Тема: «Заключительный урок по произведению Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» Цель: обратить внимание учащихся на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. Воспитывать толерантность в отношениях людей разных национальностей. Развивать речь, мышление, умение высказывать свои мысли. Оборудование: ИКТ, шаблоны для создания обложки. Ход урока Организационный момент (СЛАЙД 1) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Почему этот рассказ до сих пор современен? (Ответы) Молодцы, но я хочу заострить ваше внимание на 1-й из проблем, поднятых писателем в этом рассказе. Актуализация ранее изученного Просмотр клипа (СЛАЙД 2) - Что мешает людям жить в мире на Кавказе? И есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? Именно эти вопросы поднимет в своём рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой. И на них мы с вами попытаемся сегодня ответить. Беседа (СЛАЙД 3) - А что вы знаете об истории создания рассказа? Какие события натолкнули Толстого на его создание? (Завязка рассказа основана на реальном случае, который произошел с Толстым во время его службы на Кавказе (преследование чеченцами, чуть не взявшими его в плен), написан для «Азбуки» и впервые опубликован в журнале «Заря» в 1872г., а также книжные источники, описывающие Кавказскую войну) - Как вы думаете, почему Лев Николаевич дал название своему произведению «Кавказский пленник», а не «пленники», ведь в плен попали два офицера? (В самом названии уже заложено противопоставление. В плен попадают два офицера, но лишь один оказался пленен обстоятельствами. Жилин сумел выжить в плену, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе других, был «жилистым». Он настоящий герой. О нем рассказ. Узнав жизнь горцев изнутри, он всей душой становится пленником прекрасного Кавказа. Костылин же изначально был пленник своей плоти. Он никогда не был свободен душой, в своем выборе. Он в вечном плену своей слабости, инертности и эгоизма.) (СЛАЙД 4) - Герои попадают в плен. Почему же в одинаковых условиях герои рассказа ведут себя по-разному? Почему один герой ищет выход, а другой нет. Какие качества объединяют людей, а какие разъединяют? Отвечая на этот вопрос, мы с вами заполним табличку в ваших опорных листах. В одной графе будем записывать качества, которые объединяют людей, а в другой, которые разъединяют. - Почему Жилин вызывает симпатии и уважение татар? (Жилин «на всякое дело мастер был», делал кукол для детей, чинил часы). - Так какое качество роднит всех простых людей, независимо от национальности? (Трудолюбие) Значит, какое качество мы запишем? - Как относится к Жилину его хозяин Абдул-Мурат? (Он ценит в нем смелость, мастерство, но для него он по-прежнему враг, за которого надеется получить выкуп.) -Меняется ли отношение хозяина к пленнику после неудачного побега? (После того, как пленников возвращают, он уже не улыбается, а разговаривает враждебно, грозится убить) - Таким образом, люди могли бы жить в дружбе, но что этому мешает? (Корысть, хозяин жаждет выкупа за пленных.) Что мы запишем? - Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам? (Это старик, который жил под горой). - Всегда старик был таким? Найдите ответ в учебнике (с. 263, последний абзац) (Старик не всегда был таким, а сделало его похожим на зверя то, что он живет ненавистью.) - Так, что же сделало его похожим на зверя? ( Война лишила его семьи, сам он убил собственного сына, перешедшего на сторону русских. Вот и живет он одной враждой, которая вытравила в нем все человеческое). - Какое чувство его переполняет? - Что мы запишем? Что разъединяет людей? (Ненависть, враждебность.) - Что в рассказе может служить примером дружбы между народами? (Дружба между Жилиным и Диной) - Почему они подружились? (Жилин делал для неё кукол, жалел её, она приносила еду, а в конце помогла сбежать.) -Как относится Жилин к девочке? Взрослый Жилин искренен с девочкой, видит и уважает в ней человека, сочувствует ей, готов сделать для нее добро, и Дина отвечает ему тем же.). - Что мы можем записать? Что еще объединяет? (Доброта, уважение, искренность) -А почему Костылин не смог подружиться с жителями деревни? (Он заботился только о себе, был эгоистичным, инертным, безынициативным). Что мы еще можем записать? Какое качество разъединяет? (Эгоизм, безынициативность) - Сделайте вывод, какие качества способствуют единению людей, а какие нет? (ответы). Вывод: Казалось бы, Жилин и Костылин — люди одного возраста, одного положения, национальности—могли бы быть друзьями. Но дружба невозможна там, где человек думает о себе. И напротив, дружба возникает между русским офицером и татарской девочкой, народы которых находятся в состоянии войны. Таков идеал человеческих отношений, по мнению Толстого. Писатель верит в возможность преодоления национальных преград, если люди научатся искренне уважать друг друга, если они будут строить жизнь на том, что их роднит, а не разъединяет. Работа с обложками За время своего существования этот рассказ переиздавался много раз разными издательствами, иллюстрировался различными художниками, которые по своему видели прочтение данного произведения, что и отразили на обложках. (слайд 5 «Обложки») Конечно же, невозможно было бы разместить на слайдах все существующие обложки, поэтому возьмём лишь отдельные. Впервые рассказ был напечатан в 1872 году в литературном и политическом журнале «Заря» и своей обложки не имел. (слайд 6 «Заря») - Как вы думаете почему? (Он находился среди других произведений, его еще никто не знал) Позже рассказ «Кавказский пленник» стали издавать отдельной книгой, и с этого момента появляются различные обложки (слайд 6 «Обложки 19в.) Давайте их рассмотрим. (Слайд 7-8) - Почему одно и то же произведение, а обложки все разные? (Разные художники, разное видение описываемых событий.) - Что помещено на обложках? (Один эпизод из рассказа.) - Кто объединяет все эти обложки? (Главный герой – Жилин.) - Почему на одних обложках есть горы, а на других нет? -А почему на этих обложках гор нет? (Он находится в плену.) -Символом чего являются горы? (Свободы) т.е плен противопоставляется свободе. - Как вы думаете, а почему художники для изображения эпизодов используют разные цвета? (Цвет отражает чувства и видение художника, который делает обложку для рассказа). ОТВЕТЫ (слайд 9) Лучше понять позицию художника нам поможет раздел науки о цвете - колористка. ( Колористика - это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.) У вас на столах лежат памятки со значением цветов. Пусть командир каждой группы прочитает вслух для остальных членов группы. Синий, голубой цвет имеют значение вечности, мечты, доброты, благородства, честности, свободы. Красный – цвет огня, войны, крови, мести, вражды, но в тоже время это цвет отваги, мужества, красоты. Коричневый – это цвет коры, земли, что олицетворяет приземлённость, плодородие. Черный цвет символизирует горе, несчастие, опасность. Желтый цвет – цвет опавших и увядших листьев, символизирует болезнь, смерть, но и богатство. Зеленый цвет – цвет травы, листвы, природы, символ молодости, надежды, самой жизни Белый цвет – чистота, невинность, радость. СЛАЙД 10 - Для эпизодов пленения характерны какие цвета? (Красный, черный, коричневый) Что они означают? (Опасность, смерть, приземленность, горе, несчастье, вражда). - Обратите внимание на эту обложку, здесь тоже изображен плен, но почему голубой фон? (Сцена прощания героя с Диной, он почти на свободе). СЛАЙД 11 - На какой обложке точнее выражено, понимание Толстого о том, какими должны быть отношения между людьми? (С голубым фоном) - Почему? (Он призвал быть искренними, дружелюбными, добрыми). СЛАЙД 12 Рефлексия Итак, мы рассмотрели несколько обложек к выдающемуся произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». И теперь у вас есть уникальная возможность побыть художниками-иллюстраторами и попробовать создать свою обложку к этому рассказу. Вы были разделены на 4 группы, каждой группе я раздам папку с материалами для работы, в которой: - чистый лист бумаги формата А4; - шаблоны разных форматов людей, лошадей, который вы можете использовать по вашему усмотрению, дорисовывать, раскрашивать; - фломастеры; - клей. Ваша задача - создать свою обложку книги и прокомментировать ее, используя вопросы памятки, которая у вас есть в опорных листах. Памятка для ответа -Какой эпизод вы выбрали? - Почему именно эти герои на обложке? -Почему такое расположение персонажей? - Почему вы выбрали эту цветовую гамму? Обложку вы делаете вместе, но только один человек будет её представлять, т.е объяснить выбор цвета и объекта изображения. Так что заранее определитесь. Помните: в обложке должно отразиться не только содержание рассказа, но и авторская позиция: «Что люди могут и должны жить в мире!», не бойтесь проявлять творчество и фантазию Время на работу – 4 минуты, которые бут отсчитывать песочные часы. Представление обложки учениками. (Готовую и прокомментированную обложку крепим на доске.) Итог. Мне очень понравилось ваше видение этого рассказа. Я бы с удовольствием приобрела книги, оформленные таким образом. Слайд 13 - А теперь ответим на вопрос, почему до сих пор этот рассказ современен? (Потому что вражда на Кавказе до сих пор продолжается, берут в плен, межнациональные конфликты). - Я думаю, мы будем помнить слова Толстого о том, что от каждого из нас зависит, будем ли мы жить в мире на Кавказе. Слайд 14 Домашнее задание. На обратной стороне ваших опорных листов дано домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: «Что мешает людям жить в мире на Кавказе?» |