ВПР по русскому языку 6 класс
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Однажды из св..их вещей дед и..влёк большую шк..тулку. Она ок..залась заполненной всевозможными пр..дметами. Дед поставил на пол свою большую шк..тулку(4). Откинул крышку вынул из шк..тулки один пр..дмет и нач..л свой долгий и интересный ра(с/сс)ка(з/с). С ним была связана часть его жизни, проведенной в пут..шествиях. В первый(3) вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и ра(с/сс)казал нам о п..счаных пустынях где бе(з/с)пощадно палит со..нце. В следующий вечер маленькая трубка из кости м..ржа перен..сла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вст..вало бе(з/с)покойное(2) море маленькие ск..листые остр..ва с птич..ими базарами, парусное судно, скр..пящее на все лады даже при небольшом ветре. Долгими зимними вечерами по ра(с/сс)казам деда я позн..комился с мног..образной пр..родой нашей родины.
2. Тип Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) − морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) − морфологический разбор слова; (4) − синтаксический разбор предложения.
3. Тип В выделенном предложении найдите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает, выпишите это слово. Объясните причину такого несоответствия. Дед поставил на пол свою большую шк..тулку
4. Тип Поставьте знак ударения в следующих словах. Арбуз, красивее, положила, шарфы.
5. Тип Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Ветер и (не)погода давно ра(с/з)метали лё..кое пастушеское жилище.
6. Тип Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов). 1) яркая тюль 2) менее значительный 3) в двух тысячи пятом году 4) их успехи
7. Тип Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Молчалив и задумчив осенний лес. 2) В тёплых домиках под снежной шубой прячутся бобры. 3) Главное богатство сибирского кедра орехи. 4) Зима в этом году долгая и суровая.
8. Тип Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 1) Берёзки серебрились от инея и сосны опустили ветки под тяжестью снега. 2) Метель бросает в окна и на крыльцо сухой снег и воет в печных трубах. 3) Что дремучий лес призадумался и затуманился? 4) На таких уроках дети не просто пели а учились музыкальной грамоте.
9. Тип Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—13. Текст 2 (1)Вдоль самой границы заповедника Мката в Африке, где я жил, строили шоссе. (2)Каждое утро сюда приезжали рабочие, скрипя, приползали бульдозеры и асфальтоукладчики, закипала работа. (3)Как-то раз около новой дороги я увидел толпу. (4)Отовсюду раздавались возмущённые крики рабочих: «С этим надо что-то делать, так нельзя работать, безобразие!» (5)Оказывается, рабочие, ругаясь, растаскивали ветки, очищая от зелёных завалов дорогу: рано утром сюда пришли слоны и закрыли ветками всё, что было сделано за предыдущий день. (6)Инспектор заповедника объяснил, что так слоны протестуют против перемен там, где они живут. (7)Где-то они выдернули только что зарытые в землю телеграфные столбы, где-то разобрали по брёвнышку только что построенный мост. (8)Строители считали, что пользоваться им будут и люди, и звери. (9)А слоны рассудили по-своему: они хотят ходить через речку вброд. (10)Они знают: все перемены для них к худшему… (11)На следующее утро я встал рано, чуть свет, и пошёл к строящейся дороге. (12)Там, где стояли брошенные на ночь дорожные машины, двигались серые горбатые тени. (13)Десять слонов расхаживали взад-вперёд. (14)Они то и дело сходили с дороги, отправлялись в соседнюю рощу и возвращались оттуда, неся в хоботах охапки свежесорванных веток. (15)Взойдя на шоссе, слоны аккуратно укладывали ветки и отправлялись за новыми. (16)Никакое это было не безобразие: просто слоны хотели жить своей, привычной и размеренной, отличной от нашей жизнью.
10. Тип Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
11. Тип Как, по мнению автора текста, на дороге образовались зелёные завалы?
12. Тип Определите и запишите лексическое значение слова «закипала» из предложения 2. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Закипала — ...
13. Тип Определите стилистическую окраску слова «рассудили» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Рассудили — ...
14. Тип Объясните значение фразеологизма «с чистого листа», запишите. Ис-пользуя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. С чистого листа — ...