Внедрение технологии тьюторского сопровождения одарённых учащихся через исследовательскую деятельность
В картине жизни каждый штрих -
движенье мысли в творчестве.
А в будущем?
Вращение с другими, в одиночестве.
Картина эта только тьютору понятна….
Автор
Наталья Брониславовна Ивашка, методист
ГУО «Гимназия №3 г. Солигорска».
Окончила Белорусский государственный университет им.М.Танка, ,
факультет «Педагогика и психология начального обучения»,
по специальности учитель начальных классов
Педагогический стаж 20 лет
Педагогическое кредо:
«Не сгибаться под ношей, чтобы не увеличить её тяжесть»
А кто такой тьютор?
Тьютор – «tutor» в переводе с английского – педагог - наставник. Этимология слова тьютор в переводе с латинского– заботиться, оберегать и связана с понятиями – «защитник», «покровитель», «страж». Тьютор – педагог-наставник, обеспечивающий социально-педагогическое сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий. Тьютор – кто сопровождает процесс освоения новой деятельности. Тьютор – это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы Сопровождение – это определенное действие; сопровождать – значит идти вместе, помогать и быть рядом. [4 ]
Загорается свет в окнах нашей гимназии. Шум детских голосов умолкает, и я спешу домой. Из гимназии выходят учащиеся: кто по парам, а кто-то и группами, что-то шумно обсуждают между собой. В одной из таких пар и я, что-то продуманно рассказываю, видя, как Лиза внимательно меня слушает. Нет, я не учащаяся, я методист гимназии, тьютор Наталья Брониславовна Ивашка, а Михолап Елизавета, учащаяся X «А» класса – мой тьюторант.
Тьютор!Тьютор и исследовательская деятельность! Звучит громко, но до безумия непонятно. Вместе с тем, в этом иностранном понятии я вижу огромную ответственность. Почему меня интересует именно исследовательская деятельность в тьюторстве? Ответ простой. Посетив семинары у заместителя директора по УР нашей гимназии Семченковой Елены Николаевны, загорелись глаза, проявился большой интерес. А почему бы не попробовать? Сегодня постепенно меняется способ организации учебной деятельности: усвоение учебного материала с помощью репродуктивного метода меняется на продуктивный – творческий способ, в центре которого находится учащийся. Хочется отметить, что организация тьюторского сопровождения через исследовательскую деятельность вызвала значительные изменения в привычной работе. Работая со своим тьюторантом, мне необходимо помочь ему, превращая его из «источника» информации в «проводника» по информационному пространству. В ходе наших встреч, я направляю своего тьюторанта к ресурсам Интернета, организовывая исследовательскую деятельность; ориентирую на углубленный поиск информации, помогаю оценивать надёжность различных информационных источников, а также умение конспектировать изучаемые материалы, вместе обсуждать их. Ведь в основу исследовательской деятельности положено развитие познавательных, творческих навыков, а также критического мышления. Тьюторант самостоятельно конструирует свои знания, ориентируется в информационном пространстве. В ходе работы над темой исследования у тьюторанта проявляется высокий уровень познавательной активности. Его участие в производстве новых, добытых сведения по исследуемой теме, решение, возникающих проблемных ситуаций, а моя задача, как тьютора следить за успехами тьюторанта, его деятельностью и качеством работы, помогать решать возникающие сложности. Ведь, как мне кажется, цель тьютора – не просто научить, а научить учиться, научить исследовать. Не обходится и без достижений. Только в этом учебном году мой тьюторант Михолап Елизавета участник международного конкурса «Волшебное слово», участник дистанционного конкурса по русскому языку «Лучший результат», II диплом районного этапа олимпиады «Россия и Беларусь: историческая духовность, I диплом специального номера «Пілот» журнала “Маладосць”, участник районной олимпиады по русскому языку. В этом году мы работали над исследовательской темой “Рушники на придорожных крестах в традициях белорусского народа”. Наша работа была высоко отмечена на гимназическом фестивале исследовательских работ и рекомендована на районный конкурс “Под знаком XXI века».
Современный педагог нашего учреждения – советчик, координатор, пример для подражания. Это человек мудрый, желательно счастливый и уверенный в себе. Каждый проникает в проблемы учащихся и вместе, они ищут решение. Наши педагоги-тьюторы: И. И. Мащёнская, педагог по учебному предмету «География», Е.Н. Минюкович, педагог по учебному предмету «Химия», Л.Г. Новик, педагог по учебному предмету «Белорусский язык и литература», В.Н. Варашкевич, педагог по учебному предмету «Биология», Н.В.Чуйко, педагог по учебному предмету «История. Обществоведение», О.С.Кругленя, педагог по учебному предмету «Биология», Е.П.Куделевич, педагог по учебному предмету «Русский язык и литература», Т.Н.Шульгина, педагог по учебному предмету «Английский язык», рассматривают учащегося как равного себе партнера. Во-первых, мы ответственны за знания и навыки, которые получает учащийся. Во-вторых, мы (педагоги) держим ответ перед обществом за то, с какими культурными ценностями уйдет наш учащийся из стен гимназии.
Я педагог, я тьютор…Стараюсь, отойти от готовых решений и ответов, которые не стимулируют учащихся к самостоятельности мышления, к активной поисковой деятельности. Я понимаю, что для успешной социальной и гуманитарной адаптации выпускника гимназии в современном обществе стандартного набора общеучебных умений и навыков недостаточно. Поэтому организация исследовательской деятельности через тьюторское сопровождение позволяет реализовать глубинный познавательный интерес учащихся, воспитывает в них исследовательские навыки и формирует умения, которые ему действительно пригодятся в будущей жизни: анализ и отбор информации;
постановка целей и задач;
определение ресурсов и дефицитов;
анализ рисков при осуществлении деятельности;
составление карт успеха, программ;
постановка вопросов и ведение дискуссий;
рефлексия.
Понятия «тьюторство», «тьюторское сопровождение» не являются в строгом смысле слова новыми для современного образования. «Тьюторство как оригинальная философия образования и ведущий способ организации образовательной системы берет начало в средневековых европейских университетах XII – XIV веков. В качестве же особой педагогической позиции, а затем и должности, оно оформляется в известнейших древнейших университетах-городах Великобритании: сначала в Оксфорде, чуть позже в Кембридже»[1]. Тьютор - это тот, кто организует условия для конструирования и реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося. Для сравнения: в Сорбонне тьюторам также присваивается, прежде всего, роль консультантов, они информируют студентов и дают рекомендации по вопросам выбора направления обучения, помогают каждому из них сориентироваться в структуре университета. Однако в обязанности тьютора также входит первоначальная помощь студентам в их работе над индивидуальными научными проектами, например, консультации по работе в библиотеке, по сбору и составлению библиографии. Тьютор, таким образом, играет роль первоначального научного наставника. [2]
Сравним | Педагог | Тьютор |
В каком процессе участвует, в каком качестве? | Обучает, управляет процессом | Самообразование, сопровождает процесс |
За что отвечает реально | Передаёт знания | Участвует в формировании индивидуальной ответственности за знание |
На что опирается в своей деятельности? | Методики обучения | Рефлексия опыта самообразования |
Тьюторство в нашей гимназии носит гласный характер. Все события, связанные с тьюторским сопровождением, отражается на гимназическом сайте, информационном стенде. На презентационные исследовательские мероприятия тьюторантов приглашаются все желающие, учащиеся и педагоги. Я думаю вы согласитесь со мной, что тьюторское сопровождение через исследовательскую деятельность способствует внедрению индивидуализации образования, выбора учащимися образа и пути. Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, мотивационного, целеполагания, проектировочного, реализационного, аналитического, каждый из которых имеет свою специфику и предполагает определенные способы работы тьютора и учащегося. Немало важным условием, обеспечивающим эффективность тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся II и III ступени образования, является расширение образовательного пространства учащегося как пространства пробы и себя, и своих возможностей за счёт организации условий для рефлексии ими точек профессионального самоопределения, создания мест для приобретения учащимися нового образовательного, коммуникативного, социального и управленческого опыта.
Таким образом подведём итог. Тьюторство в исследовательской деятельности– это есть форма, которая помогает тьюторанту ориентироваться в избыточной образовательной среде, находить и использовать те ресурсы, которые необходимы для построения и реализации успешной учебной и исследовательской деятельности.
Литература
Белицкая, Е. В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В.: ВГПУ Перемена, 2012.
Зубра, А. С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы: пособие / А.С. Зубра. Минск: Акад. Упр. При Президенте Респ. Беларусь, 205. – 318 с.
Белицкая, Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. В.: ВГПУ Перемена, 2012.
Ковалева, Т. М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Лекции 1-4. М.: ПУ Первое сентября, 2010.
http://www.vestnik-kafu.info/journal/17/
2