СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация сетевого взаимодействия школьников для достижения метапредметных результатов в обучении предмета география.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлены формы работы по организации сетевого взаимодействия школьников для достижения метапредметных результатов в обучении предмета география. Информационные технологии, компьютеры и компьютерные программы создаются для того, чтобы помогать, людям думать, действовать и учиться более эффективно. Они расширяют наши возможности и требуют от нас новых знаний и умений. Замечательные слова Крейга Барретта о том, что «Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Компьютеры не творят чудеса, но меняют наши представления о чудесном. Компьютеры лишают нашу мыслительную деятельность ореола чудесности и постоянно поднимают планку волшебного».

Просмотр содержимого документа
«Организация сетевого взаимодействия школьников для достижения метапредметных результатов в обучении предмета география.»

Организация сетевого взаимодействия школьников для достижения метапредметных результатов в обучении предмета география.

Овсянникова Лилия Петровна ( [email protected])

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов г. Батайск ( МБОУ СОШ №4)


Аннотация

В данной статье представлены формы работы по организации сетевого взаимодействия школьников для достижения метапредметных результатов в обучении предмета география.

Информационные технологии, компьютеры и компьютерные программы создаются для того, чтобы помогать, людям думать, действовать и учиться более эффективно. Они расширяют наши возможности и требуют от нас новых знаний и умений. Замечательные слова Крейга Барретта о том, что «Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Компьютеры не творят чудеса, но меняют наши представления о чудесном. Компьютеры лишают нашу мыслительную деятельность ореола чудесности и постоянно поднимают планку волшебного».

Чудеса и волшебство техники — это новые технологии. А новые технологии, как сказал Алан Кей, это то, чего не было в то время, когда мы родились. Изменяющаяся социальная структура информационного века, созданная «сетями производства, власти и опыта, которые образуют культуру виртуальности в глобальных потоках, пересекающих время и пространство» все чаще называется сетевым обществом, а взаимодействие в сетевых структурах – сетевым взаимодействием. Компьютеры проникают во все сферы человеческой жизни, где их появление возможно или будет возможно. Разнообразие цифровых устройств и сетевых сервисов, которые помогают вести подсчеты, писать тексты, находить книги, делать покупки, выстраивать маршруты, поддерживать отношения с другими людьми, стремительно растет. Компьютерные коммуникации сегодня формируют новое поле информационной культуры, в котором реализуется деятельность современного общества. Именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результатах процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью.

Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в жизни, легко ориентирующейся в электронной информационной среде. Вполне оправданно то, что поиск решения этих задач мы будем искать в среде информационных, компьютерных и сетевых дисциплин. Одна из основных тенденций развития образования в связи с этим состоит в пересмотре концепций организации учебной деятельности. В учебной практике процессы формирования сетевых, децентрализованных моделей сегодня еще мало заметны, но именно сетевые технологии готовят для них почву. Сегодня планка чудесного для учителя связана с созданием учебных ситуаций, когда ученики вовлекаются в совместную продуктивную деятельность в сети.

Теперь преподаватели могут оставить вчерашние чудеса компьютерным программам и сосредоточиться на волшебстве нового поколения. Сетевые волшебники первого десятилетия XXI века переходят от дизайна к метадизайну. Как пишет Дж. Фишер, современный педагогический метадизайн предполагает планирование деятельности таким образом, чтобы ученики могли выступать не только в роли пассивных читателей и зрителей, но и в роли активных создателей содержания.

В результате направленных действий разработчиков создается система, в которой читатели и зрители становятся редакторами. Повсюду на страницах Всемирной Паутины возникают кнопки с указанием «Редактировать» и другие приглашения «принять участие». Пользователи сами могут добавлять к сетевому содержанию дневники, статьи, фотографии, аудио и видеозаписи, оставлять свои комментарии, формировать дизайн своих страниц. Благодаря объединенным в сеть компьютерам люди могут творить чудеса более высокого уровня. Из среды, в которой люди получали информацию, читали новости, слушали радио, смотрели телевизор, Всемирная Паутина становится платформой, на базе которой происходит совместная деятельность. Среда обучения больше напоминает живой организм и экосистему, которая находится в постоянном развитии и складывается из действий и интересов множества участников.

Сетевое взаимодействие проявляется и в бизнесе, и в политике, и в образовании. Феномен сетевого взаимодействия таит в себе огромный потенциал, но вместе с тем пока недостаточно изучен, практика его использования подлежит дальнейшему осмыслению. В самом общем виде под «сетевым взаимодействием» понимаются разные по типу и масштабам связи между организациями и людьми в одном пространстве. Иногда под сетевым взаимодействием понимают взаимодействие посредством служб сети Интернет. Исследователи (педагоги, психологи, социологи и др.) в качестве базовых рассматривают различные элементы этого многоаспектного феномена. Под сетевым взаимодействием понимается такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообогащения друг друга в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети другими единицами. Для сетевого образования характерны «неоднородность, неправильность, ассиметрия, сложность, динамичная картина сгущений и разряжений, что свойственно живым явлениям и процессам».

Выделяются следующие показатели эффективности организации сетевого взаимодействия: независимость членов сети (свобода выбора задач, ответственность за них); множественность лидеров (лидер – носитель ресурса, актуального для работы сети, готовый использовать его на благо сети, а не только личное); объединяющая цель (индивидуальный интерес каждого члена сети, недостижимый вне сети); добровольность связей (возможность гибкого изменения структуры и состава сети, быстрого изменения объема ресурсов в сети); множественность уровней взаимодействия (каждый может взаимодействовать с каждым напрямую). Основное изменение учебного процесса связано с активным участием учеников в создании собственных материалов. «В наше время, когда картография пережила самую большую революцию за свою историю благодаря аэрофотосъемке и информатике, бесконечно отдалившись от тех примитивных карт, которые вычерчивали землепроходцы и мореплаватели, исследователи все больше нуждаются в человеке, который поддерживал бы хрупкую связь, еще соединяющую современность с предшествующими эпохами науки, которая оказывается ни чем иным, как проверенным мифом».

Благодаря развитию цифровых технологий в учебную практику приходят приборы и средства, с помощью которых ученики могут извлекать и использовать данные в ходе прогулок и путешествий. Повсеместность компьютеров и мобильные технологии позволяют включить в процесс обучения различные открытые площадки за стенами школы. Парки, площади и улицы городов теперь становятся такими же учебными аудиториями. Мы и раньше знали, что учеба происходит во всех этих местах, но теперь мы можем объединить, интегрировать их в общий учебный контекст.

Совсем недавно учебная внешкольная деятельность на природе и деятельность в компьютерных лабораториях существовали отдельно друг от друга. Школьники отправлялись на экскурсии и собирали там данные. Затем эти данные приносились в класс и использовались для построения компьютерных моделей или создания презентаций. Сегодня мобильные устройства позволяют получить исходный цифровой материал непосредственно на улицах городов. Координаты точки, цифровая фотография, аудио и видефрагменты — все это может быть записано при помощи недорогих мобильных устройств непосредственно на улицах города.

Достоинство этих приборов заключается, прежде всего, в том, что они позволяют хранить и обрабатывать информацию. Кроме того, они обеспечивают доступ к информационным системам, позволяют людям действовать и думать сообща. Учебная деятельность на улицах города с привлечением мобильных устройств может быть расширена за счет привлечения сетевых технологий.

Карты Google Maps — это веб сервис, позволяющий с помощью обычного браузера искать и просматривать карты земной поверхности. При этом предлагается выбрать одну из трех возможных картографических основ (карта, спутник, ландшафт). Этот сервис позволяет создавать собственные карты в виде слоя меток полигонов и кривых, отображаемых над одной из выбранных основ. Google Maps позволяет организовать совместную работу нескольких удаленных друг от друга авторов над одной картой, а также опубликовать карту. Каждая карта получает свой уникальный интернет адрес и может быть встроена в интернет страницу как геовиджет — изображение карты, в поле которого можно изменять масштаб и передвигаться. С помощью этого сервиса мы можем делиться своими путешествиями со всем миром.

Сервис позволяет проводить измерение расстояний между удаленными точками и использовать это при проведении исследований и при планировании походов и экскурсий.

Планета Земля Google — приложение, которое работает в качестве браузера

для просмотра различной информации о нашей планете. Принцип его действия построен на использовании фотографий со спутника. С его помощью можно получить изображение любого места на планете, а также просмотреть его под разными углами, наклонами и масштабами увеличения. С его помощью школьники могут изучать любой уголок Земного шара, измерять расстояния, создавать собственные виртуальные путешествия и обмениваться ими со своими сверстниками.

С помощью сервиса Планета Земля учащиеся могут: изучать физические и политические карты; обучаться использованию карт и навигации; визуально изучать исторические, новостные данные и результаты опросов; создавать аннотации к конкретным местам на карте и делиться ими с другими; создавать собственные трехмерные модели и накладывать их на карты; загружать информацию географического характера, созданную другими людьми.

При использовании сервиса Планета Земля самая интересная возможность кроется в связывании различной информации с географическими координатами.

И здесь кроме географии активно осваиваются история, литература, математика, биология, экология и другие предметы. Например, мы можем использовать предложенный ранее подход по расширению географической реальности историческими метками, добавляя эти метки к домам. Сервисы совместного использования и редактирования карт расширяют возможности образного мышления. Совместная работа с картами формирует информационную осведомленность и критическое отношение к представляемой визуальной информации.

Социальные сети позволяют людям находить партнеров для совместной деятельности и учебы. Участие в социальных сетях помогает определять сферу ближайших интересов, формирует навыки общественного поведения в сети и умения выстраивать рабочие группы для работы над проектами.

В образовании школьников сетевое взаимодействие проявляется в таких формах организации обучения как дистанционные курсы, сетевые образовательные программы для самообразования; сетевые тематические семинары, конференции, образовательные проекты; сетевые олимпиады, конкурсы, викторины, марафоны; сетевые консультации, видеолектории и др.

В последние годы в организации сетевого взаимодействия школьников для достижения метапредметных результатов в обучении предмета география мною были предложены обучающимся следующие виды участия .

Так, начиная с 2006 года, обучающиеся МОУ СОШ №;4 с 6 по 11 класс имеют опыт участия в заочном общероссийском дистанционном проекте «Познание и творчество» по общеобразовательным предметам всех областей и географии в том числе.

В 2011году впервые участвовали в областных и международных сетевых проектах и конкурсах по географии, в которых особенно важным становится проявление и развитие коммуникативных способностей понимания другого, открытости и терпимости к новым и многообразным точкам зрения, а также владение навыками письменного и устного общения в сети для сокращения расстояния. Команда учащиеся 6-9 классов приняли участие в Международный дистанционный проекте «Эрудит-марафон учащихся» (ЭМУ), который реализовался в несколько этап: 1.Конкурс Эрудитов; 2.Конкурс Специалистов;
3.Конкурс Творческих команд. Результативность команды школьников в данном проекте можно назвать высокой. Результаты следующие: первых мест по школе - 24; первых мест по региону-10, 83 место в общем зачете из 809 учеников.

А также учащиеся 7-10 классов приняли участие Международном интерактивном конкурсе « Колосок». Результативность средняя. Выпускники 11 классов приняли участие в дистанционной предметной олимпиаде по географии (СПГУ).

Школьная команда геоэкологического кружка« Чароит» участвовала в сетевом образовательном проекте, который проводился на базе РО ИПК и ПРО «Как у нас на Дону» /http:www.летописи.ru. Команда учащихся регистрировалась на сайте проекта, размещала материалы о своем городе.

В центре учебного процесса находятся ученики. Большая часть данных в проекте собирается участниками. Участники собирают тексты, фотографируют, делают аудио и видеозаписи. Собранный учениками материал повторно используется другими участниками проектов. Учитель осваивает новые функции. Теперь он выполняют работу стайного советника, который выстраивает и облегчает коммуникацию между участниками проекта, помогает участникам видеть и слышать друг друга, выполняет работу метадизайнера, который создает для учеников возможность действовать, творить и быть дизайнерами нового содержания и собственного знания..

Следует отметить, что ценностью сетевого взаимодействия в образовательном процессе признается свободная, образованная личность, способная сохранять свою индивидуальность и, вместе с тем, способная к сотрудничеству в рамках открытого поликультурного пространства.

Учебная деятельность не ограничена стенами школы, она вынесена на улицы городов. Это такая повсеместная школа.

Сеть перестала быть способом доставки информации, она стала местом, в котором реализуется учебная и исследовательская деятельность. Надо отметить,что весь мир и мы вместе с ним очень продвинулись в плане организации этого сетевого пространства..

Постоянная практика использования новых средств приучает нас к новому стилю поведения. Опыт использования социальных сервисов подсказывает нам педагогические и организационные решения учебных ситуаций.

Именно поэтому сетевое взаимодействие, расширяя свободу действий его участников, все чаще обнаруживается и в педагогическом взаимодействии учителя и учащихся на современном уроке.

Таким образом, сетевое взаимодействие открывает ВОЗМОЖНОСТИ для учащихся - в развитии сложных умений, таких как навыки мышления высокого уровня, творческого решения проблем, совместной деятельности и коммуникации; для учителей - в наращивании собственного педагогического опыта и мастерства; для образовательных учреждений - в объединении ресурсов для достижения новых результатов образования.

Литература.

1. Кавриловец К.В., Титовец Т.Е. Целостность человека как педагогическая категория / Педагогика, №10, 2007, С.13-20

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000

3. К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994 45. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001. 107 с.

5. Сетевое партнерство в образовании. – М.: Эврика, 2004. 144 с. – Библиотека культурно-образовательных инициатив.

6. Сэведж Чарльз. Менеджмент пятого поколения: предприятие как сеть людей. "Диджитал пресс", 1990, 262 с. (Charles M. Savage. 5th generation management: integrating enterprises through human networking)

7. Цирульников А. «Сетевое образование: контуры новой парадигмы» // Газета "Первое сентября", Издательский дом "Первое сентября", № 02, 2002

8. Чучкевич М. Основы управления сетевыми организациями. М., 1999




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!