Интегрированный урок биологии и ОБЖ в 8 классе по теме:
«Первая помощь при кровотечениях»
Цель: Научить учащихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
Обучающие: Сформировать знания учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.
Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать. Способствовать повышению информационной культуры.
Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью, содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему.
Тип урока: Изучение нового материала с элементами практической работы
Форма проведения: Урок с использованием информационных технологий.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентации -2 экз., доступ к сети Интернет, карточки-задания, аптечка и подручные средства оказания первой доврачебной помощ, монекен, карточки с высказываниями мудрецов.
Время урока: 45 минут
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствие.
Мотивация на начало урока:
Нет ничего удивительного более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь.. Представьте, средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.
В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3%, в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 50% крови (2-2,5 л) - смертельна для человека.
Ребята, у вас на столах карточки, поднимите их, покажите всем. А теперь я попрошу вас встать, используя эти карточки и найти на доске необходимую информацию для ваших карточек. При этом вы можете двигаться, общаться, но помните - время ограничено.
У учащихся по две карточки :
Красного и синего цвета
Это условные обозначения артериальной и венозной крови, цвета которые используются на схемах и рисунках в биологии. Учащиеся должны ответить на вопросы «Что означают данные цвета в схемах кровообращения? Какую информацию несут данные обозначения для учащихся?»
Ответ: Красный цвет – артериальная кровь. Данная кровь насыщена кислородом.
Синий цвет – венозная кровь. Она насыщена углекислым газом.
2. На карточках изображены кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Учащиеся должны найти нужную информацию о кровеносных сосудах, используя тексты на заготовленных карточка с верной и неверной информацией.
2. Постановка целей и задач урока.
Ребята, дело в том, что кровеносные сосуды могут повреждаться при несчастных случаях, а рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.
Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (Предполагаемый ответ: Оказание первой помощи при кровотечениях)
3. Восприятие новой темы.
Слайд: Рассмотрите рисунки. Что вы видите на рисунках.
Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. Кровотечение называют наружным, если кровь поступает во внешнюю среду, и внутренним, если она поступает во внутренние полости организма или полые органы.
Давайте выясним, какие виды наружных кровотечений бывают. Для этого обратимся к тексту учебника на с.96 -97. ( 3-4 мин.) повторим информацию прошлого урока. Внимание! А теперь поступим таким образом: на столах у вас карточки с названием типов кровотечений, выбираете ту карточку, которая отражает смысл полученной вами информации в ходе повторения и озвучьте ваш выбор.(5 мин)
Ответы учащихся:
1. Капиллярное – возникает при повреждении капилляров. Кровь выступает на поверхности кожи в виде маленьких капелек.
2. Венозное – возникает при повреждении вен. Кровь течет струйкой темно-вишневого цвета.
3. Артериальное – возникает при повреждении артерий. Кровь бьет сильной пульсирующей ярко-красной струей из-за большого содержания кислорода.
4. Внутреннее – возникает при повреждении внутренних сосудов. Кровь вытекает в полость тела. В месте повреждения образуется отек или синяк, у пострадавшего наблюдается головокружение и сильная слабость.
Учитель: Ребята, первая помощь зависит от вида повреждения, который получил человек. Внимание на экран! Давайте посмотрим видеофрагменты «Оказание первой помощи при кровотечении». Внимательно смотрим и запоминаем алгоритм!
(После просмотра видеофильма)
Учитель биологии: Ребята, у вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных типах кровотечений. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем каждый участник аргументирует, почему именно эти средства выбраны. Работаем.
Закрепление. Практическая работа «Прием в травмункте» (Проводит учитель ОБЖ )
К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями, а оказывать помощь вы будете выполняя лабораторную работу на манекене.
(Учащиеся выбирают карточки и по очереди зачитывают задания. Отвечают на поставленный вопрос и оказывают первую доврачебную помощь при кровотечениях на манекене).
Задача №1: При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.
Ответ: Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.
Задача №2: Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите и окажите ПМП.
Ответ: Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки
Задача №3: Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак
Ответ: Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.
Задача №4: На уроке у учащегося вашего класса пошла кровь из носа. Как правильно оказать первую помощь при носовом кровотечении?
Ответ:
После выполнения заданий для закрепления знаний по изученной теме учащиеся выполняют тест из 10 вопросов ( Тест –презентация)
Рефлексия.
Ребята мы бы хотели обратить ваше внимание на то, что у вас на столах были не только карточки с заданиями , с которыми вы справились , но и карточки с высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:
- Познание начинается с удивления. (Аристотель)
- Как приятно знать, что я что-то узнал. (Мольер)
- Скажи мне- и я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня- и я научусь. (Конфуций)
С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность сегодня на уроке?
Заключение: Учителя прокомментировали оценки учащимся за урок и выставляют в дневники. Озвучивают задание к следующему уроку биологии : ответить на вопрос «Зачем человеку нос?»
Учитель: Знать организм человека очень нужно и важно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, правильно питаться, проявлять доброе отношение к людям. И делать это надо каждый день, каждый час, каждую минуту. Спасибо за урок! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточки для практической работы учащихся
Ситуация № 1: При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Окажите первую доврачебную помощь.
Ситуация № 2: Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Окажите первую доврачебную помощь.
Ситуация № 3: Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назовите его признаки и окажите первую помощь.
Ситуация № 4: На уроке у учащегося вашего класса пошла кровь из носа. Как правильно оказать первую помощь при носовом кровотечении?
Анализ урока
Тема и цель урока обозначены, указаны учащие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя. Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная беседа.
Индивидуальная работа.
Практическая работа.
Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера и манекена позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Урок содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию учащимся. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер. Урок является интересным, познавательным.