СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занятие по функциональной грамотности

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность. Проблема функциональной грамотности актуальна всегда (чаще определялась как связь с жизнью, межпредметные связи, интеграция и т.д.). Современные условия развития общества ставят перед системой образования новые приоритеты и задачи, заставляют искать пути существенного повышения его качества. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х гг. прошлого века в документах ЮНЕСКО. Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. В России проблема актуализировалась в 2018 г. по Указу Президента РФ от 07. 05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г».

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности,  принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.

Несмотря на то, что есть  некоторый опыт в данной области, проблема исследована ещё недостаточно. Не изучены в необходимой мере вопросы, связанные с глобальными проблемами и методические аспекты использования комплекса внеурочных занятий для формирования функциональной грамотности в психолого-педагогической литературе

Таким образом, выявились противоречия между:

– необходимостью организации психолого-педагогического содействия способности человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции как условия его успешного образования и недостаточная разработанность этой проблемы в теории и практике общеобразовательной школы.

Указанное противоречие определило проблему: необходимо внести изменения в  образовательный процесс школы, чтоб на практике функциональная грамотность проявлялась в действиях учащихся, оценка её сформированности осуществлялась через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогике и психологии обусловили выбор направления.

Глобальная компетентность на международном уровне рассматривается как  «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобальные проблемы, рассматриваемые в школе: война и мир, вода, демографическая, продовольственная и энергетическая и сырьевая проблемы, питание, права человека, здоровье, семья, природа, образование, традиции и обычаи, экология и т.д.

Урок по теме «Здоровье: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни. Формула жизни» поможет формировать  компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции, способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач, управлять поведением, здоровьем, заставит задуматься о необходимости быть здоровым, приобщить к здоровому образу жизни (при этом первыми помощниками должны быть родители). Если знать и выполнять формулу жизни, можно быть здоровым, значит и успешным.

Анализ темы: тема данного урока выбрана с учетом программы по внеурочной деятельности по функциональной грамотности, ИЗО, литературе, математике, обществознанию и биологии в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по функциональной грамотности»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства учителей начального общего, основного общего, среднего общего образования «Мой лучший урок» в рамках реализации ФГОС










Урок-занятие по функциональной грамотности.




Глобальные компетенции


Тема

Здоровье: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни. Формула жизни.























МКОУ «Аминевская СОШ»

Учитель Салихова Сания Мухаметовна



Пояснительная записка

Работа представлена по направлению «Функциональная грамотность».

Актуальность. Проблема функциональной грамотности актуальна всегда (чаще определялась как связь с жизнью, межпредметные связи, интеграция и т.д.). Современные условия развития общества ставят перед системой образования новые приоритеты и задачи, заставляют искать пути существенного повышения его качества. Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х гг. прошлого века в документах ЮНЕСКО. Функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. В России проблема актуализировалась в 2018 г. по Указу Президента РФ от 07. 05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г».

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников.

Несмотря на то, что есть некоторый опыт в данной области, проблема исследована ещё недостаточно. Не изучены в необходимой мере вопросы, связанные с глобальными проблемами и методические аспекты использования комплекса внеурочных занятий для формирования функциональной грамотности в психолого-педагогической литературе

Таким образом, выявились противоречия между:

– необходимостью организации психолого-педагогического содействия способности человека действовать в современном обществе, решать различные задачи, используя при этом определенные знания, умения и компетенции как условия его успешного образования и недостаточная разработанность этой проблемы в теории и практике общеобразовательной школы.

Указанное противоречие определило проблему: необходимо внести изменения в образовательный процесс школы, чтоб на практике функциональная грамотность проявлялась в действиях учащихся, оценка её сформированности осуществлялась через оценку определенных стратегий действий, поведения учащихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогике и психологии обусловили выбор направления.

Глобальная компетентность на международном уровне рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобальные проблемы, рассматриваемые в школе: война и мир, вода, демографическая, продовольственная и энергетическая и сырьевая проблемы, питание, права человека, здоровье, семья, природа, образование, традиции и обычаи, экология и т.д.

Урок по теме «Здоровье: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни. Формула жизни» поможет формировать компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции, способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач, управлять поведением, здоровьем, заставит задуматься о необходимости быть здоровым, приобщить к здоровому образу жизни (при этом первыми помощниками должны быть родители). Если знать и выполнять формулу жизни, можно быть здоровым, значит и успешным.

Анализ темы: тема данного урока выбрана с учетом программы по внеурочной деятельности по функциональной грамотности, ИЗО, литературе, математике, обществознанию и биологии в 6 классе.

Целевая аудитория: 6 класс, в котором проводился данный урок, 2 девочки, 3 мальчика, имеющие устойчивую мотивацию к учению. 60% учащихся учатся на «хорошо» и «отлично». Есть лидеры, которые характеризуются ответственным отношением к учебе.

Уроки в классе проходят при активном участие детей. Ребята активные, с интересом принимают творческие виды деятельности, активно реагируют на новые формы работы.

Присутствовали на уроке: родители обучающихся, медсестра школы, самый мудрый педагог школы Абдразакова З.В., имеющий педстаж 54 года в данной школе.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, тексты, листы для рисования, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, ноутбук, конверты с заданиями, «письмо от Айболита», видеокамера, изображения следов человека, записи песен.

Место проведения: компьютерный класс. Модель урока: интегрированный урок.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Образовательные технологии Методы и приёмы

Формы работы

Русский язык, литература, изобразительное искусство, математика, биология.

ИКТ, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная, здоровьесберегающая,

проблемного обучения, игровые, интегрированного обучения, педагогика сотрудничества, уровневой дифференциации; системно-деятельностный подход, исследовательский.

Каждый этап урока проиллюстрирован слайдом презентации, что позволяет визуализировать изучаемый материал,

Фронтальная, индивидуальная,

парная, групповая.


Цель урока:

сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Задачи:

Образовательные:


- создать условия для формирования у учащихся отношения к здоровью как одной из важнейших ценностей человека;

- развить умение анализировать и делать прогнозы по проблеме укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности;

- раскрыть понятие «формула жизни».

Воспитательные:


- сформировать основы здорового образа жизни;

- формировать критическое мышление — рассмотреть с раз личных точек зрения проблемы здоровья человека в мире.

Развивающие:


- совершенствовать способности анализировать, синтезировать информацию, наблюдать и делать выводы;

- формировать навыки здорового образ жизни, развивать способности применения новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные умения

УУД:

- уметь определять влияние здорового образа жизни на человека;

Личностные УУД:- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; между целью деятельности и ее результатом; оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); формировать осознанное доброжелательное отношение к человеку.

Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:- ориентироваться в художественном тексте; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала.

Коммуникативные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); - развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий.

Метапредметные:

- уметь находить и извлекать информацию из различных текстов, касающуюся глобальных проблем


Личностные:

- обладать широтой взглядов и ответственностью, понимать ценность здоровья, потребность вести здоровый образ жизни.

План занятия:

  1. Организационный этап.

1) Ритуал приветствия.

2) Упражнение «Ритуалы приветствия»

II. Введение в урок.
  1. Подготовка к восприятию нового материала.

  2. Постановка цели и задач урока;

  3. Мотивация учебной дея тельности учащихся.

  1. Актуализация знаний.

  1. Работа с пословицами.

  2. Работа со словарем.

  1. Изучение нового материала.

  1. Факторы здоровья. Формула жизни.

  2. Физминутка

  3. Дерево ЗОЖ.

  4. Глобальные проблемы здоровья.

  1. Закрепление.

  1. «Письмо от доктора Айболита» (задания)

  1. Итоги урока. Рефлексия

  1. Упражнение «Путь к здоровью».

  2. Выступление педагога, имеющего педстаж более полувека в данной школе.

  3. Оценка занятия

  4. Ритуал прощания

Ход урока

  1. Организационный этап.

  1. Ритуал приветствия.

Создание благоприятной обстановки:

Все дети встают в круг. Учитель: Здравствуйте!

Что такое «Здрав-ствуй?» - Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй!» Значит «Будь здоров!».

Здравствуйте, ребята!

– Скажите, пожалуйста, а для чего люди здороваются? (Ответы детей). В разных странах люди по-разному приветствуют друг друга. Как это делают в нашей стране? (Ответы) Давайте сейчас тоже пожелаем каждому из вас здоровья, а для этого поприветствуем друг друга разными способами.

Учитель: Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Поздороваемся по-башкирски, по-татарски. Как перевести на русский? (Саумысыз – здоровья! Исанмесез – Живите в здравии!)

  1. Упражнение «Ритуалы приветствия»

Учитель: поздороваемся друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах (один из участников начинает: выступает на середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. Каждый раз участник должен приветствовать новым жестом).

  • легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

  • легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

  • простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

  • легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

  • в Тибете вместо традиционного украинцу рукопожатия прохожие показывают друг другу языки.

II. Введение в урок.
  1. Подготовка к восприятию нового материала.

Ребята, вы любите жизнь? Что такое жизнь? (ответы учащихся). Послушайте.

«Относись с уважением к своим чувствам, не притупляй их! Пытайся каждый день замечать что-то новое. Обращай внимание даже на мельчайшие детали. Ходи босиком и отмечай, что при этом чувствуешь; каждый день делай важные открытия, которые дарит тебе осознанность. И береги всё живое — своё тело, интеллект, тех, кто живёт рядом, и всю планету». (Элизабет Гилберт)

Учитель: Кто хочет жить долго и счастливо? Нужно ли соблюдать какие-либо правила, чтобы наша жизнь была долгой и счастливой? (Ответы учащихся)

Если мы исключим здоровье из нашего списка, будет ли наша жизнь счастливой? (Ответы учащихся). О чём сегодня на уроке мы поговорим? В век технического прогресса нет его дороже, это главная ценность. Его не купишь ни за какие деньги. Люди почему- то не ценят то, что досталось им даром. Часто мы его получаем от природы. Но некоторые слишком много едят, мало спят, портят глаза у телевизора и компьютера, телефона; либо ку рят и пьют алкоголь. В общем, как будто нарочно делают всё, чтобы ЕГО стало меньше. Кто может сформулировать тему урока? О чём мы сегодня будем разговаривать? («Здоровье: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни. Формула жизни»)

  1. Постановка цели и задач урока.

- А как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (Выяснение цели, основных задач, дети формулируют, учитель вы водит на слайде).

  1. Мотивация учебной дея тельности учащихся.

- Что вы в первую очередь пожелаете себе и своим близким? (здоровья)

Эпиграфом нашего урока является пословица: «Здоровым быть здорово».

– Как понимаете эту пословицу? (Ответы).

  1. Актуализация знаний.

  1. Работа с пословицами.

– Закончи пословицу (работа в паре).

– Здоровый человек – … (богатый человек). –Здоровье не … (купишь).

–Здоровье - дороже ... (золота). –Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

–Здоровье не купишь, его разум дарит. –В здоровом теле — здоровый дух.

–Будь умеренным в еде, но не в работе. –Сон — лучшее лекарство.

–Живи разумом, так и лекаря не надо.

– Здоровье для человека – самая главная ценность. А что же такое здоровье? Раньше считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Или ещё пример: пьяный человек, у которого тоже ничего не болит, но можно ли считать его здоровым?

  1. Работа со словарем.

– Обратимся к толковому словарю И.С. Ожегова. (В словаре находят определение: здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия).

– В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье человека является целостной системой взаимосвязанных друг с другом составных частей. Изменения в одной из составляющих неизбежно вызывают изменения во всех других. Составными частями здоровья являются: физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, духовное здоровье.

– Здоровье — плод воздействия разнообразных факторов на уникальную систему природы «человек». Каждый человек должен уметь управлять своим здоровьем с учётом риска заболеваний и особенностей психологического, физиологического факторов.

–Что такое ЗОЖ? (в словаре, что ЗОЖ — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья)

– Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Способствует здоровому образу жизни гигиенический режим труда и отдыха, а вот мешает такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя и наркотиков.

– Мы с вами много говорили о том, как сохранить здоровье, а сегодня мы должны с вами вывести формулу жизни.

– Что такое формула? (по словарю: краткое и точное определение, выводы, выражение, определение)

– Какое ключевое слово в этом определении? (Ответы детей).

– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово жизнь? (Ответы).

– Жизнь по словарю Ожегова – время существования от возникновения до конца.

– Какое ключевое слово в этом определении?

– Если рассматривать два этих определения, а также ключевые слова, какой можно сделать вывод, что такое формула жизни? (Ответы детей).

Вывод: определенные выводы, правила во время нашего существования от возникновения до конца.

  1. Изучение нового материала.

  1. Факторы здоровья. Формула жизни.

– Определите составляющие здоровья). Какие компоненты включает данная система поведения, от чего зависит здоровье? (Ответы учащихся: главные факторы здоровья: движение, закаливание, питание, режим, а факторы, ухудшающие состояние здоровья: употребление алкоголя, курение, наркомания).

Все то, что вы назвали можно объединить в 4 больших группы факторов: наследственность, здравоохранение, экология, образ жизни.

Международная Формула здоровья согласно ВОЗ:

(100%)= (10%) медицинские услуги + (20%) наследственность + (20%) окружающая среда + (50%) образ жизни.

Накануне Дня пожилого человека долгожители Уйского района поделились своими секретами долголетия. О них можно узнать, прочитав газету «Колос» (житель Ларино Василий Иванович Замотохин, которому в этом году 9 марта исполнился 91 год. Анна Игнатьевна Свистунова из Нижнеусцелемово. 1 января этого года она отметила свой 96-ой день рождения. В Кумляке Деревсковой Анастасии Михайловне 95 лет, Воронину Ивану Васильевичу в декабре будет 93 года). Прочитайте статью о наших долгожителях и скажите, в чём секрет их долголетия? (Ответы)

Считается, что дольше всех прожила Нгуен Тхи Чу из Вьетнама, она дожила до 123 лет. А вообще людей, проживших более 110 лет всего 56 человек по статистике.

  1. Физкультминутка. «Движения животных». (Под музыку)

– Наше тело может выполнять различные движения. Также по- разному двигаются животные. Вы можете научиться движениям многих животных, повторяя за мной. Это полезно для вашего здоровья.

Жираф – имеет длинную тонкую шею, может наклонять и вытягивать ее, совершать круговые движения, поворачивать голову впра­во и влево, вверх и вниз. Встаньте и покажите, какие движения ше­ей совершает жираф.

Птицы–- хлопают крыльями вверх-вниз, вперед-назад, чтобы лететь. Встаньте и проделайте эти движения при помощи рук.

Обезьяна – длинные руки до самого пола, поэтому она всегда наклоняется вперед, изгибается, доставая руками, пальцы ног, а также поднимает руки вверх и опускает, поднимает плечи, вращаем ими вперед, назад. Встаньте и наклонитесь вперед, как обезьяна; покажите, как вращаются руки и плечи обезьяны.

Лошадь – высоко поднимает ноги, когда бежит. Встаньте и поднимайте колени, как бегущая лошадь.

Аист – длинные ноги, стоит на цыпочках. Встаньте, поднимитесь на носки и опуститесь, как аист.

Кошка — гибкое существо с мягкими лапками. Встаньте и потянитесь всем телом, как кошка.

  1. Итак мы вывели формулу Здоровья и определили факторы образа жизни!

Давайте нарисуем Дерево жизни! (Звучит музыка, «Песня о здоровом образе жизни» Юрия Кудинова) (Дети рисуют и подписывают. Показывают свои рисунки)

  1. Глобальные проблемы здоровья.

(Звучит тревожная музыка Редькова))

– Ребята, какие проблемы человечества можно назвать глобаль ными? (ответы учащихся).

– Проблему здоровья можно отнести к со временным глобальным проблемам? Почему? (Беседа с учащимися) Проблема охраны здоровья приобретает особую значимость для всего человечества в связи с обострением в последнее время эколо гической ситуации, истощением ресурсов и демографическим взрывом, который охватил страны третьего мира и уже угрожает нам перенаселением, голодом и глобальными эпидемиями.

Несмотря на невероятные улучшения в сфере охраны здоровья, произошедшие в мире начиная с 1950 года, до сих пор сохраняется целый ряд глобальных проблем, требующих срочного решения.

Прочитайте, пожалуйста, тексты и выделите глобальные проблемы здоровья из текстов! Дети читают глобальные проблемы:

– недоступность национальных систем здравоохранения для 1 миллиарда жителей планеты;

– ежегодная смерть 36 миллионов человек от незаразных болезней, таких как сердечно-сосудистые заболевания, рак, диабет и хронические заболевания лёгких (при этом четверть от общего числа умирающих за год людей не доживает до 60-летнего возраста);

– сердечно-сосудистые заболевания, являющиеся главной среди всех причин смертности на Земле;

– ежегодная смерть более 7,5 миллионов детей младше 5 лет от недоедания и болезней, которые чаще всего могут быть пре дотвращены;

– очень высокая смертность людей от инфекционных заболеваний;

– быстрое распространение СПИДа/ВИЧ (2 миллиона умерших от СПИДа);

­ ежегодная смерть 1,7 миллионов человек от туберкулёза и 9,4 миллионов новых случаев заражения в год;

­ эпидемии, инфекции;

­ табакокурение, которое, как всем известно, убивает миллио ны людей. При этом также наносится вред жизни и здоровью других людей, окружающих курильщика (так называемое «пассивное курение»);

– ожирение, которое, как правило, является результатом переедания (нездорового питания) и недостаточной физической активности;

– наркомания, так как мировой рынок запрещенных наркотических веществ имеет огромный объём, оцениваемый приблизительно в 320 миллиардов долларов.

Преодолеть все эти и другие проблемы, связанные с охраной здоровья, человечество способно лишь сообща через международные системы координации действий, такие как Всемирная организация здравоохранения, ЮНЭЙДС - Объединённая программа Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИД  и другие организации под эгидой ООН.

– А может ли каждый из нас внести вклад в решение этих проблем? ДА, мы можем внести вклад в решение проблем злоровья)

– Как это сделать? (Нужно заботиться о своем здоровье). (Помогать другим перейти на здоровый образ жизни!.) (Давайте кому-нибудь Дерево жизни!) (А подарим ученикам 1 класса!)

  1. Закрепление.

  1. «Письмо от доктора Айболита» (задания)

– Ребята! К нам прибыла ассистент Айболита Рузина Вайсовна. Она принесла вам письмо от него. Читаю конверт: Куда: Планета Земля. Россия, Челябинская область, Уйский район, с. Аминево, школа. Кому: 6 классу!

Откуда: Земля. Африка. От кого: от Айболита.

(Вскрываем. Интересно, что пишет).

Дорогие ученики 6 класса Аминевской школы!

Десять ночей я: не ел, не пил и не спал!

Вот и вылечил больных и несчастных зверят!

Но вдруг опять мне тот шакал СМС-очку прислал!

Просит ответить на вопросы!

Помогите, назовите!

– Поможем?! Напишем? А Рузина Вайсовна передаст как-нибудь!

(Дети сообща выполняют задания)

Задание 1.

Посовещавшись, зверята решили перейти на правильное питание. Запишите не менее 7 продуктов, которые попадут под запрет в питании зверят.

Задание 2.

Бегемотик предложил своим братьям перейти на здоровый образ жизни. Какие из перечисленных действий помогут бегемотикам соблюдать правила здорового образа жизни? Выберите «Да» или «Нет» для каждого действия.

Действие

Да

Нет

Все братья должны заняться каким-нибудь видом спорта



Перестать есть мясо и стать вегетарианками



Отдавать предпочтение натуральным продуктам



Любая физическая нагрузка (ходьба, зарядка ...) помогут стать здоровее



Перестать есть колбасные изделия, сладости



Задание 3

  1. Айболит прописал крокодильчику, больному ангиной, выпить за 30 дней 90

столовых ложек отвара чабреца и 4 дня – по 5 столовых ложек отвара календулы за день. Сколько ложек отвара принять предстоит больному?


  1. Айболит прописал Белке от анемии (жаловалась, что кружится голова) 2 дня пить по 4 стакана отвара крапивы и 4 дня пить по 1 стакану сока морковного. Сколько стаканов целебной жидкости обязан выпить больной анемией за 8 дней?


3. Айболит прописал Волку от болезни почек пить 3 дня по 10 литров настоя брусники и 2 дня - черники по 2 ведра. Сколько ведер целебной жидкости выпьет Волк за 5 дней?

Выполнив задания, отдают листок с заданиями «ассистенту Айболита»


  1. Итоги урока. Рефлексия

  1. Упражнение «Путь к здоровью».

– Попробуем составить свой путь к здоровью. Перед вами лежат изображения следов человека (по два следа на каждого участника). На одном запишите, что вы будете делать, а на другом чего не будете, чтобы сохранить свое здоровье. Теперь возьмите свои следы и станьте в круг. Поочередно зачитайте свои записи. Положите следы на пол и встаньте на них ногами. Поздравляю! Вы сделали свой шаг на пути к здоровью.

  1. Ребята, у нас в гостях самый мудрый педагог школы Абдрезакова З. В. Она

53 года проработала в нашей школе, учила ваших родителей, бабушек. Она также озабочена глобальными проблемами здоровья и хочет сказать вам напутственное слово.

– Что интересного вы узнали на уроке? С какими слагаемыми Формулы здоровья познакомились? Перечислите! (Ответы)

– Притча «Всё в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что человек знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

– В наших руках наше здоровье, оно в большей степени зависит от самого человека. Здоровье дает возможность реализовывать свои мечты. Здоровье легко потерять, но трудно восстановить. Каждый человек имеет право сохранять свое собственное здоровье. Каждый хозяин своей жизни и здоровья. За вашу жизнь не проживут ни родители, ни учителя, ни кто-нибудь другой. Как каждый из вас решил, так всё и будет. Я желаю вам здоровья!

-Какой эпиграф урока? (Вручает детям Памятку « Здоровым быть здорово!»

  1. Оценка занятия. Ребята, как оцениваете свою работу на уроке? (Ответы) Спасибо за сотрудничество! Вы супер! И ЗДОРОВЬЕ ваше должно быть супер!

Дополните предложения: «Сегодня, оказавшись дома, я обязательно расскажу про …, потому что это полезно для здоровья!»- «Я порекомендую перейти на здоровый образ жизни …….»

  1. Ритуал прощания.

Встать в круг, взяться за руки и пожелать друг другу здоровья на разных языках.

«Исән булыгыз; hау булыгыз! Bless you! Gesundheit!

Хором сказать: «Быть здоровым - модно! Быть здоровым - стильно!
Быть здоровым - весело! Будем здоровы! » До встречи!


Памятка « Здоровым быть здорово!»


Памятка


  • Для сохранения здоровья нужно чаще бывать на свежем воздухе, больше двигаться, закаляться.

  • Правильно и вовремя питаться. Больше есть овощей и фруктов, меньше сладостей.

  • Заниматься спортом, умственным и физическим трудом, полноценно отдыхать.

  • Читать интересные книги, играть с друзьями, помогать взрослым.

  • Чтобы всё успевать, нужно соблюдать режим дня.

Приложение 1



Функциональная грамотность

Планируемые результаты.

Метапредметные и предметные результаты.


Грамотность

5-й класс

6-й класс

7-й класс

Читательская

находит и извлекает информацию из раз- личных текстов

применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем

анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста

Математическая

находит и извлекает математическую информацию в раз- личном контексте

применяет математические знания для решения разного рода проблем

формулирует мате- матическую пробле- му на основе анализа ситуации

Естественнонаучная

находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте

объясняет и описывает естественно- научные явления на основе имеющихся научных знаний

распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественно- научные проблемы в различном контексте

Финансовая

находит и извлекает финансовую инфор- мацию в различном контексте

применяет финансовые знания для решения разного рода проблем

Анализирует инфор- мацию в финансовом контексте

Креативное мышление

фантазирует, выдвигает разнообразные идеи

развивает, уточняет, детализирует разнообразные идеи

оценивает, анализирует, выдвигает креативные идеи

Глобальные компетенции

находит и извлекает информацию из различных текстов, касающуюся глобальных проблем

осознает и пони- мает глобальные проблемы, осознает межкультурные различия, понимает важность взаимоот- ношений с представителями других культур

анализирует и критически оценивает информацию


Глобальные компетенции: овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества; формирование аналитического и критического мышления; осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира.

Приложение 2

Задачи по теме (авторские)

Задачи от Айболита

  1. Одна выкуренная сигарета разрушает 25 мг витамина С, дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина С ворует у себя тот, кто выкуривает 10 сигарет в день? (Ответ 250 мг)


  1. Сегодня ученые утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек от последствий курения умирает пока идет один урок? (40 умножить на 60, это 2400 сек. Потом делить на 13 будет примерно 185 человек)



  1. C каждой выкуренной сигаретой курильщик получает 2 мг никотина. Сколько никотина получит человек, выкуривший пачку сигарет (в пачке 20 сигарет)?

(ответ – 40 мг)


  1. Каждая выкуренная сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5 минут 30 секунд. На сколько уменьшится жизнь после выкуривания пачки сигарет (в пачке 20 сигарет)? (20 умножить на 330 сек будет 6600 сек или 110 минут, почти 2 часа)


  1. Сердце здорового человека бьется 70 ударов в минуту. Сердце курящего человека вынуждено делать на 5 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курящего человека за сутки? (24 умножить на 60 будет 1440. Умножим на 5. Получится 7200 дополнительных ударов делает сердце)



  1. Если у вас проблемы с кожей, плохое зрение, то недостаток витамина А. За неделю надо съесть 15 средних помидор или выпить 3 с половиной л молока или 4 стакана морковного сока.

Нетрудно посчитать, сколько нужно, например, выпить молока за день. (3 целых одну вторую делим на 7 и получим пол-литра молока)



  1. - Если у вас проблемы с зубами, с двигательным аппаратом, то надо витамин Д. Это за 3 дня - 3 чайные ложки рыбьего жира или 300 граммов рыбы.

Посчитаем, сколько нужно рыбы съесть за день?

(300 делим на 3. Получим 100 граммов рыбы в день)





  1. - Болит сердце? Не хватает витамина Е. Спасет 900 г растительного масла за месяц. По сколько же в день? (либо орехи, капуста, селедка) (900 делим на 30 и получим 100 г)



  1. - Если плохо заживают раны, то, может быть, не хватает витамина К. А он в зелени. 300 граммов хватит на 6 дней. Сколько за день?

(300 делить на 6 равно 50 граммам)



  1. В излишней нервозности повинен В-1! 1 булка хлеба с отрубями или 100 грамм семечек, или 50 фасоли спасет за 5 дней. А сколько нужно сгрызть семечек за день, чтоб успокоиться? (Так, 100 делить на 5, получится 20 граммов всего)


ЖИЗНЬ ПОЛНА ЧУДЕС ПРЕКРАСНЫХ!

ЧЕЛОВЕК – ОДНО ИЗ НИХ!

ДРУГ МОЙ! ПРАВИЛЬНО ПИТАЙСЯ,

ЧТОБ СТОЛЕТИЯ ТЫ ДОСТИГ!


(Математика на службе у великой Медицины под руководством доброго доктора Айболита. Решив задачи, и, конечно, применив эти истины на деле, ты проживешь долго и счастливо! Поможешь заодно и больным животным!)

Добрый доктор Айболит.

Он под деревом сидит».

Математика к Айболиту пришла,

От Медицины вести принесла:

-В лесу больные звери!

Лечите их от хвори!

  1. Подбежали вдруг к Айболиту 3 волчонка-близнеца, Вур-Вур и Вав-Вав, завыл Вав-Вав:

- У меня болит голова! Я не могу читать! Нам задали уроки на дом – прочитать по 145 страниц, так вот Вур-Вур прочитал уже 13, а я ни страницы.

Сколько страниц предстоит прочитать до утра каждому волчонку?


  1. «Прибежала к Айболиту лиса», чтоб узнать, сколько ей морковок еще скушать, если из предписанных Айболитом 65 штук она съела 3? Помогите ей посчитать!



3. Прибежал больной Зайчонок:

- У меня дрожат мышцы рук и ног, я очень потею и все время хочу кушать!

- Ясно, не хватает углеводов! Надо 25 десятков граммов детям 6-10 лет, а твоя мать сказала, что ты съел всего 10 дес. граммов. Сколько граммов углеводов не принял косой? (Надо есть фрукты, мед, картофель и пей молоко!)


4. Привела волчонка волчица:

- Куда это годится? Ночью плохо видит, а у нас охота, сами знаете! К тому же плохо слышит, не чувствует запахи, не растет! Вот такая беда! Почему?

- У него не хватает витамина – А! – сказал Айболит.- Ежедневно пить 1000 граммов молока, либо 200 граммов морковного сока, либо - 3 помидора скушать!

- Вот-вот! Я, как знала, давала ему по 1 стакану сока морковного в день, а он выпивал только полстакана.. Сколько сока не хватало малышу?


5. Лисенок приковылял и прошмякал беззубым ртом:

- Выпадают зубы у меня, кости все болят. В чем причина? Не пойму!

- Ведь я прописал тебе 40 чайных ложек рыбьего жира пропить за 20 дней, а ты пропил - 4! Вот и результат! Сколько еще надо было принять? (Кстати, людям норма–1 чайная ложка).


  1. Суслика мучали сердечные боли и донимали стрессы. Доктор понял, что у не го нехватка витамина Е, прописал орехи, капусту, селедку. Но тот вместо 10 кг капусты съел всего 2: Сколько капусты хватало суслику?



  1. У зайчонка раны плохо заживали, т.к. из 45 положенных кочанчиков капусты за 9 дней он съел только 1 кочан: не любил капусту. Т.е. ему не хватало витамина К! Из-за скольких кочанов страдал зайчик?



7. Вся семья Гадюки Гада страдала от нехватки тиамина- витамина В-1: раздражительны, быстро утомляются. Уж очень любят они белый хлеб. Айболит прописал им кушать хлеб грубого помола, семечки, горох.- Но не прислушались больные: совсем им плохо стало! Еле-еле приползли. Доктор ворчал:

- Из 200 стаканов положенного гороха они употребляли только 22. Сколько стаканов гороха не хватало змеям для работы мозгов? Помогите!


8. Косуля не любила молоко, рыбу, бобовые и капусту, поэтому у нее не хватало в организме рибофлавина - витамина В-2.Пришел он к Айболиту раздраженная, поч- слепой из-за катаракты, рассеянный, а кожа была вся в трещинах. Она взмолилась:

- Спаси, Доктор! Не могу я рыбу кушать и молоко пить! Из необходимых 3 стака- нов я еле-еле выпиваю только 1 стакан! Сколько не стаканов еще надо выпить?

(Совет Айболита: Грибы ешь, в них много – В-2!)


9. Ниацин или В-3 – настоящий витамин силы, улучшает кожу, память.

- Много витамина В-3 в мясе, рыбе, - говорил как-то зверям лесным Айболит.

А ежику хотелось быть сильным и умным: но не мог он рыбу есть и началась у него бессонница, кружилась и болела голова!

- Да ты что, ежик, ты же грибы любишь, а В-3 в них полно! 40 лисичек хватит.

- А я съе только 1 грибочек, чтоб не разжиреть, - кручинился еж.

Сколько грибочков не хватало ежу до нормы?


  1. Пантотеновая кислота или попросту В-5 называют витамином красоты, т.к. она улучшает кожу. А есть она почти во всех продуктах.

Но вот прибежала как-то Айболиту куница, страшно смотреть на нее – кожа висит, худая. Оказывается, красавица села на диету. Доктор строго ей:

- Сколько травы ты съедаешь ?

- Всего 1000 граммов в день, - промолвила больная.

- А тебе надо по норме – 5000 г, - напомнил Айболит, - вот и сосчитай, сколько не хватает корма.

Сколько кг травы в день надо пожевать Кунице?


11. Как-то в школе дятел Тук Тукыч рассказал о пиридоксине – витамине В-6:

-Он участвует в более чем 1сотне реакциях обмена веществ. При его недостатке часто болеют, бывают судороги.

Хорек Хор был смекалистым и понял, что 30 особей из 140 его сообщества страдают от нехватки В-6. Наш герой был неробкого десятка и выяснил у Айболита, что им надо налечь на бананы, молоко, рыбу.

Сколько хорько были здоровы?


12. Однажды поздно вечером к Айболиту забежал совершенно голый, словно общипанный, без когтей Тетерев и завопил:

- Спасите! Помогите! В нашей семье из 73 птичек заболели неведомой болезнью 15 птичек! (Сколько здоровых тетеровов в семье голого Тетерева)

- У вас не хватает биотина - В-7, - ответил Доктор, - надо есть больше сырого, а также бобы, шпинат, яйца.


13. Из прописанных 32 яблок еженедельного употребления Белка ела только -11. И заболела: стала кружиться голова! Сколько яблок надо ей еще кушать?



14. Пришли 15 барсуков к Айболиту. Доктор обратил внимание на излишнюю угрюмость- Барсука Бра:

- Ты что это какой-то не такой? Зайди ко мне!

Выяснилось, что у Бра не хватает кобаламина – витамина В-12, который называют « витамином радости». И это потому, что Бра решил стать вегетарианцем, а с доктором не посоветовался. Он даже от рыбы и яиц отказался.

- Придется принимать препараты с В-12, не то последствия вплоть до паралича!

Сколько барсуков принимали с пищей витамин В-12?


15. Был такой интересный случай с Айболитом. Прямо к его медицинскому дереву» приполз сам горностай Гор. Он чихал, кашлял, к тому же у него был насморк:

- Спасите! В нашем краю из 100 гороностаев болеют 9. Болеем давно.

Сколько здоровых горностаев в их краю?

(Айболит ответил:

- Все просто! Нехватка витамина С – аскорбиновой кислоты. Ешьте фрукты, овощи! Вот и все!)


16. Прискакала мудрая Жаба к великому Айболиту и жаловалась:

- Ж-жарко мне! То холодно! Ж-ж-жажда замучала! Выпиваю за 3 дня 15 литров воды вместо необходимого количества – 3 л! Ой! Это сколько я лишней воды –то пью?

Посчитайте, ребята!


17. Прокуковала смертельно больная Кукушка доктору о своей беде:

- Прокуковала мне мать Кукушка прожить на этом свете 40 лет! Мне сегодня 34 го- дика стукнуло! И вот я умираю. И все потому, что курила я, не слушала Вас, Айбо лит! Передайте всем зверям лесным, людям земным, чтоб не курили!

Сколько лет жизни отняли сигареты у Кукушки?


18. Звери все вылечились и решили поблагодарить Айболита, он сказал:

-Я- то причем? Науке Медицине спасибо скажите!

А Медицина ответила:

- Конечно! Несомненно! Витамины – невидимые помощники, ведь «вита» с латинского – «жизнь». Но, что смогли бы мы без Математики? Правда ведь? Тут важен счет да учет! Вот из 13 витаминов сколько ты запомнил, Барсук?

- Я знаю один витамин – кобалимин – В-12! Мне он нужен! – сказал Бра.

А сколько еще витаминов надо изучить Барсуку для полноценной жизни?

( А ты, дорогой друг, принимаешь ли витамины?)






19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!