СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Карта обследования младшего школьника с нарушением зрения в условиях общеобразовательной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Карта обследования младшего школьника с нарушением зрения в условиях общеобразовательной школы.

План лекции:

  1. Что такое зрительное восприятие?

 Цели, задачи планируемой диагностики.

  1. Описание методики данной диагностики.

 

           Данные медицинской статистики, свидетельствуют о неуклонном росте количества детей, имеющих нарушения зрения. Данная ситуация может быть обусловлена увеличением зрительной нагрузки в процессе перехода начальной школы на ФГОС второго поколения, недостаточным уровнем организации офтальмогигиенических  условий обучения, отсутствием необходимой психолого - медико - педагогической поддержки детей с ОВЗ. Исходя из этого, проблема охраны и развития зрения детей в условиях школьного обучения выходит на первый план в организации здоровьесберегающей образовательной среды.

     В настоящее время в условиях обновление современного образования, начальной  школы огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего на развитие способностей учащихся. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.

    В многочисленных психолого – педагогических исследованиях зрительное восприятие рассматривается как сложный, многоуровневый системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функцию в поведении человека, связанный с обнаружением объекта, выделением и различием его признаков: яркости цвета, формы, величины. Расположения в пространстве, ориентации его отдельных деталей. В результате соотношения комплекса признаков, их мыслительного анализа и синтеза формируется зрительный образ.

Важно помнить о том, что зрительное восприятие – это процесс построения образа и процесс оперирования имеющимися образами. Важнейшей составной частью каждого акта восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук). Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) или полному выпадению зрительных ощущений. Изменения в сфере ощущений должны отразиться на восприятии объектов и явлений окружающего мира.

     В норме–формируется зрительный тип восприятия. Доминирование зрения настолько прочно, что даже серьёзные нарушения его функций, какие встречаются у слабовидящих, не влекут за собой изменение типа восприятия. Как и в норме, у них зрительно-двигательно-слуховой тип восприятия.

     Только при тотальной слепоте доминирующее положение занимает кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия.

   Нарушения зрения в раннем школьном возрасте разнообразны по клиническим формам, степени выраженности дефекта, структуре нарушенных функций. Основной контингент общеобразовательных школ составляют дети с основными нарушениями зрительной функции(косоглазие, амблиопия, миопия, гиперметропия, астигматизм). Педагогу необходимо знать и помнить о том, что имеющиеся  у ребенка нарушения зрения, оказывают негативное влияние на зрительный процесс, что проявляется в снижении количества и качества воспринимаемой информации из окружающей действительности.

     Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка-дошкольника. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия. Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развития зрительного восприятия не имеют четких количественных и возрастных нормативов, что не позволяет применять их широко в практической работе: при диагностике функционального развития и разработке мер специфической коррекции.

    Таким образом, эффективность работы учителя определяется наличием достаточных знаний об учениках, с которыми ему предстоит работать.

   В основу содержания карты обследования лежит диагностика изучения динамики развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения, разработанная в РГПУ им. Герцена на факультете коррекционной педагогики Л.В. Фомичева, Е.В.Замашнюк.

     Цель данной методики: определение индивидуальной траектории развития младшего школьника на основе исследования зрительного восприятия.

Задачи:

  1. Заранее спрогнозировать возникновение трудностей в обучении;
  2. Определить причины имеющихся или намечающихся трудностей;
  3. Своевременное устранение трудностей в обучении;
  4. Получение материала для разработки индивидуальной коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.

    Приступая к данной  диагностике уровня, педагог должен подробно ознакомиться с медицинской и педагогической документацией на каждого ребёнка.

К важнейшим показателям зрительного восприятия позволяющим выявить причины трудностей, возникающих у детей с нарушением зрения в процессе осуществления различных видов умственной деятельности, можно отнести 5 модулей исследования:

 

Общие сведения о ребенке;

  1. Уровень сенсорной готовности ребёнка
  • Исследование уровня восприятия цвета
  • Исследование уровня восприятия формы
  • Исследование уровня восприятия величины;
  1. Уровень зрительно-моторной координации;
  2. Исследование зрительно-пространственного восприятия;
  3. Исследование восприятия сюжетной картины;
  4. Исследование восприятия сложной формы.

      Таким образом, методика по оценке уровня развития зрительного восприятия зрительного восприятия включает диагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень зрительных функций.

Первый модуль направлен на выявление уровня сенсорной готовности к обучению, сформированности умений, связанных с работой зрительного анализатора.   Этот модуль включает в себя следующие задания: выделение предметов определенного цвета, размера, формы из окружающей действительности. Вариаций заданий огромное множество, которые Вы можете придумать самостоятельно. Анализ <выполнения ><заданий ><><><><><позволяет ><выявить ><детей ><с ><высоким, средним, низким ><уровнем ><сен­><сорной ><готовности ><к >< ><обучению.

      Таким ><образом, ><анализ ><результатов, ><полученных ><на ><первом ><этапе ><диагностического ><исследования, ><дает ><возможность ><ре­><шить ><вопрос ><о ><необходимости, ><объеме ><и ><содержании ><коррек><ционной ><работы ><по ><повышению ><уровня ><сенсорной ><готовно­><сти ><младших ><школьников ><с ><нарушениями ><зрения.

Второй модуль ><диагностического ><исследования ><по ><оценке ><уровня ><развития ><зрительного ><восприятия><>< ><на­><правлен ><на ><выявление ><уровня ><развития ><зрительно-моторной ><координации ><младших ><школьников ><с ><нарушением ><зрения. ><Оценка ><данной ><функции ><зрительного ><восприятия ><чрезвы­><чайно ><важна, ><так ><как ><низкий ><уровень ><развития ><зрительно-><моторной ><координации ><отрицательно ><влияет ><на ><способность ><ребенка ><с ><нарушениями ><зрения ><овладеть ><процессами ><чтения ><и ><письма.>

<В ><целях ><выявления ><уровня ><развития ><зрительно-моторной ><координации целесообразно  ><использовать ><субтест, ><взятый ><из ><методи­><ки ><М. ><М. ><Безруких ><и ><Л. ><В. ><Морозовой.

При ><обработке ><результатов ><диагностики ><><необходимо ><использо­><вать ><критерии ><оценки ><уровня ><развития ><зрительно-моторной ><координации, ><адаптированные ><для ><детей ><с ><нарушением ><зрения.

Таким образом, получен­><ная ><информация ><позволяет ><наметить ><пути ><и ><приемы ><кор><рекционной ><работы ><путем ><включения ><в ><индивидуальную ><коррекционную ><программу ><заданий, ><позволяющих ><нивели­><ровать ><эти ><недостатки. ><Например, ><если ><диагностическое ><><исследование ><обнаружило, ><что ><ребенок ><испытывает ><сложно­><сти ><при ><выполнении ><действий, ><связанных ><с ><умением ><не ><вы><><водить ><свою ><линию ><за ><ограничительные, ><то ><в ><индивидуаль­><ную ><коррекционную ><программу ><по ><развитию ><зрительного ><восприятия ><должны ><быть ><включены ><различные ><задания, ><обеспечивающие ><формирование ><и ><закрепление ><данного ><на­><выка ><(работа ><с ><внутренним ><контуром ><трафаретов, ><штриховка, ><закрашивание ><и ><т. ><п.).

В ><ходе ><этоготретьего ><этапа ><диагностического ><исследования ><не­><обходимо ><выявить ><уровень ><развития ><зрительно-пространст­><венного ><восприятия ><младших ><школьников ><с ><нарушением ><зрения. Оценка ><данной ><функции ><зрительного ><восприятия ><чрез­><вычайно ><важна, ><так ><как, ><с ><одной ><стороны, ><от ><ее ><развития ><во ><многом ><зависит ><успешность ><овладения ><навыками ><чтения ><и ><письма, ><а ><с ><другой ><позволяет ><косвенно ><судить ><об ><уровне ><раз­><вития ><зрительной ><памяти ><младшего ><школьника ><с ><наруше­><нием ><зрения. ><Современными ><экспериментальными ><иссле­><дованиями ><доказано, ><что ><низкий ><уровень ><развития ><зритель­><но-пространственного ><восприятия ><чаще ><всего ><встречается ><у ><детей ><в ><комплексе ><с ><низким ><уровнем ><развития ><зрительной ><памяти ><и ><обусловливает ><возникновение ><сходных ><труднос­><тей.

<Таким ><образом, ><анализ ><данных, ><полученных ><на ><этом ><этапе ><диагностического ><исследования, ><позволяет:>

  1. <определить ><><><уровень ><развития ><зрительно-моторного ><восприятия ><каждого ><ребенка;>
  2. выделить <><><><параметры ><в ><структуре ><вос­><приятия, ><которые ><требуют ><коррекции;>
  3. <><><наметить ><><пути ><фронтальной, ><групповой ><и ><индивидуальной ><коррекци><онной ><работы;>
  4. <><><><><><><спрогнозировать ><возможность ><появления ><у ><детей, ><обнаружив­><ших ><низкий ><уровень ><развития ><зрительно-пространственного> <восприятия, ><определенных ><трудностей ><в ><ходе ><образовательно­><го ><процесса, таких как:><><><><>
  • <плохое ><запоминание ><конфигурации ><букв ><при ><чтении ><и ><соответственно ><медленный ><темп, ><угадывание ><букв, ><воз­><вратные ><движения ><глаз;>
  • <плохое ><выделение ><геометрических ><фигур ><(букв, ><цифр), ><замена ><сходных;>
  • <сложности ><в ><формировании ><зрительного ><образа ><буквы, ><цифры, ><графического ><элемента ><(нарушение ><соотноше­><ния ><элементов), ><неразличение ><сходных ><по ><конфигура­><ции ><букв, ><цифр, ><написание ><лишних ><и ><недописывание ><необходимых ><элементов ><букв, ><цифр;>
  • <зеркальное ><написание ><букв, ><цифр;>
  • <неточное ><копирование ><букв, ><цифр.>

   Данный четвертый этап диагностического исследования по оценке уровня развития зрительного восприятия младших школьников с нарушениями зрения функционального характера должен быть направлен на выявление уровня развития восприятия изображений сложной формы.

В целях оценки уровня развития восприятия изображений сложной формы можно использовать задания двух видов:

?  задания на конструирование образца из геометрических фигур (например, собаки);

?  задания на составление целого из частей предметного изображения, например, изображения человека (изображение может быть разрезано по горизонтали и вертикали на 8 и более частей.

Пятый этап диагностического исследования по оценке уровня развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением зрения должен быть направлен на выявление уровня восприятия сюжетной картины. Предъявляемая наглядность должна соответствовать как возрасту испытуемых, так и их зрительным возможностям. В целях оценки уровня развития восприятия сюжетной картины детьми с нарушениями зрения можно предложить вопросы, направленные:

• на выявление содержания картины;

• на выявление адекватного восприятия персонажей;

• на понимание причинно-следственных связей и др.

   Таким образом, полученные ><данные ><вооружают ><педагога ><ин­><формацией ><об ><уровне ><готовности детей ><к ><обучению, ><><><><><><в ><ряде ><случаев ><они ><могут ><оказать ><помощь ><в ><обнаружении ><сопутствующих ><нарушений ><развития. ><Результаты ><диагностики ><уровня ><развития ><зрительного ><восприятия ><дают ><возможность ><личностно ><ориентировать ><коррекционно-образовательный ><процесс ><по ><развитию ><зрительного ><восприятия. ><Учет ><полученных ><в ><ходе ><диагностического ><исследования ><данных, ><с ><одной ><стороны, ><позволяет ><ориентировать ><программу ><по ><развитию ><зрительного ><восприятия ><на ><уровень ><развития ><класса, ><а ><не ><на ><«средний» ><уровень ><развития, ><а ><с ><другой ><— ><со­><здавать ><индивидуальные ><коррекционные ><программы, ><на­><правленные ><на ><коррекцию ><конкретных ><недостатков ><зритель­><ного ><восприятия ><каждого ><ученика.>

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!