СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантности на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности на уроках музыки»

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Воробьёва Наталья Лекандровна
Tolerance education at music lessons

Vorobievа Natalia Lekandrovna
Эта статья о проблеме построения доброжелательных отношений между людьми. Обществу необходимо толерантное мироустройство. Проблема культуры общения-одна из самых острых в обществе, в том числе и в школе. Необходимо обратить внимание на воспитание толерантности в школе на уроках музыки. Целью таких уроков музыки является воспитание ребенка в духе терпимости и братской любви к людям, научить различать добро и зло.

This paper is about the problem of building friendly relations between people. Society needs a tolerant world order. The problem is the culture of communication, one of the most acute in the community, including the school. Pay attention to the education of tolerance in school music lessons. The aim of these lessons is the music education of the child in a spirit of tolerance and brotherly love to the people, learn to distinguish between good and evil.
Ключевые слова: Толерантность, искусство, музыка, общение, культура
Keywords: Tolerance, art, music, communication, culture
Проблема построения доброжелательных отношений между людьми широко обсуждается в современном мире. В настоящее время в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межличностных отношениях, которые носят разрушающий характер. Характерной чертой социального взаимодействия в настоящее время становится отказ от принципа уважения человеческого достоинства как приоритета общественной коммуникации, представлений о собственной исключительности, непонимание. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, ориентированных на сотрудничество и диалог, таких стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы установлению и достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на ценностях, таких как: взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и т.д. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. 
В мире постоянно происходят конфликты, недоразумения на национальной, религиозной почве, проявляются вспышки агрессии по отношению друг к другу. Социальное расслоение, кризисное состояние экономики, низкий уровень жизни значительной части населения порождают в обществе напряженность, стремление увидеть в других источник и причину своих бед. Дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и образовательные учреждения. 
Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.
Насколько терпимо современные школьники относятся друг к другу и к представителям других национальностей? Чего можно ожидать в ближайшем будущем от подростков в плане их этносоциального поведения? Кто должен воспитывать толерантную личность?
Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным. В настоящее время перед всеми педагогами, в том числе и учителями музыки, встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника? В современной жизни школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов.
Воспитание культуры толерантности у школьников предусматривает следующие направления обучения толерантности:
1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения.
2. Понимание принципа взаимодополняемости, как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
3. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению
труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
4. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества.
Целью уроков музыки является формирование первоначальных представлений о многообразии музыкальных традиций народов разных стран, как фактора воспитания культуры межнационального общения. Уроки музыки и искусства имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение. В основу обучения должны быть заложены интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, элементов театрализации, игры. Широкое привлечение игровых технологий, как фактора педагогической свободы обучения. Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят и на уровне сознания и на уровне эмоций и чувств. Подбирая соответствующий материал (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), мы тем самым способствуем воспитанию толерантности, способствуем выработке преемственности мышления, приверженности национальному и интернациональному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии. Очень показателен для толерантного воспитания раздел «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ », где происходит расширение представлений об истории, быте и специфических особенностях музыкального искусства разных народов мира. Учащиеся поют: белорусскую народную песню «Бульба», латышскую народную песню «Петушок», украинские народные песни «Веснянка», «Журавель» и др. Слушают музыку народов Закавказья, Средней Азии, Прибалтики; а также с удовольствием слушают башкирскую, татарскую, марийскую музыку. Здесь решаются главные задачи интернационального воспитания: воспитание уважения к культуре другого народа и необходимо помочь детям почувствовать и понять самобытную красоту музыки других народов. Дети поют неаполитанскую песенку «Санта Лючия», чешскую «Польку», «Песню итальянских пионеров», «Вишню» японскую народную песню, немецкую народную песню «Музыканты», слушают музыку композиторов разных стран. Таким образом, усвоение знаний даёт возможность ученикам почувствовать глубокое идейное единство, общность жизненного содержания в музыкальной культуре разных наций, ощутить процесс постоянного взаимовлияния, взаимообогащения национальных музыкальных культур. 
Музыка и жизнь — это генеральная тема, которую ни в коем случае нельзя выделять в самостоятельный, более или менее изолированный раздел. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса, так же как их будут пронизывать идеи патриотизма и интернационализма, формируя мировоззрение учащихся, нравственность и душевное благородство. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, — все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Многими учеными признается, что через познание музыкальной культуры, человек становится более терпимым (толерантным) по отношению к народу данной культуры. Влияние музыки на толерантное поведение личности подтверждено различными социологическими и психологическими исследованиями. В них подчеркивается, что большой музыкальной кругозор облегчает общение и взаимопонимание между разными слоями общества, а одним из кирпичиков прочного социального мира может быть широкое и всеобщее музыкальное образование, психологически сближающее людей и обращающее «чужое» в «свое». Школа, как место социализации, должна стать центром воспитания толерантности, так как толерантность является важным фактором устойчивости не только школы, но и общества.
Библиографический список литературы:
1. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб: КАРО, 2007.
2. Молодежь России: социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги. — М.: ЦСПиМ, 2010.
3. Ильченко Л.П. Уроки эстетического цикла как средство воспитания младших школьников в духе толерантности // Начальная школа. 2004. - №5. - С. 25-29.
4. Мубинова, З.Ф. Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы - Уфа, 2000.
5. Риэрдон Б. Э. Толерантность — дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.

Воробьёва Наталья Лекандровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4.

Учитель музыки

Vorobievа Natalia Lekandrovna

Municipal budget educational institution Secondary school №4
Music teacher
[email protected]

+79279505562


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!