Актуализация знаний. | Активизировать познавательную деятельность детей | Ребят перед вами картинки, найдите слова которые начинаются с согласного, твердого, звонкого звука (баран, гусь) Верно Теперь, с согласного, твердого, глухого звука (кот) Правильно! Дальше, слово с согласного, мягкого, звонкового звука (мяч) И, с согласного мягкого, глухого звука (кит) Ребят, у нас осталась еще одна картинки, как вы думаете почему? Докажите. Верно | баран, гусь кот мяч кит арбуз, так как, у него первый звук гласный | Словесный метод: беседа | | Речь учителя, презентация | | | Познавательные УУД: - Отличают новое от уже известного. Регулятивные УУД: - Оценивают и контролируют свою деятельность на уроке. Коммуникативные УУД: - Внимательно слушают учителя и одноклассников, воспринимают информацию. | |
Постановка учебной задачи | Сообщить тему и задачи урока | - Отгадайте загадку: Крыша в шапке меховой Белый дым над головой Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла ….(зима) - И мы с вами оказались в зимнем лесу. Давайте составим звуковую схему к слову зима. Кто желает? Давайте посмотрим на слайд и проверим правильно ли мы составили схему. Назови в слове звук, с которым мы не знакомы. Дай характеристику - Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо. И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек. Загадка: Что за зверь лесной – Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы Уши выше головы. (Заяц) Давайте составим звуковую схему к слову заяц. Кто желает? Давайте посмотрим на слайд и проверим правильно ли мы составили схему. Зайка просит дать характеристику первому звуку. (согласный звонкий ,твёрдый) - Зайка и зима принесли с собой новые звуки. - Какие? ([з] [з’]) - Зима задает вам вопрос. Ее первый звук «мягкий» или «твердый»? Произнесите его. ([з']) - А теперь ответьте зайке, какой его первый звук? Произнесите его. ([з]). Мы познакомимся с новой буквой и со звуками, которыми она обозначает. Будем читать слова, слоги и предложения с новой буквой | Зима смотрят ([з']) согласный, звонкий мягкий Заяц Выходят ([з] [з’]) ([з']) ([з]). | Словесный метод: беседа | Фронтальная | Речь учителя, презентация | | | Регулятивные УУД: - Оценивают и контролируют свою деятельность на уроке. Коммуникативные УУД: - Внимательно слушают учителя и одноклассников, воспринимают информацию. | |
Усвоение новых знаний | Обеспечить усвоение новых знаний. | 1. Характеристика звуков [з] и [з’]. - Теперь Зима вам дает задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Ребят, на какие 2 группы делятся все звуки речи. (Гласные и согласные.) - Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это. (Звуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся). - Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите. - Положили руку на горлышко. Дрожит ваше горлышко или нет? (Да). - Значит звуки [з] и [з’] звонкий или глухой? (Звонкие.) 2. Звукобуквенный анализ слова «зебра». - Наш зайка прибежал не один, а со своим другом, угадайте, кто это? Разлинованы лошадки, Будто школьные тетрадки. (Зебра) - А теперь давайте удивим наших друзей. Покажем им, что мы умеем составлять звуковые схемы к слову «зебра». Давайте посмотрим на слайд, у кого так, хлопок в ладоши. 3. Знакомство с буквой - А сколько букв нам понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему? - Посмотрите, на что похожа эта буква? З – как тонкий завиток, Как затейливый вьюнок, Звук у З – простой и чистый, З запомним очень быстро! Т. Синицына На эту букву посмотри – Она совсем как цифра «три». С. Маршак Откройте тетради на странице 48 и напечатали заглавную и строчную букву З Заглавная буква З- первый полуовал чуть меньше, а второй чуть больше Строчная буква з- по высоте меньше, Но пишется также. 4. Чтение слова «замок» с изменением ударения, работа над лексическим значением слова «замок». - Ох, ребята, смотрите, наших животных кто-то запер. Давайте освободим их. На что заперли клетку? (на замок). Чтобы открыть замок, нам нужно составить звуковую схему этого слова. Назовите 1 звук и дайте характеристику. Разделим на слоги это слово. Давайте вспомним какое правильно ( сколько в слове гласных, столько и слогов) Сколько гласных? Сколько слогов? Назовите 1 слог Слово заблудилось в лесу Позовем его (замооооок) Давайте превратим его во что-нибудь другое! Давайте узнаем во что он превратится, если мы перенесем ударение Теперь, наши друзья будут жить в замке. | (Гласные и согласные.) | Словесный: беседа, объяснение; Наглядный метод: демонстрация | Фронтальная | Речь учителя, презентация,учебник, игра | | - Имеют представления о буквах Х, х; - Дают характеристику звуку [ х’]; различают звук [ х’] и букву х. | Регулятивные УУД: - Оценивают и контролируют свою деятельность на уроке. Коммуникативные УУД: - Внимательно слушают учителя и одноклассников, воспринимают информацию. | |
Первичное закрепление | Обеспечить восприятие и осмысление способа выполнения задания | Чтение слогов с буквой З. Откройте учебники на странице 88 – Взмахнула метелица своей волшебной палочкой – и к букве з полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги. - Прочитайте слоги по цепочке. - На первой строчке прочитайте только те слоги, в которых буква З обозначает твердый согласный звук. - На второй строчке прочитайте только те слоги, в которых буква З обозначаем мягкий согласный звук. 2. Чтение слов с буквой З. Игра «Живые слова» А теперь , ребята, слоги соединились и превратились в слова. Поставили палец (три четыре) - Прочитайте только те слова, в которых один слог; в которых два слога. - Наши гости, животные, предлагают поиграть в игру «Поймай звук». Хлопните в ладоши, если услышите звук [з] , а если услышите звук [з'], то погладьте себя по головке : рюкзак, зонт, кролик, зеркало, ухо, зонт, букварь, земля, лужа, корзина. | | Словесный: беседа, рассказ. | Фронтальная, | Речь учителя, учебник, | Самоконтроль, контроль учителя | - Имеют представления о буквах Х, х; | Регулятивные УУД: - Оценивают и контролируют свою деятельность на уроке. Коммуникативные УУД: - Внимательно слушают учителя и одноклассников, воспринимают информацию. | - Могут работать в парах, внимательно слушать учителя и одноклассников. |
Итог урока. Рефлексия | Закрепить изученные знания | Вот такой текст нам оставила зима, кто желает прочитать? Спасибо! Наш урок подходит к концу. С какими звуками мы познакомились? Кто может дать характеристику этим звукам? Какие буквы мы напишем на месте этих звуков на письме? 1 Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение (зелёный) 2 Испытывает затруднение (синий) 3 Ничего не понял (красный) Ребята, вы все молодцы и хорошо поработали сегодня на уроке! Спасибо! Урок окончен. Дз – текст на ср. 90 | читают Обобщают изученное на уроке Оценивают свои знания. | Словесный: беседа | Фронтальная | Речь учителя | Самоконтроль | | Регулятивные УУД: - Оценивают и контролируют свою деятельность на уроке. | |