СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Всегда ли мягкий Ь?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме   "Всегда ли мягкий Ь?" в 7 классе. Ь после шипящих

Просмотр содержимого документа
«Всегда ли мягкий Ь?»

Используемый УМК: Учебник «Русский язык».7 класс. Авторы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов



ХОД УРОКА

Тема урока: Всегда ли мягкий мягкий знак?

Цели урока:

  • Обучающие:

    • познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий;

  • обобщить правописание мягкого знака после шипящих в существительных и

глаголах;

    • научиться употреблять их в речи.

  • Развивающие:

    • уметь применять полученные знания в творческих работах;

    • развивать исследовательские навыки учащихся.

  • Воспитывающие:

    • развивать навыки общения, толерантности обучающихся в процессе групповых взаимодействий.

ХОД УРОКА

I этап. ВЫЗОВ

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем необычный урок. Тема урока: Всегда ли мягкий мягкий знак? То есть всегда ли мягкий знак употребляется для смягчения согласного? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно узнать правила употребления мягкого знака после шипящих на конце слов. Давайте вспомним шипящие согласные: Ч,Щ,Ш,Ж. Что мы знаем об этих согласных? Ч,Щ – всегда мягкие, Ш,Ж – всегда твердые.

Урок необычный еще и потому, что правила употребления мягкого знака после шипящих вы изучите в группах самостоятельно в ходе составления проекта. Первая группа будет работать над проектом «Правила употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий», вторая – «Правила употребления мягкого знака после шипящих на конце существительных», третья группа «Правила употребления мягкого знака после шипящих на конце глаголов».




II этап. ОСМЫСЛЕНИЕ

  1. Поисково-исследовательский этап.

  • Каждая группа по своей теме готовит объяснение материала.

Для этого анализируем теоретический материал и разрабатываем таблицу;


2.Технологический этап.

  • Из предложенного текста выберите наречия (существительные, глаголы), о которых вы готовите сообщение.



Физкультминутка.

  • Если слово наречие – хлопни в ладоши, если нет – подпрыгни.


  • дочь, сильно, фарш, багаж, холодно, дотемна, финиш, досыта, быстро, красный,

свеж, наотмашь, навзничь, крепко, школа, ученик, высоко, издавна.


III этап. РЕФЛЕКСИЯ


1.Практическая реализация проекта

  • Составляем свои предложения. На каждое правило по два предложения.


2.Внесение необходимых изменений

  • Анализируем свои примеры, вносим исправления.

  • Ответим на вопрос: мягкий ли мягкий знак в этих предложениях?


3.Презентация проекта

  • Представляем свои проекты.

  • Оцениваем свою работу и работу других групп.

4.Итоги урока

  • Каждой команде необходимо обвести свои руки и на отпечатках написать, что им понравилось на уроке.

  • Выставление оценок.

IV. Домашнее задание

§17 стр112 №256























Урок русского языка с применением проектной технологии

Для организации проектной деятельности на уроке применена технология под названием «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Один из ее принципов – не делать за человека, не решать за него проблемы, а разбудить его собственную активность – как нельзя лучше подходит для развития исследовательских навыков учащихся.

Технология РКМЧП использует базовую модель: вызов – осмысление – рефлексия (вызов – процесс актуализации знаний и формирование интереса к его изучению; осмысление – получение новой информации и осознавание ее; рефлексия – стадия включения нового знания в собственную систему знаний).

Технологическая карта проекта по теме
«Ь в конце наречий после шипящих»

п/п

Этап проектной деятельности

Алгоритм деятельности учащихся

Алгоритм деятельности
учителя

1

Поисково-исследовательский этап

Знакомство с целями и задачами проекта. Анализ теории и разработка таблицы

Формулирование целей и задач. Руководство деятельностью учащихся

2

Технологический этап

Из предложенных текстов выбрать те наречия (существительные, глаголы), о которых группа готовит сообщение

Корректирует и контролирует выполнение

3

Практическая реализация проекта

Создание собственного (творческого) текста

Направляет и контролирует выполнение

4

Внесение необходимых изменений

Анализ текстов, внесение исправлений

Корректирует деятельность

5

Презентация проекта

Представление проекта; самооценка и взаимооценка работ

Помогает готовить презентацию, формулировать выводы




Теоретический материал для поисково-исследовательского этапа.



Ь после шипящих.

Мягкий знак не обозначает мягкости шипящих на конце существительных, глаголов и наречий: мышь, поешь, звонишь, сплошь.

Ь после шипящих на конце слова пишется:

1). у существительных женского рода 3 склонения в им.п. ед.ч.: рожь, тишь, ночь, вещь;


2). у глаголов: - 2 лица ед ч;

- повелительного наклонения;

- в начальной форме;

при этом ь сохраняется и перед – ся, - те: беречь – беречься - бережешься; моешь – моешься; режь – режьте.


3). у наречий на шипящий: сплошь, навзничь, настежь.


Ь после шипящих на конце слова не пишется:

1). у существительных мужского рода 2 склонения в им.п. ед.ч.: гараж, камыш, грач, плащ;


2). у существительных женского и среднего рода в род.п. мн.ч.: (много) туч, рощ, жилищ, училищ;


3). у трех наречий на ж: уж, замуж, невтерпеж.



«Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»



Ь


ь

часть речи

пример


часть речи

пример

1. существительное 3 склонения им п

рожь, мышь

1. существительное 2 склонения им п

гараж, грач



2.





3.







Материал технологического этапа.

  • Из предложенных текстов выберите наречия (существительные, глаголы), о которых вы готовите сообщение.



1).На сенокосе деду нужна помощь. На небе собралось много туч. На окраине села была пустошь. Там мальчики построили себе шалаш. По стенам заброшенного дома буйно рос плющ. Вдруг сверху упал кирпич. В полночь стало темно. Он ехал мимо рощ. Мы сварили компот из груш. На опушке леса я увидела ландыш. У Вани был игрушечный меч. После дождя появилось много луж.


2).Огонь нужно стеречь. Надо быстро запрячь коня. Мы будем беречь память о нем. Отец начал стричь кусты. Спрячь деньги подальше. На завтрак съешьте манную кашу, отрежьте хлеб и замажьте маслом.

Войдя в дом, улыбнешься, поздороваешься, пройдешь в прихожую и разденешься. Я верю, ты не собьешься с пути, добьешься поставленной цели.

3). Матушка-рожь кормит всех сплошь. Землю вскачь не пашут. Через открытое настежь окно падал солнечный луч. Ребята быстро и тихо умчались прочь. Как долга эта лунная ночь, ждать урочного часа невмочь. Несчастливый человек, и навзничь падая, разбивает нос.


4) Однообразный пейзаж утомляет мужественных путешественников, которым уже давно невтерпеж добраться домой. Порывами дует холодный ветер, от темно-лиловых туч становится все темнее. Воздух свежий, как будто отворились настежь небесные окна. Люди живут ожиданием новых событий и встреч. Через полчаса появятся огоньки в окнах жилищ.















Конспект урока русского языка


по теме «Всегда ли мягкий мягкий знак?» в седьмом классе












Составила Сергина Зинаида Николаевна

учитель русского языка и литературы















2019год




































2013год












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!