СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пробный вариант (тестовая часть) основного государственного экзамена 2024 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Данный тест поможет выявить уровень готовности обучающихся к сдаче выпускного экзамена по русскому языку.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Синтаксический анализ предложений.

Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения.

(1)Я обернулся, заканчивая осмотр островка,  и ахнул от изумления: метрах в сорока от меня вставал из песка замок, совсем крошечный, очень аккуратный, жмущийся к берегу и нависающий над самой водой. (2)Но у него было всё полагающееся настоящему замку: высокие стены из розового мрамора, сторожевая башня метров десяти-пятнадцати в высоту, узкие окна-бойницы, ворота из серого металла. (3)Однако это было еще не самое удивительное. (4)С трех сторон замка, обращенных к морю, ровными дугами выгибались тонкие розовые мосты. (5)Они шли над морем, поднимаясь на головокружительную высоту, и опускались на островках вдали, кажется, возле таких же замков.

(С. В. Лукьяненко.  «Рыцари Сорока Островов»)

Варианты ответов
  • Я обернулся (и) ахнул (предложение 1)
  • У него было все (предложение 2)
  • Это было (предложение 3)
  • Мосты выгибались дугами (предложение 4)
  • Они шли (и) опускались (предложение 5)
Вопрос 2

Синтаксический анализ предложений.

Прочитайте текст.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.   

(1)Я обернулся, заканчивая осмотр островка,  и ахнул от изумления: метрах в сорока от меня вставал из песка замок, совсем крошечный, очень аккуратный, жмущийся к берегу и нависающий над самой водой. (2)Но у него было всё полагающееся настоящему замку: высокие стены из розового мрамора, сторожевая башня метров десяти-пятнадцати в высоту, узкие окна-бойницы, ворота из серого металла. (3)Однако это было еще не самое удивительное. (4)С трех сторон замка, обращенных к морю, ровными дугами выгибались тонкие розовые мосты. (5)Они шли над морем, поднимаясь на головокружительную высоту, и опускались на островках вдали, кажется, возле таких же замков.

(С. В. Лукьяненко.  «Рыцари Сорока Островов»)

Варианты ответов
  • 1 предложение – бессоюзное сложное предложение, двоеточие ставится, потому что вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части
  • 2 предложение – простое предложение с обобщающим словом при однородных членах, поэтому ставится двоеточие
  • 3 предложение – односоставное безличное
  • 4 предложение – простое, ничем не осложнено
  • 5 предложение – простое, осложнено обособленным определением
Вопрос 3

Пунктуационный анализ предложений.

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. 

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

Варианты ответов
  • Дело идет к ночи – уроки еще не готовы.
  • Утомлённая работой, она начала делать уборку.
  • Только понимая болезнь, мы можем избавиться от неё.
  • Пришел июль – месяц жары.
  • На лугах, в лесах, горах – везде можно встретить это растение.
Вопрос 4

Пунктуационный анализ предложений.

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. 

Определение, которое относится к личному местоимению, всегда обособляется.

Варианты ответов
  • Дело идет к ночи – уроки еще не готовы.
  • Утомлённая работой, она начала делать уборку.
  • Только понимая болезнь, мы можем избавиться от неё.
  • Пришел июль – месяц жары.
  • На лугах, в лесах, горах – везде можно встретить это растение.
Вопрос 5

Пунктуационный анализ предложений.

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил.

Приложенние, стоящее в конце предложения, обособляется с помощью тире.

Варианты ответов
  • Дело идет к ночи – уроки еще не готовы.
  • Утомлённая работой, она начала делать уборку.
  • Только понимая болезнь, мы можем избавиться от неё.
  • Пришел июль – месяц жары.
  • На лугах, в лесах, горах – везде можно встретить это растение.
Вопрос 6

Пунктуационный анализ предложений.

Расставьте знаки препинания. Укажите значения, на месте которых должны стоять запятые.

И не вылезали до тех пор (1) пока теплая вода не стала казаться нам холодной (2) а я всерьез не испугался (3) что Рита нас не дождется (4) и мы останемся без завтрака (5) но Малёк посмотрел на солнце и уверенно сказал (6) что можно еще полчаса погреться на песке (7) поэтому мы разлеглись под розовой стеной замка (8) так (9) чтобы на голову падала тень (10) а все остальное тело загорало. 
Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
Вопрос 7

Орфографический анализ слов.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. 

Варианты ответов
  • ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНЫЙ – сложное прилагательное пишется слитно, так как образовано от словосочетания “кружить голову”
  • ОБРАЩЕННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН
  • ​​​​​​​ТАКОЙ ЖЕ – предлог ЖЕ пишется всегда раздельно
  • ВДАЛИ – пишется слитно, так как наречие
  • ПОЛАГАЕТСЯ – в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ- написание чередующейся гласной зависит от ударения
Вопрос 8

Орфографический анализ слов.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

В субботу ранн(1)м утром, ел(2)-ел(3) ощутимым за серой пеленою широкого, спокойного дождя, я пошёл в лес за грибами. Нашёлся и товарищ, молодой офицер, зять хозяйк(4) соседней дачи, который называл меня то Володей, то Сашей. Его же звали Валерой. Он снабдил меня длинной офицерской плащ-палаткой, сам тоже пр(5)крылся такой же накидкой, только с капюшоном, а обулся в резиновые рыбацкие сапоги. Не все офицеры пр(6)в(7)редливые.
Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
Вопрос 9

Основные грамматические (морфологические) нормы современного русского литературного языка.

Раскройте скобки и запишите слово «директор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Все знали, что в Москве в Промышленной академии учатся в абсолютном большинстве старые большевики, бывшие (директор) заводов, фабрик, объединений.

 

Варианты ответов
  • директора
  • директоры
Вопрос 10

Грамматическая синонимия словосочетаний.

Замените словосочетание «ахнул от изумления», построенное на основе управления,  синонимичным словосочетанием со связью примыкания. Напишите получившееся словосочетание.

Варианты ответов
  • ахнул в изумлении
  • ахнул изумленно
  • ахнул изумленный
Вопрос 11

Смысловой анализ текста.

Прочитайте текст.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

(1)Вытянув руку вперед, я медленно шел в темноте, готовый в любой момент, почувствовав под пальцами пустоту, остановиться. (2)Но мост все не кончался и не кончался, упорно поднимаясь вверх. (3)Пройдя еще немного, я понял, что беспокоился зря. (4)Инга захватила с собой фонарь. 

(5)– Это ты? – (6)Она даже не удивилась. (7)Подняла фонарь повыше, рассматривая меня. (8)Я сомневался зря, это была Инга. 

(9) – Ты не замерзла? 

(10)На Инге была темно-синяя штормовка, размера на два больше, чем следует.

(11) – Нет. 

(12)Мы замолчали. (13)Я отвел глаза от Ингиного лица, подвинул ногой фонарь, стоящий слишком близко к краю моста. (14)Как-то странно начинался у нас разговор. (15)Будь на месте Инги знакомый мне мальчишка, мы бы сейчас хохотали и орали во все горло. (16)Даже с любой из своих одноклассниц я чувствовал бы себя свободнее. (17) А с Ингой, хоть мы и дружим с самого детства, у меня уже целый год такая чертовщина. 

(18)– Удивительно, что мы попали сюда вместе, – начал я. 

(19)– Удивительно, что мы вообще здесь, – поправила Инга. 

(20)Я начал немного злиться. (21)Она что, не может хотя бы завизжать от радости, что мы встретились? (22)Стоит и смотрит поверх головы, словно ей нестерпимо скучно… (23)Я взглянул на нее. (24)И вдруг понял, что Инга вовсе не спокойная или равнодушная. (25)Она вся сжата, сдавлена какой-то болью или страхом. 

(26)– Инга… (27)Что с тобой? – растерянно спросил я. (28)Она наконец-то посмотрела мне в глаза. 

(29)– Дим… (30)Как у меня дома? (31)Родители сильно… волнуются?

(32)– Не знаю, я давно у вас не был… 

(33)– Целый месяц? 

(34)– Какой еще месяц? 

(35)Я подумал, что мать и отец Инги непременно позвонили бы моим, когда она исчезла. (36)Да и у меня спросили бы, не знаю ли я, где она может быть… 

(37)– Какой еще месяц? – переспросил я. (38)– Мы три дня назад по телефону разговаривали. (39)А у вас дома я был на той неделе, когда мы в кино ходили…

(40)– Дим, ты правду говоришь или так… чтобы я не волновалась? 

(41)– Инга, нас никто с Земли не крал. (42)С нас сняли копии. 

(43)– Значит, мы двойники? 

(44)– Ага. 

(45)Инга вдруг заулыбалась. (46)Первый раз с тех пор как мы встретились. (47)Весело и беззаботно, словно все неприятности остались позади. 

(48)– Нам от этого никакой пользы нет, – хмуро сказал я. – (49)Пусть даже наши двойники дома, но мы-то здесь! 

(50)Она негромко произнесла: 

(51)– Как это «пусть даже»… (52)А родители? (53)Тебе их не жалко? 

(54)Я почувствовал, как краснею.  (55)А Инга на глазах становилась прежней. (56)Улыбка ее стала задорной и немного хитрой. 

(57)– Димка, я так рада, что ты сюда попал… 

(58)– Спасибо. 

(59)Мы засмеялись. (60)Инга сказала: 

(61)– Теперь можно придумывать, как отсюда сбежать. 

(62)– Как? 

(63)– Ну, в принципе есть всего два пути, – разъяснила она. – (64)Или завоевать все острова… 

(65)– Не получится. 

(66)– Или разыскать пришельцев и всыпать им. 

(67)Я закашлялся, сдерживая хохот.

(68) –  Ин… (69)Инга… (70)Ты гений. (71)Всыпать… (72)Именно всыпать. (73)Ты еще не пробовала этим заняться?

(74) – Нет, – очень спокойно ответила она. – (75)Я старалась не рисковать. (76)Я же не знала, что дома осталась другая Инга. 

(77)Она сказала это твердо, как бы все объясняя. (78)И по этой твердости я понял – уж теперь-то она не будет «стараться». 

(79)– Инга, но если с нами что-то случится здесь, то… случится по-настоящему. (80)Мы другие люди, не те, которые остались дома. (81)Ты не боишься? 

(82)– Чего? (83)На Островах нет никого старше семнадцати лет. (84)Мы сможем прожить года три-четыре, а потом… 

(85)Она замолчала. (86)Тряхнула головой, отбрасывая с глаз челку. 

(87)– Меня это не устраивает. 

(88)Секунду я с удивлением смотрел на нее. (89)Она смелая девчонка, но именно девчонка. (90)И склонности к подобным авантюрам у нее никогда не было. (91)Нет, месяц на острове не прошел для нее бесследно. 

(92)– Инга, мы попробуем. (93)Или завоюем… или всыплем. 

(94)– Но тогда нам нужно действовать в полной тайне.

 

(По С.Лукьяненко)

Серге́й Васи́льевич Лукья́ненко (род. 11 апреля 1968 года, Каратау, Казахская ССР) — русский писатель-фантаст. 

Варианты ответов
  • На Островах нет никого старше 17 лет.
  • Инга старалась не рисковать, потому что переживала о родителях.
  • Инга находится на Островах уже целый месяц.
  • Инга и герой-рассказчик являются братом и сестрой.
  • Рассказчик разговаривал с Ингой неделю назад по телефону.
Вопрос 12

Основные выразительные средства лексики и фразеологии (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, гиперболы и др.).

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

Варианты ответов
  • (15)Будь на месте Инги знакомый мне мальчишка, мы бы сейчас хохотали и орали во все горло.
  • (56)Улыбка ее стала задорной и немного хитрой.
  • (10)На Инге была темно-синяя штормовка, размера на два больше, чем следует.
  • (35)Я подумал, что родители Инги непременно позвонили бы моим, когда она исчезла.
  • (24)И вдруг понял, что Инга вовсе не спокойная или равнодушная.
Сохранить у себя:

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!