СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэты Макеевки о природе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка урока по литературе родного края. Здесь представлены наши местные поэты: Михаил Ртищев, Николай Хапланов и Алла Беженова. Дети знакомятся с жизнью и творчеством  данных авторов, анализируют их стихотворения, пытаются создать свои стихотворные строки по заданным рифмам (игра "Буриме"), взятым у М.Ртищева, в творческой "лаборатории" сравнивают два стихотворения А.Беженовой, отыскивая в них общее и различное.

Просмотр содержимого документа
«Поэты Макеевки о природе»

Литература родного края

5 класс


Поэты Макеевки о природе


Цель: познакомить с местными авторами и их стихотворениями;

развивать умения выразительно читать стихотворные произведения и

анализировать их; развивать воображение и монологическую речь;

воспитывать любовь к родному краю и поэзии местных авторов.

Тип урока: изучение нового.

Вид урока: ролевая игра.

Оборудование: медиадоска.


Ход урока

- Сегодня у нас не обыкновенный урок, а урок – встреча с макеевскими поэтами в литературной гостиной.

У нас присутствуют биографы, которые познакомят нас с жизнью и творчеством поэтов, а также артисты, которые прочитают их стихотворения. А ещё каждый из вас будет исследователем стихотворений, а некоторые ещё и художниками, но не красками будете рисовать, а словами. А в конце урока вы попробуете себя в роли поэтов.

Итак, мы начинаем наше знакомство с поэтами – нашими земляками.


1. Слово биографу М.Т.Ртищева.

Михаил Тимофеевич Ртищев родился в семье обходчика Донецкой железной дороги у хутора Бугачино на Донетчине. Мать его умерла вскоре после гражданской войны, а отец ещё раньше. Так что рос Миша сиротой в семье мачехи и отчима и был домашним работником: пас коров, колол дрова, убирал в доме, носил воду и делал другую тяжёлую работу. После такого безрадостного детства во время Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии, с оружием в руках добывал победу. После войны работал на металлургическом комбинате

им. С.М. Кирова, писал стихи, которые печатались в местных газетах. Тяжёлая жизнь и война подорвали здоровье Михаила Тимофеевича Ртищев, в 1996 году он умер.


Уходят от нас ветераны войны:

Уносят из жизни их старые раны.

Уходят, чтоб жить в бессмертье былин,

В балладах и песнях, в полотнах картин,

В архивах музеев, в строках мемуаров,

На картах учебных штабных генералов,

Становятся фондом скупых кинолент

На многие-многие тысячи лет...


- Да, к сожалению, уходят из жизни те, кто отстоял нашу Родину в борьбе с фашизмом. Но они погибли, чтобы у нас была мирная, счастливая жизнь, чтобы мы любовались цветами на улицах наших городов.

Об этом стихотворение М.Ртищева.


2.Показ на медиадоске видов Макеевки и Донецка с розами.

На фоне картинок заранее подготовленный ученик читает стихотворение Михаила Ртищева


«Цветной бульвар в Макеевке»:


Цветной бульвар в Макеевке.

- А есть ли здесь такой? –

Вы спросите, наверное,

Качая головой.

Да, есть такой. Пусть маленький,

Но всё-таки он есть.

Здесь можно даже встретиться,

И, походив, присесть.

Цветов различных множество,

Их нам не сосчитать.

Какое искушение!

Какая благодать!

- Так где ж бульвар находится? –

Возникнет вдруг вопрос.

Ищите. Обнаружите

По аромату роз.


3.Беседа:


- Понравилось вам стихотворение?

- Какова его тема? (Рассказ о цветном бульваре в Макеевке).

- Какова его главная мысль? (Восхищение красотой, созданной цветами в городе).

- Какие цветы вам нравятся больше всего? Что именно в них нравится (цвет, форма, запах)?

- Почему цветы высаживают в городе? (Это своеобразный уголок природы среди каменных многоэтажек и асфальтированных дорог).

- А где больше природы – в городе или в сельской местности?

- Сейчас мы познакомимся ещё с одним поэтом, воспевавшим природу родного края.





4. Слово биографу Н.В.Хапланова.

Хапланов Николай Вениаминович – поэт, писатель, член Национального Союза журналистов Украины.  Родился Николай Вениаминович 3 ноября 1936 года  в с. Старобешево. Мать, Елизавета Марковна, гречанка, работала медсестрой в местной больнице, но она умерла, когда Николаю было полтора года, и он воспитывался у родственников. В 1955 году здесь же, в Старобешево, окончил среднюю школу. Затем служба в пограничных войсках, где был награждён медалью «За отличие в охране государственной границы СССР». В 1970 г. окончил отделение журналистики филологического факультета Донецкого Государственного университета. В его в творчестве стихи, художественная и документальная проза, тысячи газетных очерков, репортажей и информационных материалов.
С 1990 по 2000 годы работал корреспондентом, а затем главным редактором газеты «Макеевский рабочий». Писал стихи, рассказы, повести и даже романы. Две главные темы не покидали Николая Вениаминовича всю его жизнь – это Родина, родной Старобешевский греческий край и подвиг отцов в годы войны.
Во многих стихах чувствуется пронзительная любовь автора к родному Старобешево, к родному Приазовью, родной реке Кальмиусу среди бескрайных пшеничных и ковыльных полей родного края… Вот строки о Кальмиусе:


«…знакомые дали,
Старый мост, у воды тополя.
- Только здесь – берега мне шептали –
Начинается наша земля!»

                            А вот строки о степи:
«…как седина минувших бурь и болей.
Заросшие воронки. И стога
На скошенном вчера пшеничном поле.
Упал на травы, жаворонка звон…
Над сухостоем солнце разметалось…
О, как в тебя я, степь моя, влюблён, 
Как понимаю я твою усталость.»

26 марта 2008 года Николая Вениаминовича не стало. Он похоронен в родном для него посёлке Старобешево.
Н.В.Хапланов был носителем глубокого национального сознания и греческой духовности.


5.Чтение учеником стихотворения Николая Вениаминовича Хапланова.


Над селом ударил гром,

Дождь пошёл улыбкой свежей.

Разгулялся над селом

Зевс – великий громовержец.

И по улицам села,

Не таясь, пешком, открыто

После дождика прошла,

Улыбаясь, Афродита.

6. Беседа:

- Кто такие Зевс и Афродита? (древнегреческий бог – громовержец и богиня любви и красоты).

- Почему они появились в этом стихотворении? (Зевс – это гром, дождь, обновление природы, а Афродита - красота природы. А ещё потому, что автор стихотворения имеет греческие корни).

- А здесь каковы тема и главная мысль? (Описание красоты природы во время и после дождя и любовь к природе во всех её проявлениях).

- Вы бывали в селе? Опишите, что вы видели там – какую природу.


7. Словесное рисование: рассказы ребят о сельской природе.

(На медиадоске - картинки сельской природы).


8.Слово биографу поэтессы Макеевки Беженовой Аллы Наумовны.

Беженова Алла (16.11.1950-08.2003) родилась в пос. шахта «Капитальная» в семье учителей. В 9 классе написала І стихотворение. Организовала школьный литературный журнал. Член литературного объединения

имени Анциферова. Внештатный корреспондент газеты «Макеевский рабочий». Окончила филологический факультет Таганрогского педагогического института. Работала библиотекарем в школе №47. Печаталась в журналах «Радуга», «Молодая гвардия», «Советский воин», «Библиотекарь», «Донбасс» и других журналах Украины, России,

Молдавии, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана,

Венгрии, Польши. Была председателем макеевского отделения Всеукраинского национального общества «Русское собрание».
Член Национальных союзов журналистов и писателей Украины.

Лауреат литературных премий им. Шутова и Сосюры.

Умерла в августе 2003 г. В этом же году вышел ІІ т. «Енциклопедії сучасної України» с данными об Алле Наумовне. Беженова – автор

16 сборников поэзии.
Имя Аллы Беженовой присвоено макеевской библиотеке в микрорайоне «Черёмушки».


9.Творческая лаборатория (работа в группах): сравнить стихотворения Аллы Беженовой о дожде (стихотворения на медиадоске).


Связной меж пажитью и небом, Этот медленный лиственный дождь
Посланник вездесущих туч, Падал золотом в ноги деревьям,

Падешь ты в пашню – встанешь хлебом, И рябины огнистая гроздь – 
Когда зерно взойдет, как луч. Как светильник, зажженный издревле.


Твоя мелодия земная Это ветра бездомного дрожь,

Над колыбелью колоска Заблудившего с пажити дальней.
Мне так понятна и близка, Этот медленный лиственный дождь.
Как песня матери простая. Этот осени танец прощальный.

- Что общего между этими 2 стихотворениями? (Описание природы, любовь к природе в любую пору года, состоят из 2 четверостиший).

- Какой дождь в первом стихотворении? (весенний, поливающий зерно).

- А во втором стихотворении? (это листопад осенью).

- Каково настроение в этих стихотворениях? (в первом - радостное, а во втором – грустное).

- Какие выразительные средства в этих стихотворениях? (эпитеты: вездесущие тучи, мелодия земная, медленный дождь, огнистая гроздь рябины, бездомный заблудившийся ветер; метафоры: дождь - посланник туч, ноги деревьев, дрожь ветра, танец осени;

Сравнения: зерно, как луч; мелодия дождя, как песня матери; гроздь рябины, как светильник; дождь падал золотом.

- Ещё какие различия между стихотворениями? (первое - это разговор с дождём, обращение к нему; во втором – описание дождя из листьев).

- Каким цветом вы нарисовали бы эти стихотворения и почему так? (первое – голубым цветом, так как это цвет весеннего неба, чистого, светлого дождика, а второе – жёлтым, так как это цвет осенних листьев, цвет разлуки).


10. Поэтическая игра «Буриме» (составление стихотворений по заданным рифмам).


- Сейчас мы попробуем посоревноваться с поэтом: поиграем в «Буриме» и посмотрим, чьё стихотворение получилось интереснее.


… впервые … в вазах

… ковре … чертой

… полевые … алмазы

… заре. … красотой.

… зелёных … будет

… земли … времена

… влюблённых … люди

… забрели. … она.


(Дети читают свои варианты).


- А теперь восстановим стихотворение М. Ртищева «Цветы полевые»:


Поди, не впервые И вот они в вазах,

На росном ковре За новой чертой

Цветы полевые Манят, как алмазы,

Дрожат на заре. Своей красотой.

С ложбинок зелёных Так было. Так будет

Родимой земли Во все времена,

По воле влюблённых Коль здравствуют люди,

В дома забрели. И он, и она.


11.Слово учителя.


- У вас хорошие стихотворения получились, но у поэта Ртищева есть особые слова: поди, коль, ложбинки, родимая – просторечные, народные, что делает стихотворение более близким для простых людей.

А выразительные средства – эпитет росный ковёр, метафора цветы дрожат, сравнение как алмазы – придают стихотворению ещё более лиризма и поэтической красоты.

А вот послушайте ещё раз это стихотворение. (Учитель читает).

- Какие звуки выделяются более остальных? ([з], [с], [в], [йэ], [о]).

- Почему именно эти звуки? Что они нами напоминают? (звон насекомых в степи, ветерок веет, а, произнося звуки [йэ], человек я улыбается).

- Этот поэтический приём называется звукопись: ассонанс (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков).


Вывод. Если вы захотите писать стихи, помните, что в истинном стихотворении должны быть не только рифмы, но и ритм, и выразительные средства, и главная мысль, и звукопись.


12. Рефлексия.

- Вот и подошёл к концу наш урок, на котором мы познакомились

с поэтами – земляками. Вы запомнили их имена? (Дети называют).

- Чему научили вас поэты и их стихотворения? (Любить жизнь, Родину и

природу).

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- А что оказалось трудным для вас?


13. Домашнее задание.

Найдите самостоятельно стихотворение одного из изученных сегодня поэтов и подготовьте выразительное чтение его, а также ответ на вопрос «Почему именно это стихотворение привлекло ваше внимание?»

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!