Курылева Наталья Вячеславовна,
Учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №5 г. Невьянска
Тема: Время. Единица времени – час. (урок введения нового знания)
Цель:через решение практических задач познакомить детей с величиной – время.
Образовательные задачи:
- Развивать умение решать логические задачи;
формировать представление о единицах времени-часе, минуте;
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление;
- развивать внимание;
- развивать умение наблюдать, рассуждать;
- активизировать мыслительную деятельность;
- развивать логику мышления;
- развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к предмету;
- воспитывать аккуратность, прилежность письменной работы в тетради;
- воспитывать учебные навыки: умение слушать, слышать, четко говорить.
Ход урока.
Орг. момент.
Чему учитесь на уроках математики?
Актуализация знаний
Работа в группах: найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
Метр, сантиметр, дециметр, час
Килограмм, грамм, минута
Квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, секунда
Кубический метр, кубический сантиметр, литр, сутки
Метр, сантиметр, дециметр, месяц
Килограмм, грамм, год
Что объединяет эти «лишние» слова?
Расставьте слова в порядке возрастания
(секунда, минута, час, сутки, месяц, год)
Определение темы урока.
Сможете ли вы глядя на эти слова понять тему урока?
Загадка о той величине, с которой мы познакомимся сегодня.
Что летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца? (время) Слайд №1
Тема урока: Время. Единица времени – час.
Определение целей урока.
Что хотели бы узнать на уроке?
(Ответы детей: Каким прибором измеряется время? Какие существуют единицы измерения времени? Как узнать, какое время показывают часы?)
На все эти вопросы вы сможете ответить, если будете внимательно слушать, читать учебник и выполнять практическую работу по модели часов.
Познакомиться с…..
Узнать о ………
Научиться решать…
Усвоение новых знаний.
С помощью какого измерительного прибора мы сможем измерить время?(часы)
-Всегда ли часы выглядели так, как мы привыкли их видеть? А какие бывают ещё часы?
Теперь о часах начинаем рассказ,
О тех, что придуманы были до нас.
Когда-то часов электронных не ведали.
По солнцу вставали, по солнцу обедали.
Капризней часов не знавали в природе,
Но все ж опоздания были не в моде.
Работа с презентацией.
Слайд №2. СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
Как они работали?
- Удобны ли они были?
Такие часы были не очень удобны. И тогда люди изобрели часы, которые показывали время в любую погоду. Они назывались клепсидра.
Слайд №3, 4. Первая клепсидра представляла собой сосуд, из которого переливалась по капле вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался, по отметкам определяли, сколько прошло времени, такие часы показывали время и днем и ночью, только воды не забывай подливать.
Слайд №5.
- А вскоре появились другие часы.
В них песчинки текут -
Секунды бегут.
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
В колбочке из стекла,
Так и минутка истекла. (Песочные)
- Удобны ли эти часы? Почему? (Измеряют малое кол-во времени, часы не измерить)
Слайд №6.
И тогда были изобретены часы, к которым мы привыкли.
- Какие часы знаете? (Электронные и механические.)
- Расскажите о них. По каким из них легче узнавать время?
Откройте учебник, прочитайте о том, какие бывают часы.
Ответили на первый вопрос урока?
Какие виды часов запомнили? (Рассказ о видах часов.)
Оцените свои знания. На полях нарисуйте смайлик.( Улыбающийся смайлик – все виды часов запомнили и можете их назвать; смайлик без улыбки – запомнили почти все виды часов, забыли лишь название одного вида часов; смайлик очень грустный – многое не поняли, забыли).
Усвоение новых знаний. Практическая работа.
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та что выше, каждый час. (стрелки)
-О чем идет речь?
-Что за коротышка бегает по кругу?
-Что за сестрица?
Работа с макетом часов.
Прочитайте сведения в учебнике, которые помогут вам ответить на мои очень сложные вопросы.
(При ответах на вопросы используется выборочное чтение).
-Объясни сколько времени проходит, когда часовая стрелка проходит от одной цифры к другой?
-Сколько крупных делений на циферблате?
-Сколько времени пройдет, пока минутная стрелка пройдет от одной маленькой черточки до другой?
-А когда минутная стрелка пройдет полный круг? Сколько маленьких чёрточек расположено по кругу?
-Так сколько в 1 часе минут?
1 час=60 мин.
Ученики делают запись в тетрадях.
Закрепление полученных знаний.
Задание по рядам: 1 ряд – показать время, чтобы мы поняли, что утро, 2 ряд – день, 3 ряд – вечер. Проверка. Оцените свою работу, нарисуйте на полях смайлик (правильно – улыбается, не правильно – грустный).
Все вы правильно показали время. Есть те, кто неправильно определил время или было трудно это сделать? Что посоветуете этим детям?
Задание повышенной сложности.
(Решение, объяснение задачи. Рисунок смайлика только тем детям, кто правильно решил задачу)
Отработка вычислительных навыков.
Сколько успели решить примеров? А как правильно вы их решили оценит учитель при проверке тетрадей.
Решение задач на тему «Время».
- Минута - небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».
- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам. Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя.
И мы не теряя ни минуты приступим к решению задач, в которых встречается такая величина, как время.
№2 по вариантам. Расскажите, как решали задачи. Кто решил верно?
Смайлик за правильное решение.
Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Давайте подведем итог урока и оценим наши достижения.
Кто нарисовал все весёлые смайлики? Встречаются грустные?Кому на уроке было трудно и новый материал он усвоил плохо? Почему? Что нужно сделать, чтобы понять тему?
-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? (В выполнении домашнего задания).
№6, повтор табл. умножения, работа с правилом, тренировка в показе заданного времени по часам.
Объясните, нужно ли нам измерять величину, которая не имеет ни начала, ни конца?
Пока шел урок, останавливалась ли стрелки на часах?
-Почему?
-Русский народ о времени говорил такие слова: (Слайд № 7)
Минута час бережет.
Делу- время, потехе- час.
Поздно поднялся - день потерял, в молодости не учился -жизнь потерял.
-Согласны ли вы с этими словами. Почему?
Значит время на уроке мы провели с пользой и не потеряли его. Берегите свое и чужое время.