СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обратить внимание учащихся на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека.

Воспитывать толерантность в отношениях людей разных национальностей.

Развивать речь, мышление, умение высказывать свои мысли.

Просмотр содержимого документа
««Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»»


Тема: «Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Цель: обратить внимание учащихся на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека.

Воспитывать толерантность в отношениях людей разных национальностей.

Развивать речь, мышление, умение высказывать свои мысли.


Оборудование: ИКТ, шаблоны для создания обложки.


Ход урока

  1. Организационный момент (СЛАЙД 1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Почему этот рассказ до сих пор современен? (Ответы)

Молодцы, но я хочу заострить ваше внимание на 1-й из проблем, поднятых писателем в этом рассказе.

  1. Актуализация ранее изученного

Просмотр клипа (СЛАЙД 2)

- Что мешает людям жить в мире на Кавказе? И есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей?

Именно эти вопросы поднимет в своём рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой. И на них мы с вами попытаемся сегодня ответить.

Беседа (СЛАЙД 3)

- А что вы знаете об истории создания рассказа? Какие события натолкнули Толстого на его создание? (Завязка рассказа основана на реальном случае, который произошел с Толстым во время его службы на Кавказе (преследование чеченцами, чуть не взявшими его в плен), написан для «Азбуки» и впервые опубликован в журнале «Заря» в 1872г., а также книжные источники, описывающие Кавказскую войну)

- Как вы думаете, почему Лев Николаевич дал название своему произведению «Кавказский пленник», а не «пленники», ведь в плен попали два офицера? (В самом названии уже заложено противопоставление. В плен попадают два офицера, но лишь один оказался пленен обстоятельствами. Жилин сумел выжить в плену, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе других, был «жилистым». Он настоящий герой. О нем рассказ. Узнав жизнь горцев изнутри, он всей душой становится пленником прекрасного Кавказа. Костылин же изначально был пленник своей плоти. Он никогда не был свободен душой, в своем выборе. Он в вечном плену своей слабости, инертности и эгоизма.)

(СЛАЙД 4)

- Герои попадают в плен. Почему же в одинаковых условиях герои рас­сказа ведут себя по-разному? Почему один герой ищет выход, а другой нет. Какие качества объединяют людей, а какие разъединяют? Отвечая на этот вопрос, мы с вами заполним табличку в ваших опорных листах. В одной графе будем записывать качества, которые объединяют людей, а в другой, которые разъединяют.

- Почему Жилин вызывает симпатии и уважение татар? (Жилин «на всякое дело мастер был», делал кукол для детей, чинил часы).


- Так какое качество роднит всех простых людей, независимо от национальности? (Трудолюбие) Значит, какое качество мы запишем?


- Как относится к Жилину его хозяин Абдул-Мурат?н ценит в нем смелость, мастерство, но для него он по-прежнему враг, за которого надеется получить выкуп.)

-Меняется ли отношение хозяина к пленнику после неудачного побега? (После того, как пленников возвращают, он уже не улыбается, а разговаривает враждебно, грозится убить)

- Таким образом, люди могли бы жить в дружбе, но что этому мешает? (Корысть, хозяин жаждет выкупа за пленных.) Что мы запишем?


- Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам? (Это старик, который жил под горой).

- Всегда старик был таким? Найдите ответ в учебнике (с. 263, последний абзац) (Старик не всегда был таким, а сделало его похожим на зверя то, что он живет не­навистью.)

- Так, что же сделало его похожим на зверя? ( Война лишила его семьи, сам он убил собственно­го сына, перешедшего на сторону русских. Вот и живет он одной враждой, которая вытравила в нем все человеческое).


- Какое чувство его переполняет?

- Что мы запишем? Что разъединяет людей? (Ненависть, враждебность.)


- Что в рассказе может служить примером дружбы между народами? (Дружба между Жилиным и Диной)

- Почему они подружились? (Жилин делал для неё кукол, жалел её, она приносила еду, а в конце помогла сбежать.)

-Как относится Жилин к девочке? Взрослый Жилин искренен с девочкой, видит и уважает в ней человека, сочувствует ей, готов сделать для нее добро, и Дина отвечает ему тем же.).

- Что мы можем записать? Что еще объединяет? (Доброта, уважение, искренность)


-А почему Костылин не смог подружиться с жителями деревни? (Он заботился только о себе, был эгоистичным, инертным, безынициативным). Что мы еще можем записать? Какое качество разъединяет? (Эгоизм, безынициативность)

- Сделайте вывод, какие качества способствуют единению людей, а какие нет? (ответы).

Вывод: Казалось бы, Жилин и Костылин — люди одного возраста, одного положения, национальности—могли бы быть друзья­ми. Но дружба невозможна там, где человек думает о себе. И напротив, дружба возникает между русским офицером и татарской девочкой, народы кото­рых находятся в состоянии войны. Таков идеал человеческих отношений, по мнению Толстого. Писатель верит в возможность преодоления национальных преград, если люди научатся искренне уважать друг друга, если они будут строить жизнь на том, что их роднит, а не разъединяет.


Работа с обложками

За время своего существования этот рассказ переиздавался много раз разными издательствами, иллюстрировался различными художниками, которые по своему видели прочтение данного произведения, что и отразили на обложках. (слайд 5 «Обложки») Конечно же, невозможно было бы разместить на слайдах все существующие обложки, поэтому возьмём лишь отдельные.

Впервые рассказ был напечатан в 1872 году в литературном и политическом журнале «Заря» и своей обложки не имел. (слайд 6 «Заря»)

- Как вы думаете почему? (Он находился среди других произведений, его еще никто не знал)

Позже рассказ «Кавказский пленник» стали издавать отдельной книгой, и с этого момента появляются различные обложки (слайд 6 «Обложки 19в.) Давайте их рассмотрим. (Слайд 7-8)

- Почему одно и то же произведение, а обложки все разные? (Разные художники, разное видение описываемых событий.)

- Что помещено на обложках? (Один эпизод из рассказа.)

- Кто объединяет все эти обложки? (Главный герой – Жилин.)

- Почему на одних обложках есть горы, а на других нет?

-А почему на этих обложках гор нет? (Он находится в плену.)

-Символом чего являются горы? (Свободы) т.е плен противопоставляется свободе.

- Как вы думаете, а почему художники для изображения эпизодов используют разные цвета? (Цвет отражает чувства и видение художника, который делает обложку для рассказа). ОТВЕТЫ

(слайд 9)

Лучше понять позицию художника нам поможет раздел науки о цвете - колористка. ( Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.)


У вас на столах лежат памятки со значением цветов. Пусть командир каждой группы прочитает вслух для остальных членов группы.

Синий, голубой цвет имеют значение вечности, мечты, доброты, благородства, честности, свободы.

Красный – цвет огня, войны, крови, мести, вражды, но в тоже время это цвет отваги, мужества, красоты.

Коричневый – это цвет коры, земли, что олицетворяет приземлённость, плодородие.

Черный цвет символизирует горе, несчастие, опасность.

Желтый цвет – цвет опавших и увядших листьев, символизирует болезнь, смерть, но и богатство.

Зеленый цвет – цвет травы, листвы, природы, символ молодости, надежды, самой жизни

Белый цвет – чистота, невинность, радость.


СЛАЙД 10

- Для эпизодов пленения характерны какие цвета? (Красный, черный, коричневый) Что они означают? (Опасность, смерть, приземленность, горе, несчастье, вражда).


- Обратите внимание на эту обложку, здесь тоже изображен плен, но почему голубой фон? (Сцена прощания героя с Диной, он почти на свободе).


СЛАЙД 11


- На какой обложке точнее выражено, понимание Толстого о том, какими должны быть отношения между людьми? (С голубым фоном)

- Почему? (Он призвал быть искренними, дружелюбными, добрыми).

СЛАЙД 12

  1. Рефлексия

Итак, мы рассмотрели несколько обложек к выдающемуся произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». И теперь у вас есть уникальная возможность побыть художниками-иллюстраторами и попробовать создать свою обложку к этому рассказу.


Вы были разделены на 4 группы, каждой группе я раздам папку с материалами для работы, в которой:

- чистый лист бумаги формата А4;

- шаблоны разных форматов людей, лошадей, который вы можете использовать по вашему усмотрению, дорисовывать, раскрашивать;

- фломастеры;

- клей.

Ваша задача - создать свою обложку книги и прокомментировать ее, используя вопросы памятки, которая у вас есть в опорных листах.

Памятка для ответа

-Какой эпизод вы выбрали?

- Почему именно эти герои на обложке?

-Почему такое расположение персонажей?

- Почему вы выбрали эту цветовую гамму?

Обложку вы делаете вместе, но только один человек будет её представлять, т.е объяснить выбор цвета и объекта изображения. Так что заранее определитесь.


Помните: в обложке должно отразиться не только содержание рассказа, но и авторская позиция: «Что люди могут и должны жить в мире!», не бойтесь проявлять творчество и фантазию

Время на работу – 4 минуты, которые бут отсчитывать песочные часы.

Представление обложки учениками. (Готовую и прокомментированную обложку крепим на доске.)


  1. Итог. Мне очень понравилось ваше видение этого рассказа. Я бы с удовольствием приобрела книги, оформленные таким образом.



Слайд 13

- А теперь ответим на вопрос, почему до сих пор этот рассказ современен? (Потому что вражда на Кавказе до сих пор продолжается, берут в плен, межнациональные конфликты).

- Я думаю, мы будем помнить слова Толстого о том, что от каждого из нас зависит, будем ли мы жить в мире на Кавказе.

Слайд 14

Домашнее задание. На обратной стороне ваших опорных листов дано домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «Что мешает людям жить в мире на Кавказе?»

















Бланк ответа


Заключительный урок по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»


_______________________________________________________________________________________


Какие качества человека делают возможным единение людей, а какие разъединяют?

Объединяют

Разъединяют














Значение цветов

Синий, голубой цвет имеют значение вечности, мечты, доброты, благородства, честности, свободы.

Красный – цвет огня, войны, крови, мести, вражды, но в тоже время это цвет отваги, мужества, красоты.

Коричневый – это цвет коры, земли, что олицетворяет приземлённость, плодородие.

Черный цвет символизирует горе, несчастие, опасность.

Желтый цвет – цвет опавших и увядших листьев, символизирует болезнь, смерть, но и богатство.

Зеленый цвет – цвет травы, листвы, природы, символ молодости, надежды, самой жизни.

Белый цвет – чистота, невинность, радость.

Памятка для ответа

-Какой эпизод вы выбрали?

- Почему именно эти герои на обложке?

-Почему такое расположение персонажей?

- Почему вы выбрали эту цветовую гамму?


Сочинение – рассуждение на тему:

«Что мешает людям жить в мире на Кавказе?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!