придумаем этому цветочку нзвание (Красавица луговая, модница, золотой глазок, ажурная юбочка) -Народные названия – солнешник, купальница, моргун, румянка. | Коллект | | |
5. | По стра-ницам книг | -Богата народной речью, диалектами и художествен Ная литература. Всем известны сказы П.Бажова. Послушайте фрагмент из «Малахитовой шкатулки» Вслушайтесь в речь народов Урала. Запомните слова, которые звучат не так, как вы привыкли. -Чтение фрагмента. -Если убрать из книги диалектные, народные слова и обороты, что произойдёт? Сказ потеряет свою прелесть, тогда уже назвать его сказом будет нельзя А вот чудесный рассказ И.Тургенева «Бежин луг». Кто герой этого рассказа, о чём рассказ? -Разные истории рассказывают мальчишки у костра. Послушайте одну из них и народную речь Орловской губернии. Какие слова вам понятны, но не привычны? Какие не понятны? | Коллект | 10м | Чтение фраг-ментов |
| | -Художественная литература и устное народное творчество хранят для потомков народную речь, жизнь, текущую по обрядам, связанную с трудом, природой, почитанием отцов и дедов. Как вы понимаете «почитание отцов и дедов?» -Подберите гнездо родственных слов. Запишите в тетрадь. (Почитание, почтение, почтенный, почёт, чтить, чтут) -Прочитайте словарную статью «Почитание» из словаря С.И.Ожегова. Запишите эту статью в тетрадь. | Коллект | | Чтение статьи |
6. | Итоговая часть | -Народные говоры – свидетели русской истории. Как же с ними обходиться? Не знать, не ведать, не интересоваться, быть равнодушным? Пусть канут в Лету, уйдут без следа… Нет, этого допустить не-льзя. Почему? -Прочитайте высказывание Константина Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безраз-личие к языку объясняется полнейшим безразличи-ем к прошлому, настоящему и будущему своего народа». | Коллект | 4м | Чтение выска-зывания |