формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Лексический материал:
Прямые и обратные слоги со звуком Л, стихотворения, речевые разминки, картинный материал.
Оборудование: Плакат со звуками, карточки с артикуляционной гимнастикой, профиль артикуляции звука, трафарет буквы, ленточки, компьютер, клей.
Ход занятия:
Орг. момент
Здравствуйте ребята!
Речёвка: «На урок звенит звонок. Все пришли сегодня в срок. Вот учитель с вами в классе – он всему научит вас. Будем заниматься и не отвлекаться».
Повторение:
Ребята, а какие вы знаете звуки? (гласные и согласные) Молодцы, давайте с вами вспомним и назовем гласные звуки. (Называем: а, о, у, ы, э, е, и, ю, я) В произношении гласных звуков у нас участвует один голос, их можно петь, произносятся они при открытом рте. А при произношении согласных появляется преграда – это губы, зубы.
Введение в тему. Прослушать стишок, определить, какой звук чаще всего звучит.
Лом ломает толстый лёд
Лом ломать не устаёт. (Звук Л)
Дети определяют тему занятия. Молодцы ребята, сегодня мы будем учиться чётко произносить звук Л в слогах, словах, слушать и находить место звука Л в слове. А также мы с вами познакомимся с буквой Л.
Артикуляционная гимнастика:
- А сейчас мы с вами вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её нашим гостям перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с а/ упражнением). Возьмите, пожалуйста, ваши зеркала.
1. Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том? В нём хозяин Язычок. Он удобно в доме лёг.
2. Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою. Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.
3. На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался.
4. А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.
Изучение нового материала
Артикуляция звука Л: Звук Л согласный, твердый. При произношении этого звука – губы растянуты, язык упирается в верхние зубы. (Показ профиля артикуляции звука). Давайте вместе и правильно произнесем звук Л.
Выделение изолированного звука из ряда других звуков
Мы гуляем по ладошке, я вам буду говорить звуки, а вы как услышите звук Л сразу остановитесь.
Упражнение на выделение звука в слогах, словах (если в слоге есть звук Л, дети хлопают в ладоши).
Да, по, лу, зы, ма, ло, ту, бо, лы, ла, ту.
Определение места звука Л в словах.
Рассадите животных по вагонам в соответствии с окошком, где звук Л в начале, середине и конце слова. (Животные: лиса, осел, верблюд.)
Физ. минутка
Поиграем мы немножко
Мы похлопаем в ладошки
Хлоп, хлоп, хлоп,
Хлоп, хлоп, хлоп!
(Хлопают после слов)
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ!
(топают после слов).
Ну вот, потопали, а теперь поработаем.
Знакомство с буквой:
На доску прикрепляется буква Л, включается компьютер, дети слушают представление буквы Л, затем выполняют задание «Найди и выдели букву».
Игра «Волшебная ленточка»
У вас на столе лежат ленточки, попробуйте составить букву Л.
Слоговая работа:
Прямые и обратные слоги: чтение и проговаривание хором. ( вывешиваются на доску)
Работа с чистоговорками: (дети слушают, потом повторяют)
Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла.
Лы-лы-лы – мы вымыли полы.
Ло-ло-ло – молоко потекло.
Лу-лу-лу – лужа на полу.
Игра «Конструирование буквы»
На столе у каждого ребенка лежит буква с незаконченными элементами, необходимо подобрать, вставить и наклеить нужные геометрические фигурки.
Домашнее задание
Подберите картинки, в которых есть звук Л.
Итог занятия:
С каким звуком мы сегодня познакомились? Вспомним слова, в которых есть этот звук.