СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал из опыта работы по теме "Развитие интереса к чтению учащихся 1 класса как залог дальнейшего успешного обучения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал был представлен на конкурс "Учитель года Курильского района -- 2012 г." Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость.

Просмотр содержимого документа
«Материал из опыта работы по теме "Развитие интереса к чтению учащихся 1 класса как залог дальнейшего успешного обучения в начальной школе"»

Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Всё чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо. Дескать, с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформулировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена. В чём же причина того, что дети лишают себя этого удовольствия? Почему о существовании "Трёх мушкетёров" они узнают по фильму, а о "Двух капитанах" и "Соборе Парижской Богоматери" - по мюзиклам? А многом другом, что заставляло нас в их возрасте забывать обо всём, они не знают вообще и никогда не смогут пересказать своим детям сюжеты Ж.Верна, М.Рида, ДЖ.Лондона, А.Н.Толстого и т.п.

1. Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, - причина семейная. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлечённого чтением, ребёнок практически никогда не берёт книгу сам. Никогда не будет читать тот ребёнок, в семье которого книг вообще нет. Практика пользования общественной библиотекой уходит в прошлое. Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребёнка. К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения.

2. А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребёнок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддаётся: не интересны ему ни Винни- Пух с Бармалеем, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии.

3. Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и такие, которые можно назвать школьными. Негативное отношение к чтению порождено элементарной «обязаловкой». Одно и то же дело может быть любимым, если оно делается без принуждения, и может превратиться в ненавистное занятие, когда его исполнения требуют.

В..Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь, а главное - развитие личности младшего школьника.

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе120 и 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение? "Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту - приблизительно, конечно. Такова закономерность.

Запишем дробь. В числителе 40000, в знаменателе 80. 40000 слов - это объём газеты на 6 страницах, а 80 слов в минуту - такую скорость имеют некоторые старшеклассники. Значит, школьник прочитает газету за 500 минут, или за восьмичасовой рабочий день.

Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Этот ученик обречён на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному - читать!

Надеяться на "авось", но то, что с годами беглость чтения придёт сама, не стоит. Первоклассники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости, они имеют практически неисчерпаемый резерв повышения техники чтения.

Чтение – сложный процесс. Взрослый, опытный читатель не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс чтения, т.к. эти действия автоматизированы; но 6-7 летний ребёнок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент представляется самостоятельным действием, нередко - очень трудным, требующим не только волевых, интеллектуальных, но даже больших физических усилий. Невозможно обучать школьников чтению, не представляя его в элементах, составляющих эти действия. Рассмотрим эти элементы.

Опытный читатель не останавливается взором на каждой букве и даже на каждом слове: в его «поле чтения» попадает сразу 2-3 слова, фиксируемые краткой остановкой глаз. Есть читатели, «поле чтения» которых значительно шире и обхватывает сразу несколько строк, даже целый абзац. Немаловажную роль играет так называемое «боковое, или дополнительное, поле чтения»: читатель видит конец предложения, абзаца, страницы – ориентируется в предстоящем тексте. Установлено, что взор читающего движется по строке рывками, останавливаясь на строчке 3-4 раза. Осознание текста происходит во время остановок. Число остановок зависит не только от опыта читателя, но и от трудности текста. Опытный читатель узнаёт слова по их общему виду. С помощью тахистоскопа установлено, что длинные и короткие знакомые слова опытный читатель читает почти с одинаковой скоростью. Но если встретится незнакомое слово, то он вынужден читать по слогам или даже по буквам, а иногда, вернувшись взором к началу слова, перечитать его снова. Хотя он не нуждается в слуховом анализаторе и предпочитает читать его про себя, но трудное слово нередко прочитывает вслух. Или хотя бы «проговаривает» без звука, т.к. для восприятия ему не хватает одного лишь зрительного анализатора. Опытному читателю незачем читать вслух: тихое чтение протекает в 1,5-3 раза быстрее громкого, понимание текста оказывается даже выше, т.к. при тихом чтении есть возможность «пробежать» глазами текст намного вперёд, вернуться к отдельным местам прочитанного, перечесть их.

Чем же отличается процесс чтения у ребёнка, начинающего обучаться грамоте?

  1. «Поле чтения» начинающего читателя охватывает всего лишь одну букву, Чтобы её «узнать», нередко он сравнивает её с другими; прочтение буквы возбуждает в нём естественное желание произнести сразу же звук, но учитель требует произносить целый слог. Следовательно, ему приходится прочесть как минимум ещё одну букву, предыдущую удерживая в памяти, он должен слить два или три звука. И здесь для многих детей кроются немалые трудности. Ведь для прочтения слова недостаточно произвести звуки, его составляющие. Процесс чтения протекает медленно, т.к. для прочтения слова нужно произвести столько актов восприятия и узнавания, сколько букв в слове, к тому же ещё нужно слить звуки в слоги, а слоги - в слова .

  2. Глаза начинающего чтеца нередко теряют строчку ,т.к. ему приходиться возвращаться, перечитывать буквы, слоги. Его взор ещё не приучен двигаться строго параллельно строчкам. Эта трудность постепенно исчезает, по мере того, как объём внимания школьника расширяется, и он воспринимает сразу целый слог или целое слово.

  3. Начинающий читатель не всегда легко понимает смысл прочитанного. Огромное внимание уделяется технической стороне чтения, каждому элементарному действию, и к тому моменту, как слово прочитано и произнесено, школьник не успевает его осознать. Понимание смысла отрывается от чтения, «узнавание» слова происходит не одновременно с его прочтением, а после. Школа уделяет огромное внимание сознательности чтения. Её повышают картинки, вопросы и объяснения учителя, наглядные пособия; способствует осознанию чтение вслух: слуховой раздражитель поддерживает зрительное восприятие слова и помогает понять его смысл. И всё же слабая сознательность чтения – одна из главных трудностей обучения грамоте.

  4. Для неопытного чтеца характерно угадывание слова либо по первому слогу, либо по картинке, либо по контексту. Однако попытки угадывать слова, хотя и приводят к ошибкам в чтении, свидетельствуют о том, что ученик стремится читать сознательно. Ошибки, вызванные догадками, исправляются немедленным прочтением по слогам, звуко – буквенным анализом и синтезом.

Наибольшей трудностью при обучении чтению считают трудность звукослияния: дети произносят отдельные звуки, а слога получить не могут.

Необходимо рассмотреть физиологическую основу этой трудности.

Речевые органы (язык, губы, нёбо, нижняя челюсть, голосовые связки) при произнесении каждого звука отдельно взятого, находятся в положении экскурсии (выхода из неподвижности), выдержки и рекурсии (покой).

При произношении двух звуков слитно, в слоге, рекурсия первого звука сливается с экскурсией второго. Следовательно, для преодоления трудностей звукослияния нужно, чтобы ребёнок произносил второй звук, не допустив рекурсии по первому звуку. Схематически это представляется так:



выдержка выдержка выдержка



покой покой покой слияние покой

произношение одного звука произношение слога

Основной и по существу единственный эффективный способ преодоления трудности звукослияния – это слоговое чтение. Установка на слог как на единицу чтения может свести к минимуму трудность звукослияния.

Как видим, процесс чтения для первоклассников – это сложный, весьма трудный процесс, элементы которого не только очень слабо связываются между собой, но и несут в себе самостоятельные, собственные трудности. Их преодоление и слияние всех элементов в сложное действие требует больших волевых усилий и значительного объёма внимания, его устойчивости.

Ключ к успеху в обучении – это развитие у ребёнка таких важнейших познавательных процессов, как восприятие, память, мышление и речь.

Такая организация учения, при которой каждый ученик включён в активную, в значительной степени – самостоятельную познавательную деятельность, разовьёт быстроту и точность восприятия, устойчивость, длительность и широту внимания, объём и готовность памяти, гибкость, логичность и абстрактность мышления, сложность, богатство, разнообразие и правильность речи.

Развитие школьника возможно только в деятельности. «То, что мы называем организацией внимания ученика, - это прежде всего организация конкретных процессов его учебной деятельности». ("Очерки психологии детей" под редакцией А.Н. Леонтьева - М.1950)

В современной школе принят звуковой аналитико – синтетический метод обучения грамоте. Специальные исследования и опыт показывают, что дети, приходящие в 1 класс. Особенно из детского сада, по своему психическому развитию готовы и к восприятию отдельных звуков, и к анализу и синтезу как мыслительным действиям. В период обучения грамоте огромное влияние уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умения различать отдельные звуки в речевом потоке, выделить звуки из слов, из слогов. Школьники тренируются в разложении слов на звуки, в выделении звука из сочетаний с различными звуками. Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке огромное количество орфограмм связано с необходимостью соотнести букву с фонемой в слабой позиции. Развитие фонематического слуха требует также весьма развитого слухового аппарата. Поэтому в период обучения грамоте необходимо проводить различные слуховые упражнения.

Осваивая навык чтения дети закономерно проходят определённые этапы, которые различаются по психологическому содержанию.

1. Овладение звуко – буквенными обозначениями.

На начальном этапе овладения чтением важную роль играет развитие у ребёнка визуальной (зрительной) и аудиальной (слуховой) памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребёнок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребёнок научиться соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.



2. Послоговое чтение.

На этом этапе важную роль играет развитие у ребёнка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления).

3. Ступень синтетического чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения. Эта ступень невозможна без развития вышеуказанных психических процессов, а также сформированности у ребёнка расширенного «поля зрения», речедвигательной системы, координации движения глаз, произвольности внимания.

Таким образом, на процесс формирования навыка чтения у детей оказывает влияние: общее психическое и физическое развитие; высокая степень развития внимания, памяти, мышления, речи. Всё это может стимулировать навык чтения и наоборот, слабое развитие одной или нескольких психических функций может тормозить успешное формирование этого навыка.
















Скачать

© 2015 242 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!