СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность ""Функциональная грамотность"5-9 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность ""Функциональная грамотность"5-9 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Тереховская основная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Таловский район, Воронежская область




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО: Зам. директора по УВР Директор школы:

______________ __________________ _______________

Протокол №….. «…»_____20…года Приказ №…

от«------»-------- 20…года от«------»----- 20..года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности


« Развитие функциональной грамотности »

в 5 – 9 классе

на 2023 – 2024 учебный год





Составила: Шепель Т.В.

учитель обществознания,

географии,

русского языка и литературы

IКК







Терехово 2023




Цель программы:

развитие функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);

способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность)




Характеристика образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая грамотность).

Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю


Таким образом, общее количество часов: 34 часа.

-10 часов модуль «читательская грамотность

-10 часов модуль «финансовая грамотность»;

-10часов модуль «естественнонаучная грамотность»;

-4 часа модуль « математическая грамотность»

- Из них 1 час на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.

Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.

В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.

В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики

считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные и предметные


Грамотность


Читательская

Естественно-

научная

Финансовая

Математи

ческая

5 класс

Уровень

узнавания и

понимания

находит и

извлекает

информацию из

различных

текстов

находит и

извлекает

информацию о

естественнонаучных явлениях

в различном

контексте

находит и

извлекает

финансовую

информацию в

различном

контексте

находит и извлекает математическую информацию в различном контексте

6 класс

Уровень

понимания и

применения

применяет

извлеченную из

текста

информацию для

решения разного

рода проблем

объясняет и

описывает

естественнонаучные

явления

на основе

имеющихся

научных

знаний

применяет

финансовые

знания для

решения

разного рода

проблем

применяет математические знания для решения разного рода проблем

7 класс

Уровень

анализа и

синтеза

анализирует и

интегрирует

информацию,

полученную из

текста

распознает и

исследует личные,

местные,

национальные,

глобальные

естественнонаучные

проблемы в

различном

контексте

анализирует

информацию в

финансовом

контексте

формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации

8 класс

Уровень

оценки

(рефлексии)

в рамках

предметного

содержания

оценивает

форму и

содержание

текста в рамках предметного

содержания

интерпретирует и

оценивает

личные, местные,

национальные,

глобальные

естественнонаучные

проблемы в

различном

контексте в рамках

предметного

содержания

оценивает

финансовые

проблемы в

различном

контексте

интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации




9 класс

Уровень

оценки

(рефлексии) в

рамках

метапредметного

содержания

оценивает

форму и

содержание

текста в рамках

метапредметного

содержания

интерпретирует и

оценивает, делает

выводы и строит

прогнозы о

личных, местных,

национальных,

глобальных

естественнонаучных

проблемах в различном

контексте в рамках

метапредметного

содержания

оценивает

финансовые

проблемы,

делает выводы,

строит

прогнозы,

предлагает

пути решения

интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации




Личностные


Грамотность


Читательская

Естественно-

научная

Финансовая

Математи

ческая

5-9 классы

оценивает

содержание

прочитанного с

позиции норм

морали и

общечеловеческих

ценностей;

формулирует

собственную

позицию по

отношению к

прочитанному

объясняет

гражданскую

позицию в

конкретных

ситуациях

общественной

жизни на основе

естественнонаучных

знаний с позиции

норм морали и

общечеловеческих

ценностей

оценивает

финансовые

действия в

конкретных

ситуациях с

позиции норм

морали и

общечеловеческих

ценностей, прав

и обязанностей

гражданина

страны


объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль: «Основы финансовой грамотности»


5-9 класс


Тема занятия

Всего часов, 1час

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

1.

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

1

0

Беседы, диалоги, дискуссии.

2.

Деньги в разных странах

0

0

0

Круглый стол, игра.

3.

Деньги настоящие и ненастоящие

1

0

1

Игра, экскурсия.

4.

Как разумно делать покупки?

1

0

1

Игра, круглый стол.

5.

Кто такие мошенники?

1

0

0

Круглый стол, игра, квест.

6.

Личные деньги

1

0

1

Беседы, диалоги, дискуссии.

7.

Сколько стоит «своѐ дело»?

1

0,5

0,5

Проект, игра.

8

Удивительные факты и истории о деньгах.

Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.


1


0,5

0,5


Игра, круглый стол.

9

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?


1


0

1


Игра, круглый стол.

10

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

Проведение рубежной аттестации.

1


0


1

Беседы, диалоги, дискуссии


Итого

10

2

6





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности»


5-9 класс



Тема занятия

Всего

часов, 1 час

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

1.

Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст

как источник информации.


1


0


1


Беседа, конкурс.

2.

Сопоставление содержания текстов

публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах.


0


0


0


Работа в парах.

3.

Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели

дальнейшего использования?


1


0


1

Беседа, круглый стол, ролевая игра.

4.

Типы текстов: текст-объяснение

(объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение).


0


0


0


Квест, дискуссия, круглый стол.

5.

Поиск комментариев, подтверждающих

основную мысль текста, предложенного для анализа.


1


0


1


Деловая игра.

6.

Типы задач на грамотность. Позиционные задачи.

1

0

1

Квест, круглый стол.

7.

Работа с несплошным текстом:

информационные листы и объявления, графики и диаграммы.


1


0


1


Деловая игра.

8

Сопоставление содержания художественных

текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.



1

0


1

Работа в парах.

9

Определение основной темы и идеи в

драматическом произведении. Учебный текст как источник информации.



1


0



1



Беседа, конкурс.

10

Поиск ошибок в предложенном тексте.

Формирование читательских умений с опорой на

текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации.

Проведение рубежной аттестации.

1


0

1


Работа в парах.

Тестирование


Итого

10


0


8



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»


5-9класс





Тема занятия

Всего

часов, 1 час

Теория

Прак- тика

Формы деятельности

в неделю

Звуковые явления

1.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

0

0

Беседа, демонстрация записей звуков.

2.

Устройство динамика. Современные

акустические системы. Шум и его воздействие на человека.


1


0


1

Наблюдение физических явлений.

Строение вещества

3.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

1

0

1

Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений.

Вода. Уникальность воды.

1

0

1

4.

Углекислый газ в природе и его значение.

0

0

0

Земля и земная кора. Минералы

5.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с


1


0,5


0,5

Работа с коллекциями

минералами, горной породой и рудой.

минералов и горных пород.



6.

Атмосфера Земли.

1

0

1

Беседа. Презентация.




Живая природа

7.

Уникальность планеты Земля. Условия для

существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.


1


0,5


0,5


Беседа. Презентация.

8

Царства живой природы.


1


1


0


Игра. Презентация.


9

Экологическая система. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция

биосферы.



1


0


1

Демонстрация моделей.

Моделирование.


10

Антропогенное воздействие на биосферу.

Основы рационального природопользования.


0,5


0


0,5

Демонстрация моделей.

Моделирование.





Проведение итоговой аттестации.


0,5


0


0,5


Тестирование.

Итого

10

2

7


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль «Основы математической грамотности»



1.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.


1


0,5


0


Беседа. Презентация.

2

Решение задач на вероятность событий в реальной жизни.

1


1


0


Игра. Презентация.


3

Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа.


1


0,5


1

Демонстрация моделей.

Моделирование.


4

Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни.


0,5


0


0,5

Демонстрация моделей.

Моделирование.





Проведение рубежной аттестации.


0,5


0


0,5


Тестирование.

Итого

4

2

2









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!