СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина»

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта Подготовила Лаврухина Юлия Николаевна Учитель русского языка и литературы

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта

Подготовила Лаврухина Юлия Николаевна

Учитель русского языка и литературы

Тема вольности является одной из первостепенных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает его роль в жизни общества, в своей личной жизни.   Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: «Вольность», «Сказки», «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».   Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.

Тема вольности является одной из первостепенных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает его роль в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: «Вольность», «Сказки», «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.

1) «Свободою горим»:  а ) свобода человека и гражданина («Вольность» (1817) — традиции Г. Р. Радищева и Державина, высокий одический стиль и гражданский пафос, выражение идей декабристов и собственных взглядов на устройство общества);   б ) «свобода Отчизны от самовластья» («К Чаадаеву» (1818) — служение идеалам свободы, личностное звучание подчёркивается жанром послания);   в) свобода поэта и независимость творчества («К Н. Я. Плюсковой» (1818) — первое стихотворение о назначении поэта, заявление позиции стихотворца: «Свободу лишь учася славить… я не рождён царей забавить», возвышенный слог усиливает значимость высказанных мыслей);   г) «…нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян» («Деревня» (1819) — высказаны политические призывы, близкие декабристам, двухчастная композиция, элегия и сатира, построенная по принципу антитезы, подчинена основной идее — осуждению «барства дикого»);

1) «Свободою горим»:

а ) свобода человека и гражданина («Вольность» (1817) — традиции Г. Р. Радищева и Державина, высокий одический стиль и гражданский пафос, выражение идей декабристов и собственных взглядов на устройство общества); б ) «свобода Отчизны от самовластья» («К Чаадаеву» (1818) — служение идеалам свободы, личностное звучание подчёркивается жанром послания); в) свобода поэта и независимость творчества («К Н. Я. Плюсковой» (1818) — первое стихотворение о назначении поэта, заявление позиции стихотворца: «Свободу лишь учася славить… я не рождён царей забавить», возвышенный слог усиливает значимость высказанных мыслей); г) «…нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян» («Деревня» (1819) — высказаны политические призывы, близкие декабристам, двухчастная композиция, элегия и сатира, построенная по принципу антитезы, подчинена основной идее — осуждению «барства дикого»);

2) «одна свобода мой кумир»:  а) романтические идеалы свободы (« Узник»  (1822) — страдание души от несоответствия действительности идеалам, желание покинуть окружающий мир-«темницу», наполнение стихотворения романтическими символами);   б) «к чему стадам дары свободы?..» (« Свободы сеятель пустынный …»(1823) — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и принять её, написано в стиле евангельской притчи в серьёзной и возвышенной тональности, отражено своеобразие пушкинского восприятия темы свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами);   в) «прощай, свободная стихия!..» (« К морю » (1824) — последнее романтическое стихотворение поэта, прощание с прежними идеалами свободы, желание найти свободу не вне, а внутри себя);   г) « и умер бедный раб у ног непобедимого владыки» («Анчар» (1828) — философское осмысление рабства и деспотизма, поэтическая картина-символ носит вневременное значение, неприятие ни раба, ни господина, не способных бороться со злом);

2) «одна свобода мой кумир»:

а) романтические идеалы свободыУзник»  (1822) — страдание души от несоответствия действительности идеалам, желание покинуть окружающий мир-«темницу», наполнение стихотворения романтическими символами); б) «к чему стадам дары свободы?..»Свободы сеятель пустынный …»(1823) — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и принять её, написано в стиле евангельской притчи в серьёзной и возвышенной тональности, отражено своеобразие пушкинского восприятия темы свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами); в) «прощай, свободная стихия!..»К морю » (1824) — последнее романтическое стихотворение поэта, прощание с прежними идеалами свободы, желание найти свободу не вне, а внутри себя); г) « и умер бедный раб у ног непобедимого владыки» («Анчар» (1828) — философское осмысление рабства и деспотизма, поэтическая картина-символ носит вневременное значение, неприятие ни раба, ни господина, не способных бороться со злом);

3) «я не хочу печалить вас ничем»  («Я вас любил…» (1829) — свобода в любви, уважение личности другого человека, его чувств есть залог личной свободы);

3) «я не хочу печалить вас ничем»

(«Я вас любил…» (1829) — свобода в любви, уважение личности другого человека, его чувств есть залог личной свободы);

4) «на свете счастья нет, а есть покой и воля»  («Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834) — сочетание свободы и счастья в жизни человека идеально, а потому нереально, счастье ежеминутно, временно, а свобода — постоянная потребность); Пора, мой друг, пора Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —  Летят за днями дни, и каждый час уносит  Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем  Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.  На свете счастья нет, но есть покой и воля.  Давно завидная мечтается мне доля —  Давно, усталый раб, замыслил я побег  В обитель дальную трудов и чистых нег.

4) «на свете счастья нет, а есть покой и воля»

(«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834) — сочетание свободы и счастья в жизни человека идеально, а потому нереально, счастье ежеминутно, временно, а свобода — постоянная потребность);

Пора, мой друг, пора

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.

5) «веленью Божию, о муза, будь послушна»: Зависеть от царя, зависеть от народа —  Не все ли нам равно? Бог с ними.  Никому  Отчета не давать, себе лишь самому  Служить и угождать; для власти, для ливреи  Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;  По прихоти своей скитаться здесь и там,  Дивясь божественным природы красотам,  И пред созданьями искусств и вдохновенья  Трепеща радостно в восторгах умиленья.  Вот счастье! вот права… а) свобода творческой личности («Из Пиндемонти»(1836) — осознание духовной свободы как высшего проявления независимости, соединение понятий счастья и свободы в занятиях творчеством, поэзией);  б) поэтическое завещание («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) — прославление свободы в жестокий век есть проявление высоких и добрых чувств как высшее предназначение поэта и его поэзии).

5) «веленью Божию, о муза, будь послушна»:

Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права…

а) свобода творческой личности («Из Пиндемонти»(1836) — осознание духовной свободы как высшего проявления независимости, соединение понятий счастья и свободы в занятиях творчеством, поэзией); б) поэтическое завещание («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) — прославление свободы в жестокий век есть проявление высоких и добрых чувств как высшее предназначение поэта и его поэзии).

1-я группа. Ода «Вольность»

2-я группа. Стихотворение «Деревня»

• К какому периоду жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение? • Для какого времени характерен жанр оды? • Определите самые важные (ключевые) строчки в каждой из строф. • Каково отношение Пушкина к свободе? Какое общество считается свободным? От кого зависит свобода? Что значит, по Пушкину, быть свободным?

3-я группа. Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…»

• С каким событием в жизни Пушкина связано это стихотворение? • Как бы вы определили жанр стихотворения? • Перечитайте вторую часть стихотворения. С какой особенностью российского государственного устройства связаны размышления Пушкина о свободе и несвободе? • Верит ли Пушкин, что его поэтический дар способен пробудить сострадание к угнетенному народу? На что надеется поэт?

• Определите общий эмоциональный настрой стихотворения. • Какой смысл придаёт тексту эпиграф из Евангелия? • Почему слова свободы, обращённые сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности? • Как помогает постижению смысла композиция стихотворения? • Какую характеристику личности лирического «Я» даёт автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!