Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта
Подготовила Лаврухина Юлия Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Тема вольности является одной из первостепенных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает его роль в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: «Вольность», «Сказки», «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.
1) «Свободою горим»:
а ) свобода человека и гражданина («Вольность» (1817) — традиции Г. Р. Радищева и Державина, высокий одический стиль и гражданский пафос, выражение идей декабристов и собственных взглядов на устройство общества); б ) «свобода Отчизны от самовластья» («К Чаадаеву» (1818) — служение идеалам свободы, личностное звучание подчёркивается жанром послания); в) свобода поэта и независимость творчества («К Н. Я. Плюсковой» (1818) — первое стихотворение о назначении поэта, заявление позиции стихотворца: «Свободу лишь учася славить… я не рождён царей забавить», возвышенный слог усиливает значимость высказанных мыслей); г) «…нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян» («Деревня» (1819) — высказаны политические призывы, близкие декабристам, двухчастная композиция, элегия и сатира, построенная по принципу антитезы, подчинена основной идее — осуждению «барства дикого»);
2) «одна свобода мой кумир»:
а) романтические идеалы свободы (« Узник» (1822) — страдание души от несоответствия действительности идеалам, желание покинуть окружающий мир-«темницу», наполнение стихотворения романтическими символами); б) «к чему стадам дары свободы?..» (« Свободы сеятель пустынный …»(1823) — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и принять её, написано в стиле евангельской притчи в серьёзной и возвышенной тональности, отражено своеобразие пушкинского восприятия темы свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами); в) «прощай, свободная стихия!..» (« К морю » (1824) — последнее романтическое стихотворение поэта, прощание с прежними идеалами свободы, желание найти свободу не вне, а внутри себя); г) « и умер бедный раб у ног непобедимого владыки» («Анчар» (1828) — философское осмысление рабства и деспотизма, поэтическая картина-символ носит вневременное значение, неприятие ни раба, ни господина, не способных бороться со злом);
3) «я не хочу печалить вас ничем»
(«Я вас любил…» (1829) — свобода в любви, уважение личности другого человека, его чувств есть залог личной свободы);
4) «на свете счастья нет, а есть покой и воля»
(«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834) — сочетание свободы и счастья в жизни человека идеально, а потому нереально, счастье ежеминутно, временно, а свобода — постоянная потребность);
Пора, мой друг, пора
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.
5) «веленью Божию, о муза, будь послушна»:
Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права…
а) свобода творческой личности («Из Пиндемонти»(1836) — осознание духовной свободы как высшего проявления независимости, соединение понятий счастья и свободы в занятиях творчеством, поэзией); б) поэтическое завещание («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) — прославление свободы в жестокий век есть проявление высоких и добрых чувств как высшее предназначение поэта и его поэзии).
1-я группа. Ода «Вольность»
2-я группа. Стихотворение «Деревня»
• К какому периоду жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение? • Для какого времени характерен жанр оды? • Определите самые важные (ключевые) строчки в каждой из строф. • Каково отношение Пушкина к свободе? Какое общество считается свободным? От кого зависит свобода? Что значит, по Пушкину, быть свободным?
3-я группа. Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…»
• С каким событием в жизни Пушкина связано это стихотворение? • Как бы вы определили жанр стихотворения? • Перечитайте вторую часть стихотворения. С какой особенностью российского государственного устройства связаны размышления Пушкина о свободе и несвободе? • Верит ли Пушкин, что его поэтический дар способен пробудить сострадание к угнетенному народу? На что надеется поэт?
• Определите общий эмоциональный настрой стихотворения. • Какой смысл придаёт тексту эпиграф из Евангелия? • Почему слова свободы, обращённые сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности? • Как помогает постижению смысла композиция стихотворения? • Какую характеристику личности лирического «Я» даёт автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?