МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Тереховская основная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Таловский район, Воронежская область
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО: Зам. директора по УВР Директор школы:
______________ __________________ _______________
Протокол №….. «…»_____20…года Приказ №…
от«------»-------- 20…года от«------»----- 20..года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Развитие функциональной грамотности »
в 5 – 9 классе
на 2023 – 2024 учебный год
Составила: Шепель Т.В.
учитель обществознания,
географии,
русского языка и литературы
IКК
Терехово 2023
Цель программы:
развитие функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности адаптироваться к окружающей среде, иметь представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде (естественнонаучная грамотность);
способности понимания значения денег в современной жизни, умении ими распоряжаться, формировать финансовую культуру и быть адаптированными к новым веяниям финансового рынка (финансовая грамотность)
Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения (с 5 по 9 классы), реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной деятельности и включает 4 модуля (читательская, математическая, естественнонаучная и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часа в неделю
Таким образом, общее количество часов: 34 часа.
-10 часов модуль «читательская грамотность
-10 часов модуль «финансовая грамотность»;
-10часов модуль «естественнонаучная грамотность»;
-4 часа модуль « математическая грамотность»
- Из них 1 час на проведение аттестации, завершающих освоение программы по соответствующему году обучения.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим, разработчики
считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные и предметные
| Грамотность |
| Читательская | Естественно- научная | Финансовая | Математи ческая |
5 класс Уровень узнавания и понимания | находит и извлекает информацию из различных текстов | находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте | находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте | находит и извлекает математическую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения | применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем | объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний | применяет финансовые знания для решения разного рода проблем | применяет математические знания для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза | анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста | распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте | анализирует информацию в финансовом контексте | формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
8 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания | интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания | оценивает финансовые проблемы в различном контексте | интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания | оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания | интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания | оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения | интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
Личностные
| Грамотность | |
Читательская | Естественно- научная | Финансовая | Математи ческая |
5-9 классы | оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному | объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны | объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
5-9 класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1час | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
в неделю |
1. | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | 1 | 0 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. | Деньги в разных странах | 0 | 0 | 0 | Круглый стол, игра. |
3. | Деньги настоящие и ненастоящие | 1 | 0 | 1 | Игра, экскурсия. |
4. | Как разумно делать покупки? | 1 | 0 | 1 | Игра, круглый стол. |
5. | Кто такие мошенники? | 1 | 0 | 0 | Круглый стол, игра, квест. |
6. | Личные деньги | 1 | 0 | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии. |
7. | Сколько стоит «своѐ дело»? | 1 | 0,5 | 0,5 | Проект, игра. |
8 | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра, круглый стол. |
9 | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 1 | 0 | 1 | Игра, круглый стол. |
10 | Социальные выплаты: пенсии, пособия. Проведение рубежной аттестации. | 1 | 0 | 1 | Беседы, диалоги, дискуссии |
Итого | 10 | 2 | 6 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы читательской грамотности»
5-9 класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1 час | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
в неделю |
1. | Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Поэтический текст как источник информации. | 1 | 0 | 1 | Беседа, конкурс. |
2. | Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Общественная ситуация в текстах. | 0 | 0 | 0 | Работа в парах. |
3. | Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учѐтом цели дальнейшего использования? | 1 | 0 | 1 | Беседа, круглый стол, ролевая игра. |
4. | Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). | 0 | 0 | 0 | Квест, дискуссия, круглый стол. |
5. | Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. | 1 | 0 | 1 | Деловая игра. |
6. | Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. | 1 | 0 | 1 | Квест, круглый стол. |
7. | Работа с несплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. | 1 | 0 | 1 | Деловая игра. |
8 | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | 1 | 0 | 1 | Работа в парах. |
9 | Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник информации. | 1 | 0 | 1 | Беседа, конкурс. |
10 | Поиск ошибок в предложенном тексте. Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации. Проведение рубежной аттестации. | 1 | 0 | 1 | Работа в парах. Тестирование |
| Итого | 10 | 0 | 8 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
5-9класс
№ | Тема занятия | Всего часов, 1 час | Теория | Прак- тика | Формы деятельности |
в неделю |
Звуковые явления |
1. | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 1 | 0 | 0 | Беседа, демонстрация записей звуков. |
2. | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 1 | 0 | 1 | Наблюдение физических явлений. |
Строение вещества |
3. | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. | 1 | 0 | 1 | Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. |
Вода. Уникальность воды. | 1 | 0 | 1 |
4. | Углекислый газ в природе и его значение. | 0 | 0 | 0 |
Земля и земная кора. Минералы |
5. | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с коллекциями |
минералами, горной породой и рудой. | минералов и горных пород. |
| |
6. | Атмосфера Земли. | 1 | 0 | 1 | Беседа. Презентация. |
Живая природа |
7. | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Презентация. |
8 | Царства живой природы. | 1 | 1 | 0 | Игра. Презентация. |
9 | Экологическая система. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. | 1 | 0 | 1 | Демонстрация моделей. Моделирование. |
10 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 0,5 | 0 | 0,5 | Демонстрация моделей. Моделирование. |
| Проведение итоговой аттестации. | 0,5 | 0 | 0,5 | Тестирование. |
Итого | 10 | 2 | 7 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Модуль «Основы математической грамотности»
|
1. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | 0,5 | 0 | Беседа. Презентация. |
2 | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 1 | 1 | 0 | Игра. Презентация. |
3 | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | 1 | 0,5 | 1 | Демонстрация моделей. Моделирование. |
4 | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | 0,5 | 0 | 0,5 | Демонстрация моделей. Моделирование. |
| Проведение рубежной аттестации. | 0,5 | 0 | 0,5 | Тестирование. |
Итого | 4 | 2 | 2 | |