СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.»

Присяжнюк Н.В., учитель математики

МБОУ «ООШ№26»

Коркинский р-н рп.Первомайский


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.


Е сли взглянуть на цель здоровьесберегающих образовательных технологий обуче­ния через призму математической подготовки учащихся, то она будет такова - обеспе­чить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе через раскрепощение мысли ребёнка, создание на уроке комфортной атмосферы, свободной для творчества, через его способность самостоятельно собирать, анализировать и синте­зировать получаемую информацию и добиваться результатов; через его физическое и интеллектуальное совершенствование (ведь мозг - это тоже орган, который необходимо тренировать). А для этого необходимо сформировать у него те необходимые знания, умения и навыки, по здоровому образу жизни, которые помогут в организации креативной мыслительной деятельности, в воспитании математического мышления, в овладении ма­тематикой как методом познания, как основой для формирования метаязыка наук буду­щего (Как писал Н. Бор: «Математика - это язык науки») и способствуют развитию памяти и внимания. Необходимо также научить использовать полученные математические знания в повседневной жизни. В контексте изучения математики использование данной тех­нологии организует освоение ребёнком содержательных обобщений, поэтапное форми­рование умственных действий и т.д.

Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важ­нейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуаль­ный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Поэтому среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забо­та о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. В то же время, общество, в котором мы живём, основано на информации. Информация - это результат научных ис­следований. Ни одно научное исследование невозможно без математического метода познания (построения теоремы (теории), достоверность которой необходимо доказать, как аксиому, создание математической модели объекта исследования, математической переработкой полученных данных в виде таблиц, графиков, диаграмм, создание программ и т.д.) Именно математика вооружает науку аппаратом, позволяющим проник­нуть в сущность процессов, и в частности, обнаруживает единство природы в поразитель­ной аналогичности дифференциальных уравнений, относящихся к разным областям явлений. Вся история культуры человечества, и науки в частности, демонстрирует спира­левидное развитие от синтезирующего представления о действительности к дифферен­цированному. Налицо развитие межпограничных исследований как проявление синтези­рующего начала. Столь широкие возможности математики привели к активной математи­зации науки и общества, сделали математическую подготовку необходимой составляю­щей здоровой, успешной, конкурентоспособной личности.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, неред­ко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного про­цесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоцио­нального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давле­нию, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) совокупностью всех используемых в образователь­ном процессе приемов, методов, технологий оберегают здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды. В решении этой проблемы может помочь внедрение в школьный образовательный процесс коррекционно -развивающих пауз на уроках и новой обучающей оздоровительной технологии игрового компьютерного биоуправления.

На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопро­сы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а также снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями. Содержание уроков математики составляют устные и письменные задачи, упражнения. Однако, их необхо­димо связать со здоровьем обучающихся, не только физическим, но и психическим, ду­ховно-нравственным и экологическим. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляю я и сами учащиеся. Через решение задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. В этом случае образование нацелено на выработку понимания условий сохранения и укрепления здоровья, многообразия факторов, воз­действующих на организм, виды болезней, способы оздоровления, воспитание бережного отношения к здоровью собственному и окружающих, формирование здорового образа жизни.

1.Задачи о труде людей - основа для психологической подготовки к труду. Эти за­дачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу.

2.Задачи, показывающие заботу государства о повышении благосостояния трудя­щихся, о подрастающем поколении, об охране окружающей среды.

3. Задачи о связи обучения с жизнью, об учебном труде учащихся и их обществен­но-полезных делах. Среди таких задач - задачи о спорте, участии в экологических суб­ботниках, о сборе семян, лекарственных трав.

4.Формированию научного мировоззрения помогает нам введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок.

5.При составлении задач, способствующих здоровому образу жизни школьников, учащиеся раскрывают темы в виде презентаций.

6.Воспитание чувства красоты и гармонии математических законов. Здесь нужно, используя известные истины школьного курса математики, информатики, обнаружить в них общую сильную идею, достойную удивления.

Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возмож­ность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать перегрузки и преждевременное утомление во многом зависят от правиль­но составленного учебного занятия.

Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, примене­ние личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных ти­пов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уве­ренности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревож­ность и психическое напряжение учащихся, а значит, улучшается и повышается сопротив­ляемость организма ребенка к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, способствующих сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Формы и способы осуществления дифференциации могут касаться индивидуального до­зирования и распределения учебной нагрузки, определения соответствующего индиви­дуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований.

Важная черта современного урока - учет при его построении и проведении динами­ки умственной работоспособности школьников в течение рабочего дня и недели. Каждому учителю необходимо уделять большое внимание здоровьесберегающим факторам, ста­вить своей целью при подготовке и проведению уроков формирование гражданина с по­требностью к здоровому образу жизни, руководствоваться методической литературой, со­держащей здоровьесберегающие технологии, рекомендациями врачей. Учитель никогда не сможет заменить ребенку врача, но может и должен содействовать сохранению здо­ровья всеми возможными способами, такими как строгое соблюдение санитарно-гигиени­ческих условий обучения, нормирование учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприят­ный эмоциональный и психологический фон занятий. А именно:

  • Учителю важно использовать в работе образовательные программы, которые со­ответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

  • Выполнять рекомендации по проведению контрольных работ и уроков, содер­жащие следующие положения:

1) контрольные работы проводить в соответствии с графиком школы (одна конт­рольная работа в день) на втором или третьем уроках, исключая понедельник, субботу и первые дни после каникул и продолжительных праздников;

2) использовать различные методы и виды работ на уроке; смену видов деятель­ности;

3) необходимо на уроке проводить динамические паузы - упражнения для расслаб­ления мышц шеи, глаз, массаж пальцев рук; игровые моменты, позволяющие не отвле­каясь от темы урока, проводить физкультминутки.

Образовательная работа требует длительного поддержания определенной стати­ческой позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Небольшая двига­тельная нагрузка снимает напряжение, признаки утомления. Особенно это эффективно на 25-й минуте урока. Это могут быть простейшие упражнения, выполненные в положе­нии сидя, лучше - стоя у парты. Например, при изучении правильных и неправильных дробей ученикам можно предложить такое упражнение: встать и поднять руки, если дробь, называемая учителем, правильная, вытянуть руки перед собой - если неправиль­ная и т.д. Физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они

используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.

4) дидактические игры - творческие, развивающие и обучающие. Например, под­сказать правильное действие или решение задания только руками, не употребляя слов; по изученной теме назвать наибольшее число ключевых слов: существительных, глаго­лов, прилагательных и кратких высказываний;

5) использовать методику опорных сигналов, способствующую здоровьесберегаю­щим факторам, так как в процессе обучения используется цветная блок-схема, которая помогает четкому запоминанию, созданию ситуации успеха, где активизируется мысли­тельная деятельность и познавательная активность школьников;

6) следить за осанкой учеников на уроке;

7) у учащихся развита интуитивная способность улавливать

эмоциональный наст­рой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия необходимо создавать обста­новку доброжелательности;

8)предлагать ученикам индивидуально-дифференцированные домашние задания, устанавливая в них обязательную часть и необязательную.

Математика считается наиболее трудным предметом в школе. Уроки математики следует включать в расписание вторыми или третьими, то есть в период высокой работо­способности. «Трудность урока» и «утомительность урока» - понятия разные. Трудность - это объективное свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навы­ков, которые должен усвоить ученик, а утомляемость - это субъективный индивидуаль­ный показатель, характерный для каждого ребенка. Педагогически правильно построен­ный урок должен способствовать высокой работоспособности и не приводить к значи­тельному утомлению.

Так, на уроках математики важно применять дифференцированные приемы оценки ка­чества знаний учащихся, предлагая им контрольные работы разного уровня сложности, пред­лагать детям самим делать выбор, в то же время не занижать стандартов образования.

Успешность в решении задачи формирования у школьников культуры здорового образа жизни зависит от насыщения образовательной среды информацией в виде знаний о здоровье человека. Роль учителя велика, так как задания на тему сохранения здоровья призваны заинтересовать учеников вопросами устройства своего тела, а учитель коммен­тариями по ходу выполнения задания помогает систематизации знаний. Важно использо­вать задания, основанные на фактическом материале, использовать графические иллю­страции, диаграммы, таблицы для пропаганды здорового образа жизни. Приведу приме­ры таких задач:

1. На уроках математики следует проводить пропаганду отказа от вредных привы­чек у подростов. На уроке по теме «Пропорциональные величины. Решение задач мето­дом пропорций» в 6 классе полезно решить такие задачи: Задача №1. На пачке сигарет читаем: «Смола 12 мг/сиг, никотин 0,8 мг/сиг». Сколько процентов смол содержит одна си­гарета? Ответ: 93,75%.

Задача №2. При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40-60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попа­ла смертельная доза яда? Ответ: 16мг, 50 сигарет.

Задача №3. Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина, яда, более сильного, чем стрихнин. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда - 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты? [1] Ответ: 14 мг, 35 %

2 В 7 классе в теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» можно решить графически задачи, позволяющие проанализировать нормальное число часов сна человека до 18 лет.

Задача № 4. Постройте график зависимости роста Н некоторого человека от его возраста Т, используя данные таблицы. Опишите график словесно. Какой можно сделать вывод из графика?

Т, лет 3 7 12 15 20

Н, м 0,9 1,2 1,5 1,7 1,7

Построив график, делаем вывод, что за ростом ребенка можно проследить по графику и можно сказать, нормально ли развивается тот или иной ребенок.

Большое значение в сохранении работоспособности и укреплении здоровья на уро­ках математики имеет правильная организация учебной недельной нагрузки. В недельной динамике работоспособности можно отметить периоды: понедельник - врабатывание; вторник, среда - оптимум; в четверг повышается напряжение, снижается эффективность работы, а в пятницу работоспособность ниже, чем в другие дни недели. Полезно делать «разгрузочный» день, лучше в середине или в конце недели. В этот день разгрузить урок - провести дидактическую игру, нестандартный урок, урок - путешествие и т.д.

В развитии утомления при учебной деятельности большую роль играет методика преподавания математики. Необходимо правильное использование технических средств обучения, плакатов, схем. Длительное применение ТСО создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему, сильно утомляет ребенка. Поэтому необходимо учиты­вать нормы длительности использования технических средств на уроках: в 5-7 классах длительность непрерывного применения слайдов, интерактивной доски составляет от 20 до 25 минут.

При использовании на уроках математики информационных и коммуникационных технологий следует придерживаться физиолого-гигиенических рекомендаций, направлен­ных на обеспечение безопасных условий использования компьютера. Они содержат ин­формацию о требованиях к помещениям, световому режиму, микроклимату, организации рабочего места, качеству монитора и компьютерных программ, к режиму работы на компьютере.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное на физкультминутки вре­мя, окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

По мнению ведущих специалистов в области нейропедагогики, оптимальные психо- лого-педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, для создания ситуации успеха должны формироваться с учетом мозговой организации позна­вательных процессов. Одним из направлений такой работы является - «Дифферен­цированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий». При участии психологической службы школы полезно проводить психодиагностическое обсле­дование учащихся с целью определения функциональной сенсомоторной асимметрии. И использовать на уроках общие рекомендации по работе с левополушарными и правопо­лушарными детьми, позволяющие акцентировать внимание учителя на данных об инди­видуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка. Например: для право­полушарных детей необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополу­шарных детей сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел. Поса­дить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до ЗО %. Для левополушарных наиболее значима правая полусфера: сочета­ние цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами. Учи­тель должен модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем ученикам класса, как лево-, так и правополушарным. В этом случае повышается успеваемость, минимизируется количество стрессовых ситуаций во время обучения в школе. Ре­комендации по работе с детьми любой учитель может получить у школьного психолога.


ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика и психология здоровья. - М.: Академия, 2003. -612 с.

2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 18 с.

3. Иванова А.А. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках математики II Школьный психолог. - 2004. - №38 (324), 8-15 октября.

4. «Школа 2000...». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. - М.: Школа 2000, 2002. - 316 с.

5. Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему

здоровья. 5-9 классы. - М.: 2003.-412 с.

6.Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления. –М.: Дрофа, 2010. – 512с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!