СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок физики 8 класс "Световые явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Световые явления»

Цели урока:  ввести понятие световых явлений; рассмотреть классификацию источников света; воспитывать творческую личность.

Задачи урока:

Образовательная: формирование устойчивого понятия световых явлений, характеристик, закономерностей;

Воспитательная:  воспитание самооценки учащихся, творческой инициативы, аккуратности, дисциплинированности;

Развивающая:  развитие интереса к предмету, логического мышления, внимания, наблюдательности;

умения работы в группе;  развитие речи с использованием физических терминов; политехническое развитие.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Оборудование: свеча, спички, лампочка,  учебник «Физика. 8 класс», компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Световые явления», файлы компьютерной поддержки  «Power Point».

План урока:

1. Орг. момент, мотивация – 3  мин.

2. Изучение нового материала – 27  мин.

3. Закрепление -10   мин.

4. Итоги урока – 5  мин.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

  Мотивация.

 Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. На уроках физики мы говорим о познании природы. Но сегодня, прежде чем изучать физические явления, давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?

Психологический тест.

Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П».

Скрестите руки на груди. Кисть какой руки оказалась сверху? Запишите.

Изобразите бурные аплодисменты. Ладонь какой руки у вас сверху?

Подведем итоги. У кого получились все «Л»? Вы соответствуете художественному типу личности. У кого все «П» - типу мыслителя. Большинство учеников вашего класса – гармонично развитые личности, которым свойственно как логическое (мыслители), так и образное (художники) мышление. Вот вы и познакомились с собой и друг с другом.  Можно переходить к познанию внешнего мира.

2. Формулировка темы и цели урока.

Запишите число и  тему урока.

 «Световые явления. Источники света.»

Что же такое свет?

Вопрос очень сложный. Недаром считается, что свет - самое тёмное пятно в физике.

 

Философы Древней Греции ответа не знали. Даже Архимед не дал объяснения, хотя и знал о законе отражения и успешно его применял.

До 16 века многие философы считали, что свет есть нечто исходящее из глаза и как бы ощупывающее предметы. Опровергнуть это утверждение оказалось очень сложно. Мы и сейчас говорим, что у человека глаза светятся.

Как же доказать, что свет в комнате не пропадает, когда мы из неё выходим? – (ответы учащихся-…  возможна фиксация с помощью видеокамеры.)

Но были и другие теории, согласно которым свет представляет собой поток вещества, исходящий от видимого предмета.

Среди этих гипотез ближе всего к современным представлениям точка зрения Демокрита.  Он считал, что свет – это поток частиц, обладающих определёнными физическими свойствами. Он писал: «Сладость существует как условность, горечь – как условность, цвет – как условность, в реальности существуют лишь атомы и пустота».   Наконец, оказалось, что сразу две теории объясняют природу света. Причём, обе теории физически обоснованы и подтверждаются экспериментами.

Сейчас ясно, что свет – это сочетание двух форм материи: вещество и поле. Эту двойственность света называют дуализмом.

Запишем определение.

 Свет – видимая часть излучения, одновременно поток частиц (фотонов) и электромагнитная волна.

По  шкале электромагнитных волн видно, что видимое излучение – это очень узкий интервал. Можно ли сделать вывод, что зрение человека очень ограниченно? (ответы учащихся – … и да, и нет, информация, получаемая глазами разумно ограничена, мозгу было бы затруднительно перерабатывать большую информацию.)

Ответ не может быть однозначным.

А сейчас рассмотрим вопросы, которые более понятны и объяснимы.

Сколько источников света вы можете назвать? (ответы учащихся - …солнце, лампа, огонь и др.).

  Источники света могут быть естественными

Приведите свои примеры. (ответы учащихся- …солнце, звёзды, молния и др.) Источники света могут быть искусственными.

Приведите свои примеры. (ответы учащихся-…лампа, огонь, и др.) Искусственные источники света могут быть тепловыми и холодными, в зависимости от того, какой процесс лежит в основе получения.

Приведите свои примеры.

Является ли Луна источником света? (ответы учащихся - ... нет.)

(12 слайд)Часто мы имеем дело с предметами, которые отражают свет, но сами источниками света не являются.

Рассмотрим опорный конспект.

Какую новую информацию вы получили со слайда? - (ответы учащихся -…что представляет собой свет, источники света делятся на естественные и искусственные, то, что Луна светится и освещает окрестность ночью, однако источником света она не является)

Тема, которую мы начали изучать, настолько обширна, что её выделяют в раздел.

Оптика – раздел физики, изучающий световые явления.

Очень часто световые явления обыгрываются в мультипликационных фильмах.

Какое явление объясняет изображение на фотографии и видеофрагмент?(ответы учащихся - …свет падает прямолинейно, если на пути падения луча находится препятствие, то от этого тела будет падать  тень)

Рассмотрим несколько новых терминов.  Запишем  их.

Закон прямолинейного распространения света.

В однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Прямолинейностью распространения света объясняются тени и полутени.

Многие из вас видели лунное затмение.

Полное солнечное затмение относится к редким явлениям и собирает множество учёных и туристов.

И ещё много и много интересных явлений, которые нам предстоит изучать. При прохождении луча под некоторым углом через границу раздела двух сред может наблюдаться разложение белого света на цветные компоненты (в спектр). Это явление называется дисперсией. Спектр был получен Ньютоном в 1666 году. Он выделил семь цветов. 

Ньютон объяснил явление радуги. (Презентация учащихся «Радуга»)

Встречали ли вы в своей жизни спектр? (ответы учащихся -…на дисках, мыльные пузыри, бензин на лужах и т.д.)

Спектр можно увидеть и на обычном лазерном диске. Спектр можно увидеть и на мыльном пузыре.

Гало - оптическое явление в атмосфере в виде светлого или радужного кольца вокруг Солнца или Луны.

Гало возникает в результате отражения и преломления света в ледяных кристаллах  высоких (перисто-слоистых) облаков или тумана.

Небо может быть  и красным, и желтым, и зеленым.

 О чём пишет Ломоносов? (ответы учащихся - … северное сияние.)

 К интереснейшим световым явлениям относятся миражи.

В горах очень редко, при стечении определённых условий, можно увидеть «искажённого себя» на довольно близком расстоянии. Объясняется это явление наличием в воздухе «стоячих» паров воды.

3. Закрепление.

1. ( слайд) перечислите естественные источники света, изображённые на экране.

2. (слайд) провести эксперимент. Задание: получить на экране тень, полутень.

3.Какие новые знания вы получили? (ответы учащихся-…учащиеся работают со схемой, построенной в ходе объяснения материала, анализируют свои полученные знания)

Итог урока. Рефлексия. Значение света в познании окружающего мира велико. Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Значение закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека. Сегодня мы познакомились со световыми явлениями и различными источниками света, на следующих уроках мы рассмотрим особенности и закономерности распространения света.

4.  

1. Домашнее задание: 1)§----, повторить основные понятия изученной темы, подобрать собственные примеры; 2) упр.----(1,2) письменно;3) подготовить фотоотчет или доклад на тему «Лунное и солнечное затмения».

2. Выставление  оценок учащимся за работу на уроке, анализ их деятельности.

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!