СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восточные славяне в древности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока на тему "Восточные славяне в древности"

Просмотр содержимого документа
«Восточные славяне в древности»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока истории для студентов 1 курса образовательных учреждений системы СПО

«Восточные славяне в древности»





Разработано преподавателем общественных дисциплин ГБПОУ «Фроловский промышленно-экономический техникум» Н.А. Панченко





Цель урока: сформировать у студентов представления о происхождении, социальном устройстве, быте и культуре восточных славян.

Задачи урока:

  • познакомить студентов с особенностями расселения восточнославянских племён в Восточной Европе;

  • показать обучающимся особенности культуры, верований и быта восточных славян.

  • формировать умение работать с картой;

  • способствовать овладению технологией исторического исследования;

  • развивать умения работать с различными историческими источниками (картами, текстовыми документами, учебником, иллюстрациями, видеофильмом), самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать собственные суждения об исторических событиях, устанавливать их взаимосвязь;

  • способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к истории и культуре наших предков.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Методы:

  • объяснение учителя,

  • работа с картой,

  • демонстрационный метод,

  • работа с историческим документом,

  • работа с иллюстрацией,

  • индивидуальная и групповая исследовательская работа.

Структура урока:

  • Оргмомент.

  • Мотивационная беседа.

  • Изучение нового материала.

  • Закрепление учебного материала.

  • Подведение итогов урока, рефлексия.

План урока:

  • Проблема происхождения Восточных славян и территория расселения

  • Социальное устройство, занятия и быт.

  • Культура и религия Восточных славян.

Оборудование:

  • учебник «История» авт. Артемов В.В. Лубченков Ю.Н., М.: 2013,

  • карта «Расселение славян в VI-IX вв..»,

  • презентация «Восточные славяне»,

  • Исторический документ - отрывок летописи «Повесть временных лет»(Нестор, XIIв.),

  • Картина Генриха Семирадского «Похороны знатного руса»,

  • ПК, вофрагмент фильма о славянских божествах.

В ходе урока 5 студентов выполняют роли: религиоведа, археолога, лингвиста, этнографа, историка.





ХОД УРОКА

Преподаватель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы проводим урок, с темы которого начинается изучение истории нашего государства.

  • А знаете ли вы, как звали наших предков?

  • На каком языке они говорили? К какой языковой семье относились?

  • Что вам известно об их социальном устройстве, быте и религии?

  • А что бы вы хотели узнать?

Студенты отвечают, задача педагога подвести студентов к формулированию темы и цели урока.

Преподаватель:

- Тема урока «Восточные славяне в древности» (записывает на доске),

- Вы верно определили нашу цель – познакомиться с происхождением восточных славян, узнать об их социальном устройстве, быте, нравах, верованиях.

- Предложите свой план изучения новой темы. Что мы должны с вами узнать, чтобы уметь характеризовать жизнь и быт наших предков? (план записывает на доске).



- А помогать вести урок мне будут пятеро ученых – археолог, историк, религиовед, этнограф и лингвист. (Студенты, выступающие на уроке в роли ученых-помощников, заранее получили индивидуальные задания по направлениям темы. На груди у каждого – бейджик с именем и наименованием).

- Знакомство с восточными славянами мы начнём с истории происхождения народа.

Вопрос о происхождении восточных славян является одним из спорных вопросов в исторической науке. Древнейшая их история учеными окончательно не выяснена и прародина не установлена. Древние историки называли их антами и венедами, а современные ученые строят новые гипотезы, порой неожиданные.

Истоки исторической судьбы славян уходят в никуда. Мы доподлинно не знаем, на каком языке говорили эти племена, какой языковой группе они принадлежат.

А вот почему мы не можем ответить на эти вопросы, нам расскажет мой помощник – лингвист.

Лингвист: Большинство ученых утверждают, что у славян до Х века не было своей письменности, а значит, мы не можем идентифицировать их язык, сравнить его с другими древними языками, а значит, не представляется возможным достоверно утверждать, к каким народам славяне имеют самое близкое родство.  

Многие исследователи связывают возникновение славянской письменности с принятием христианства. Однако, есть версия, что у славян письменность все-таки была, что самым древним документом славян была «Велесова книга», написанная на деревянных дощечках и якобы найденная в заброшенном княжеском доме в годы гражданской войны. Большинство историков считают «Велесову книгу» фальсификацией, подделкой. Она написана на смеси современных языков - русского, церковнославянского, украинского, польского, чешского. Лингвисты утверждают, что ее составитель не имел никакого представления, о том, как языки меняются во времени и его произведение не заслуживает внимания.

Официальная наука говорит о том, что около 2,5 тысяч лет до н.э. от волны индоевропейцев, проживающих в Европе, отделились балто-славянские племена. В V веке до н.э. они разделились на балтов и славян. Славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.

Преподаватель: Спасибо. Ребята, на ваших партах и на доске вы видите карту расселения славян. Давайте изучим ее и назовем где расселены были слявянские ветви, из каких племен они состояли.

Студенты выполняют задание и отвечают на поставленные вопросы.

Преподаватель: Спасибо. Итак, славяне не оставили нам о себе письменных источников. Откуда же мы все-таки узнали об истории славян? Допустим, что у них до Х века письменности не было. Но ведь у других народов она была! Есть немало письменных источников, повествующих о древних славянах и местах их расселения. В основном это древнегреческие, латинские, византийские, арабские сочинения.

Послушаем, что говорят нам о славянах древние историки?

Историк:

В начале нашей эры Европа представляла собой соседство двух миров — развитой римской цивилизации и мира варваров, где отсутствовали государства, города и письменность. Первые упоминания о славянах ученые обнаружили в произведении «Естественная история» римского историка Гая Плиния Старшего (23—79 гг. н. э.). Он называет народы, живущие на Восточно-европейской равние – венедами. В 98 г. появилось сочинение «Германия» Публия Корнелия Тацита, который попытался определить, к какому народу ближе венеды — к германцам или сарматам. Как сарматы, они «рыщут по лесам и горам… Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, причем с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне».

Интересные сведения о славянах обнаружены в источниках VI—VIII вв. Иордан — автор «Гетики» (середина VI в.) — сообщает, что венеты — многочисленное племя, проживающее на огромных пространствах от истоков реки Вислы и называет их славянами и антами.

Основываясь на этих данных, учёные полагают, что в I тыс. н. э. славяне занимали громадную территорию Евразии. 

Преподаватель: Полную картину расселения именно восточных славян мы встречаем в древнейшей русской летописи «Повесть временных лет», автором которой был монах Киево-Печерской лавры Нестор.

  • Давайте познакомимся с фрагментом этого документа. Подчеркните названия племен, которые встретятся в тексте. ( Изучают отрывок летописи Нестора «Повесть временных лет».



Попробуем обозначить естественные природные границы той территории, на которой расселились восточные славяне. Для этого проанализируем карту VI-IX вв..».

  • Что находилось на севере, юге, востоке и западе той территории, которую занимали славяне?

  • Жили ли славяне на территории нашей области?

  • Названия каких восточнославянских племен нанесены на карту?

  • Какие народы были соседями славян?

Ответы студентов.

Действительно, территория восточных славян на севере была ограничена Онежским и Ладожским озерами, на юге – реками Прут, Днестр и Южный Буг; на востоке – междуречьем Оки и Волги, а на западе простиралась до предгорий Карпат.

    • Угро-финские племена, балты, волжские булгары, аланы, хазары были соседями славян.

    • Правда, отношения с соседями у славян были разными – с северными угро-финскими племенами – доброжелательные, эти народы с удовольствием перенимали высокую земледельческую культуру славян, т.к. до их появления не умели обрабатывать землю. А вот кочевые народы часто совершали набеги на славян, пытались обложить их данью.

Ребята, работая с фрагментом летописи и картой, вы назвали несколько славянских племен.

Пригласим археолога, чтобы узнать, как ученым удалось подтвердить их количество.

Археолог:

Действительно, археологические находки подтвердили, что на этой территории около 15 восточнославянских племенных союзов. А выяснилось это следующим образом. Археологи во время раскопок обнаружили разнообразные колты. Это женские украшения, височные кольца. Выяснилось, что они отличаются формой и орнаментом, у разных племен украшения отличаются. (демонстрация слайдов презентации).

Также археологам стало известно как жили славянские племена.

Предлагаю «заглянуть» в древнеславянское поселение. Как правило, оно было небольшим – состояло из 1-5 дворов. Такое поселение называлось «гнездо». Внутри поселения расстояние между дворами доходило до 5 км, а расстояние до других гнезд могло достигать 80-100 км. Несколько гнезд составляли родовую общину – вервь. Часто поселения обносили земляным валом, а строились чаще всего на берегах рек.

Раскопки позволяют представить и облик древнего жилища. (демонстрация слайдов презентации).

Это небольшая полуземлянка с полом в 1-1,5 метра ниже уровня земли, деревянными стенами, обмазанной глиной, двускатной крышей касающейся земли. Внутри глиняная или каменная печь. Печь топили по черному, т.е. дым уходил в отверстие в крыше). Обычно площадь жилища была небольшой S=10-20 кв. м.

Вплоть до наших дней по берегам рек, впадающих в Днепр, сохранились остатки древних огромных крепостей.


Преподаватель: Спасибо. Чем занимались славянские племена?

Основным занятием их было земледелие. Известно, что они выращивали рожь (жито), ячмень, пшеницу, овес, лен, горох. Возделывать землю было не просто. У славян существовали такие системы земледелия как подсечно-огневая, переложная.

Самой простой системой была переложная. Несколько лет подряд поле эксплуатировали до полного истощения. Потом землю забрасывали на 8-15 лет, чтобы она восстановилась, позже ее снова вовлекали в хозяйственный оборот.

Очень трудоемкой была подсечно-огневая система. Земли, занятые лесами, готовили под пашню. Сначала вырубали лес, выкорчевывали пни. Древесину увозили в поселения, а пни вековых деревьев жгли на месте, пепел удобрял землю. На следующий год ее обрабатывали сохой, рыхлили бороной и засевали зерном.

Скотоводство было не менее важным занятием славян, об этом свидетельствуют не только исторические источники, но и само слово «скот». В переводе с древнеславянского оно означает – «деньги». Славяне выращивали крупный и мелкий домашний скот: лошадей, коров, овец, коз, свиней, гусей. Повсеместно при раскопках славянских селений обнаруживаются останки этих животных.

Помимо этого славяне занимались промыслами – бортничеством – сбором меда диких пчел, рыболовством, охотой. Занимались они ремеслом и торговлей, широко среди них распространены были такие ремесла, как гончарное, кожевенное, ткацкое, кузнечное. Славяне торговали с соседями, предметом экспорта было зерно. О масштабах производства зерна у славян свидетельствуют найденные археологами следы ям-хранилищ, вмещавших до 5 т зерна. И конечно, всем нам известно, что по их землям проходил самый известный торговый путь – «из варяг в греки», связавший Скандинавию и Ближний Восток.


Преподаватель: Каким было социальное устройство славян?

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся на военно-служилую знать – дружину. Но это поначалу были только военные вожди, ведь в условиях родовой общины все ее члены были равны, даже военная добыча делилась поровну. Князь не был главным человеком в общине, он был первым среди равных. Все важные решения принимались на народном вече (собрании).

Людям было удобно жить в условиях родовой общины, они работали вместе и вместе оборонялись от врагов. Общей собственностью считались пашни, лесные и сенокосные угодья, пастбища и водоемы. А вот орудия труда и жилища были личной собственностью семьи.

Но с течением времени происходят кардинальные изменения в социальном устройстве славян. Процесс совершенствования орудий труда приводил к увеличению производительности труда. Отпала необходимость совместно с многочисленными родственниками вести хозяйство. Родственные семьи стали расселяться на пустующие земли и родовая община сменилась соседской. В этих условиях изменилась и роль военных вождей, с 8 века князья стали собирать дань с подвластных земель, обычай сбора дани назывался «полюдье».

А теперь пригласим этнографа и познакомимся с одеждой и обычаями славян.

Этнограф: Основным видом одежды как мужской, так и женской, считалась рубаха. (демонстрация презентации).

Женщины носили длинную рубаку до пола, мужчины -
чуть ниже пояса. Мужчины носили порты – штаны. Рубахи подвязывались расшитыми поясами, вышивка присутствовала на вороте и рукавах рубахи. Такая одежда шилась из льна. Примечательно, что одним из самых распространенных знаков в орнаменте славян были солнечные, солярные знаки, символизирующие солнце и плодородие. Сегодня их называют свастическими символами, свастикой. К сожалению, в будущем этот символ солнца будет перенят фашистами и приобретет совсем иной смысл.

Что касается верхней одежды, то ее шили с использованием шерсти, шкур животных.

О характере славян римские и греческие историки писали так: “Они сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никаким образом нельзя склонить к рабству, или подчинению… Они очень высокого роста и огромной силы, это неплохие и совсем не злобные люди. Они гостеприимны, радушны. Они выносливы, мужественно переносят жару, холод, дождь, голод. В бой идут с двумя небольшими копьями, а некоторые имеют прочные тяжелые щиты. Вооружение их составляют луки и стрелы. В сражении славяне избегают открытых местностей, встречая врага в лесах или у обрывов; при этом они широко пользуются искусством засады.”

Преподаватель: Спасибо. Пришла пора поговорить о том, во что же верили восточные славяне, каким богам поклонялись. Как и все народы находившиеся на стадии разложения первобытно - общинного строя славяне были язычниками. Они верили в злых и добрых духов, поклонялись силам природы, идолам.

Религиовед: Духов они называли по месту обитания – ведь дух у славян – это «хозяин места. В водной стихии жили русалки и водяные, лес был царством лешего, в жилище «хозяин» домовой, в бане – банник, во дворе – дворовой.

Древнейшими божествами славян считались бог Род и Рожаницы. Род - общеславянский бог, создатель всего живого. Позже возник целый пантеон славянских богов.

Сварог – вдувающий жизнь в человека, бог огня, покровитель кузнецов и ювелиров.

Перун – бог грома и молнии, покровитель воинов.

Велес (Волос) – бога скота, торговли и богатства.

Даждьбог, Хорс, - боги солнца и солнечного света

Стрибог – бог ветра, бури, урагана, покровитель путешественников.

Мокошь (Макошь) – богиня плодородия, покровительница женщин и женского рукоделия.

Марена – богиня смерти, покровительница зимы.

 Симаргл (Самаргл) ‑ единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес, охранявший вход в потусторонний мир).

Невозможно перечислить всех славянских богов – их очень много, но названия их знакомы всем – Купала, Ярило, Лада, Лель, Правда, Кривда, Коляда, Белобог, Жива и другие.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов (идолов). Местами поклонения служили священные рощи и водные источники. Известно, что славяне приносили жертвы богам не только в виде выращенных плодов и животных, но и человеческие жертвы.

Преподаватель: Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик о славянских божествах. (демонстрация фильма)

Преподаватель: Славяне верили в загробную жизнь. Это подтверждается широким распространением похоронных обрядов, когда с покойником хоронят все, что может пригодиться ему в загробной жизни.

Ребята, перед вами картина Генриха Семирадского – «Похороны знатного руса». Рассмотрите картину, опишите ее. Попробуйте понять, кто на ней изображен, для чего на ней изображены предметы, животные, разные люди. Какие функции они выполняют в обряде? Предположите, чем завершится этот обряд? (проблемное задание).

Описание картины. Устные ответы с места.

Преподаватель: Хочу познакомить вас с историческим документом – описанием обряда похорон у славян арабским путешественником Ибн Фадланом (10 век).

«Его добро собирают и делят на три части: одну отдают семье, другую тратят на одежду для покойника, а третья идет на «набидх» (перебродивший напиток), кото­рый пьют в тот день, когда рабыню предают смер­ти и сжигают вместе с ее хозяином».

Рабыня сама выступала впе­ред и давала добровольное согласие стать посмертной невестой хозяина и быть сожженной вместе с ним. Этот союз после смер­ти означал для нее не только высокую честь, но и вечную свобо­ду.

Тем временем скорбящие сподвижники устанавливали лодку вождя на огромном штабеле дров. «Потом они принесли гроб и поместили его в корабль; они устлали его вышитыми византий­скими коврами и подушками». На это ложе поместили тело по­койного в богатой одежде и украшениях. «Затем,— продолжает Ибн-Фадлан,— принесли «набидх», фрукты, душистые травы и положили все это рядом с ним. Наконец, привели двух коней, которых гоняли, пока они не покрылись потом, после чего их за­резали, и бросили в корабль». Затем к кораблю подводили молодую женщину. Мужчины, вооруженные щитами и жезлами, подходили к ней и протяги­вали чашу «набидха». Она пела песню и осушала чашу, после чего брала вторую. В это время появлялась старая женщина, которая в руке держала кинжал. «Мужчины окружали этих двух женщин и били жезлами по щитам, что­бы заглушить крики». Когда посмертная невеста руса была мертва, ее вносили в ладью, поджигали штабель дров и «вскоре все было объя­то ярким пламенем — сначала лодка, потом навес, потом — по­койник и покойница и все, что было в лодке».

Преподаватель: А теперь давайте закрепим изученный материал. Приглашаю своих помощников, «ученых».

Преподаватель и студенты, выступающие в роли ученых, задают студентам вопросы:

Археолог:

-Как ученым удалось выяснить количество племенных союзов, живших в Восточной Европе? ( о найденным во время раскопок женским височным кольцам – колтам. У разных племен они были разными)

- В каких жилищах жили древние славяне? (полуземлянках).

Историк:

- как называлась древнеславянская община? (вервь);

- почему родовая община сменилась на соседскую? (усовершенствование орудий труда отменило необходимость жить родичам вместе и вместе обрабатывать землю).

- назовите главный орган управления славян в догосударственный период ( народное вече).

Лингвист:

- какие народы говорят на славянских языках? ( поляки, болгары, моравы, чехи, словенцы, словаки, украинцы, белорусы, русские, и т.д.)

- почему ученые не могут точно определить происхождение славян? ( считается, что у славян в древности не было письменности, поэтому идентифицироватьих язык и происхождение трудно).

Этнограф:

- А как выглядели восточные славяне? Какими чертами характера они были наделены?

(основная одежда – рубаха, у мужчин еще и порты, шили одежды их льна, шкур животных, шерсти, мастерили лапти-лыченцы. Были храбры, гостеприимны, их нельзя было склонить к подчинению.)

Религиовед:

- Как можно назвать религию восточных славян в древности? (язычество)

- Чем можно доказать тот факт, что славяне верили в загробную жизнь? ( хоронили умершего с материальными ценностями, которые могут пригодиться в загробном мире).


Преподаватель: Ребята, а из каких исторических источников мы получили знания о славянах?

Ответы студентов.

Рефлексия.

- Что нового вы узнали о славянах? А что еще хотели бы узнать?

- какие вопросы темы были самыми интересными?

А самыми трудными?


Преподаватель: Спасибо за ответы, а моим помощникам – за подготовку и активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Артемов В.В.., Лубченков Ю.Н., История, §1. Подготовить сообщения о военных конфликтах славян с кочевниками в VI- IХ веках.



Литература и интернет-ресурсы:


  1. Артемов В., Лубченков Ю. История. М: «Академия», 2014
  2. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013

  3. Кириллов В.В. История России в 2-х частях. Часть 1. До XX века. Учебник для СПО, И.: 2018

  4. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: Эксмо, 2013.

https://istoriarusi.ru/kiev/vostochnie-slavjane.html

http://hiztory.ru/rus/vost-slavyane.html

http://www.history-at-russia.ru/i-v/vostochnye-slavyane.html

https://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&subid=1&themeid=159































Приложение 1

РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН


«И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским.

Поляне же жили в те времена отдельно и построили городок Киев. А у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полота, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск. От них же происходят и северяне.

Поляне же были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древлянами; радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество; сидели они прежде по Днестру до самого моря».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!