СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок биологии и ОБЖ в 8 классе по теме: «Первая помощь при кровотечениях»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Научить учащихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

Обучающие: Сформировать знания учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.

Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать. Способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью, содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему.

Тип урока: Изучение нового материала с элементами практической работы

Форма проведения: Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентации -2 экз., доступ к сети Интернет, карточки-задания, аптечка и подручные средства оказания первой доврачебной помощ, монекен, карточки с высказываниями мудрецов.

Время урока: 45 минут

Просмотр содержимого документа
«╨Ъ╨░╤А╤В╨╛╤З╨║╨╕ -╨╖╨░╨┤╨░╨╜╨╕╤П»



Ситуация № 1: При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Окажите первую доврачебную помощь.


Ситуация № 2: Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Окажите первую доврачебную помощь.


Ситуация № 3: Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назовите его признаки и окажите первую помощь.



Ситуация № 4: На уроке у учащегося вашего класса пошла кровь из носа. Как правильно оказать первую помощь при носовом кровотечении?

Просмотр содержимого документа
«╨г╤А╨╛╨║ ╨▒╨╕╨╛╨╗╨╛╨│╨╕╨╕ ╨╕ ╨Ю╨С╨Ц»

Интегрированный урок биологии и ОБЖ в 8 классе по теме:

«Первая помощь при кровотечениях»

Цель: Научить учащихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи.

Задачи:

Обучающие: Сформировать знания учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.

Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать. Способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью, содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему.

Тип урока: Изучение нового материала с элементами практической работы

Форма проведения: Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентации -2 экз., доступ к сети Интернет, карточки-задания, аптечка и подручные средства оказания первой доврачебной помощ, монекен, карточки с высказываниями мудрецов.

Время урока: 45 минут

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

Мотивация на начало урока:

Нет ничего удивительного более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь.. Представьте, средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.

В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3%, в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 50% крови (2-2,5 л) - смертельна для человека.

Ребята, у вас на столах карточки, поднимите их, покажите всем. А теперь я попрошу вас встать, используя эти карточки и найти на доске необходимую информацию для ваших карточек. При этом вы можете двигаться, общаться, но помните - время ограничено.

У учащихся по две карточки :

  1. Красного и синего цвета

Это условные обозначения артериальной и венозной крови, цвета которые используются на схемах и рисунках в биологии. Учащиеся должны ответить на вопросы «Что означают данные цвета в схемах кровообращения? Какую информацию несут данные обозначения для учащихся?»

Ответ: Красный цвет – артериальная кровь. Данная кровь насыщена кислородом.

Синий цвет – венозная кровь. Она насыщена углекислым газом.

2. На карточках изображены кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Учащиеся должны найти нужную информацию о кровеносных сосудах, используя тексты на заготовленных карточка с верной и неверной информацией.


2. Постановка целей и задач урока.

Ребята, дело в том, что кровеносные сосуды могут повреждаться при несчастных случаях, а рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (Предполагаемый ответ: Оказание первой помощи при кровотечениях)


3. Восприятие новой темы.

Слайд: Рассмотрите рисунки. Что вы видите на рисунках.


Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. Кровотечение называют наружным, если кровь поступает во внешнюю среду, и внутренним, если она поступает во внутренние полости организма или полые органы.


Давайте выясним, какие виды наружных кровотечений бывают. Для этого обратимся к тексту учебника на с.96 -97. ( 3-4 мин.) повторим информацию прошлого урока. Внимание! А теперь поступим таким образом: на столах у вас карточки с названием типов кровотечений, выбираете ту карточку, которая отражает смысл полученной вами информации в ходе повторения и озвучьте ваш выбор.(5 мин)

Ответы учащихся:

1. Капиллярное – возникает при повреждении капилляров. Кровь выступает на поверхности кожи в виде маленьких капелек.

2. Венозное – возникает при повреждении вен. Кровь течет струйкой темно-вишневого цвета.

3. Артериальное – возникает при повреждении артерий. Кровь бьет сильной пульсирующей ярко-красной струей из-за большого содержания кислорода.

4. Внутреннее – возникает при повреждении внутренних сосудов. Кровь вытекает в полость тела. В месте повреждения образуется отек или синяк, у пострадавшего наблюдается головокружение и сильная слабость.

Учитель: Ребята, первая помощь зависит от вида повреждения, который получил человек. Внимание на экран! Давайте посмотрим видеофрагменты «Оказание первой помощи при кровотечении». Внимательно смотрим и запоминаем алгоритм!

(После просмотра видеофильма)

Учитель биологии: Ребята, у вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных типах кровотечений. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем каждый участник аргументирует, почему именно эти средства выбраны. Работаем.


Закрепление. Практическая работа «Прием в травмункте» (Проводит учитель ОБЖ )

К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями, а оказывать помощь вы будете выполняя лабораторную работу на манекене.
(Учащиеся выбирают карточки и по очереди зачитывают задания. Отвечают на поставленный вопрос и оказывают первую доврачебную помощь при кровотечениях на манекене).

Задача №1: При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Ответ: Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2: Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите и окажите ПМП.
Ответ: Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки


Задача №3: Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак
Ответ: Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.


Задача №4: На уроке у учащегося вашего класса пошла кровь из носа. Как правильно оказать первую помощь при носовом кровотечении?

Ответ:


После выполнения заданий для закрепления знаний по изученной теме учащиеся выполняют тест из 10 вопросов ( Тест –презентация)


Рефлексия.

Ребята мы бы хотели обратить ваше внимание на то, что у вас на столах были не только карточки с заданиями , с которыми вы справились , но и карточки с высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

- Познание начинается с удивления. (Аристотель)

- Как приятно знать, что я что-то узнал. (Мольер)

- Скажи мне- и я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня- и я научусь. (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность сегодня на уроке?

Заключение: Учителя прокомментировали оценки учащимся за урок и выставляют в дневники. Озвучивают задание к следующему уроку биологии : ответить на вопрос «Зачем человеку нос?»


Учитель: Знать организм человека очень нужно и важно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, правильно питаться, проявлять доброе отношение к людям. И делать это надо каждый день, каждый час, каждую минуту. Спасибо за урок! До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ


Карточки для практической работы учащихся

Ситуация № 1: При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Окажите первую доврачебную помощь.


Ситуация № 2: Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета. Какой сосуд повреждён? Окажите первую доврачебную помощь.


Ситуация № 3: Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назовите его признаки и окажите первую помощь.

Ситуация № 4: На уроке у учащегося вашего класса пошла кровь из носа. Как правильно оказать первую помощь при носовом кровотечении?

Анализ урока


Тема и цель урока обозначены, указаны учащие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя. Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная беседа.

  • Индивидуальная работа.

  • Практическая работа.

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера и манекена позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Урок содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию учащимся. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер. Урок является интересным, познавательным.

Просмотр содержимого презентации
«╨Ю╤В╨║╤А╤Л╤В╤Л╨╕╠Ж -╨┐╤А╨░╨║╤В╨╕╨║╤Г╨╝»

РАЗДЕЛ  «Кровь и кровообращение»

РАЗДЕЛ «Кровь и кровообращение»

Что означают синий и красный цвета на биологических схемах?

Что означают синий и красный цвета на биологических схемах?

Чем насыщены артериальная и венозная кровь?

Чем насыщены артериальная и венозная кровь?

Назовите кровеносные сосуды изображенные на рисунках.

Назовите кровеносные сосуды изображенные на рисунках.

Кровеносные сосуды

Кровеносные сосуды

Кровотечение — потеря крови из кровеносной системы.

Кровотечение — потеря крови из кровеносной системы.

Первая помощь при кровотечениях

Первая помощь при кровотечениях

Виды кровотечений: А Б В

Виды кровотечений:

А

Б

В

Виды кровотечений: Артериальное А Б  Капиллярное В Венозное

Виды кровотечений:

Артериальное

А

Б

Капиллярное

В

Венозное

Определения кровотечений:

Определения кровотечений:

  • Капиллярное- кровь из раны сочится, как из «губки», при ее сжимании;
  • Артериальное- кровь из раны «бьет фонтанчиком»;
  • Венозное- кровь из раны вытекает темно-вишневого цвета струйкой.
Какие меры помощи следует применить:   - при капиллярном кровотечении ____________________________________

Какие меры помощи следует применить:

  • - при капиллярном кровотечении

____________________________________

  • - при артериальном кровотечении __________________________
  • - при венозном кровотечении ___________________________________________________________________
Какие меры помощи следует применить:

Какие меры помощи следует применить:

  • - при капиллярном кровотечении рану промывают 3%-ным раствором перекиси водорода , дезинфицируют йодом или зеленкой, накладывают марлевую повязку.
  • - при артериальном кровотечении остановить кровь, зажав сосуд или наложить жгут, закрутку выше места ранения; доставить в больницу, оставив записку с указанием времени наложения.
  • -при венозном кровотечении наложить давящую повязку, доставить в больницу .
Время наложения жгута:  Зима – ребенок 10-12 минут,  взрослый – не более 1 часа;  лето – ребенок 25-30 минут, взрослые –до 1,5 часов.  Обязательно записать точное время наложения жгута!!!

Время наложения жгута:

Зима – ребенок 10-12 минут,

взрослый – не более 1 часа;

лето – ребенок 25-30 минут, взрослые –до 1,5 часов.

Обязательно записать точное время наложения жгута!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Просмотр содержимого презентации
«╨в╨╡╤Б╤В ╨╜╨░ ╨╖╨░╨║╤А╨╡╨┐╨╗╨╡╨╜╨╕╨╡»

Тест  «Первая медицинская помощь при кровотечении»

Тест «Первая медицинская помощь при кровотечении»

1. Кровотечение, характеризующееся вытеканием крови пульсирующей струёй, имеющей алую окраску, это: А. Артериальное . Б. Венозное. В. Паренхиматозное. Г. Капиллярное.

1. Кровотечение, характеризующееся вытеканием крови пульсирующей струёй, имеющей алую окраску, это:

А. Артериальное .

Б. Венозное.

В. Паренхиматозное.

Г. Капиллярное.

2. Кровотечение, характеризующееся непрерывным вытеканием крови, имеющей темный цвет, это: А. Артериальное. Б. Венозное. В. Капиллярное. Г. Паренхиматозное.

2. Кровотечение, характеризующееся непрерывным вытеканием крови, имеющей темный цвет, это:

А. Артериальное.

Б. Венозное.

В. Капиллярное.

Г. Паренхиматозное.

3. Жгут накладывается: А. При капиллярном кровотечении. Б. При артериальном кровотечении. В. При паренхиматозном кровотечении. Г. При артериальном и венозном кровотечении.  

3. Жгут накладывается:

А. При капиллярном кровотечении.

Б. При артериальном кровотечении.

В. При паренхиматозном кровотечении.

Г. При артериальном и венозном кровотечении.

 

4. Место наложения кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении: А. На обработанную рану. Б. Выше раны на 10-15 см. В. На 15-20 см ниже раны. Г. На 20-25 см ниже раны.

4. Место наложения кровоостанавливающего жгута при артериальном кровотечении:

А. На обработанную рану.

Б. Выше раны на 10-15 см.

В. На 15-20 см ниже раны.

Г. На 20-25 см ниже раны.

5. Место наложения кровоостанавливающего жгута при венозном кровотечении: А. На обработанную рану. Б. Выше раны на 10-15 см. В. На 10-15 см ниже раны. Г. На 20-25 см ниже раны.

5. Место наложения кровоостанавливающего жгута при венозном кровотечении:

А. На обработанную рану.

Б. Выше раны на 10-15 см.

В. На 10-15 см ниже раны.

Г. На 20-25 см ниже раны.

6. На какой срок жгут накладывается летом: А. На 1 час. Б. На 1 час 30 мин. В. На 2 часа. Г. На 2 ч 30 мин.

6. На какой срок жгут накладывается летом:

А. На 1 час.

Б. На 1 час 30 мин.

В. На 2 часа.

Г. На 2 ч 30 мин.

7. На какой срок жгут накладывается зимой: А. На 1 час. Б. На 1 час 30 мин. В. На 2 часа. Г. На 2 ч 30 мин.

7. На какой срок жгут накладывается зимой:

А. На 1 час.

Б. На 1 час 30 мин.

В. На 2 часа.

Г. На 2 ч 30 мин.

8. Через сколько минут после наложения жгута его необходимо ослаблять на несколько минут :   А. 30-50 мин. Б. 30-40 мин. В. 20-30 мин. Г. 20-25 мин.

8. Через сколько минут после наложения жгута его необходимо ослаблять на несколько минут :

А. 30-50 мин.

Б. 30-40 мин.

В. 20-30 мин.

Г. 20-25 мин.

9. Самым надежным способом остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног является:   А. Наложение давящей повязки. Б. Пальцевое прижатие. В. Максимальное сгибание конечности. Г. Наложение жгута.

9. Самым надежным способом остановки кровотечения в случае повреждения крупных артериальных сосудов рук и ног является:

А. Наложение давящей повязки.

Б. Пальцевое прижатие.

В. Максимальное сгибание конечности.

Г. Наложение жгута.

10. В полевых условиях при ранении голени с сильным пульсирующим кровотечением возможно:   А. Наложить тугую повязку из чистой ткани и ваты. Б. Перетянуть бедренную артерию. В. Наложить тугую стерильную повязку. Г. Перетянуть подколенную артерию косынкой.

10. В полевых условиях при ранении голени с сильным пульсирующим кровотечением возможно:

А. Наложить тугую повязку из чистой ткани и ваты.

Б. Перетянуть бедренную артерию.

В. Наложить тугую стерильную повязку.

Г. Перетянуть подколенную артерию косынкой.

Ответы Критерий  оценки 1 – А «5» – за 10 2 - Б правильных ответов; 3 – Г «4» – за 8-9 пр. ответов; 4 – Б «3» – за 5-7 пр. ответов. 5 – В 6 – В 7 – А 8 – Б 9 – Г 10 - Г

Ответы Критерий оценки

1 – А «5» – за 10

2 - Б правильных ответов;

3 – Г «4» – за 8-9 пр. ответов;

4 – Б «3» – за 5-7 пр. ответов.

5 – В

6 – В

7 – А

8 – Б

9 – Г

10 - Г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!