Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»
Каждый из нас встречал необыкновенных людей, их не десятеро и не сто на Россию, - это праведники, их видели, удивлялись им, пользовались их добром… - и тут же погружались опять на нашу обречённую глубину. (А. Солженицын «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», 1973г.)
Александр Исаевич Солженицын
Писатель-мыслитель
1918 - 2008
Александр Солженицын
- Дата рождения: 11 декабря 1918
- Место рождения: Кисловодск , РСФСР
- Дата смерти: 3 августа 2008 (89 лет)
- Место смерти: Москва , Россия
- Род деятельности: писатель , публицист , поэт и общественный деятель
- Жанр: повесть , рассказ , публицистика , эссе , роман , « крохотки », лексикография
- Премии: Нобелевская премия по литературе Темплтоновская премия Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова Российской Академии наук Большая премия Французской Академии морально-политических наук
Премия Российской Федерации Звания: академик Российской Академии наук
- Награды Орден Святого Андрея Первозванного, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени, орден Звезды Румынии
Город Кисловодск
Ставропольского края.
Дом,
в котором прошли
первые 6 лет жизни.
Город Ростов-на-Дону.
Дом, в котором жил
школьник Саня Солженицын
Родители писателя: Исаакий Семенович и Таисия Захаровна Солженицыны
Война
Курсант
артиллерийского училища
Командир батальона
капитан Солженицын
Ссылка. Матренин двор
Деревня Мильцево Владимирской области
Матрена Васильевна Захарова
1970 год. Нобелевская премия: Неслыханная травля
1974 год. Кампания против Солженицына в советской прессе
Лауреат Нобелевской премии
1965-1973 «Архипелаг ГУЛаг»: « Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР
Наталья Светлова – жена,
друг, незаменимый помощник
1970 г.
Великий русский писатель
Книги, перевернувшие общественное сознание
Солженицын вернулся
Встреча писателя.
Хабаровск и Новосибирск.
Снова в Москве
1994 год
Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе — и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича.
В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир —
не стало великого нравственника, справедливца, таланта.
Валентин Распутин
Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог».
16.10.16
После реабилитации в 1957 г.
Солженицын жил в деревне
Мальцево Курловского района
Владимирской области
у крестьянки
Матрены Васильевны Захаровой.
Бывший лагерник мог
наняться только на тяжелые работы,
он же хотел учительствовать.
Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т. Твардовский изменил название-мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.
16.10.16
Работа в группах
I группа – Расскажите о судьбе Матрёны. Как относятся к ней односельчане? Понимают ли они Матрену? Почему?
II группа - Составьте устный словесный портрет Матрёны. Какие стороны народного характера воплощены в образе русской женщины-Матрёны?
III группа - Как представлен быт Матрёны?
IV группа -Что сопровождает жизнь праведника и грешника? (Составить таблицу)
V группа - Что позволяет писателю назвать Матрёну праведницей?
VI группа - Каково авторское отношение к героине? Приведите примеры из текста .
Проверяем себя I группа Нелегок жизненный путь героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины. Матрёну не ценят в деревне. «Не бережная» бесплатно другим помогает, с «презрительным сожалением» говорят односельчане «даже о сердечности и простоте» Матрены.
II группа
Матрена наделена неброской внешностью. Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
III группа
Все её «богатство» – фикусы, колченогая кошка, коза, мыши и тараканы. Весь окружающий мир Матрены в её темноватой избе с большой русской печью – это продолжение её самой, частичка её жизни. Все здесь естественно и органично: любимые фикусы «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».
IV группа
Праведник
Грешник
Вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа. Терпение, естественность в поведении, непритязательность, неприхотливость, выносливость.
Зло, недоброжелательность, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство – «добро» в значении имущество, злопамятность, эгоизм.
V группа
Матрена обладает бесконечным смирением, не требующим от нее никакого напряжения воли. Она не предается греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрена может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям. Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; у верующих: человек, не имеющий грехов.
VI группа
Матрёна оказывается необыкновенным, душевным, чистым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого… не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» (А. Солженицын). Совершенное бескорыстие, согласие с судьбой, гармония с миром, даже если он жесток или равнодушен, природная неспособность попенять на судьбу, на людей, незлобивость – это и есть характер праведника , как его понимает автор, русский характер. Гибель героини – предупреждение писателя об опасности уничтожения нравственных понятий.
Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
«Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги …»
Один день из жизни Матрёны Васильевны
Лишь бы не запоздниться
(вставать в четыре-пять утра)
Кланяясь лесным кустам,
возвращаться домой
просветлённой,
с доброй улыбкой
Тихо, вежливо,
стараясь не шуметь
хлопотать утром по дому
Смысл повседневного
существования
Запасаться на зиму
топливом,
постоянно рискуя
попасть под суд
Бескорыстно помогать всем
(родственникам, соседям, колхозу)
Кормить козьих пастухов,
выкладываясь перед другими хозяйками
и вгоняя себя в большой расход
Синквейн Праведник Духовный, человечный. Сострадает, любит, не судит. Бескорыстно помогает людям. Нравственность.
Вывод
Жизнь и судьба Матрёны Васильевны Захаровой является для нас настоящим уроком жизни - уроком, добра, совести и человечности. Если бы каждый из нас смог услышать её тихий голос, напоминающий: «Ты человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».
«Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так круг -замкнулся? И выхода – действительно нет?»
Автор верит, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»
Домашнее задание:
В жанре эссе ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня праведники?»