СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Жанры древнерусской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История возникновения древнерусской литературы, богатство и разнообразие жанров; духовные, нравственные цености и идеалы древнерусской литературы.

Просмотр содержимого документа
«Жанры древнерусской литературы»

Жанры древнерусской литературы Нам предстоит узнать много нового о литературе древних веков, об авторах древнерусских текстов, о литературных героях. Мы научимся различать жанры литературы Древней Руси. Научимся определять черты характера и духовный облик литературных персонажей. Мы сможем определять идейное содержание произведений, различать произведения разных жанров, создавать собственные произведения, подражая древнерусским авторам.

Жанры древнерусской литературы

  • Нам предстоит узнать много нового о литературе древних веков, об авторах древнерусских текстов, о литературных героях.
  • Мы научимся различать жанры литературы Древней Руси.
  • Научимся определять черты характера и духовный облик литературных персонажей.
  • Мы сможем определять идейное содержание произведений, различать произведения разных жанров, создавать собственные произведения, подражая древнерусским авторам.
Что такое древнерусская литература? Древнерусская литература — «начало всех начал», истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры. Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Русская литература – одна из самых древних литератур Европы. Она наполнена патриотическим пафосом служения русской земле, государству, родине.

Что такое древнерусская литература?

Древнерусская литература — «начало всех начал», истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры.

Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Русская литература – одна из самых древних литератур Европы. Она наполнена патриотическим пафосом служения русской земле, государству, родине.

 В основе всех текстов – система религиозных представлений о мире: Бог – Творец всего. Главный интерес – жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственного начала. Возникновение древнерусской литературы относится к X веку, когда с принятием на Руси христианства (988 г.) как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковнославянском языке. Приблизительно в это время на Русскую землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами Кириллом и Мефодием. Так на Руси появилась оригинальная литература (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения).

В основе всех текстов – система религиозных представлений о мире: Бог – Творец всего.

Главный интерес – жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственного начала.

Возникновение древнерусской литературы относится к X веку, когда с принятием на Руси христианства (988 г.) как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковнославянском языке. Приблизительно в это время на Русскую землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами Кириллом и Мефодием.

Так на Руси появилась оригинальная литература (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения).

Древнерусская литература развивалась в нелегких условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. Честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей Ярослава Мудрого привели к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. Киевская Русь была раздроблена на самостоятельные княжества. А монгольское нашествие в XIII веке на долгие годы затормозило развитие Руси. В этих условиях русская литература выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами. В древне русской литературе соблюдался особый этикет.
  • Древнерусская литература развивалась в нелегких условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. Честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей Ярослава Мудрого привели к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. Киевская Русь была раздроблена на самостоятельные княжества. А монгольское нашествие в XIII веке на долгие годы затормозило развитие Руси.
  • В этих условиях русская литература выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами.
  • В древне русской литературе соблюдался особый этикет.
Этикет миропорядка Этикет поведения Этикет слова

Этикет миропорядка

Этикет поведения

Этикет слова

Литература предназначалась для сохранения памяти о важных исторических событиях и для учения людей тому, как подобает жить истинному христианину. Поэтому и произведения делились на определённые жанры. В летописях летописцы писали о русской истории: – о возникновении Руси; – о борьбе с внешними врагами; Ученые предполагают, что летописание на Руси возникло в XI веке, во время правления Ярослава Мудрого. Объединение летописных сводов было предпринято монахом Нестором. НЕСТОР – самый известный из русских летописцев, монах Киево-Печерского монастыря, живший в к. XI – н. XII. Его главный труд – летописный свод «Повесть временных лет», включающий рассказ о начале Русской земли, городов. Любимым жанром авторов того времени было житие́. Житие́ – это описание жизни святого.

Литература предназначалась для сохранения памяти о важных исторических событиях и для учения людей тому, как подобает жить истинному христианину. Поэтому и произведения делились на определённые жанры.

В летописях летописцы писали о русской истории:

– о возникновении Руси;

– о борьбе с внешними врагами;

Ученые предполагают, что летописание на Руси возникло в XI веке, во время правления Ярослава Мудрого.

Объединение летописных сводов было предпринято монахом Нестором. НЕСТОР – самый известный из русских летописцев, монах Киево-Печерского монастыря, живший в к. XI – н. XII.

Его главный труд – летописный свод «Повесть временных лет», включающий рассказ о начале Русской земли, городов.

Любимым жанром авторов того времени было житие́.

Житие́ – это описание жизни святого.

Слово о полку Игореве Ожидаемые результаты  Узнаем о величайшем памятнике литературы Древней Руси, познакомимся с художественными особенностями «Слово о полку Игореве», сделаем попытку понять причины поражения князя Игоря и нравственно-патриотической идеи «Слова», будем совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.

Слово о полку Игореве

Ожидаемые результаты Узнаем о величайшем памятнике литературы Древней Руси, познакомимся с художественными особенностями «Слово о полку Игореве», сделаем попытку понять причины поражения князя Игоря и нравственно-патриотической идеи «Слова», будем совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.

Неудачный поход князя Игоря как основа произведения Пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? В 1185 году правитель Новгород-Северского княжества Игорь отправился в поход на половцев. Поход был неудачный, князь попал в плен. В Ипатьевской летописи о событии изложено следующее.

Неудачный поход князя Игоря как основа произведения

Пристало ли нам, братья,

начать старыми словами

печальные повести о походе Игоревом,

Игоря Святославича?

В 1185 году правитель Новгород-Северского княжества Игорь отправился в поход на половцев. Поход был неудачный, князь попал в плен. В Ипатьевской летописи о событии изложено следующее.

«Игорь Святославович, внук Олегов, выступил из Новгорода в месяце апреле, в двадцать третий день, во вторник, позвав с собой брата Всеволода из Трубчевска и Святослава, своего племянника из Рыльска и Владимира, своего сына из Путивля… Двинулись медленно, на раскормленных конях, собирая войско. Когда подошли они к реке в вечерний час, Игорь увидел, что солнце стоит, будто месяц . И сказал он боярам и дружине своей: “Что значит знамение это?”. Посмотрели они и понурили головы, сказали: “Князь наш, не сулит нам добра это знамение”. Таких историй много у каждого народа, но в конце XII века неизвестный монах написал об этом литературное произведение и превратил неудачу в великое событие в истории культуры.

«Игорь Святославович, внук Олегов, выступил из Новгорода в месяце апреле, в двадцать третий день, во вторник, позвав с собой брата Всеволода из Трубчевска и Святослава, своего племянника из Рыльска и Владимира, своего сына из Путивля… Двинулись медленно, на раскормленных конях, собирая войско. Когда подошли они к реке в вечерний час, Игорь увидел, что солнце стоит, будто месяц . И сказал он боярам и дружине своей: “Что значит знамение это?”. Посмотрели они и понурили головы, сказали: “Князь наш, не сулит нам добра это знамение”.

  • Таких историй много у каждого народа, но в конце XII века неизвестный монах написал об этом литературное произведение и превратил неудачу в великое событие в истории культуры.
История открытия «Слова…» – стр. 10-11

История открытия «Слова…» – стр. 10-11

Жанровые особенности «Слова…» Из частного примера неудачного похода автор делает притчевый рассказ о трагедии поражения, разрозненности русских земель. Он встраивает сюжет в литературную рамку и насыщает символическими образами и ритмически рассказывает об этих событиях.

Жанровые особенности «Слова…»

Из частного примера неудачного похода автор делает притчевый рассказ о трагедии поражения, разрозненности русских земель. Он встраивает сюжет в литературную рамку и насыщает символическими образами и ритмически рассказывает об этих событиях.

Слово  – риторический жанр древнерусской литературы, рассчитанный на звучание. Слово обладает рядом особенностей: второстепенностью сюжета, отсутствием лирического начала, наличием энергии проповеди.  Риторическое начало в «Слове о полку Игореве» присутствует, но этого недостаточно. Перечитаем начало «Не пристало….» Это жанр повести. У повести должен быть сюжет. Повесть  – прозаический сюжетный жанр, в центре которого не эмоции автора, а рассказ, повествование о героических, радостных и трагических событиях в жизни героя. Автор сочетает два жанра: слово и повесть 

Слово  – риторический жанр древнерусской литературы, рассчитанный на звучание. Слово обладает рядом особенностей: второстепенностью сюжета, отсутствием лирического начала, наличием энергии проповеди. 

Риторическое начало в «Слове о полку Игореве» присутствует, но этого недостаточно.

Перечитаем начало «Не пристало….»

Это жанр повести. У повести должен быть сюжет.

Повесть  – прозаический сюжетный жанр, в центре которого не эмоции автора, а рассказ, повествование о героических, радостных и трагических событиях в жизни героя.

Автор сочетает два жанра: слово и повесть 

Автор говорит: « Пусть начнется же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна». Получается, что это еще и песнь. Песнь предполагает опору на лирическое начало, не на сюжетное или ораторское. Песнь  – произведение эпического или героического характера, опирающееся на лирическое начало.

Автор говорит: « Пусть начнется же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна».

Получается, что это еще и песнь.

Песнь предполагает опору на лирическое начало, не на сюжетное или ораторское.

Песнь  – произведение эпического или героического характера, опирающееся на лирическое начало.

Автор берет три разных жанра, соединяет воедино, и сюжет раскрывается сразу в нескольких направлениях. Так возникает художественный объем. Рассказчик соблюдает строгие правила древнерусской литературы: он работает в каноне, но пользуется всеми возможностями. Древнерусская культура не предполагает фантазии, но в ней возможно соединить несколько жанров и раскрыть образ героя в неожиданном ракурсе. С одной стороны, древнерусская литература дает свободу творчества, с другой – сковывает в системе строгих правил.
  • Автор берет три разных жанра, соединяет воедино, и сюжет раскрывается сразу в нескольких направлениях. Так возникает художественный объем.
  • Рассказчик соблюдает строгие правила древнерусской литературы: он работает в каноне, но пользуется всеми возможностями. Древнерусская культура не предполагает фантазии, но в ней возможно соединить несколько жанров и раскрыть образ героя в неожиданном ракурсе.
  • С одной стороны, древнерусская литература дает свободу творчества, с другой – сковывает в системе строгих правил.
Домашнее задание: прочитать «Слово…», составить план произведения.

Домашнее задание: прочитать «Слово…», составить план произведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!