СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ МОДУЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внедрение новых модулей обучения в практику преподавания и обучения.

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».

Г. Зиммель

С рождения и до достижения школьного возраста, ведущей для ребенка является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют общество сверстников – партнеров по игре. Об этом заботятся родители и воспитатели. Общение со сверстниками создает условия для развития творческого начала в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своей позиции. Создаются условия для самовыявления ребенка, а значит для его самопознания и самооценки. Далее в жизни ребенка происходят очень важные перемены: он становится школьником. Идет в школу - его притягивает новизна. Что же происходит в школе? Детей рассаживают за удобные современные парты, запрещают разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называют «подсказкой и списыванием». И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников и нормального развития. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничая друг с другом. В результате получается, что мы лишаем детей возможности нормального развития, так как лишаем возможности общения. Поэтому учитель на современном этапе должен организовать сотрудничество детей, помочь им во взаимодействии. Таким образом, обеспечить условия для зарождения инициативности самого ребенка.

Другими словами, одним из приоритетов системы образования должно стать достижение нового образовательного результата – формирование ключевых компетентностей учащихся.

«Быть компетентным» означает умение применить полученные знания и опыт в конкретной ситуации, умение выйти за пределы этой ситуации, действовать самостоятельно.

Организации преподавания и обучения по "новому» обучаются на курсах 3 (базового) уровня в рамках повышения квалификации казахстанских педагогов в новом формате на основе лучшей мировой практики, инициированного Министерством образования и науки Республики Казахстан. «Ожидаемыми результатами данной Программы является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях».

Имея немалый педагогический стаж работы, я не задумывалась о том, что в корне можно изменить «стиль» работы. Раньше особой подготовки я не осуществляла: писала планы, используя в основном только материалы учебника и материалы из дополнительной литературы. С внедрением программы семи модулей в практику, подготовка к одному уроку занимает у меня немало времени. Очень серьезно отношусь к подбору заданий, черпаю материал из реальной жизни, из Интернета.

Раньше каждый урок начинался с приветствия, отчета дежурного, ознакомления с новой темой и далее по шаблону плана. Сейчас же использование идеи модуля «обучение тому, как обучаться», или процесса формирования метапознания опираюсь на то, чтобы учащиеся могли продолжить обучение самостоятельно. Создать коллаборативную среду, позволяют использование тренингов, позитивчиков, физминуток успешно активизировать детей на учебную деятельность, причем поддерживать ее на протяжении всего урока. Такая форма организации урока ребятам очень нравится, здесь они могут раскрепоститься и почувствовать себя свободней и в классе создается атмосфера доверия, сотрудничества и взаимодействия, что является фундаментом для сплочения коллектива. Каждый из нас обладает индивидуальностью, и мы должны общаясь с детьми, учитывать этот факт и создать все условия, чтобы наши ученики чувствовали себя на уроке комфортно и спокойно, не подвергаясь стрессовым ситуациям, что немаловажно для здоровьесбережения.

Зачастую, мы закрывали глаза на то, что дети любят поговорить и строили свой урок в основном на монологической речи, где учитель большую часть урока говорит сам, объясняет новый материал, а ученики просто слушали и зачастую не слышали. Сейчас же я стараюсь планировать урок так, чтобы дать ученикам возможность больше и самостоятельно работать: определять тему урока, цели и задачи, ставить перед собой вопросы и находить на них ответы,  вступать в диалог используя при этом вопросы «высокого порядка», головоломки, логические задания, ребусы, приемы «Джиксо2», «Карусель», «Синквейн». И при этом вести себя в качестве наблюдателя, чтобы в дальнейшем дать характеристику работе одноклассника, одногрупника, для дальнейшего анализа, взаимооценивания.

Для меня такие формы работы, как работа в группе, в паре стала новым видом работы, в своей прошлой практике я очень редко использовала такой вид работы. Работа в группе позволяет ученикам сблизиться, учит умению слышать и слушать собеседника, учит взаимодействию, взаимообучению, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики приходят к единому мнению. Обучение учащихся составлению ментальной карты, показало насколько у ребята развито мышление, фантазия, выявление в классе  учащихся, обладающие художественными способностями. Правильно подобранные тренинги позволяют узнать о том, что в данном классе обучаются учащиеся имеющие тягу к музыке, к технике, к футболу и т.п.

 Использование на уроках групповую работу дает возможность вырабатывать в учащихся  лидерские качества, ребята учатся выступать возле доски, защищая групповую работу в качестве спикера.

Хочу обратить внимание коллег на то, «изжитое» мнение о том, что «учитель лучше знает, что нужно ученику», я могу сказать следующее, мое мнение поменялось, когда я узнала об идеи модуля «обучение тому, как обучаться» «Голос ученика». Эту идею нужно использовать почти постоянно, потому что она позволяет  узнать, что ученики думают о происходящем на уроке, каким бы они хотели видеть следующий урок. Для данной работы  применяются вопросники, листы ЗХУ, анкетирования, «я хочу сказать..», «Моё пожелание». Когда ученики видят, что мы действительно прислушаемся к их мнению, это вызывает у них массу положительных эмоций. Использование проекта «Голос ученика» вызывает позитивное отношение не только к обучению, но и к школе в целом. Также данная идея позволяет установить доверие между учителем и учениками.

Мнение о том, что «все дети делятся на слабых и сильных» исчезает в корне, совершенно по-другому смотришь на детей, ведь каждый ученик уникален, и не каждый способен быть учёным, профессором. В ходе урока, зачастую, мы допускаем ошибки, опираясь только на «сильных» учеников, а те, у которых  низкая мотивация к обучению, просто отсиживаются, необходимо правильно найти подход к ученику, чтобы он смог раскрыть себя и показать свои возможности, нужно помочь ему создавая благоприятные условия, применяя при этом уровневые задания, несложные вопросы, метод «карусель».

Существование стереотипов: «ученик не должен ошибаться», «учитель знает материал лучше ученика» и «результат обучения-оценка» должно остаться за чертой прошлого. Я могу сказать, что в преодолении этих стереотипов огромную  помощь оказывает модуль «оценивание обучения и оценивания для обучения», то есть, использование суммативного и формативного оценивания, причем в данном оценивании участвует и сам ученик, и его одноклассники. Техника формативного оценивания позволяет  узнать, насколько  ученики восприняли пройденный материал, на какой стадии понимания они находятся в своем обучении.  Умение выслушивать учеников до конца, не перебивая, давая ему возможность высказать свою мысль, и при неверном ответе с помощью наводящих вопросов и поддержкой со стороны одноклассников подвожу его к правильному ответу. Раньше я не обращала внимание на то, что ребенка можно просто поблагодарить за ответ, похвалить, поощрить, и увидеть, как меняется настроение у ребенка, что найдя в его ответе, выделив какую то верную мысль, сконцентрировав на ней весь класс, поднимаешь его самооценку. В результате получаешь стремление учащегося учиться, познать неизведанное, быть лучше, активнее.  Я узнала о таком умении, как умение выдерживать паузу. Зачастую, мы можем на лету схватить недосказанную мысль ученика и дополнить ее, увеличивая темп урока, но тем самым порождая неуверенность у учащихся. Но если мы хотим услышать голос своих учеников, нам нужно учиться владеть собой и дать возможность ученикам свободно излагать свои мысли. Также при ответе учащихся нужно давать им время на обдумывание, не стоит торопить ребенка, ведь все дети очень разные и у них разный темп мышления. Кто-то выкрикивает сразу ответ, кому-то надо время, чтобы подумать. Поэтому при выполнении какого-либо задания, нужно четко проговаривать время, выделенное на него, чтобы дать всем ученикам обдумать ответ на поставленный вопрос и тем самым вырабатывать точность ориентации во времени. Изучив модуль «развитие критического мышления», я поняла, для того, чтобы ученик смог научиться говорить, грамотно излагать свои мысли, научился анализировать, аргументировать свои ответы, приводить доказательства, надо планировать вопросы «высокого порядка», которые приведут к пробуждению всех мыслительных процессов у ребенка. 

Являясь учителем информатики и постоянно в работе используя компьютер и интерактивную доску, я могу разнообразить урок лишь тем, что давать возможность детям использовать Интернет, работать с информацией на школьном сайте. Расширять знания и умения  учащихся при использовании ИКТ не только на уроках информатики, но и на других предметах, подводя детей к тому, что информатика это  предмет, знание которого необходимо всю жизнь ведь мы живем в веке новых технологий. 

 Использование новых подходов в обучении и преподавании положительно влияют на учебную и эмоциональную сферу детей. Активное участие учащихся в процессе урока позволяет раскрыть детей по-новому. Во-первых, ученики открыты для применения новых форм работы, они идут на сотрудничество, хотя им и не привычно, но они готовы к внедрению методов самообучения и самооценивания. Во-вторых,  они будут трудиться в разных социальных формах (работать в парах и в группах). В третьих-договариваться между собой, слушать друг друга,  добывать знания самостоятельно, рефлексировать, консультироваться друг с другом, оценивать себя и своих одноклассников и ученики станут более уверенными и сильными, а значит–успешными.

В чем заключается роль учителя? Так как на сегодняшний день целью образования провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать. Роль учителя заключается в осуществлении скрытого управления процессом обучения, то есть на уроке учитель –фасилитатор - человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности. Задача учителя–создание  коллаборативной среды,  способствование комфортной  атмосфере, сплочению группы и плодотворному обсуждению. В ходе этого управления учитель  консультирует учащихся, стараясь направить их, наблюдать, то есть учить тому, как учиться. В заключение хочу сказать, что я с огромным удовольствием и желанием работаю по данной программе, вижу успехи учеников, изменения в них, желание учиться, осваивать новое.

Учитель информатики Буландинской средней школы Оспанова Гульжамиля Ертаевна

Категория: Информатика
10.01.2015 16:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!