СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Задания по русскому языку и культуре речи для студентов СПО

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по русскому языку для студентов профессиональных образовательных организаций

 

Задание I. Знание основ фонетики и орфоэпии

1. Выпишите номера слов с ударением на первом слоге: 1) задолго, 2) сливовый, 3) черпать,

4) столяр, 5) кедровый, 6) досуг, 7) приданое, 8) загодя,  9) (несколько) лекторов, 10) яслей, 11) сироты, 12) оптовый, 13) завидно, 14) кралась, 15) сорит, 16) загнутый, 17) шарфы, 18) творог (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 4 б.)

Ответ:_______________________________________________________________________________

 2. В слове «всплеск» на один гласный приходится шесть согласных. Подберите ещё несколько подобных слов с 5 – 6 согласными на один гласный (за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б., макс. – 3 б.)

Ответ:_______________________________________________________________________________

 3.  Какие согласные звуки повторяются в приведенном тексте А.А.Фета? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?

Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что наконец свалился.  (Критерии:  за правильный ответ с пояснением - 2 б.).

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание II. Знание основ лексики и грамматики

1. Найдите грамматические ошибки и исправьте их: 1) пара джинсов, 2) недры земли, 3) брызгать аэрозолем, 4) щиплет траву, 5) нет вкусных оладий, 6) лягте удобнее, 7) езжай быстрее, 8) двое девушек, 9) познакомился с пятистами учениками, 10) длиньше других, (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 2,5 б.).

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сложите из данных слов 12 фразеологизмов:

бросить, закидать, в воду, глядя, потерял, мёртвая, канул, заячья, нить, перчатку, обводить, душа, смотрел, псу, на ночь, вокруг пальца, шапками, вертится, под хвост, на языке, Ариадны, как, коту (за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 12 б.).

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово или убрав лишнее. Запишите слово (предварительно указав номер предложения),  соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 1) Многие животные имеют способность заранее предчувствовать стихийные бедствия. 2) На чемпионате мира по лёгкой атлетике было завоёвано несколько мировых рекордов. 3) О награждении Нобелевской премией Альберт Эйнштейн узнал в Японии, где читал лекции, а принял награду от его имени дипломатический посол Германии в Швеции. 4) Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта – одержать первенство в олимпийской борьбе (за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.).

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание III. Знание основ словообразования и орфографии

1. К данным словам подберите слова с синонимичными приставками (а) и антонимичными (б):

а) окончить - …; запрещать - …;  нелогичный - ….;

б) вбежать - …; подойти - …; собрать - … (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.).

Ответ:______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

2. Выпишите номера слов с удвоенной согласной: 1) ко(р-рр)идор, 2) пье(с-сс)а, 3)га(л-лл)ерея, 4)и(л-лл)юзия, 5) броше(н-нн)ый 6) ко(р-рр)озия, 7) дра(м-мм)а,  8) ра(с-сс)творимый, 9) инте(л-лл)игентный, 10) серебря(н-нн)ый, 12) и(л-лл)юминация,  13) прида(н-нн)ое, 14) диле(м-мм)а, 15) те(р-рр)а(с-сс)а, 16) ра(с-сс)чётливый, 17) и(с-сс)ку(с-сс)тво, 18) ка(р-рр)икатура, 19) ноше(н-нн)ый-переноше(н-нн)ый, 20) ю(н-нн)ат. Выпишите слова «те(р-рр)а(с-сс)а» и и(с-сс)ку(с-сс)тво в соответствии с нормой их написания (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 5,5 б.).

Ответ: ______________________________________________________________________________

Задания IV- V. Знание основ пунктуации и орфографии

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

(1)Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума» высказываемая в разное время (не)зависимо друг(от)друга Пушкиным и Белинским заключается в психологической несообразности конфликта. «(2)Всё что говорит он очень умно. (3)Но кому говорит он всё это? (4)Фамусову? (5)Скалозубу? (6)Молчалину? (7)Это непростительно. (8)Первый признак умного человека  с первого взгляду знать с кем имееш(?) дело и не метать би(с-сс)ера перед Репетиловыми»  пиш…т Пушкин сам всю жизнь глубоко страдавший от непон…мания людей цену которым знал отлично. (9)В.Г. Белинского смущает сама пружина действия  в Софью влюблён надо же! (10)Какой после этого ум?! (11)«И что он нашёл в Софье? (12)Меркою досто…нства женщины может быть мужчина которого она любит а Софья любит ограниче(н-нн)ого человека без души без сердца без всяких человеч…ских потребностей м…рзавца низкопокло(н-нн)ика полз…ющую тварь одним словом Молчалина».

 (13)Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не раз…брался в Софье. (14) Однако разб…раться в предмете страсти  это признак совсем другой души – ра(с-сс)чётливой опытной пусть даже и тонкой но Грибоедова интересует ум филосо…ский занятый вечными вопросами. (15)Такому мудрецу и правда не понять что у него под носом делается.(16)Грибоедов точно подмет…л ахи(л-лл)есову п(и-я)ту всякого большого ума необходимость отклика а в особе(н-нн)ости потребность в любви. (17)Не даёт(?)ся ум холодным и самодостаточным существам. (18)И это – один из фундаментальнейших законов на котором держится мир если бы злодеи были умны о в какой ад они пр…вратили бы захваче(н-нн)ый ими мир!(19)Но злодеи (не)далёки как правило способности к пон…манию и здравому анализу с…едены (тч-тщ)еславием мнительностью заботой об им…дже кар…ере. (20)А ум даётся таким как Чацкий л…рическим пылким расс(е-я)нным небрежно одетым. (21)Высчит…вать кому и что можно сказать  (М-м)олчалинская черта. (По Д. Л.Быкову)

 (Критерии: при отсутствии ошибок 10 б., 1-3 ош. – 8 б., 4-5 ош. – 5 б.).

Задание VI. Знание основ морфологии и орфографии

  1. Укажите номера ответов, в которых даны верные объяснения:
  1. ВДОЛЬ (стены) – наречие вдоль всегда пишется слитно.
  2. НЕ ГОТОВ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.
  3. (цветок) ПАХУЧ – в кратких прилагательных мягкий знак на конце слова после шипящих не пишется.
  4. МАЖОРНЫЙ – в суффиксе имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.
  5. ЗАВИСЕЛ (от меня) – в глаголе прошедшего времени перед суффиксом Л пишется та же гласная, что и в основе неопределённой формы.
  6.  ЛИСИЙ (хвост) – написание безударного окончания имени прилагательного в форме м.р., И.п., ед.ч. определяется по ударному окончанию в вопросе.
  7. (ошибка) В НАПИСАНИИ – в окончании имени существительного на – ИЕ в форме предложного падежа пишется буква И
  8. МЕДИНСТИТУТ - после заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную, пишется буква И. (Критерии: макс. - 6 б.).

Ответ: _____________________________________________________________________________

Распределите слова на две группы, вставив пропущенные буквы (алгоритм распределения по группам вы увидите в таблице): расстрел…нный (врагами), разве…нный (по ветру), прикле…нный (наскоро), выкач…нная (вода),  кле…вший (быстро), пыш…щее (лицо), тащ…щая (повозка), мурлыч…т (коты), зыбл…щаяся (рожь), стел…щий (постель), муч…мый (жаждой), преобразу…мый, жал…щие (пчёлы), (они) леле…т

(Критерии:за каждый правильный ответ 1 б.; макс. -  14 б.).

Правописание гласной в суффиксах причастий зависит от гласной в основе

Правописание гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий зависит от

неопределённой формы

 

принадлежности к спряжению глагола

 

 

 

 

 

 

 

Задание VII. Знание основ синтаксиса

Прокомментируйте постановку тире в предложениях: (1)Исток Волги — район села Волговерховье Осташковского района. (2)В пределах Валдайской возвышенности Волга проходит через Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго — небольшие озёра, которые вошли в Верхневолжское водохранилище. (3)В районе Зубцова Волга меняет своё направление, поворачивая с юго-востока на северо-восток, и от Зубцова до Твери Волга течёт среди низких плоских равнин. (4)Между Тверью и Дубной на Волге было построено Иваньковское водохранилище, его площадь составляет 327 км, длина — 120 км, наибольшая ширина — 4 км. (5)Водохранилище неглубокое, используется главным образом для водоснабжения Москвы. (6)Между Угличем и Рыбинском в 1941 году было создано Рыбинское водохранилище — самое крупное водохранилище в мире. (7)Рыбинское водохранилище относится к числу мелководных, его максимальная глубина составляет 30,4 м.

 (Критерии:  за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.)

Ответ: _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание VIII. Владение знаниями в области стилистики русского языка

Определите тип и стиль речи (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…») (Критерии: 0,5 б.- тип, 0,5 б.- стиль; макс. -1 б.).

Ответ:_______________________________________________________________________________

Задание IX. Умение строить текст-рассуждение

 Выскажите свое мнение по поставленной автором проблеме (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…»). (объём 100-120 слов). (Критерии:  макс. - 15 баллов).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

 

(ОТВЕТЫ)

Задание I. Знание основ фонетики и орфоэпии

1. Ответ: 2,3,8,9,10,14,16,17, 18  (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 4,5 б.)

2. Ответ (приблизительный): взгляд, вскрик, монстр, Братск, спрайт 

(Критерии:  за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.)

3.  Какие согласные звуки повторяются в приведенном тексте А.А. Фета? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?

Ответ:  [с], [ц] -  передают состояние усталости, полусна; аллитерация.

(Критерии:  за правильный ответ с объяснением - 2 балла).

Задание II. Знание основ лексики и грамматики

1.Найдите грамматические ошибки и исправьте их.

Ответ: 2) недра земли, 7) поезжай быстрее, 8) две девушки, 9) познакомился с пятьюстами учениками, 10) длиннее других

(Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс.- 2,5 б.).

2.Перед вами 12 фразеологизмов: сложите их из данных слов.

Ответ: «бросить перчатку», «коту по хвост», «псу под хвост», «мёртвая душа», «нить Ариадны», «шапками закидать», «вертится на языке», «обводить вокруг пальца», «на ночь глядя», «как в воду канул», «как в воду смотрел», «заячья душа»

(Критерии: за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 12 б.).

3.Найдите лексические ошибки: 1) заранее; 2)установлено несколько мировых рекордов; 3) дипломатический; 4) одержать победу или завоевать первенство.

 (Критерии: за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.).

Задание III. Знание основ словообразования и орфографии

1. К данным словам подберите слова с синонимичными приставками (а) и антонимичными (б):

а) окончить - закончить; запрещать - воспрещать;  нелогичный - алогичный;

б) вбежать - выбежать; подойти - отойти; собрать - разобрать (Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.).

2. Ответ: 4, 5, 6, 9, 12, 14, 15, 17, 20;  терраса, искусство (Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 5,5 б.).

Задание IV--V. Знание основ пунктуации и орфографии

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

(1)Главная претензия к пьесе Грибоедова «Горе от ума», высказываемая в разное время независимо друг от друга Пушкиным и Белинским, заключается в психологической несообразности конфликта. «(2)Всё, что говорит он, очень умно. (3)Но кому говорит он всё это? (4)Фамусову? (5)Скалозубу? (6)Молчалину? (7)Это непростительно. (8)Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми», – пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым знал отлично.(9)В.Г. Белинского смущает сама пружина действия: в Софью влюблён, надо же! (10)Какой после этого ум?! (11)«И что он нашёл в Софье? (12)Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом, Молчалина».

 (13)Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье. (14) Однако разбираться в предмете страсти  признак совсем другой души – расчётливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, занятый вечными вопросами. (15)Такому мудрецу и правда не понять, что у него под носом делается.(16)Грибоедов точно подметил ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности потребность в любви. (17)Не даётся ум холодным и самодостаточным существам. (18)И это – один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны, о, в какой ад они превратили бы захваченный ими мир!

(19)Но злодеи недалёки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, карьере. (20)А ум даётся таким, как Чацкий: лирическим, пылким, рассеянным, небрежно одетым. (21)Высчитывать, кому и что можно сказать, – молчалинская черта.

(По Д. Л. Быкову) (Критерии: 10 баллов).

Задание VI. Знание основ морфологии и орфографии

1. Укажите номера ответов, в которых даны верные объяснения:

Ответ: 3) (дуб) могуч, 5) увидел,  7) (сказались) в умении (за каждый правильный ответ 2 б.; макс. -  6 б.).

2.

Правописание гласной в суффиксах причастий зависит от гласной в основе неопределённой формы

Правописание гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий зависит от принадлежности к спряжению глагола

расстрелянный (врагами), развеянный (по ветру), приклеенный (наскоро), выкачанная (вода),  клеивший (быстро)

Пышущее (лицо), тащащая (повозка), мурлычут (коты), зыблющаяся (рожь), стелющий (постель), мучимый (жаждой), преобразуемый, лелеют (они), жалящие (пчёлы)

(Критерии: за каждый правильный ответ 1 б.; макс. -  14 б.).

Задание VII. Знание основ синтаксиса

Прокомментируйте постановку тире в предложениях:

1)Тире ставится между подлежащим и составным именным сказуемым, именная часть которого выражена сущ. в И.п. (опущена связка): «Исток – район). 2) Тире выделяет обособленное согласованное распространённое приложение, стоящее после главного слова: «через Волго – небольшое озеро». 4) Тире ставится в неполном предложении на месте пропуска части сказуемого: «длина – 120 км, наибольшая ширина – 4 км». 6) Тире выделяет обособленное согласованное распространённое приложение,  стоящее после главного слова: «создано Рыбинское водохранилище – самое крупное водохранилище в мире).

(Критерии:  за каждый правильный ответ -1 б., макс.- 4 б.).  

Задание VIII. Владение знаниями в области стилистики русского языка

а) определите стиль текста  - публицистический(0,5б.);

б) определите тип речи текста – рассуждение (0,5б.); макс.- 1б.

Задание IX. Умение строить текст-рассуждение

 Выскажите свое мнение по поставленной автором проблеме (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…»). (объём 100-120 слов). (Критерии: 1) тема понята и раскрыта (3б.); 2) композиционная цельность, логичность изложения (3 б.)., 3) доказательность (3 б.); 4) оригинальность (3 б.);

5) грамотность (3 б.) (макс. - 15 баллов).

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку

среди студентов профессиональных образовательных организаций

 

Задание I. Знание основ фонетики и орфоэпии

1. Выпишите номера слов с ударением на первом слоге: 1) задолго, 2) сливовый, 3) черпать,

4) столяр, 5) кедровый, 6) досуг, 7) приданое, 8) загодя,  9) (несколько) лекторов, 10) яслей, 11) сироты, 12) оптовый, 13) завидно, 14) кралась, 15) сорит, 16) загнутый, 17) шарфы, 18) творог (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 4 б.)

Ответ:_______________________________________________________________________________

 2. В слове «всплеск» на один гласный приходится шесть согласных. Подберите ещё несколько подобных слов с 5 – 6 согласными на один гласный (за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б., макс. – 3 б.)

Ответ:_______________________________________________________________________________

 3.  Какие согласные звуки повторяются в приведенном тексте А.А.Фета? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?

Устало все кругом: устал и цвет небес, И ветер, и река, и месяц, что родился, И ночь, и в зелени потусклой спящий лес, И желтый тот листок, что наконец свалился.  (Критерии:  за правильный ответ с пояснением - 2 б.).

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание II. Знание основ лексики и грамматики

1. Найдите грамматические ошибки и исправьте их: 1) пара джинсов, 2) недры земли, 3) брызгать аэрозолем, 4) щиплет траву, 5) нет вкусных оладий, 6) лягте удобнее, 7) езжай быстрее, 8) двое девушек, 9) познакомился с пятистами учениками, 10) длиньше других, (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 2,5 б.).

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сложите из данных слов 12 фразеологизмов:

бросить, закидать, в воду, глядя, потерял, мёртвая, канул, заячья, нить, перчатку, обводить, душа, смотрел, псу, на ночь, вокруг пальца, шапками, вертится, под хвост, на языке, Ариадны, как, коту (за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 12 б.).

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово или убрав лишнее. Запишите слово (предварительно указав номер предложения),  соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 1) Многие животные имеют способность заранее предчувствовать стихийные бедствия. 2) На чемпионате мира по лёгкой атлетике было завоёвано несколько мировых рекордов. 3) О награждении Нобелевской премией Альберт Эйнштейн узнал в Японии, где читал лекции, а принял награду от его имени дипломатический посол Германии в Швеции. 4) Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта – одержать первенство в олимпийской борьбе (за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.).

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание III. Знание основ словообразования и орфографии

1. К данным словам подберите слова с синонимичными приставками (а) и антонимичными (б):

а) окончить - …; запрещать - …;  нелогичный - ….;

б) вбежать - …; подойти - …; собрать - … (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.).

Ответ:______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

2. Выпишите номера слов с удвоенной согласной: 1) ко(р-рр)идор, 2) пье(с-сс)а, 3)га(л-лл)ерея, 4)и(л-лл)юзия, 5) броше(н-нн)ый 6) ко(р-рр)озия, 7) дра(м-мм)а,  8) ра(с-сс)творимый, 9) инте(л-лл)игентный, 10) серебря(н-нн)ый, 12) и(л-лл)юминация,  13) прида(н-нн)ое, 14) диле(м-мм)а, 15) те(р-рр)а(с-сс)а, 16) ра(с-сс)чётливый, 17) и(с-сс)ку(с-сс)тво, 18) ка(р-рр)икатура, 19) ноше(н-нн)ый-переноше(н-нн)ый, 20) ю(н-нн)ат. Выпишите слова «те(р-рр)а(с-сс)а» и и(с-сс)ку(с-сс)тво в соответствии с нормой их написания (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 5,5 б.).

Ответ: ______________________________________________________________________________

Задания IV- V. Знание основ пунктуации и орфографии

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

(1)Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума» высказываемая в разное время (не)зависимо друг(от)друга Пушкиным и Белинским заключается в психологической несообразности конфликта. «(2)Всё что говорит он очень умно. (3)Но кому говорит он всё это? (4)Фамусову? (5)Скалозубу? (6)Молчалину? (7)Это непростительно. (8)Первый признак умного человека  с первого взгляду знать с кем имееш(?) дело и не метать би(с-сс)ера перед Репетиловыми»  пиш…т Пушкин сам всю жизнь глубоко страдавший от непон…мания людей цену которым знал отлично. (9)В.Г. Белинского смущает сама пружина действия  в Софью влюблён надо же! (10)Какой после этого ум?! (11)«И что он нашёл в Софье? (12)Меркою досто…нства женщины может быть мужчина которого она любит а Софья любит ограниче(н-нн)ого человека без души без сердца без всяких человеч…ских потребностей м…рзавца низкопокло(н-нн)ика полз…ющую тварь одним словом Молчалина».

 (13)Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не раз…брался в Софье. (14) Однако разб…раться в предмете страсти  это признак совсем другой души – ра(с-сс)чётливой опытной пусть даже и тонкой но Грибоедова интересует ум филосо…ский занятый вечными вопросами. (15)Такому мудрецу и правда не понять что у него под носом делается.(16)Грибоедов точно подмет…л ахи(л-лл)есову п(и-я)ту всякого большого ума необходимость отклика а в особе(н-нн)ости потребность в любви. (17)Не даёт(?)ся ум холодным и самодостаточным существам. (18)И это – один из фундаментальнейших законов на котором держится мир если бы злодеи были умны о в какой ад они пр…вратили бы захваче(н-нн)ый ими мир!(19)Но злодеи (не)далёки как правило способности к пон…манию и здравому анализу с…едены (тч-тщ)еславием мнительностью заботой об им…дже кар…ере. (20)А ум даётся таким как Чацкий л…рическим пылким расс(е-я)нным небрежно одетым. (21)Высчит…вать кому и что можно сказать  (М-м)олчалинская черта. (По Д. Л.Быкову)

 (Критерии: при отсутствии ошибок 10 б., 1-3 ош. – 8 б., 4-5 ош. – 5 б.).

Задание VI. Знание основ морфологии и орфографии

  1. Укажите номера ответов, в которых даны верные объяснения:
  1. ВДОЛЬ (стены) – наречие вдоль всегда пишется слитно.
  2. НЕ ГОТОВ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.
  3. (цветок) ПАХУЧ – в кратких прилагательных мягкий знак на конце слова после шипящих не пишется.
  4. МАЖОРНЫЙ – в суффиксе имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.
  5. ЗАВИСЕЛ (от меня) – в глаголе прошедшего времени перед суффиксом Л пишется та же гласная, что и в основе неопределённой формы.
  6.  ЛИСИЙ (хвост) – написание безударного окончания имени прилагательного в форме м.р., И.п., ед.ч. определяется по ударному окончанию в вопросе.
  7. (ошибка) В НАПИСАНИИ – в окончании имени существительного на – ИЕ в форме предложного падежа пишется буква И
  8. МЕДИНСТИТУТ - после заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную, пишется буква И. (Критерии: макс. - 6 б.).

Ответ: _____________________________________________________________________________

Распределите слова на две группы, вставив пропущенные буквы (алгоритм распределения по группам вы увидите в таблице): расстрел…нный (врагами), разве…нный (по ветру), прикле…нный (наскоро), выкач…нная (вода),  кле…вший (быстро), пыш…щее (лицо), тащ…щая (повозка), мурлыч…т (коты), зыбл…щаяся (рожь), стел…щий (постель), муч…мый (жаждой), преобразу…мый, жал…щие (пчёлы), (они) леле…т

(Критерии:за каждый правильный ответ 1 б.; макс. -  14 б.).

Правописание гласной в суффиксах причастий зависит от гласной в основе

Правописание гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий зависит от

неопределённой формы

 

принадлежности к спряжению глагола

 

 

 

 

 

 

 

Задание VII. Знание основ синтаксиса

Прокомментируйте постановку тире в предложениях: (1)Исток Волги — район села Волговерховье Осташковского района. (2)В пределах Валдайской возвышенности Волга проходит через Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго — небольшие озёра, которые вошли в Верхневолжское водохранилище. (3)В районе Зубцова Волга меняет своё направление, поворачивая с юго-востока на северо-восток, и от Зубцова до Твери Волга течёт среди низких плоских равнин. (4)Между Тверью и Дубной на Волге было построено Иваньковское водохранилище, его площадь составляет 327 км, длина — 120 км, наибольшая ширина — 4 км. (5)Водохранилище неглубокое, используется главным образом для водоснабжения Москвы. (6)Между Угличем и Рыбинском в 1941 году было создано Рыбинское водохранилище — самое крупное водохранилище в мире. (7)Рыбинское водохранилище относится к числу мелководных, его максимальная глубина составляет 30,4 м.

 (Критерии:  за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.)

Ответ: _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание VIII. Владение знаниями в области стилистики русского языка

Определите тип и стиль речи (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…») (Критерии: 0,5 б.- тип, 0,5 б.- стиль; макс. -1 б.).

Ответ:_______________________________________________________________________________

Задание IX. Умение строить текст-рассуждение

 Выскажите свое мнение по поставленной автором проблеме (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…»). (объём 100-120 слов). (Критерии:  макс. - 15 баллов).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

 

 

(ОТВЕТЫ)

Задание I. Знание основ фонетики и орфоэпии

1. Ответ: 2,3,8,9,10,14,16,17, 18  (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 4,5 б.)

2. Ответ (приблизительный): взгляд, вскрик, монстр, Братск, спрайт 

(Критерии:  за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.)

3.  Какие согласные звуки повторяются в приведенном тексте А.А. Фета? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?

Ответ:  [с], [ц] -  передают состояние усталости, полусна; аллитерация.

(Критерии:  за правильный ответ с объяснением - 2 балла).

Задание II. Знание основ лексики и грамматики

1.Найдите грамматические ошибки и исправьте их.

Ответ: 2) недра земли, 7) поезжай быстрее, 8) две девушки, 9) познакомился с пятьюстами учениками, 10) длиннее других

(Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс.- 2,5 б.).

2.Перед вами 12 фразеологизмов: сложите их из данных слов.

Ответ: «бросить перчатку», «коту по хвост», «псу под хвост», «мёртвая душа», «нить Ариадны», «шапками закидать», «вертится на языке», «обводить вокруг пальца», «на ночь глядя», «как в воду канул», «как в воду смотрел», «заячья душа»

(Критерии: за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 12 б.).

3.Найдите лексические ошибки: 1) заранее; 2)установлено несколько мировых рекордов; 3) дипломатический; 4) одержать победу или завоевать первенство.

 (Критерии: за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.).

Задание III. Знание основ словообразования и орфографии

1. К данным словам подберите слова с синонимичными приставками (а) и антонимичными (б):

а) окончить - закончить; запрещать - воспрещать;  нелогичный - алогичный;

б) вбежать - выбежать; подойти - отойти; собрать - разобрать (Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.).

2. Ответ: 4, 5, 6, 9, 12, 14, 15, 17, 20;  терраса, искусство (Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 5,5 б.).

Задание IV--V. Знание основ пунктуации и орфографии

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинан

Просмотр содержимого документа
«Задания по русскому языку и культуре речи для студентов СПО»

Олимпиада по русскому языку

среди студентов профессиональных образовательных организаций


Задание I. Знание основ фонетики и орфоэпии

1. Выпишите номера слов с ударением на первом слоге: 1) задолго, 2) сливовый, 3) черпать,

4) столяр, 5) кедровый, 6) досуг, 7) приданое, 8) загодя, 9) (несколько) лекторов, 10) яслей, 11) сироты, 12) оптовый, 13) завидно, 14) кралась, 15) сорит, 16) загнутый, 17) шарфы, 18) творог (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 4 б.)

Ответ:_______________________________________________________________________________

2. В слове «всплеск» на один гласный приходится шесть согласных. Подберите ещё несколько подобных слов с 5 – 6 согласными на один гласный (за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б., макс. – 3 б.)

Ответ:_______________________________________________________________________________

3.  Какие согласные звуки повторяются в приведенном тексте А.А.Фета? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?

Устало все кругом: устал и цвет небес,
И ветер, и река, и месяц, что родился,
И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,
И желтый тот листок, что наконец свалился.
(Критерии: за правильный ответ с пояснением - 2 б.).

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание II. Знание основ лексики и грамматики

1. Найдите грамматические ошибки и исправьте их: 1) пара джинсов, 2) недры земли, 3) брызгать аэрозолем, 4) щиплет траву, 5) нет вкусных оладий, 6) лягте удобнее, 7) езжай быстрее, 8) двое девушек, 9) познакомился с пятистами учениками, 10) длиньше других, (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 2,5 б.).

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сложите из данных слов 12 фразеологизмов:

бросить, закидать, в воду, глядя, потерял, мёртвая, канул, заячья, нить, перчатку, обводить, душа, смотрел, псу, на ночь, вокруг пальца, шапками, вертится, под хвост, на языке, Ариадны, как, коту (за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 12 б.).

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово или убрав лишнее. Запишите слово (предварительно указав номер предложения), соблюдая нормы современного русского литературного языка.

1) Многие животные имеют способность заранее предчувствовать стихийные бедствия. 2) На чемпионате мира по лёгкой атлетике было завоёвано несколько мировых рекордов. 3) О награждении Нобелевской премией Альберт Эйнштейн узнал в Японии, где читал лекции, а принял награду от его имени дипломатический посол Германии в Швеции. 4) Карьера любого спортсмена не может считаться вполне успешной, пока не сбылась его самая заветная мечта – одержать первенство в олимпийской борьбе (за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.).

Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание III. Знание основ словообразования и орфографии

1. К данным словам подберите слова с синонимичными приставками (а) и антонимичными (б):

а) окончить - …; запрещать - …; нелогичный - ….;

б) вбежать - …; подойти - …; собрать - … (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.).

Ответ:______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


2. Выпишите номера слов с удвоенной согласной: 1) ко(р-рр)идор, 2) пье(с-сс)а, 3)га(л-лл)ерея, 4)и(л-лл)юзия, 5) броше(н-нн)ый 6) ко(р-рр)озия, 7) дра(м-мм)а, 8) ра(с-сс)творимый, 9) инте(л-лл)игентный, 10) серебря(н-нн)ый, 12) и(л-лл)юминация, 13) прида(н-нн)ое, 14) диле(м-мм)а, 15) те(р-рр)а(с-сс)а, 16) ра(с-сс)чётливый, 17) и(с-сс)ку(с-сс)тво, 18) ка(р-рр)икатура, 19) ноше(н-нн)ый-переноше(н-нн)ый, 20) ю(н-нн)ат. Выпишите слова «те(р-рр)а(с-сс)а» и и(с-сс)ку(с-сс)тво в соответствии с нормой их написания (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 5,5 б.).

Ответ: ______________________________________________________________________________

Задания IV- V. Знание основ пунктуации и орфографии

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

(1)Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума» высказываемая в разное время (не)зависимо друг(от)друга Пушкиным и Белинским заключается в психологической несообразности конфликта. «(2)Всё что говорит он очень умно. (3)Но кому говорит он всё это? (4)Фамусову? (5)Скалозубу? (6)Молчалину? (7)Это непростительно. (8)Первый признак умного человека с первого взгляду знать с кем имееш(?) дело и не метать би(с-сс)ера перед Репетиловыми» пиш…т Пушкин сам всю жизнь глубоко страдавший от непон…мания людей цену которым знал отлично. (9)В.Г. Белинского смущает сама пружина действия в Софью влюблён надо же! (10)Какой после этого ум?! (11)«И что он нашёл в Софье? (12)Меркою досто…нства женщины может быть мужчина которого она любит а Софья любит ограниче(н-нн)ого человека без души без сердца без всяких человеч…ских потребностей м…рзавца низкопокло(н-нн)ика полз…ющую тварь одним словом Молчалина».

(13)Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не раз…брался в Софье. (14) Однако разб…раться в предмете страсти это признак совсем другой души – ра(с-сс)чётливой опытной пусть даже и тонкой но Грибоедова интересует ум филосо…ский занятый вечными вопросами. (15)Такому мудрецу и правда не понять что у него под носом делается.(16)Грибоедов точно подмет…л ахи(л-лл)есову п(и-я)ту всякого большого ума необходимость отклика а в особе(н-нн)ости потребность в любви. (17)Не даёт(?)ся ум холодным и самодостаточным существам. (18)И это – один из фундаментальнейших законов на котором держится мир если бы злодеи были умны о в какой ад они пр…вратили бы захваче(н-нн)ый ими мир!(19)Но злодеи (не)далёки как правило способности к пон…манию и здравому анализу с…едены (тч-тщ)еславием мнительностью заботой об им…дже кар…ере. (20)А ум даётся таким как Чацкий л…рическим пылким расс(е-я)нным небрежно одетым. (21)Высчит…вать кому и что можно сказать (М-м)олчалинская черта. (По Д. Л.Быкову)

(Критерии: при отсутствии ошибок 10 б., 1-3 ош. – 8 б., 4-5 ош. – 5 б.).

Задание VI. Знание основ морфологии и орфографии

  1. Укажите номера ответов, в которых даны верные объяснения:

  1. ВДОЛЬ (стены) – наречие вдоль всегда пишется слитно.

  2. НЕ ГОТОВ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.

  3. (цветок) ПАХУЧ – в кратких прилагательных мягкий знак на конце слова после шипящих не пишется.

  4. МАЖОРНЫЙ – в суффиксе имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.

  5. ЗАВИСЕЛ (от меня) – в глаголе прошедшего времени перед суффиксом Л пишется та же гласная, что и в основе неопределённой формы.

  6. ЛИСИЙ (хвост) – написание безударного окончания имени прилагательного в форме м.р., И.п., ед.ч. определяется по ударному окончанию в вопросе.

  7. (ошибка) В НАПИСАНИИ – в окончании имени существительного на – ИЕ в форме предложного падежа пишется буква И

  8. МЕДИНСТИТУТ - после заимствованных приставок, оканчивающихся на согласную, пишется буква И. (Критерии: макс. - 6 б.).

Ответ: _____________________________________________________________________________

Распределите слова на две группы, вставив пропущенные буквы (алгоритм распределения по группам вы увидите в таблице): расстрел…нный (врагами), разве…нный (по ветру), прикле…нный (наскоро), выкач…нная (вода), кле…вший (быстро), пыш…щее (лицо), тащ…щая (повозка), мурлыч…т (коты), зыбл…щаяся (рожь), стел…щий (постель), муч…мый (жаждой), преобразу…мый, жал…щие (пчёлы), (они) леле…т

(Критерии:за каждый правильный ответ 1 б.; макс. - 14 б.).

Правописание гласной в суффиксах причастий зависит от гласной в основе

Правописание гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий зависит от

неопределённой формы


принадлежности к спряжению глагола








Задание VII. Знание основ синтаксиса

Прокомментируйте постановку тире в предложениях: (1)Исток Волги — район села Волговерховье Осташковского района. (2)В пределах Валдайской возвышенности Волга проходит через Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго — небольшие озёра, которые вошли в Верхневолжское водохранилище. (3)В районе Зубцова Волга меняет своё направление, поворачивая с юго-востока на северо-восток, и от Зубцова до Твери Волга течёт среди низких плоских равнин. (4)Между Тверью и Дубной на Волге было построено Иваньковское водохранилище, его площадь составляет 327 км, длина — 120 км, наибольшая ширина — 4 км. (5)Водохранилище неглубокое, используется главным образом для водоснабжения Москвы. (6)Между Угличем и Рыбинском в 1941 году было создано Рыбинское водохранилище — самое крупное водохранилище в мире. (7)Рыбинское водохранилище относится к числу мелководных, его максимальная глубина составляет 30,4 м.

(Критерии: за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.)

Ответ: _____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание VIII. Владение знаниями в области стилистики русского языка

Определите тип и стиль речи (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…») (Критерии: 0,5 б.- тип, 0,5 б.- стиль; макс. -1 б.).

Ответ:_______________________________________________________________________________

Задание IX. Умение строить текст-рассуждение

Выскажите свое мнение по поставленной автором проблеме (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…»). (объём 100-120 слов). (Критерии: макс. - 15 баллов).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



(ОТВЕТЫ)

Задание I. Знание основ фонетики и орфоэпии

1. Ответ: 2,3,8,9,10,14,16,17, 18 (за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 4,5 б.)

2. Ответ (приблизительный): взгляд, вскрик, монстр, Братск, спрайт

(Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.)

3.  Какие согласные звуки повторяются в приведенном тексте А.А. Фета? Какого эффекта добивается поэт? Как называется такой художественный прием?

Ответ: [с], [ц] - передают состояние усталости, полусна; аллитерация.

(Критерии: за правильный ответ с объяснением - 2 балла).

Задание II. Знание основ лексики и грамматики

1.Найдите грамматические ошибки и исправьте их.

Ответ: 2) недра земли, 7) поезжай быстрее, 8) две девушки, 9) познакомился с пятьюстами учениками, 10) длиннее других

(Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс.- 2,5 б.).

2.Перед вами 12 фразеологизмов: сложите их из данных слов.

Ответ: «бросить перчатку», «коту по хвост», «псу под хвост», «мёртвая душа», «нить Ариадны», «шапками закидать», «вертится на языке», «обводить вокруг пальца», «на ночь глядя», «как в воду канул», «как в воду смотрел», «заячья душа»

(Критерии: за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 12 б.).

3.Найдите лексические ошибки: 1) заранее; 2)установлено несколько мировых рекордов; 3) дипломатический; 4) одержать победу или завоевать первенство.

(Критерии: за каждый правильный ответ – 1 б., макс. – 4 б.).

Задание III. Знание основ словообразования и орфографии

1. К данным словам подберите слова с синонимичными приставками (а) и антонимичными (б):

а) окончить - закончить; запрещать - воспрещать; нелогичный - алогичный;

б) вбежать - выбежать; подойти - отойти; собрать - разобрать (Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 3 б.).

2. Ответ: 4, 5, 6, 9, 12, 14, 15, 17, 20; терраса, искусство (Критерии: за каждый правильный ответ – 0,5 б., макс. – 5,5 б.).

Задание IV--V. Знание основ пунктуации и орфографии

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания.

(1)Главная претензия к пьесе Грибоедова «Горе от ума», высказываемая в разное время независимо друг от друга Пушкиным и Белинским, заключается в психологической несообразности конфликта. «(2)Всё, что говорит он, очень умно. (3)Но кому говорит он всё это? (4)Фамусову? (5)Скалозубу? (6)Молчалину? (7)Это непростительно. (8)Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми», – пишет Пушкин, сам всю жизнь глубоко страдавший от непонимания людей, цену которым знал отлично.(9)В.Г. Белинского смущает сама пружина действия: в Софью влюблён, надо же! (10)Какой после этого ум?! (11)«И что он нашёл в Софье? (12)Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом, Молчалина».

(13)Пушкина и Белинского смущает, что Чацкий не разобрался в Софье. (14) Однако разбираться в предмете страсти признак совсем другой души – расчётливой, опытной, пусть даже и тонкой, но Грибоедова интересует ум философский, занятый вечными вопросами. (15)Такому мудрецу и правда не понять, что у него под носом делается.(16)Грибоедов точно подметил ахиллесову пяту всякого большого ума: необходимость отклика, а в особенности потребность в любви. (17)Не даётся ум холодным и самодостаточным существам. (18)И это – один из фундаментальнейших законов, на котором держится мир: если бы злодеи были умны, о, в какой ад они превратили бы захваченный ими мир!

(19)Но злодеи недалёки, как правило: способности к пониманию и здравому анализу съедены тщеславием, мнительностью, заботой об имидже, карьере. (20)А ум даётся таким, как Чацкий: лирическим, пылким, рассеянным, небрежно одетым. (21)Высчитывать, кому и что можно сказать, – молчалинская черта.

(По Д. Л. Быкову) (Критерии: 10 баллов).

Задание VI. Знание основ морфологии и орфографии

1. Укажите номера ответов, в которых даны верные объяснения:

Ответ: 3) (дуб) могуч, 5) увидел, 7) (сказались) в умении (за каждый правильный ответ 2 б.; макс. - 6 б.).

2.

Правописание гласной в суффиксах причастий зависит от гласной в основе неопределённой формы

Правописание гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий зависит от принадлежности к спряжению глагола

расстрелянный (врагами), развеянный (по ветру), приклеенный (наскоро), выкачанная (вода), клеивший (быстро)

Пышущее (лицо), тащащая (повозка), мурлычут (коты), зыблющаяся (рожь), стелющий (постель), мучимый (жаждой), преобразуемый, лелеют (они), жалящие (пчёлы)

(Критерии: за каждый правильный ответ 1 б.; макс. - 14 б.).

Задание VII. Знание основ синтаксиса

Прокомментируйте постановку тире в предложениях:

1)Тире ставится между подлежащим и составным именным сказуемым, именная часть которого выражена сущ. в И.п. (опущена связка): «Исток – район). 2) Тире выделяет обособленное согласованное распространённое приложение, стоящее после главного слова: «через Волго – небольшое озеро». 4) Тире ставится в неполном предложении на месте пропуска части сказуемого: «длина – 120 км, наибольшая ширина – 4 км». 6) Тире выделяет обособленное согласованное распространённое приложение, стоящее после главного слова: «создано Рыбинское водохранилище – самое крупное водохранилище в мире).

(Критерии: за каждый правильный ответ -1 б., макс.- 4 б.).

Задание VIII. Владение знаниями в области стилистики русского языка

а) определите стиль текста - публицистический(0,5б.);

б) определите тип речи текста – рассуждение (0,5б.); макс.- 1б.

Задание IX. Умение строить текст-рассуждение

Выскажите свое мнение по поставленной автором проблеме (текст из задания 4-5 «Пунктуация и орфография»: «Главная пр…тензия к пье(с-сс)е Грибоедова «Горе от ума»…»). (объём 100-120 слов). (Критерии: 1) тема понята и раскрыта (3б.); 2) композиционная цельность, логичность изложения (3 б.)., 3) доказательность (3 б.); 4) оригинальность (3 б.);

5) грамотность (3 б.) (макс. - 15 баллов).















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!