СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выразительность слова Есенина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

О творчестве позта рассуждают ученики.

Просмотр содержимого документа
«Выразительность слова Есенина»







МОУ «Клепиковская СОШ №1»







Номинация: «Исследование».

Тема: «Выразительность слова в лирике Сергея Есенина

(на примере эпитета «золотой»)




Выполнила:

ученица 11 класса

Смирнова Марина



Научный руководитель:

Серова Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы













г. С-Клепики

2016 год



Оглавление Стр.

Введение ………………………………………………………………3

Основная часть

1. Влияние славянской мифологии на лирику Есенина…………..6-8

2. Роль эпитета «золотой» в стихотворениях Сергея Есенина…..9-13

Заключение …………………………………………………………..14

Библиографический список…………………………………………..15



























Введение

В 1905 г. Александр Блок написал статью «Краски и слова», где со свойственным ему даром предчувствия, предсказывал неизбежность появления поэта, который, «схватив радугу», принесёт в поэзию русскую природу, «населённую многими породами существ», со всеми её конкретными «далями» и «красками» - «не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте».

И такой поэт появился. Сергей Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и «неподдельной, наивной яркоцветностью». Как справедливо заметил И. Сельвинский: «Такого глаза наша «поэтическая живопись» ещё не знала».

Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.

В своей лирике Сергей Есенин среди богатой палитры разноцветья часто использует желто – золотые цвета

Я счастлив.

В сонме бурь

Неповторимые я вынес впечатленья.

Вихрь нарядил мою судьбу

В золототканое цветенье.

«Золототканое цветенье» судьбы, поэт «золотой бревенчатой избы» так скажет о себе поэт. Да, он поистине оставил золотой след в русской литературе. Слово «золотой» в лирике Есенина является очень ярким эпитетом. Лирика Есенина наполнена выразительными средствами языка: олицетворениями, гиперболами, антитезами, инверсиями. Но особая выразительность, как отмечают литературоведы, достигается с помощью эпитетов. Свою исследовательскую работу мы хотим посвятить употреблению эпитета «золотой» в стихотворениях поэта.

Объектом исследования являются стихотворения Есенина

Предметом исследования является выразительность слова в лирике Сергея Есенина (на примере эпитета «золотой»).

Актуальность исследовательской работы определяется значимостью темы для русской литературы. В поэзии Есенина все взаимосвязано, все образует единую картину "родины любимой" во всем многообразии ее оттенков. Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия Сергея Есенина пробуждает в нас все лучшие человеческие чувства. Из далеких 1920 годов поэт незримо шагнул в наше время и дальше в будущее.

Целью исследования является рассмотрение эпитета «золотой» в стихотворениях Сергея Есенина

Задачи:

1.Определить происхождение слова «золотой» в славянской мифологии, проследить влияние славянской мифологии на лирику Есенина.

2. Проанализировать, какова роль эпитета «золотой» в стихотворениях поэта.

3. Проследить использование цветовых эпитетов в лирике Есенина

В работе использованы следующие методы исследования: метод сопоставления, метод анализа.





I. Влияние славянской мифологии на лирику Есенина

Лирика С. Есенина отражает мировосприятие, формировавшееся на основе народных мифологических представлений о картине мира, которые были закреплены в крестьянских земледельческих и календарных обрядах и праздниках, а также в народной эпической и лирической поэзии. В раннюю пору творчества у С.Есенина нередки обращения к мифическим существам. Он взывает к богородице, Иисусу, Николаю-чудотворцу.

Чтобы понять, что привлекало поэта в слове «золотой», какие истоки видел он, следует обратиться к значению слова. в славянской мифологии.

Желтый (золотой)

Желтый — это свет солнца, интеллект, интуиция, вера, мёд. Темно-желтый означает предательство, измену, ревность, амбиции, скупость, скрытность, обман, неверие, воровство. Золотисто-желтый является символом солнца и божественности. Это цвет Благородства и достоинства.

Золото есть образ света, оно символизирует свет солнца и в связи с этим является атрибутом русских князей. Солнце, золото, русские князья — все они излучают свет: солнце «светлое» и «тресветлое».

Желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ смерти (появление желтого пятна на руке предвещает смерть; в желтый цвет окрашивают яйца, предназначенные для поминовения). Для мифологических персонажей характерны желтые волосы (домовой, женские лесные духи — «повитрули»); душа вештицы может превращаться в желтую бабочку. Растения с желтыми цветами (корнями, соком) и предметы желтого цвета используются при лечении «желтых» болезней (желтуха, лихорадка).

Цветовой Символ Дажьбога — золото. Это связано с тем, что Дажьбог — это образ малого солнцеворота (день). Многие художники изображают его в золотых тонах. «Желтые кудри» в мифологии используются для обозначения персонажа, как славянина. Выбор одежды жёлтых тонов характеризует свободу. М.В.Попович считает, что в одежде золотой цвет связан — с идеей сакральности, с блеском и славой. Белый близок золотому как его смысловой нюанс. (По материалам Славянского Языческого Портала)

Читая и анализируя стихи Сергея Есенина, мы находим связь славянской мифологии с есенинскими определениями. Например, нельзя не отметить в строках поэта, что эпитет «золотой» является образом света, солнца, радости.

«Мне снились реки златых долин»,

«Где золотятся рогожи в ряд»,

«Лижут сумерки золото солнца»,

«Хвойная позолота»,

«Зелень золотистая».

В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта: Желтые кудри в мифологии используются для обозначения персонажа, как славянина.

«Я готов рассказать тебе, поле,

Эти волосы взял я у ржи».

Или:

«Руки милой – пара лебедей

В золоте волос моих ныряют…»

Желтый цвет имеет и негативное значение, часто осмысляется как символ болезни, смерти в славянской мифологии. Так, в стихотворениях Сергея Есенина в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», врывается горький жёлтый цвет: символ печали болезни, смерти.

Весной и солнцем на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

«Жёлтая дорога» - дорога в никуда.

Или:

«Я душой стал, как желтый скелет...».

Из этих примеров мы видим, что особенностью ранней лирики Есенина можно назвать сочетания образов православия и языческой славянской мифологии, а также фольклорного начала.



II. Роль эпитета «золотой» в стихотворениях Сергея Есенина

Эпитет — это образное определение предмета или действия: В переводе с греческого эпитет (epitheton) — это приложение; он как будто прилагается к предмету или действию в качестве его яркой, образной характеристики. В роли эпитетов чаще всего выступают имена прилагательные: синий вечер, буйная молодость, чахоточный свет луны (С. Есенин). Однако эпитетом может быть наречие, выступающее в роли обстоятельства: звонно чахнут тополя (С. Есенин), а также существительное: край дождей и непогоды...; ивы — кроткие монашки (С. Есенин). Эпитетом является не каждое определение, а только то, которое обладает выразительной силой, образностью.

В поэзии Сергея Есенина эпитеты занимают особое место, в них ярко и самобытно отражаются своеобразие его лирики, особенности языка и стиля поэта. Эпитеты Есенина весьма разнообразны по своему лексическому составу, причем с годами они заметно изменялись, совершенствовались. В ранний период творчества Есенин в качестве эпитетов нередко использовал различные устойчивые выражения разговорного языка:

«Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха», «Уронил кольцо милашки», «Пусть порой мне шепчет синий вечер…»

Эти и подобные им словосочетания свидетельствовали о народности языка поэта и являлись нейтральными в стилистическом отношении, а позднее он их почти не употреблял.

Совершенно другое дело – фольклорные, так называемые "постоянные эпитеты", которые являются характерными для устного народного творчества. Так, для описания природы поэт берет готовые образы: "алая заря", "белое поле", "осеннее золото". Здесь Есенин обнаруживает глубокое понимание специфики эпитетов различных жанров народного творчества.

Однако наиболее характерными для Есенина были эпитеты, созданные на основе современного ему литературного языка. Их отличает самобытность, оригинальность, красочность. Многие его эпитеты являются метафорическими. Только у Есенина можно встретить такие сочетания:

«Полей малиновая ширь…», «Знаешь ты одинокий рассвет…», «И опять мне о далеком крае свежестью упругой говорят».

Обращает на себя внимание особое пристрастие Есенина к некоторым эпитетам. Так, Е.М.Галкина-Федорук подметила, что излюбленными для него являются определения "голубой", "синий" и "золотой".

Особо значим у поэта эпитет "золотой". Он один из наиболее часто встречающихся в лирике Сергея Есенина, обычно он связан с цветовым понятием: золотой – то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: "роща золотая", "золотой лягушкой луна", «золотой бревенчатой избы». В стихотворении С.Есенина мы встречаем эпитет «златую цепь» он говорит нам о том значении, какое имеет конь для лирического героя. Здесь «златая» в значении «дорогая, драгоценная». Только такой цепью можно было пленить резвого скакуна.

Отвори мне, страж заоблачный,

Голубые двери дня.

Белый ангел этой полночью

Моего увел коня.

Богу лишнего не надобно,

Конь мой - мощь моя и крепь.

Слышу я, как ржет он жалобно,

Закусив златую цепь.

Вижу, как он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан,

И летит с него, как с месяца,

Шерсть буланая в туман.

Сам конь является олицетворением силы, свободы, не случайно и шерсть у коня « буланая» (светло-желтая, как толкуется в словаре С.И. Ожегова), а значит золотистая. Таким образом, цветовые эпитеты помогают нам понять чувства поэта, а они могут быть разными: грустными, радостными, волнующими.

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении (седой туман, мертвая тишина). Если эпитет образован на основе переноса признака предмета по сходству, то он называется метафорическим.

В строках, взятых из стихотворения С. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» у слова «изба» два определения:

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

Однако эпитетом является только слово «золотой», т.к. выражение «бревенчатая изба» не является образным и прилагательное в нём не подвергается смысловой трансформации, а используется в прямом значении: изба из брёвен. А вот слово «золотой», определяя существительное «изба», теряет прямое значение, воспринимается метафорически, обозначая «дорогой, бесценный, родной, важный». Таким образом, создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении

Если эпитет образован на основе переноса предмета по смежности, то он называется метонимическим.

«Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком…»

Эпитетам Сергея Есенина, как и всем образным средствам языка, свойственна, прежде всего, исключительная эмоциональность. Характер этой эмоциональности зависит от содержания стихотворения и может быть то нежным, то патетическим, то гневным, то радостным, то грустным.

Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото – серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина – кони на фоне зелёных холмов – вставленная в золотую; синяя – те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».

В холмах зелёных табуны коней

Сдувают ноздрями златой налёт со дней.

С холма высокого в чернеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихою водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Храпя в испуге на свою же тень,

Качая гривами, они ждут новый день.

Цветовая гамма в стихотворениях поэта способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета синий, голубой, в том числе золотой, усиливают ощущение необъятности просторов России. Золотой блеск переливается в его стихах: «Сердце - глыба золотая», «Эх, ты, молодость, буйная молодость, золотая сорви - голова». Поэзия Сергея Есенина нас покоряет удивительной гармонией чувств, метким словом, яркими образами.



Заключение

Знакомясь с поэзией Сергея Александровича Есенина, мы приходим к выводу, что к цвету поэт подходил как мастер-философ. Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становится чересчур однообразным, зелёным, Есенин вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою «деву Русь» в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи «зелёную шаль»; рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах. Такова цветовая палитра Есенина.

Особенностью ранней лирики Есенина можно назвать сочетания образов православия и языческой славянской мифологии, а также фольклорного начала.

Следует отметить, что излюбленными для поэта являются определения "голубой", "синий" и "золотой", как подметила Е.М. Галкина-Федорук, языковед, занимающаяся изучением лексики, языка поэта Сергея Есенина.

В поэзии Сергея Есенина эпитеты занимают особое место, в них ярко и самобытно отражаются своеобразие его лирики, особенности языка и стиля поэта. Эпитеты Есенина весьма разнообразны по своему лексическому составу, причем с годами они заметно изменялись, совершенствовались.

По мысли Потебни Александра Афанасьевича, выдающегося русского языковеда, первого крупного теоретика лингвистики в России, «… любовь к чистым и ярким краскам - свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания». Обладая таким свойством, Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями реального мира.





Библиографический список

1. В. Чаиманов - Свод радуги. Москва. «Советская Россия» 1987г.

2.В. Крейд - Воспоминания о серебряном веке. Москва. Издательство

«Республики» 1993г.

3.А. Марченко «Поэтический мир Есенина»,изд. «Советский писатель»,

Москва 1989 г.

4. Сергей Есенин «Душа грустит о небесах»: стихотворения и поэмы.

Москва, Издательство «Детская литература», 2008 г



1. http://www.litra.ru/critique/get/crid/00764951189849558522

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Есенин

3. http://www.4aformat.ru/book-.





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!