Жанры древнерусской литературы
- Нам предстоит узнать много нового о литературе древних веков, об авторах древнерусских текстов, о литературных героях.
- Мы научимся различать жанры литературы Древней Руси.
- Научимся определять черты характера и духовный облик литературных персонажей.
- Мы сможем определять идейное содержание произведений, различать произведения разных жанров, создавать собственные произведения, подражая древнерусским авторам.
Что такое древнерусская литература?
Древнерусская литература — «начало всех начал», истоки и корни русской классической литературы, национальной русской художественной культуры.
Велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. Русская литература – одна из самых древних литератур Европы. Она наполнена патриотическим пафосом служения русской земле, государству, родине.
В основе всех текстов – система религиозных представлений о мире: Бог – Творец всего.
Главный интерес – жизнь человеческой души, воспитание и совершенствование нравственного начала.
Возникновение древнерусской литературы относится к X веку, когда с принятием на Руси христианства (988 г.) как государственной религии появились церковно-служебные и историко-повествовательные произведения на церковнославянском языке. Приблизительно в это время на Русскую землю стали проникать богослужебные книги, переведенные с греческого языка на церковно-славянский болгарскими учеными-монахами Кириллом и Мефодием.
Так на Руси появилась оригинальная литература (летописи, жития, поучения, воинские повести, хождения).
- Древнерусская литература развивалась в нелегких условиях. Киевская Русь в беспрерывных войнах долго отстаивала свою независимость от враждебных племен и народов. Честолюбие, спесь, эгоистические интересы сыновей Ярослава Мудрого привели к княжеским усобицам, которыми воспользовались внешние враги. Киевская Русь была раздроблена на самостоятельные княжества. А монгольское нашествие в XIII веке на долгие годы затормозило развитие Руси.
- В этих условиях русская литература выполняла гражданскую роль: внушала народу патриотические идеи, восславляла святых и героев, призывала к стойкости, мужеству, единству в борьбе с врагами.
- В древне русской литературе соблюдался особый этикет.
Этикет миропорядка
Этикет поведения
Этикет слова
Литература предназначалась для сохранения памяти о важных исторических событиях и для учения людей тому, как подобает жить истинному христианину. Поэтому и произведения делились на определённые жанры.
В летописях летописцы писали о русской истории:
– о возникновении Руси;
– о борьбе с внешними врагами;
Ученые предполагают, что летописание на Руси возникло в XI веке, во время правления Ярослава Мудрого.
Объединение летописных сводов было предпринято монахом Нестором. НЕСТОР – самый известный из русских летописцев, монах Киево-Печерского монастыря, живший в к. XI – н. XII.
Его главный труд – летописный свод «Повесть временных лет», включающий рассказ о начале Русской земли, городов.
Любимым жанром авторов того времени было житие́.
Житие́ – это описание жизни святого.
Слово о полку Игореве
Ожидаемые результаты Узнаем о величайшем памятнике литературы Древней Руси, познакомимся с художественными особенностями «Слово о полку Игореве», сделаем попытку понять причины поражения князя Игоря и нравственно-патриотической идеи «Слова», будем совершенствовать навыки смыслового и эстетического анализа текста.
Неудачный поход князя Игоря как основа произведения
Пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
В 1185 году правитель Новгород-Северского княжества Игорь отправился в поход на половцев. Поход был неудачный, князь попал в плен. В Ипатьевской летописи о событии изложено следующее.
«Игорь Святославович, внук Олегов, выступил из Новгорода в месяце апреле, в двадцать третий день, во вторник, позвав с собой брата Всеволода из Трубчевска и Святослава, своего племянника из Рыльска и Владимира, своего сына из Путивля… Двинулись медленно, на раскормленных конях, собирая войско. Когда подошли они к реке в вечерний час, Игорь увидел, что солнце стоит, будто месяц . И сказал он боярам и дружине своей: “Что значит знамение это?”. Посмотрели они и понурили головы, сказали: “Князь наш, не сулит нам добра это знамение”.
- Таких историй много у каждого народа, но в конце XII века неизвестный монах написал об этом литературное произведение и превратил неудачу в великое событие в истории культуры.
История открытия «Слова…» – стр. 10-11
Жанровые особенности «Слова…»
Из частного примера неудачного похода автор делает притчевый рассказ о трагедии поражения, разрозненности русских земель. Он встраивает сюжет в литературную рамку и насыщает символическими образами и ритмически рассказывает об этих событиях.
Слово – риторический жанр древнерусской литературы, рассчитанный на звучание. Слово обладает рядом особенностей: второстепенностью сюжета, отсутствием лирического начала, наличием энергии проповеди.
Риторическое начало в «Слове о полку Игореве» присутствует, но этого недостаточно.
Перечитаем начало «Не пристало….»
Это жанр повести. У повести должен быть сюжет.
Повесть – прозаический сюжетный жанр, в центре которого не эмоции автора, а рассказ, повествование о героических, радостных и трагических событиях в жизни героя.
Автор сочетает два жанра: слово и повесть
Автор говорит: « Пусть начнется же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна».
Получается, что это еще и песнь.
Песнь предполагает опору на лирическое начало, не на сюжетное или ораторское.
Песнь – произведение эпического или героического характера, опирающееся на лирическое начало.
- Автор берет три разных жанра, соединяет воедино, и сюжет раскрывается сразу в нескольких направлениях. Так возникает художественный объем.
- Рассказчик соблюдает строгие правила древнерусской литературы: он работает в каноне, но пользуется всеми возможностями. Древнерусская культура не предполагает фантазии, но в ней возможно соединить несколько жанров и раскрыть образ героя в неожиданном ракурсе.
- С одной стороны, древнерусская литература дает свободу творчества, с другой – сковывает в системе строгих правил.
Домашнее задание: прочитать «Слово…», составить план произведения.