СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект цикла уроков "Односоставные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлен конспект уроков по теме "Односоставные предложения" в 8 классе. Дана мотивационная установка для изучения темы. Предложен целый ряд методов и приёмов для работы над сложным материалом: алгоритм определения односоставных предложений, таблицы, рисунки, разнообразные тесты (цифровые, буквенные и даже... музыкальный!) и творческие  задания. Предлагается индивидуальная и групповая работа по карточкам, а также материал для развития речи учащихся, а именно: обучение составлению связных текстов из односоставных предложений, содержащих описание картины И.Шишкина,местности,  памятников культуры и истории,  истользуя местные достопримечательности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект цикла уроков "Односоставные предложения"»

ДМ № 3. Односоставные предложения.

У-М Односоставные предложения в речи людей.

Цели:

- создать позитивную мотивацию к изучению темы,

- развивать внимание, наблюдательность,

- воспитывать любовь к поэзии.


Ход У-М мини-модуля


1.Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения

Владимир Лобанов

Жизнь в 100 словах - история одного стихотворения

Колыбель. Пелёнки. Плач.
Слово. Шаг. Простуда. Врач.
Беготня. Игрушки. Брат.
Двор. Качели. Детский сад.
Школа. Двойка. Тройка. Пять.
Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.
Драка. Кровь. Разбитый нос.
Двор. Друзья. Тусовка. Форс.
Институт. Весна. Кусты.
Лето. Сессия. Хвосты.
Пиво. Водка. Джин со льдом.
Кофе. Сессия. Диплом.
Романтизм. Любовь. Звезда.
Руки. Губы. Ночь без сна.
Свадьба. Тёща. Тесть. Капкан.
Ссора. Клуб. Друзья. Стакан.
Дом. Работа. Дом. Семья.
Солнце. Лето. Снег. Зима.
Сын. Пелёнки. Колыбель.
Стресс. Любовница. Постель.
Бизнес. Деньги. План. Аврал.
Телевизор. Сериал.
Дача. Вишни. Кабачки.
Седина. Мигрень. Очки.
Внук. Пелёнки. Колыбель.
Стресс. Давление. Постель.
Сердце. Почки. Кости. Врач.
Речи. Гроб. Прощанье. Плач.


2. Беседа по способу донесения информации:

- Всё ли вам понятно из этого шуточного стихотворения?

- А как написано это стихотворение?

- Можно ли назвать эти отдельные слова предложениями?

- Что такое предложение?

- Как часто и где люди пользуются односоставными предложениями?


3. Чтение заранее подготовленными учениками отрывков из стихотворений А.Блока, А.Фета, А. Пушкина, в которых есть односоставные предложения.


А. Блок


Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.


А.Фет

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

А. Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

4. Дискуссия.

- А не лучше было бы, если бы поэты использовали двусоставные предложения?

- Попробуйте переделать эти стихи так, чтобы односоставные предложения стали двусоставными.

Настала ночь. Я иду по улице. Фонарь освещает тусклым светом аптеку и т.д.

Слышится какой-то шёпот. Кто-то несмело дышит. Поёт соловей и т.д.

В морозный чудесный день светит солнце. Ты просыпайся, красавица и т.д.

- Что теряется в этом случае по сравнению с замечательными стихотворениями?


5. « Творческая лаборатория»: сравните 3 предложения, подчеркните главные члены предложения и сделайте выводы (работа в группах).

Быстро наступает осенний вечер.

Осенью быстро вечереет.

Осенний вечер.


Выводы.

1.Одну и ту же мысль можно выразить по-разному: и двусоставными предложениями, и односоставными.

2. Односоставные предложения бывают разных видов: с главным членом – сказуемым, и с главным членом – подлежащим.

3. Односоставные предложения более поэтичны.


С-П 1. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные.

Цели:

- дать понятие о видах односоставных предложений;

- учить различать их;

- развивать навыки грамотного письма;

- прививать любовь к творчеству русских поэтов.


Ход С-П 1 мини-модуля


  1. Работа с медиадоской. Определить главный член предложения и способ его выражения (работа в парах).



Приветствую тебя, пустынный уголок!


Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье!


На свете счастья нет!


Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег…




Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу…


Только мне не плачется –

На душе светло.


Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоники жёлтую грусть.

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.









  1. Работа с учебником: ознакомление с таблицей на стр.88 (учебник Е.П.Голобородько, 2008 г.). Упрощение таблицы:








































2. Коллективное составление алгоритма для определения видов односоставных предложений
















































  1. Пробный цифровой тест (самостоятельная работа): заполнить таблицу цифрами, соответствующими номеру предложения.


Вид пред-

ложения

Дву-составное

Определ.-

личное

Неопредел.-

личное

Безличное

Обобщ.-

личное

, №









1. Люблю дымок спалённой жнивы. (Л.)

2. Люди Земли, убейте войну, прокляните войну! (Р.)

3.Кому владеть мечом? (П.)

4. Скажи мне, кудесник!.. (П.)

5. Над хвастунами хоть смеются, а часто в дележе им доли достаются.

(И. К.)

6. На обломках самовластья напишут наши имена. (П.)

7.С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (Ф.)

8. Тебе внимать, твой видеть милый взор. (П.)

9. Плачет где-то иволга, хоронясь в дупло. (Е.)

10. О, я хочу безумно жить! (Б.)

11. И скучно, и грустно, и некому руку подать… (Л.)

12. Мне с плачем косу расплели да с пеньем в церковь повели. (П.)

4. Взаимопроверка в парах.

Вид пред-

ложения

Дву-составное

Определ.-

личное

Неопредел.-

личное

Безличное

Обобщ.-

личное

, №

9, 10

1, 2,4

6,12

3,7, 8,11

5


  1. Дифференцированная работа:

а) для слабых учеников упр. №165.

б) для одарённых - творческая работа: составление текстов из предложений определённых видов на указанные темы:


«В школе»- определённо-личными (Учусь с удовольствием. Хочу получить хорошее образование. Дружу с одноклассниками. И т.д.)


«Настроение»- безличными (Сегодня мне грустно. Со мной нет моих друзей. Мне нездоровится. Нельзя гулять на улице. Но завтра мне будет лучше.)


«На субботнике»- неопределённо-личными. (В классе вымыли полы. Во дворе вскопали грядки. Дружно работали и быстро всё сделали. Нас похвалили за хорошую работу.)



6. Выводы.

Русский язык богат, имеет много способов для того, чтобы наиболее точно, ярко и образно выразить мысль.

Двусоставные и односоставные предложения – это синтаксические синонимы.


С-П 2. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего: назывные.

Цели:

- углубить понятие о видах односоставных предложений;

- продолжать учить различать виды односоставных предложений;

-учить употреблять назывные предложения для обозначения времени и места;

- развивать навыки грамотного письма;

- прививать любовь к творчеству И.Шишкина.


Ход С-П 2 мини-модуля


  1. Творческая лаборатория: сравнить предложения, определить их вид, сделать выводы.

1. В классе дети шумят.

2. В классе шумно.

3. В классе шумят.

4. Шумим в классе.

5. Шум в классе.


Выводы.

- Все предложения односоставные, кроме 1-го (оно двусоставное).

-2-е безличное;3-е неопределённо-личные; 4-определённо-личное; 5-е назывное.

-Но все предложения – об одном и том же, что подтверждает синонимичность предложений.


2. Сформулировать определение назывного предложения, записать в тетрадь, сравнить с формулировкой в учебнике (стр.95).


3. Работа с учебником: наблюдение над упр.№172. Беседа по прочитанному:

- С какой целью использованы назывные предложения?

- Что можно сделать при помощи назывных предложений? (Описать время и место событий).

- Можно ли описать настоящий момент в классе? (10 часов утра. Урок русского языка в 8-А классе. Работа над темой «Назывные предложения».)


4. Коллективная творческая работа: составление текста из назывных предложений по картине И.Шишкина «Дорога через рожь».


5.Музыкальный тест: фразы из популярных песен напевает учитель, дети записывают буквы, соответствующие видам предложений

а) двусоставное;

б) определённо-личное;

в) неопределённо-личное;

г) безличное;

д) назывное.


1.Поздний час. Половина первого. Семь тысяч над землёй.

2. Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву.

3. Не заводите, девочки, подруженьку-красавицу!

4. Вычитать и умножать, малышей не обижать учат в школе…

5. Если сперва помножить, ну а потом отнять…

6. Здесь опять не спят. Может, пьют вино, может, так сидят.

7. Тёмная ночь…

8. Вместе весело шагать по просторам…

9. Хотеть не вредно, вредно не хотеть…

10. Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян.

11. Я люблю тебя, жизнь!

12. Солнечный круг, небо вокруг.


6. Взаимопроверка в парах.

1.д 4. в 7.д 10. д

2.б 5. г 8. г 11. а

3. б 6.в 9.г 12. д


7.Повторение изученного. Беседа:

-Что мы изучали на трёх мини-модулях?

-Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

- Дайте определение всем видам односоставных предложений.

- Приведите свои примеры односоставных предложений.

8.Рефлексия.

- Что вы запомнили более всего на уроке? 
- Чему научились? 
- Какой этап урока показался самым интересным? 
- Что было трудно? 

9. Дз (разноуровневое)

Репродуктивный уровень: упр.152, 165.

Конструктивный уровень: упр.158.

Творческий уровень: описать назывными предложениями картину И.Шишкина (по выбору).


О-С Проверочная работа по определению видов односоставных предложений

Цели:

- проверить знания видов односоставных предложений;

- развивать навыки определения видов односоставных предложений;

- развивать самостоятельность при выполнении работы;

- воспитывать ответственность за работу.


Ход О-С мини-модуля

1. Повторение видов односоставных предложений. Игра «Снежный ком» в группах по данному опорному конспекту.




  1. Комментированный диктант.


Не стреляйте в белых лебедей. (Определённо-личное)

В дверь несмело постучали. (Неопределённо-личное)

Мне легко дышится. (Безличное)

Запах сена. (Назывное)

Осенний день промок дождём. (Двусоставное)

Пахнет сеном. (Безличное)

К памятнику возложили цветы. (Неопределённо-личное)

Люби свой народ. (Определённо-личное)

Ждём поезд. (Определённо-личное)

К работе надо относиться ответственно. (Безличное)

Бескрайнее море. (Назывное)

После драки кулаками не машут. (Обобщённо-личное)


3.Проверочная работа (тест).


Выберите букву, соответствующую правильному выбору из данных ниже предложений:


а) определённо-личное;

б) неопределённо-личное;

в) назывное.


  1. Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу

отдана?

  1. Бескрайняя степь.

  2. Люблю грозу в начале мая!

  3. Уже зажигают свет.

  4. В зоопарк привезли обезьян.

  5. Хотим учиться!


Выберите букву, соответствующую правильному выбору из данных ниже предложений:


а) безличное;

б) обобщённо-личное;

в) двусоставное.


  1. Жить без цели нельзя!

  2. Любишь кататься - люби и саночки возить.

  3. Вокруг нет ни души.

  4. Мне нравятся эти цветы.

  5. Мой папа – шахтёр.

  6. Как не любить мне эту землю!


4. Взаимопроверка и выставление оценок за тест (работа в парах)


1. а) 4. б) 7. а) 10. в)

2. в) 5. б) 8. б) 11. в)

3. а) 6. а) 9. а) 12. а)


А-П1 Распознавание видов односоставных предложений. Сравнение употребления односоставных предложений в русском и украинском языках.

Цели:

- скорректировать ошибки в знаниях видов односоставных предложений;

- развивать навыки распознавания видов односоставных предложений;

- воспитывать уважение к устному народному творчеству.


Ход А-П мини-модуля

  1. Игра «Школа» («учителя» - дети, хорошо усвоившие тему).

а) Заполнение таблицы (работа в группе).


Односоставные предложения

Признаки видов односоставных предложения


Примеры

Назывное




Определённо-личное



Неопределённо-личное


Обобщённо-личное




Безличное





Примеры односоставных предложений для заполнения таблицы

  1. Помоги слабому!

  2. Без муки нет и науки.

  3. Ни о чём не жалею.

  4. Жаркий полдень!

  5. В лесу кричат ау.

  6. Документы приняли в вуз.

  7. В театре играют пьесу Чехова.

  8. Не украшай платье, а украшай ум.

  9. Нельзя жить без совести.

  10. С реки потянуло сыростью.

  11. Слепого в вожаки не берут.

  12. Морозная ночь.



Правильные ответы.



Односоставные предложения

Признаки видов односоставных предложения


Примеры

Назывное


Только подлежащее

4,12

Определённо-личное

Сказуемое-глагол в 1и 2лице ед. и мн. ч. наст. и буд. вр.

1,3

Неопределённо-личное

Сказуемое-глагол в 3лице мн. ч. наст. и буд. вр. или во мн.ч. прош. вр.

5,6,7

Обобщённо-личное


По смыслу - это пословица или афоризм

2.8, 11

Безличное


Сказуемое-глагол в н. ф. или в 3л.ед.ч. наст. и буд.вр. или в

ср.р. прош.вр.

- слово НЕТ

- наречие

9,10





б) Работа по карточкам (в парах): сначала один – «учитель», затем другой.

Карточка №1. 
Определите вид односоставного предложения, докажите
Пахнет полынью в полях. 

Карточка №2. 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 
Буду читать стихи Пушкина. 

Карточка №3. 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 
Скоро совсем потеплеет. 

Карточка №4. 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 
Не подведём друг друга, друзья! 

Карточка №5. 
Определите вид односоставного предложения, докажите
На огороде собирали урожай овощей. 

Карточка №6.
 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 

Карточка №7. 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? 

Карточка №8. 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 
Статью напечатали в местной газете. 

Карточка №9. 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 
Вам не видать таких сражений!

Карточка №10. 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 
Долгожданная победа.

 

Карточка №11. 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 
Жизни не пощадим, а врага разгромим.


Карточка №12. 
Определите вид односоставного предложения, докажите. 

От умного научишься – от глупого разучишься.



2. Игра «Переводчики»: перевести с украинского языка на русский односоставные предложения, сравнить употребление односоставных предложений в русском и украинском языках.

У садку пахло квітами. (...пахло цветами. Цветы пахли...)

У лікарні хлопцю було накладено гіпс. (...наложили).Під вечір дуже чутно різноманітні звуки. (... слышно звуки, звуки слышны).Стінгазету було випущено вчасно. (...выпущена, выпустили...)Піском засипало намет. У місті було посаджено багато дерев. (...было посажено, посадили).

Вывод. При переводе можно использовать синтаксические синонимы – смысл от этого не меняется.


3.Дз: подготовить проект по группам «Описание односоставными предложениями 1) памятника; 2) здания; 3) территории вокруг школы; 4) части своей улицы или микрорайона; 5) церкви; 6) иконы».


Образец.


Признание Пушкина в любви к Санкт-Петербургу: (назывное)


Люблю тебя, Петра творенье!

Люблю твой стройный, гордый вид. (Опр.-л.)


Представляю вам Исаакиевский собор. (Опр.-л.) Знаменитый памятник архитектуры Санкт-Петербурга. (Назывное).

Восторгаемся его красотой и величием. (Опр.-л.) Возводили собор в 18181858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. (Неопр.-л.)

Видим треугольный фронтон с барельефом христианской тематики на мраморных колоннах. (Опр.-л.) Поражаемся симметричности окон, башенок, надстроек здания. (Опр.-л.) Любуемся золотым куполом, установленным на величественном возвышении со множеством небольших колонн, пилонов и полукруглых окон. (Опр.-л.) С благоговением рассматриваем скульптуры 12 святых апостолов, расположенных на углах и вершинах фронтонов. (Опр.-л.) Во всём облике храма можно прочесть идею бессмертия и величия Христа Спасителя. (Безличное) Красота, мощь, вечность! (Назывное).


А-П2 Тренировочные упражнения по определению видов односоставных предложений.


Цели:

- развивать навыки определения видов односоставных предложений;

- воспитывать любовь и уважение к памятникам истории, к родному городу.


Ход А-П2 мини-модуля


  1. Творческая работа (разноуровневая)


I уровень – подобрать свои примеры в таблицу:


Односоставные предложения

Признаки видов односоставных предложения


Примеры

Назывное


Только подлежащее


Определённо-личное

Сказуемое-глагол в 1и 2лице ед. и мн. ч. наст. и буд. вр.


Неопределённо-личное

Сказуемое-глагол в 3лице мн. ч. наст. и буд. вр. или во мн.ч. прош. вр.

Обобщённо-личное


По смыслу - это пословица или афоризм


Безличное


Сказуемое-глагол в н. ф. или в 3л.ед.ч. наст. и буд.вр. или в

ср.р. прош.вр.

- слово НЕТ

- наречие




II уровень – составить тест из 12 вопросов по данной теме.

III уровень – составить кроссворд по данной теме.


  1. Конструкторская работа. Заменить двусоставные предложения односоставными:


а) неопределённо-личными

Дети попросили меня рассказать сказку. (Iвариант).

Рабочие закончили строительство многоэтажного дома. (II вариант).

б) определённо-личными

Я гляжу на облака и вижу в них различные фигуры. (Iвариант).

Вы почувствуйте удовлетворение от доброго дела. (II вариант).

в) безличными

Мама понятия не имела о детской проделке. (Iвариант).

Больной легко дышал в хвойном лесу. (II вариант).

г) назывными

Январь лютует. Бушуют белые метели. (Iвариант).

В лесу стоит избушка лесника. (II вариант).

д) неопределённо-личными (Iвариант) и безличными(II вариант).

Вы бы не кормили соловья баснями!


3.Синтаксический разбор предложения (по вариантам)

Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье. (Iвариант).

Легко чужими руками жар загребать. (II вариант).


  1. Составление односоставных предложений к описанию зданий, памятников и местности (коллективная работа).



Макеевский ТЮЗ. Очаг культуры. Над четырьмя колоннами видим треугольный фронтон с надписью «Театр юного зрителя». В афишах на стенах сообщается о готовящихся постановках и текущем репертуаре. С театром возвышаешься душой. Прикоснитесь к прекрасному – не пожалеете!





Памятник Григорию Капустину в Макеевке.

Его установили возле общеобразовательной школы № 22. Видим на первооткрывателе

Донбасса одежду 18 века: кафтан, треуголку.

Поражаемся мужеству и целеустремлённос-

ти человека петровских времён, открывшего залежи угля в Донбассе.


Родная школа… Гордо возвышаешься в микрорайоне «Мирный». Тебя построили в 1990 году. Из твоих светлых окон смотрю на зелёный город, терриконы, машины, мчащиеся по дороге. Вокруг тебя посадили несколько ёлочек, сделали стадион и асфальтировали площадку. Люблю тебя, школа, и никогда не забуду!



Макеевка. Улица Ленина. Красивые четырёхэтажные дома по обеим

сторонам улицы. Дорогу асфальти-

ровали, тротуары облагородили

плиткой. По сторонам дороги поса-

дили деревья. Нравится людям жить

в родном городе!




  1. Рефлексия.

-Чем мы занимались сегодня на мини-модулях?

- Что вам особенно понравилось?

- Что показалось трудным?


6. Заключительное слово учителя.

Ребята! Мы познакомились с односоставными предложениями, научились, надеюсь, различать их по видам. К следующему модулю вы подготовите проекты (образцы вы сегодня увидели и даже сами старались составлять односоставные предложения).

На следующих модулях мы начнём новую тему, но то, чему вы научились сегодня и на предыдущем уроке, пусть останется в вашей памяти надолго.

А ещё мы говорили о стихах великолепных русских поэтов, читали и писали пословицы, а ведь это мудрость народа, пережившая века. Также мы говорили о живописи и памятниках истории, русского зодчества и не забыли о том, что любо нашему сердцу, - о нашей школе и о родном городе. Пусть уроки русского языка всегда будут для вас уроками мудрости, доброты, памяти и любви. Всего вам доброго!

18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!