СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание интереса на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может быть использован на конференциях, педсоветах, методических объединениях

Просмотр содержимого документа
«Воспитание интереса на уроках русского языка»

Выступление на РМО учителей по проблеме «Воспитание интереса на уроках русского языка в 5 классе» 2018 г, 24 августа

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к родному языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя. Даже научив правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятным, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета «Русский язык» должно быть развитие в ребенке способности так владеть словом, чтобы слова всегда складывались в значимый смысл, чтобы человек умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «я».

Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что для этого школьника надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть на своем уровне) его философские основы.

Педагогическая технология открывает большие возможности для развития личности ребенка. Но это требует от учителя определенных знаний и умений, которые должны помочь учителю реализовать свое желание сформировать, а в дальнейшем развивать познавательный интерес у ученика к предмету.

Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интерес является важнейшим условием духовного развития человека. Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Среди них можно выделить следующие: профессиональные, трудовые, эстетические, читательские, спортивные, познавательные и другие.

Познавательный интерес к русскому языку - это очень тонкая структура личности, являющаяся важной частью общего феномена «интерес».

Предметом интереса является познание русского языка не только с целью ориентировки в нем, но и отражения в сознании сущностных сторон, причинно - следственных связей и закономерностей.

Психологическая структура познавательного интереса включает как психические процессы, так и объективные отношения человека.

Психологическая структура познавательного интереса.
Процессы

Проявления

Действия

Интеллектуальные

Раздумья, рассуждения, размышления, обоснования, доказательство

Операция общения, сопоставления, дедуктивные процессы.

Эмоциональные

Сенсорные процессы, эмоциональные состояния

Переживания успеха, радости, гордости.

Регулятивные

Волевые усилия, внимание, память.

Установка, принятие решений, настойчивость.

Творческие

Активизация воображения, фантазии, озарения.

Создание новых образов, моделей.


Познавательный интерес к русскому языку описывается в своем развитии различными состояниями. Условно выделяют последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанный с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Но занимательность, как фактор выявления познавательного интереса, может служить его начальным толчком.

Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного.

Познавательный интерес, как стадия развития интереса. Характеризуется поступательным движением познавательной деятельности.

Теоретический интерес обусловлен стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки и характеризует познавательное начало в структуре личности.

Указанные ступени познавательного интереса нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Познавательный интерес является сильным мотивом школьника. Чтобы планомерно, от урока к уроку, систематически развивать и совершенствовать познавательный интерес учащихся. Учитель должен на каждом уроке решать задачи не только обучения и воспитания, но и развития действенных мотивов учения с помощью разных форм и методов обучения.

Все знают, как утомительны для ребят бывают уроки повторения и уроки анализа ошибок, но работу эту можно построить интересно. На этих уроках используются и сигнальные карточки, и мяч, и индивидуальные доски, и перфокарты и т.д., а также и самые разные формы работы по группам, в парах сменного состава, индивидуальная.

Большой интерес у учеников вызывают и игры-соревнования. Материалом для них служат обычные упражнения, преподнесённые в занимательной форме.

Большую роль в формировании познавательного интереса играют и ролевые игры по культуре речи. Эти игры можно начинать проводить с 5 класса.

Например игра «Кукла наряжается». Цель игры: научить употреблять слова одеть, надеть пальто (в предложном и др. падежах), кашне.

Задание: расскажите о том, как кукла Таня собирается на прогулку. Используйте слова: одеть, надеть, кашне, пальто. Ученица говорит и делает то, о чем рассказывает.

В 5 классе начинается систематическое изучение лексики. Основная проблема- разграничение лексического и грамматического значений, которая очень трудна для пятиклассников.

Урок, посвященный этой теме, тоже можно провести с помощью игры. Из цветной бумаги вырезаются кружки одинакового диаметра, но разных цветов. Каждый кружок- это отдельное слово. Их много, они все разные. Разложив их на столе, получается пестрый ковер. Но-чудо! Переворачиваем все кружки обратной стороной – все они белые. Все кружки одинаковы.

Так же и слова: с одной стороны слово обладает лексическим значением, с другой - грамматическим.

Успешному усвоению новой лексики могут способствовать и нетрадиционные задания в игровой форме.

Например: «Паутина слов».

Задание: соедините слова нужной линией.

Слова с противоположным значением

Слова, близкие по значению.

Бессердечность 1. доброта

Жестокость отзывчивость

Равнодушие сердечность

чуткость

Верность 2. измена

Преданность неверность

предательство

Вежливость 3. грубость

невежливость

Жадность 4. щедрость


Игра «Паутина слов» помогает детям реально представить семантические связи слов, что способствует закреплению в детском сознании парадигматических ассоциаций и в конечном итоге – усвоению новой лексики.

Из всех приведённых выше примеров отчётливо видно, что главным в изучении русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который, безусловно, есть в любом языковом явлении. На первом плане оказывается стремление понять, почему и зачем в языке существуют закономерности. А это необходимый шаг к тому, чтобы научиться осмысленно управлять и владеть своей речью, чтобы не просто слушать, а слышать и чувствовать язык другого человека. Итак, первый принцип, которым обязан руководствоваться учитель, во всём, в каждом языковом явлении искать внутренний смысл.

Второй принцип можно сформулировать так: всегда опираться на художественный текст, способный вызвать у слушателя и читателя эмоциональные переживания. Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразием личностного восприятия ученика с предполагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях данного текста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!