Ошлокова Екатерина Николаевна,
учитель информатики МБОУ «Чендекская СОШ»
[email protected]
Развитие креативного мышления на уроках информатики
Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы развития креативного мышления в обучении информатики. Также автором даются примерные задания, выполняемые на уроках информатики в начальной и средней школе для формирования творческого мышления на разных этапах урока.
Ключевые слова: творческие задачи, ТРИЗ, развитие креативности, развитие мышления, творческое мышление.
Нам, взрослым, часто приходится слышать фразу: «Креативная идея, уверен в ее успехе». Что же это за креативные идеи, где они берутся, и как развить в себе способность креативно мыслить? Вообще по жизни меня восхищают люди, которые способны находить нестандартные идеи. Считаю, что креативное мышление является необходимостью, чтобы стать уникальным и узнаваемым в повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере, ведь это позволит открывать новые возможности. Человек с креативным мышлением избавлен от стереотипов, быстро реагирует на любую проблемную ситуацию, тут же находя правильный и обычно нестандартный выход, поражая окружающих своей находчивостью. Преимущества такого типа мировосприятия очевидны. Но как развить креативное мышление у детей и можно ли это сделать в принципе?
Детей очень легко научить чему-либо, достаточно только их заинтересовать. Развивая креативное мышление, любой учитель одновременно решает сразу несколько задач. Во-первых, он формирует у ребенка нетривиальное мышление, лишенное стереотипов, что помогает в решении разных проблем. Во-вторых, развивая креативность, учитель делает ум ребенка подвижным и гибким. В-третьих, параллельно с мыслительными способностями развиваются фантазия и усидчивость. Ведь не секрет, что если дети увлеклись какой-то задачей, они способны заниматься ее решением в течение долгого времени.
В общем, развивать креативное мышление у детей — полезно, хорошо, нужно. Но как? Попробуем выяснить, как это сделать на уроках информатики. Для начала необходимо разобраться в терминах, что же понимают под креативностью, и креативной личностью?
Креативность – это способность и готовность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности (от лат. creatio – созидание).
Креативная личность – это личность, способная и готовая к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату.
Креативный человек – это человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов.
Креативные способности – совокупность индивидуальных особенностей человека, определяющих возможность осуществления творческой деятельности и достижения ее результативности [1, модуль 3, с. 4, 5].
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.
Таким образом, развитие мышления включает в себя:
Развитие всех видов мышления и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой.
Формирование и совершенствование мыслительных операций.
Развитие умений:
выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;
находить главные связи и отношение предметов и явлений реального мира;
делать правильные выводы из фактов и проверять их;
доказывать истинность суждений и опровергать ложные умозаключения;
раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии);
излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.
Выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую; прогнозирование развития явлений и умения делать выводы.
Совершенствование умений и навыков по применению законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и во внеурочной познавательной деятельности учащихся [2].
Развитие креативности у детей, может осуществляться разными способами, в первую очередь, это конечно же, занятия творчеством, упражнения, постановка необычных задач. Для того чтобы быстрее думать, лучше решать поставленные задачи и находить выход из сложных ситуаций, необходимо использовать нестандартные приемы и задания.
Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМ-ТРИЗ предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение, так например, на этапе мотивации учащегося к занятиям и развитии его любознательности можно использовать ребусы:
компьютер
накопитель
сервер
передача
Занимательные, интригующие задания для поддержки интереса у ребенка.
В содержательной части урока в зависимости от темы урока и направленности практической работы можно использовать следующие задания:
Задачи для использования на уроках информатики в 5-м классе:
Про Витю и Митю
Из двух близнецов – Вити и Мити – один всегда говорит правду, а второй всегда врет.
Какой единственный вопрос относительно их имен нужно задать любому из братьев, чтобы узнать, кто из них Митя, а кто Витя?
Сказка. Школьный драмкружок, готовясь к постановке отрывка из сказки А. С. Пушкина о царе Салтане, решил распределить роли между участниками.
Я буду Черномором, – сказал Юра.
Нет, Черномором буду я, – заявил Коля.
Ладно, – уступил ему Юра, – я могу сыграть Гвидона.
Ну, я могу стать Салтаном, – тоже проявил уступчивость Коля.
Я же согласен быть только Гвидоном! – произнес Миша.
Желания мальчиков были удовлетворены. Как распределились роли?[4]
Книга
Для нумерации страниц книги потребовалось всего 1392 цифры. Сколько страниц в этой книге? [4]
Задачи для использования на уроках информатики в 6–7-х классах:
Мониторы для «продвинутого» кабинета информатики
Для кабинета информатики решили купить новые мониторы. На это выделили 2600 у. е. Всего купили 10 мониторов с диаметром 17 и 19 дюймов. Причём 19 дюймовые мониторы стоили в 1,5 дороже, чем 17 дюймовые. Стоимость каждого монитора кратна 10.
Задание: Определите с помощью электронных таблиц Excel, сколько купили 17- и 19-дюймовых мониторов? [3]
Попугай капитана Флинта и книга рекордов Гиннесса...
Один новый русский авторитет, купивший для своей братвы личного попугая капитана Флинта, решил занести его в книгу рекордов Гиннесса.
Для этого он научил его с помощью прищелкивания языка (цоканья) брать соответствующие цоканью буквы и составлять из них слова. Для занесения личного попугая капитана Флинта в книгу рекордов Гиннесса под гром аплодисментов был представлен невероятный номер.
Из россыпи букв: шести «к», трех «о», трех «а», трех «ш» на глазах изумленной судейской коллегии попугай составил подряд три слова «кошка», каждый раз выкрикивая: «Кошка, еще одна паршивая кошка, третья кошка!» Тогда новый русский авторитет сказал ему, прищелкивая: «А ну-ка сложи их, что у тебя получится из трех твоих собранных кошек!» Попугай выкрикнул: «Собака!» и выложил соответствующие буквы.
Помогите судьям решить, действительно ли попугай хорошо знает информатику и десятичную систему счисления и каким буквам соответствуют различные цифры? [3]
Задачи для использования на уроках информатики в 9–10-х классах:
Пятачок-сексот ЛНИ...
Донос Пятачка в лесную налоговую инспекцию: «Хорошо живет на свете Винни Пух...»
Какой подоходный налог должен заплатить Пух лесному государству, если его ежегодный доход с продажи «липового» меда, сделанного из сахара, крахмала, химических красителей и ароматизаторов, составляет 2400 баксов?
Государственный лесной налог в этом финансовом году, по Лесному налоговому кодексу, составляет 20% от выручки в рублях.
Винни Пух не растерялся и сказал рассудительному Кролику:
Ты будешь у нас адвокатом, реши задачу с помощью электронных таблиц Excel, используя текущий курс рубля относительно доллара.
И не забудь посчитать еще 5% от суммы налога за то, что Пух скрывался от ЛНИ два месяца – не унимался Пятачок.
Так сколько денег всего задолжал Винни Пух налоговой инспекции? [3]
Задача о Красной Шапочке, бабушках и метро...
В Москве жила-была Красная Шапочка и две ее бабушки, которые жили в разных районах, но на одной ветке метро.
Красная Шапочка старалась почаще навещать бабушек. Спустившись в метро, Красная Шапочка, не выбирая, садилась в первый пришедший поезд и ехала к бабушке, которая жила в этом направлении.
Из разговоров между собой бабушки выяснили, что в течение года у одной из них внучка была в два раза чаще, чем у другой.
Помогите двум бабушкам и внучке понять, почему это происходит, при условии, что поезда с любой платформы метро идут через одинаковые интервалы длительностью 2 минуты, а также составить график прихода поездов на платформы [3].
Хакер
Для повышения надёжности (крипкостойкости) компьютерного пароля часто используют в качестве его символов буквы латинского алфавита. Причём для его запоминания, как правило, применяют строчные латинские буквы, схожие по написанию с буквами русского алфавита, например, хакер.
Во сколько раз такой 8-разрядный пароль более надёжен по сравнению с 8-разрядным традиционным паролем, использующем только цифры (от 0 до 9)
Подсказка. Сравните число цифр и число «дуальных» по написанию букв алфавитов [3].
На этапе психологической разгрузки на уроках информатики можно использовать следующие приемы:
Несколько минут управлять мышкой на компьютере левой рукой (для правшей), выходя к доске пробовать писать левой рукой, данное упражнение существенно сможет улучшить творческие навыки, увеличить пространственное воображение и фантазию.
Игру «перевертыши», можно использовать для «разгрузки», на первых порах берем простые слова из области информатики, к примеру, «Абак» дети читают наоборот, «Каба». Через несколько уроков ребята уже без особых усилий смогут читать короткие слова, потом более длинные, затем фразы, а со временем и длинные предложения. Таким образом, мы убиваем двух зайцев, развиваем кругозор и мышление. Данная игра дает понять, что существует не один способ видения ситуации, есть альтернативы, и эти альтернативы нужно замечать.
На этапе интеллектуальной разминки:
Придумывать то, чего еще нет, например новое изобретение из области информатики и информационных технологий. Можно это изобретение описать, а можно выполнить практическую работу, нарисовать в графическом редакторе, или создать презентацию и защитить ее перед одноклассниками. Возможно, когда ни будь, одно из детских воображаемых изобретений появится в нашей жизни и будет активно использоваться. Очень часто тяжело выдумать что-то такое, с чем раньше не сталкивался. Наш мозг старается использовать уже хорошо известные образы, название, функции предметов. Но нужно перестраиваться, учить детей абстрагироваться от всего этого, концентрироваться на более интересных, малоизвестных фактах.
Рисование «Каляки-маляки». Практически на каждой параллели есть тема изучения графического редактора Paint. Так вот, как раз на этих уроках и можно развивать креативное мышление. Задание следующее: нужно пофантазировать и нарисовать что то необычное, дать ему название, придумать, где этот предмет можно использовать, какими свойствами он обладает. Поверьте, данный процесс невероятно затягивает. Вообще, творчество, а рисование особенно, очень хорошо развивает нестандартное мышление, помогает вырваться за рамки стандартного мира.
«Нестандартные задания». Данный прием можно использовать в тематике уроков «Мир объектов», при изучении свойств и характеристики объекта. Суть следующего упражнения заключается в том, чтобы придумывать словосочетания со словами которые имеют противоположное значение. Например, мягкая стена, горячий снег, высокий карлик, квадратный мяч и тому подобное. Таким образом, ребенок учится воспринимать реальность не стандартно, выходить за рамки обычного. Мы все понимаем, что карлик не может быть высоким, но креативное мышление и заключается в том, чтоб придумывать что-то необычное, нестандартное, то, что будет интересно многим.
Игра «Аббревиатура». Использовать можно на любом из этапов урока. Возьмите любое слово, и представьте, что это аббревиатура. А теперь постарайтесь расшифровать каждую букву, да еще так, чтобы все логично сложилось в предложение. Например, слово «число». Расшифровываем: Чайник Использовал Синюю Листву Осины. Суть понятна. Сначала будет тяжеловато, но со временем мозг привыкнет к подобным играм и будет все делать на автомате. Детям эта игра очень нравится.
Решение задач следующего плана
Школьник и два учителя (задача для 9 класса)
Во время экзамена по информационным технологиям два члена экзаменационной комиссии, не знакомые школьнику, предложили ему выбрать один из двух билетов: трудный или легкий. Преподаватели практиковали различные системы обучения.
Один – на вопрос ученика всегда давал правдивый ответ.
Второй – всегда предлагал ученику неправильный ответ (лгун), чтобы убедиться в твердости его знаний.
Какой вопрос должен задать ученик любому преподавателю, чтобы выбрать легкий билет?
Подсказка:
Вопрос задается любому из учителей: «Если я спрошу у другого учителя, где лёгкий билет, на какой билет он мне укажет?» После того, как учитель укажет конкретный билет, ученик берет противоположный билет и он оказывается лёгким.
Метр (задача для 5 класса)
Попробуйте составить из 13 спичек целый метр. Если что, длина одной спички 45мм. Ответ:
На этапе компьютерной интеллектуальной поддержки мышления можно использовать следующие задания:
Сундуки капитана Флинта и дублоны... (задача для 9-х классов)
У капитана Флинта имелось два больших сундука – «сейфа», наполовину заполненные золотыми дублонами. Флинт брал монеты из одного сейфа, выгребая их черепом, вмещавшим 4 «литра» дублонов.
Было также у него две емкости золотая и серебренная: золотая емкостью – 6 «литров», серебренная – 14 «литров». С их помощью он выравнивал количество дублонов в сундуках.
Как Флинт мог дополнить меньший сундук 4 «литрами» дублонов из большего сундука с помощью своих драгоценных емкостей?
Решить средствами Excel и построить презентацию.
Подсказка: Флинт использовал магические цифры (3, 14) на передних стенках своих «сейфов» [3].
Наполеон и его задача (задача для 9–10-х классов)
По преданию Наполеон Бонапарт предложил итальянскому математику Маскерони эту задачу. Известно также, что во время беседы с Лагранжем и Лапласом (знаменитыми французскими математиками). Наполеон поразил их. Он объяснил им некоторые из предложенных Маскерони решений следующей его задачи.
Условие задачи Наполеона: Необходимо найти вершины квадрата, вписанного в окружность с отмеченным центром, с помощью средств векторной графики программы презентации Power Point.
Задание: Проиллюстрируйте оптимальный алгоритм решения задачи средствами анимации.
Решение, предложенное американским математиком Ф. Чини
Выбрать на окружности произвольную точку А. Провести через нее окружность того же радиуса, что и первая.
Затем из точки пересечения второй окружности с первой (точки E – первая вершина) провести третью окружность, пересекающую первую окружность (в точке D).
Провести из этой точки D первую дугу (DA), пересекающую первую исходную окружность в точке E (вторая вершина квадрата).
Из точки F – как из центра пересечения второй и третьей окружности (внешней по отношению к первой) провести дугу радиусом FO в точке G5. Оставшиеся две вершины квадрата H, I, вписанного в исходную окружность, получите, проведя дугу радиуса CG с центром в точке C [3].
Последним этапом в структуре креативного урока является резюме. На этом этапе учитель подводит краткие итоги урока и устно осуществляет обратную связь с учащимися, выявляет их мнение об уроке. Как вариант он просит детей оценить сам урок (интересно – не интересно, понравилось – не понравилось и т. д.), например, с помощью двух специальных карточек-картинок, на которых изображены рожицы – грустная и улыбающаяся. Показывая одну из этих карточек, дети дают оценку уроку, то есть речь идет о качественной и эмоциональной оценке урока. Возможны другие варианты оценки со стороны детей. Их нужно сочетать.
Дополнительный вариант качественной и эмоциональной оценки урока – детям предлагается закрыть глаза. Далее учитель просит поднять руки тех, кому урок понравился, затем тех, кому урок не понравился. Все это делается с закрытыми глазами. Однако даже такая примитивная оценка урока позволяет учителю внести необходимые коррективы в содержание урока и методику его проведения. Важность интеллектуальной активности ребенка и усилий по регуляции собственной активности отмечается как главное условие пробуждения и роста способностей [5].
Использование творческих заданий на каждом из этапов урока, позволяет детям четче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное, развивает познавательную деятельность, и наконец, активизирует деятельность обучающихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять.
Таким образом, технология творческого мышления формирует самостоятельное мышление, вооружает методами и способами самостоятельной работы, дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик», позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса [6].
Ссылки на источники
[модуль 3, с. 4, 5] – Модуль 3. Креативная педагогика, или Педагогика креативного образования. Теоретический блок. АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», М. М. Зиновкина, В. В. Утёмов, 2014.
Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
Богомолова О. Б. Логические задачи. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013. –277 с.: ил.
Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 64054. – URL: http://e-koncept.ru/teleconf/64054.html
Муштавинская И. В. Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 19–24.