СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сходство лирики Есенина и Макатаева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сходство лирики Есенина и Макатаева Когда – нибудь напишут и обо мне, Возвысят или опустят вниз. Но в спокойной могильной тишине, С поэзией я буду наедине. М.М.Макатаев Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил... С.А.Есенин Весной 1915 года(1912г. Приежает в Москву. Сначала он работает в конторе купца, затем-в типографии подчитчиком и корректором) на квартиру поэта А. Блока пришёл посититель- голубоглазый деревенский паренёк в тулупчике и тяжёлых сапогах. Впоследствии этот юноша, ставший знаменитым писателем вспоминал: «Блока я знал уже давно, - но только по книгам. Был он для меня словно икона, и...я решил: Доберусь до Петрограда обязательно его увижу. Хоть и робок был тогда, а дал себе зарок: идти к нему прямо домой. Приду и скажу: вот я, Сергей Есенин, пивёз вам свои стихи. Вам только одному и верю. Как скажете так и будет.» В дневнике Блока 9 марта 1915года появилась запись: «Днём у меня был рязанский парень со стихами... Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык». Вот так сам Есенин считал, что началась его литературная деятельность. Но его деятельность как поэта началась ещё раньше до Москвы и Петербурга в родном селе Константиново на рязанщине; красота родной степи, гоман косарей, озёрная тоска, синь упавшая в листву, зеленая прическа молодой берёзки- увиденные в детстве картины стали миром его поэтических образов, навсегда вошли в его сознание . 1 Творчество Есенина оказало большое влияние на развитие и становление казахсой поэзии. Много общего можно найти в судьбе и творчестве Есенина и Мукагали Макатаева. Мукагали, родившеся в первой половине ХХ столетия, духом и телом впитавший народные истоки стал одним из самых любимых поэтов, своеобразным символом поэтического лица нашего народа. Не зря в народе райымбековскую землю называют землёй батыров и акынов. Свободолюбивые и гордые горцы, защитившие когда-то казахскую землю от алочных и беспощадных джунгар, держали всегда в одной руке меч, а в другой домбру. И песни их величественные, подстать великому Хан-Тенгри у подножия, которого жил этот народ. Земля эта подарила миру много замечательных имен; героев, поэтов, писателей, учёных и государственных деятелей. Но одного лишь имени М.Мактаева хватило бы склонить голову перед этой щедрой на таланты, землёй. Изучая жизнь и творчество этих двух замечательных поэтов, мы много общего находим в творчестве Есенина и Макатаева. Читая Есенина и Мактаева , читаешь автобиографию души художника, видишь движение характера во времени. В творчестве этих двух великих талантов большое место занимают темы родины, темы любви, темы природы, темы одиночества. Судьбы двух талантов сложились очень трагично, как и судьбы многих поистине талантливых личностей. Оба ушли из жизни в самом расцвете жизненных и творческих сил: Одному неполных 45лет,а другому 30. Как много строк они не подарили миру? Но то, что создано ими навечно останется с нами. Никто наверное, каждому из них не предрекал при рождении столь громкой славы и всенародного признания. Поэзию они любили как свой родной язык, ародной язык, любили как поэзию. Их стихи, поэмы, рассказы написаны простым понятным языком, поэтому казахский и русский народ любят и уважают, понимают все произведения поэтов. Поэзии Есенина и Макатаева едины, их произведения бессмертны. В замечательной лирике Макатаева «С Есенинге » Макатаев сам говорит жизнь моя похожа на жизнь Есенина. Ученик читает: «С Есенинге». В данном стихотворении Макатаев делает сравнения, что они оба родом из деревни, учиться поступили в столицы республики, оба любят домашних животных, особенно собак, они оба любят свой язык, свой родной край. Есенин и Макатаев преклоняли головы перед великим талантом А.С.Пушкиным.Оба говорили о нём, как о могучем даре, который стал русской судьбой. Девочки читают стихи: «Пушкин мен ?оштасу». «Пушкину». 2 Большое место как у Есенина так иу Макатаева занимает тема Родины, тема любви, тема природы. Рязанская земля с её голубыми далями, озёрной синью навсегда остались в сердце Есенина. Инизкий дом с голубыми ставнями, и деревенский пруд, в котором отражаясь, берёзы ломались,и озёрная тоска родных полей, и синь упавшая в реку, и зелёная прическа молодой берёзки, и увиденные в детстве картины стали миром его есенинских поэтических образов, навсегда вошли в его сознание. Есенин и Макатаев воспевают родные просторы Константиново и Карасаз, свое Шалкоде. Родные просторы великих степей. Читают стихи: «Ту?ан жер» «?арасаз» «Край любимый! Сердцу снятся». «Спит ковыль» «Гой ты, Русь, моя родная» Природа и родина неразрывны в творчестве Есенина и Макатаева. Своеобразие их лирики в том, что в них передано чувство человека с природой, с её растительным и животным миром. Природа у поэтов живёт, движется, слушает, мечтает. Читают стихи: «Топи, да болота…» «К?ктемде келер» «Сыплет черёмуха снегом» В исполнении хора учеников песня: «Сарыжайлау» Чувство любви к родине связываются в сознании поэтов со светлым и поэтическим образом к женщине, чувством к матери, сестре, родным и близким. Казахстанский писатель Иван Шухов писал о матери Есенина: «Татьяна Фёдоровна была неграмотной, но многие песни сына знала наизусть. Она никогда не читала их вслух, а только пела». Татьяна Фёдоровна так сильно переживала за сына, её беспокоила неустроиная нелёгкая жизнь сына. Однаждый она сказала сыну, - «Ты для меня одно переживание, лучше бы ты не был поэтом, где нет славы, ни повышений, а лучше бы ты был пахарем». А у матери Макатаева были сказаны следующие слова о сыне, которые были очень схожие на слова матери Есенина: «Путь поэта самый трудный путь, путь переживанийгде видишь, как некоторые люди не ценят тебя, они вычёркивают написанное, критикуют произведения». Тема любви к матери ,вот самая главная тема Мактаева и Есенина. «Письмо к матери» «Анама хат» 3 Прочитать отрывок из стихотворения «Аман ба, На?а». Стихи Есенина и Мактаева посвященные матерям имеют большое воспитательное значение. Читая их лирику, мы учимся больше любить матерей, понимать и уважать их. Образ матери , сестры, дочери в творчестве поэтов занимали большое место. Для Есенина и Макатаева мать и женщина олицетворение всего самого святого, правдивости, нравственой чистоты, верности. «Майг?ліме», «В этом мире я только прохожий», «?йелдер - Ай». Песня: Отговорила роща золотая. В посоеднию поездку на Кавказ Есенин Встретил учительницу Шагандухт Нерсесовну Тальян, которую нежно полюбил. Ей посвящено одно из лучших стихотворений цикла «Персидские мотивы». «Шаганэ ты моя , Шаганэ», «Шаганэ, б?у шіркінШаганэ», Макатаев посвятил замечательные стихилюбимой подруге Фариде Онгарсыновой,которая понимала и поддерживала в трудные минуты жизни. В исполнении учительницы пения Гульжан Секербаевны «Фариза Фаризажан, Фариза ?ыз...» Не желаю, не зову, не плачу Не жалею не зову ,не плачу, Всё пройдёт, как белых яблонь дым. Увядания золотом охваченный Я не буду больше молодым. Стихи и песни о Родине, о природе, о матери, оженщинах имеют большое воспитательное значение в творчестве Есенина и Макатаева. Много общего в жизненой и творчесеой биографии поэтов. Каждый из них как бы предвидя конец всего делают итог, прощаясь с настоящим и ухода из жизни. «Досведание, друг мой досвидания», «К?кемізде», «?мір дейтін». В своих произведениях поэты избегают общих планов, при которых теряются живые, красочные детали,предпочитаютнебольшие капельки жизни показать крупным планом, что позваляет много увидеть и осмыслить. Изучая произведения мы учим детей любитьи защищать Родину, любитьприроду, любить женщин. В прозведениях поэтов мы видим настоящееи будущее. «Нивы сжаты, рощи голы» 4
Категория: Всем учителям
22.01.2015 15:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!