Тема:Карта обследования младшего школьника с нарушением зрения в условиях общеобразовательной школы.
План лекции:
Что такое зрительное восприятие?
Цели, задачи планируемой диагностики.
Описание методики данной диагностики.
Данные медицинской статистики, свидетельствуют о неуклонном росте количества детей, имеющих нарушения зрения. Данная ситуация может быть обусловлена увеличением зрительной нагрузки в процессе перехода начальной школы на ФГОС второго поколения, недостаточным уровнем организации офтальмогигиенических условий обучения, отсутствием необходимой психолого - медико - педагогической поддержки детей с ОВЗ. Исходя из этого, проблема охраны и развития зрения детей в условиях школьного обучения выходит на первый план в организации здоровьесберегающей образовательной среды.
В настоящее время в условиях обновление современного образования, начальной школы огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего на развитие способностей учащихся. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.
В многочисленных психолого – педагогических исследованиях зрительное восприятие рассматривается как сложный, многоуровневый системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функцию в поведении человека, связанный с обнаружением объекта, выделением и различием его признаков: яркости цвета, формы, величины. Расположения в пространстве, ориентации его отдельных деталей. В результате соотношения комплекса признаков, их мыслительного анализа и синтеза формируется зрительный образ.
Важно помнить о том, что зрительное восприятие – это процесс построения образа и процесс оперирования имеющимися образами. Важнейшей составной частью каждого акта восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук). Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) или полному выпадению зрительных ощущений. Изменения в сфере ощущений должны отразиться на восприятии объектов и явлений окружающего мира.
В норме–формируется зрительный тип восприятия. Доминирование зрения настолько прочно, что даже серьёзные нарушения его функций, какие встречаются у слабовидящих, не влекут за собой изменение типа восприятия. Как и в норме, у них зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.
Только при тотальной слепоте доминирующее положение занимает кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия.
Нарушения зрения в раннем школьном возрасте разнообразны по клиническим формам, степени выраженности дефекта, структуре нарушенных функций. Основной контингент общеобразовательных школ составляют дети с основными нарушениями зрительной функции(косоглазие, амблиопия, миопия, гиперметропия, астигматизм). Педагогу необходимо знать и помнить о том, что имеющиеся у ребенка нарушения зрения, оказывают негативное влияние на зрительный процесс, что проявляется в снижении количества и качества воспринимаемой информации из окружающей действительности.
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка-дошкольника. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия. Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развития зрительного восприятия не имеют четких количественных и возрастных нормативов, что не позволяет применять их широко в практической работе: при диагностике функционального развития и разработке мер специфической коррекции.
Таким образом, эффективность работы учителя определяется наличием достаточных знаний об учениках, с которыми ему предстоит работать.
В основу содержания карты обследования лежит диагностика изучения динамики развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения, разработанная в РГПУ им. Герцена на факультете коррекционной педагогики Л.В. Фомичева, Е.В.Замашнюк.
Цель данной методики: определение индивидуальной траектории развития младшего школьника на основе исследования зрительного восприятия.
Задачи:
Заранее спрогнозировать возникновение трудностей в обучении;
Определить причины имеющихся или намечающихся трудностей;
Своевременное устранение трудностей в обучении;
Получение материала для разработки индивидуальной коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.
Приступая к данной диагностике уровня, педагог должен подробно ознакомиться с медицинской и педагогической документацией на каждого ребёнка.
К важнейшим показателям зрительного восприятия позволяющим выявить причины трудностей, возникающих у детей с нарушением зрения в процессе осуществления различных видов умственной деятельности, можно отнести 5 модулей исследования:
Общие сведения о ребенке;
Уровень сенсорной готовности ребёнка
Исследование уровня восприятия цвета
Исследование уровня восприятия формы
Исследование уровня восприятия величины;
Уровень зрительно-моторной координации;
Исследование зрительно-пространственного восприятия;
Исследование восприятия сюжетной картины;
Исследование восприятия сложной формы.
Таким образом, методика по оценке уровня развития зрительного восприятия зрительного восприятия включает диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень зрительных функций.
Первый модуль направлен на выявление уровня сенсорной готовности к обучению, сформированности умений, связанных с работой зрительного анализатора. Этот модуль включает в себя следующие задания: выделение предметов определенного цвета, размера, формы из окружающей действительности. Вариаций заданий огромное множество, которые Вы можете придумать самостоятельно. Анализ <выполнения ><заданий ><><><><><позволяет ><выявить ><детей ><с ><высоким, средним, низким ><уровнем ><сен><сорной ><готовности ><к >< ><обучению.
Данный четвертый этап диагностического исследования по оценке уровня развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения функционального характера должен быть направлен на выявление уровня развития восприятия изображений сложной формы.
В целях оценки уровня развития восприятия изображений сложной формы можно использовать задания двух видов:
? задания на конструирование образца из геометрических фигур (например, собаки);
? задания на составление целого из частей предметного изображения, например, изображения человека (изображение может быть разрезано по горизонтали и вертикали на 8 и более частей.
Пятый этап диагностического исследования по оценке уровня развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения должен быть направлен на выявление уровня восприятия сюжетной картины. Предъявляемая наглядность должна соответствовать как возрасту испытуемых, так и их зрительным возможностям. В целях оценки уровня развития восприятия сюжетной картины детьми с нарушениями зрения можно предложить вопросы, направленные: