СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заочное путешествие. Пушкинские места Крыма

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы, цель которого - познакомить, какое  место занимает Крым в жизни и поэтической  судьбе  Пушкина, рассказать о пушкинских местах Крыма; развивать связную устную речь учащихся, навыки самостоятельной работы с разными источниками информации при подготовке сообщений; воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; развивать интерес к чтению художественных произведений.

Просмотр содержимого документа
«Заочное путешествие. Пушкинские места Крыма»

Бужор Е.М., учитель русского языка и литературы

Харьковской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 22

Харьковского городского совета Харьковской области

Урок литературы в 9 классе


Тема урока : Заочное путешествие. Пушкинские места Крыма.


Цели урока : познакомить, какое место занимает Крым в жизни и поэтической судьбе Пушкина, рассказать о пушкинских местах Крыма; развивать связную устную речь учащихся, навыки самостоятельной работы с разными источниками информации при подготовке сообщений;

воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине;

развивать интерес к чтению художественных произведений.


Оборудование: портрет А.С.Пушкина, карта Украины, фотографии памятников Пушкину в Крыму, фотографии памятных мест, связанных с пребыванием Пушкина в Крыму, репродукция картины Г. и Н.Чернецових „Пушкин в Бахчисарайском дворце”, слайды 47-105.


Эпиграф : „Волшебный край, очей отрада!” ( А.С. Пушкин )



Ход урока

І Организационный момент.

Сообщение темы , целей урока.

ІІ Работа над темой урока.

1.Вступительное слово учителя.

Путешествие А.С.Пушкина летом 1820 года по Крыму занимает особое место в его жизни и поэтической судьбе (слайды 47-48).

Разлад и смятение последних петербургских месяцев сменились душевным равновесием и атмосферой дружелюбия и семейной любви, которой был окружен поэт во время этого путешествия. Романтическая природа – море, горы, блеск южного лета, поразительное разнообразие крымских пейзажей – радовала и привлекала. Малолюдство и пустынное безмолвие этой земли с развалинами на месте бывших городов, руинами крепостей и башен, остатками древних сооружений на фоне экзотических красот волновали воображение, будили мысли о её вековом прошлом. Глубокое личное потрясение – пережитое здесь чувство любви – навсегда, на всю жизнь связалось с памятью о Крыме.

Жизнь как будто представила Пушкину в эти короткие три недели все впечатления бытия, питающие романтическое сознание, все, что служит ему для вдохновения и творчества.

Поэтому Крым, все связанное с воспоминаниями о нём стало центром романтического южного периода его жизни. Отразившего новую ступень самосознания поэта – от юношески беспечного и беззаботного отношения к своему дару к постижению творческих и человеческих возможностей собственной личности, к осознанию ответственности художника перед своим талантом, собой и поколениями.

Многие пушкинские произведения на протяжении долгих лет так или иначе связаны с Крымом. В лирике крымская тема, начинаясь «Погасло дневное светило…», звучит почти до конца жизни. Десятки стихотворений составляют «Крымский цикл» , но основная их масса создана в период с 1820 по 1826 год

(«Нереида», «Виноград» , «Редеет облаков летучая гряда…», «К чему холодные сомненья…», «Фонтану Бахчисарайского дворца» ). В Крыму была начата первая русская романтическая поэма «Кавказ» («Кавказский пленник»), а последующие–«Бахчисарайский фонтан» , «Таврида» , «Гаврилиада» –все пронизаны крымскими мотивами, историческими и личными. Сам поэт связывал с Тавридой и замысел самого крупного и задушевного своего произведения – романа «Евгений Онегин»:«…там колыбель моего Онегина…» ( и хотя эта фраза до сих пор звучит загадочно, невозможно пройти мимо такого важного свидетельства самого Пушкина ) .

Как видим, эхо трёхнедельной крымской поездки в пушкинском творчестве велико. Тем нужнее и интереснее знать, чем же были наполнены её дни, что видел и что испытывал поэт во время неё?

Сегодня мы с вами , совершив заочное путешествие, побываем в пушкинских местах Крыма. Несколько учащихся заранее получили индивидуальные задания – подготовить рассказ о пребывании А.С.Пушкина в Крыму. Сегодня они будут нашими экскурсоводами.

2. Выступления учащихся с сообщениями

(учащиеся показывают на карте Украины то памятное место, о котором они рассказывают, рассказ сопровождается показом слайдов) .

- Керчь (слайды 49-54).

- Феодосия (слайды 55-60).

- Гурзуф (слайды 61-79).

- Поездка по Южному берегу (слайды 80-96).

- Бахчисарай и Симферополь (слайды 97-105).

3. Викторина

( учащиеся записывают ответы в тетрадь , затем учитель оценивает их).

-В каком году состоялось путешествие Пушкина по Крыму ?

-Сколько оно длилось ?

-Назовите произведения писателя, связанные с пребыванием в Крыму.

-Какие места посетил Пушкин в Крыму ?

-Какое значение имела поездка по Крыму в жизни и творчестве поэта?

III Итоговое слово учителя.

Сегодняшний Крым отдаёт дань любви и памяти великому поэту. Его именем названы два населённых пункта – один в Восточном Крыму,

другой - на Южном побережье. В шести местах установлены памятники - в Симферополе, Севастополе, Гурзуфе, Алуште, Феодосии и на шоссе Ялта – Севастополь, против поселка Пушкино, бывшего Карасана. Многие улицы, санатории, школы, библиотеки носят его имя.

Пушкинские произведения, навеянные крымскими впечатлениями, воспринимаются как настоящий памятник Тавриде. Она стала для поэта символом молодости, духовного возрождения, полноты бытия, недаром избрал он эпиграфом к поэме «Таврида» слова Гёте : «Верни мне мою молодость» . Годы спустя, Пушкин продолжал ощущать Крым единственным для себя местом на земле, ни с чем не сравнимым по глубине и яркости всего пережитого там. И мысленно стремился в «златой предел» полуденной земли:

Так, если удаляться можно

Оттоль, где вечный свет горит,

Где счастье вечно, непреложно,

Мой дух к Юрзуфу прилетит…

А.С.Пушкин стал настоящим первооткрывателем красы Крыма. С лёгкой руки поэта Крымский полуостров стал с той поры отечественной Гиппокреной – источником вдохновения, который щедро поил своими чудесными водами не только русских и украинских , но и многих зарубежных писателей – всех, кто ступал на его удивительную древнюю землю.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!