СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зимняя экскурсия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Зимняя экскурсия»

Зимняя экскурсия

Цель экскурсии: познакомить учащихся с зимним состоянием природы.

Задачи экскурсии:

I. Образовательные:

1. Наблюдать состояние неживой природы:

– применив гномон, измерить относительную высоту Солнца над горизонтом;

– провести измерения температуры воздуха, снега (на разных глубинах);

– наблюдать и объяснить цвет зимнего неба, форму облаков;

– рассмотреть снежный покров, определить его цвет, глубину, влажность.

2. Формировать представления о жизни растений в зимнее время:

– вспомнить жизненные формы растений и различия между ними;

– рассмотреть состояние отдельных листопадных деревьев и кустарников (наличие или отсутствие листьев, плодов, цвет коры, форма кроны);

– наблюдать состояние хвойных деревьев (при наличии таковых на маршруте); сообщить некоторые сведения ботанического характера о размножении ели или сосны.

– проверить состояние травянистых растений под снегом; определить значение снежного покрова для жизни растений в зимний период.

3. Познакомить с жизнью птиц в зимнее время:

– наблюдать некоторые виды зимующих в Смоленске птиц;

– отметить основные их поведенческие особенности в зимний период (приближение к жилью человека, объединение в стаи).

II. Воспитательные:

– формировать представление о необходимости подкормки птиц в зимнее время года;

– формировать навыки правильного поведения в природе.

III. Развивающие:

– развивать представления детей о природных явлениях;

– развивать представления о приспособлениях живых организмов к сезонной ритмике явлений;

– развивать навыки работы в группах.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Изучить признаки наступления зимы в неживой и живой природе.

2. Провести сравнение признаков неживого и живого осенью и зимой.

3. Продолжить формирование навыка узнавания растений после опадения листьев.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Умение анализировать обьекты с целью выделения признаков.

2. Умение сравнивать объекты, выделять объекты для сравнения.

3. Умение проводить несложные наблюдения.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение обобщать, делать выводы.

Регулятивные:

1. Уметь работать по плану.

2. Умение определять тему, цель экскурсии.

Коммуникативные:

  1. Формировать умение работать в группе.

2. Формировать умение строить связный рассказ.

Личностные:

  1. Продолжить развитие эстетического восприятия природы.

Оборудование: гномон, несколько термометров, детская лопатка, линейка, корм для птиц, заготовленные заранее кормушки, блокноты для записи наблюдений, фотоаппарат.

План экскурсии:

I. Инструктаж – 2 минуты.

II. Основная часть экскурсии:

1. Неживая природа – 4 минуты.

2. Этап групповой работы – 6 минут.

3. Проверка и оценка результатов групповой работы – 17 минут.

4. Живая природа. Птицы – 5 минут.

III. Подведение итогов экскурсии – 4 минуты.


Ход экскурсии

I. Инструктаж.

– Сегодня нас с вами ждет экскурсия в природу. Прежде чем отправиться, повторим плавила поведения в природе. Какие правила вы знаете?

– Нельзя громко кричать и говорить.

– Нужно вести себя спокойно: не бегать, не прыгать, внимательно слушать учителя, идти только по дорожкам.

– Нельзя разбрасывать мусор и ломать ветки деревьев.

II. Основная часть экскурсии

– Посмотрите вокруг. Наступила зима и природа сильно изменилась. По каким признакам вы узнаете зиму? (Выпал белый снег, и нередко случается метель. На дорогах бывает гололед. Стало холодно. Земля и деревья покрылись белым снежным пушком. Дни становятся короче, а ночи – длиннее. Небо уже не такое голубое, как раньше, оно стало белесым.)

– Все, что вы назвали – правильно. Сегодня нам предстоит внимательно наблюдать за зимней природой, описать изменения, которые произошли в ней с осени.

Начнем экскурсию стихотворением. Послушайте, какие перемены подметил в зимней природе детский писатель Валентин Берестов:

Нарастают снега. Сокращается день.
Год проходит. Зима настает.
Даже в полдень за мною гигантская тень
Синим шагом по снегу идет.

Снег, свисая, с еловых не сыплется лап,
И синицы свистят без затей.

Сколько снежных кругом понаставлено баб,
Сколько снежных кругом крепостей!

Незаметно закатом сменилась заря,
И снега забелели из тьмы.
Я люблю вас, короткие дни декабря,
Вечер года и утро зимы.

Валентин Берестов

– Вы внимательно слушали стихотворение? Что означают слова «даже в полдень за мною гигантская тень»? От чего зависит длина тени, вспомните прошлую экскурсию. (От высоты Солнца над горизонтом.)

– Верно. Первое, что мы сделаем сегодня на экскурсии ­– посмотрим, изменилась ли высота Солнца по сравнению с осенью.


1. Неживая природа

– Какой прибор поможет нам измерить высоту Солнца и каким образом? (Прибор – гномон. Он отбрасывает тень. Чем выше Солнце на небе, тем тень короче, чем ниже – тем тень длиннее.)

– Давайте проведем измерения. Как изменился результат? Сравним его с тем, что было осенью. (Тень стала длиннее. Значит, Солнце опустилось еще ниже.)

– На что влияет высота Солнца? (На продолжительность светового дня.)

– Верно! Солнце не так долго освещает землю у нас. В результате дни у нас становятся короче, а ночи – длиннее. В прошлом месяце солнце светило днем немногим больше 7 часов, а сейчас ­день длится – всего шесть часов!

Солнце такое низкое, что порою его не видно из-за высоких домов. Часто Солнце бывает закрыто облаками. Иногда мы не видим Солнце в течение целого дня или даже несколько дней подряд. На что влияют такой короткий световой день и низкое Солнце? (На нагревание земли, воды и воздуха.)

– Как проверить, что стало холоднее? (Измерить температуру воздуха.)

– Правильно, мы сделаем это немного позже. А сейчас внимательно посмотрите на небо. Какого цвета небо зимой? (Белесое, серое. Белым небо становится от того, что на большой высоте в воздухе много снежинок.)

– Есть ли сегодня облака на небе или оно чистое? Если есть облака, то опишите их форму, цвет. (Облака серые, похожи на разорванную раскатанную вату.)

– Сейчас мы продолжим наблюдения за неживой и живой природой по группам, выполним некоторые измерения. Всего будет четыре группы. Каждая выполнит отдельное задание, а потом выступит перед одноклассниками. Ведите себя ответственно, наблюдайте внимательно и старайтесь выполнить задание хорошо, чтобы не подвести своих товарищей.


2. Этап групповой работы

Группы можно сформировать по желанию или распределить жеребьевкой.

Первая группа

С помощью лопаты сделайте срез снегового покрова.

а) Чему равна толщина снегового покрова? ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

б) Какого цвета снег – сверху, посреди, в нижней части толщи? Подумайте и объясните, почему?

в) Снег влажный или сухой? Проверьте: если снег влажный, то вы легко сделаете из него комок, а если сухой ­– комка не получится.


Вторая группа

Используя термометр и лопату, ответьте на следующие вопросы:

а) Чему равна температура воздуха?

б) Сделайте с помощью лопаты срез снеговой толщи. Чему равна температура в середине среза?

в) Чему равна температура у почвы?


Третья группа

Определите, какие перед вами деревья:

а) Запишите название дерева 1.

По каким признакам вы узнали это дерево ­– по цвету коры, по оставшимся листьям или плодам, по форме кроны?

б) Запишите название дерева 2.

По каким признакам вы узнали это дерево?

Чтобы между третьей и четвертой группами не произошло путаницы, деревья обозначены заранее номерами – к дереву привязан лист с номером. Третья группа получает для рассмотрения березу и дуб. Четвертая группа получает ель и рябину.

3. Проверка и оценка результатов групповой работы

После выполнения групповых заданий учащиеся собираются вместе. Осуществляется проверка. Каждая группа выделяет своего представителя, который рассказывает всему классу о выполненных наблюдениях. Помимо ответов учащихся, стоит задать дополнительные вопросы для всего класса.

– Почему зимой под ногами хрустит снег? (Это ломаются хрупкие снежинки.)

– Из чего состоят снежинки? (Из воды, только замерзшей.)

– Кто знает, сколько лучей у снежинки? (Шесть.)

– Да, у снежинки шесть лучей. Когда стоит безветренная погода, на землю падают крупные пушистые снежинки. А когда дует ветер, снежинки ломают свои лучики друг о друга и превращаются в комочки. Возьмите в руки снежинки, рассмотрите их внимательно. Нашли шесть лучей? Каждая снежинка неповторима, вам не удастся найти двух одинаковых.


После ответа второй группы также стоит задать вопросы:

– Мы определили, что температура над снегом и под снегом отличается. Около земли температура выше. Сделайте вывод, как снеговой покров влияет на жизнь растений? (Он как большое теплое одеяло согревает растения.)

[Следует подойти к местам, где учащиеся делали срез снегового покрова, и обратить их внимание на зеленые растения. Растения не мертвы, просто замедлился ход их жизни. Зимой растения набираются сил, чтобы с наступлением весны вновь начать цвести и радовать нас.]

– Но это еще не вся польза, которую приносит снег растениям. Вам приходилось слышать пословицы «Много снега ­– много хлеба» или «Снег на полях – хлеб в закромах»? Что они обозначают? (Весной снег начнет таять, и чем больше его накопилось за зиму, тем больше воды получат растения. А вода, как известно, необходимое условие для жизни растений.)


Далее заслушиваются ответы третьей и четвертой групп.

– Зимой, когда деревья сбросили свои листочки, их труднее узнать. А смогли ли узнать их вы?

Делаются выводы о том, какие признаки помогают нам распознавать деревья зимой: цвет коры, силуэт, оставшиеся плоды и листья.

Так, березу легко узнать по ее белому с черными морщинками стволу; на рябине еще с осени остаются красные сочные ягоды; дуб имеет толстый могучий ствол и раскидистую крону, на нем также могут оставаться желтые осенние листья; ель дети узнают без труда по ее иголкам и свисающим ветвям-лапам.

Несколько учащихся рассказывают заранее приготовленные стихотворения о рассмотренных деревьях. Например, стихотворение Сергея Александровича Есенина «Береза»:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки,

Новым серебром.

Сергей Есенин

– Какие зимние изменения вы заметили в деревьях? (Опали листья и деревья стоят голые.)

– Все ли деревья зимой голые? (Нет, ель осталась с иголками.)

– Обратите внимание, осенний листопад бывает не у всех деревьев.

Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она!

Ольга Выготская

– Некоторые деревья и кустарники остаются с зелеными листьями круглый год, поэтому их еще называют вечнозелеными растениями. К вечнозеленым относят хвойные растения, такие как ель.

Хвоинки – те же листья, только они необычной формы, скручены в иголочки. Мохнатые ветви ели похожи на большие лапы. Снизу доверху они укрывают ствол красавицы-ели. На концах ветвей висят большие, длинные шишки, в которых находятся семена. У хвойных растений семена созревают зимой. Они падают на снег и, подгоняемые ветром, скользят по нему наперегонки.

Рассмотрите шишки и иголочки ели. Чем пахнут еловые шишки?

– Душистой смолой.

[Шишки передаются из рук в руки, чтобы каждый учащийся мог рассмотреть их и почувствовать запах. Из раскрывшейся шишки можно высыпать семена. Если на маршруте имеются сосны, то есть возможность сравнить еловые и сосновые шишки: у сосны шишки не длинные, округлые, а у ели – вытянутые.

Так как зимой древесные растения обнажены, имеется хорошая возможность, чтобы отчетливее увидеть строение деревьев и кустарников.]

– Какие растения вы видите вокруг? Не только ведь деревья? (Деревья и кустарники.)

– Пойдите к ним и внимательно рассмотрите. Чем отличаются деревья от кустарников? (У дерева один толстый ствол, а у кустарника – много тоненьких стволиков. Кустарник начинает ветвиться от самого низа или даже в земле.)


Живая природа. Птицы

– Ну вот мы с вами рассмотрели неживую природу зимой, потом начали говорить о растениях, как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь? (О животных.)

– Верно. Зверей нам увидеть не получится, они ведь ведут скрытную жизнь в лесу. А вот птицы, напротив, зимой пытаются поближе подобраться к жилищу человека. Как вы думаете, с чем это связано? (Они хотят раздобыть корм.)

– Правильно. В теплое время им было хорошо и в лесу, они питались насекомыми и плодами растений. А с наступлением зимы такое питание становится невозможным. Вот они и летят либо к людям поближе, либо в теплые края. Каких птиц вы видели на улице зимой? (Воробьев, снегирей, сорок, ворон и воронов, галок, синичек и снегирей, голубей.)

– Непросто приходится птицам зимой. Многие погибают от холода и голода. Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям? (Устроить кормушки.)

– Сейчас мы будем кормить птиц. Достаньте угощения, которые вы заготовили для них дома.

Учащиеся вешают на ветки деревьев приготовленные заранее кормушки или просто кидают корм на снег. Наблюдают за птицами.

– Каких птиц вы увидели? Заметили ли вы, что птицы зимой собираются в стаи? Это помогает им выжить. Вместе удобнее и надежнее искать еду. Если одна птичка из стаи обнаружит пищу, то сообщит всем остальным.

Далее следует небольшой рассказ о нескольких увиденных видах птиц.

– Посмотрите, эту птицу вы хорошо знаете! Называется она сизый голубь. У голубей небольшая голова, тонкий клюв, короткие ноги с очень цепкими пальцами на них. Крылья красивые, длинные, острые. Приглядитесь, голуби имеют голубоватый окрас – сизый, хотя нам кажется, что они серые. А как красиво переливаются цвета на их шее: и изумрудный, и лиловый.

Голубей можно назвать настоящими «городскими жителями», они почти не боятся человека и порой даже едят с рук.

– А как называется эта птица? Правильное ее название большая синица. У синиц черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой же в поисках пищи синицы перекочевывают ближе к жилью человека. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало.

Зимой синицам трудно найти пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.

III. Подведение итогов проводится в классе после экскурсии.

– Подведем итог нашей экскурсии. Что является главной причиной смены времен года? Как изменилось положение Солнца зимой? Какие явления вы наблюдали в неживой природе? Как снег защищает растения? Что происходит зимой с растениями, умирают ли они? Все ли растения теряют листья в зимнюю пору? Как живут зимой птицы? Каких представителей птиц вам удалось сегодня увидеть?


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!