СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в начальной школе 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка (развитие речи) в 4 классе

 

Тема урока: Обучение сжатому изложению текста – повествования «Старый пень»

 

Задачи урока:  1. развивать у обучающихся личностные универсальные учебные действия (далее -УУД): оценивать свои и чужие поступки ("стыдно", "честно", "поступил правильно" и др.) и мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами морали; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность; 

2.развивать у обучающихся регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности (удерживать цель деятельности до получения ее результата; работать по алгоритму; анализировать эмоции, полученные от результата деятельности); формировать умения контрольно-оценочной деятельности (оценивать результаты деятельности (чужой, своей); анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос "чего я не знаю и не умею?"); 

3.развивать у обучающихся познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выделять общее и частное в изучаемых объектах; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами; 

4.развивать у обучающихся коммуникативные УУД: работать с текстом (воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, составлять план текста, пересказывать по плану, воспроизводить текст); организовывать продуктивное сотрудничество (работать в парах, в группах;  выслушивать мнение собеседника, задавать вопросы на понимание); составлять небольшие устные монологические высказывания, "удерживать" логику повествования, приводить убедительные доказательства; писать изложение, используя информацию, полученную в ходе парной, коллективной и групповой работы. 

Оборудование: презентация, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук; плакат «Лесная газета», карточки: «редактор», «корреспондент», «корректор», «художник»; раздаточный материал: текст изложения, орфографическое задание, алгоритм выполнения задания; нумерация групп, словари синонимов и толковый словарь.

 

 

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности.

(слайд №1)

Редактор  – Здравствуйте! Я – редактор.  Сегодня мы находимся в редакции «Лесной газеты». Наша газета рассказывает о событиях и жизни лесных обитателей.

Корреспондент  - Я – корреспондент, собираю интересный материал.

Корректор – Я - корректор, обрабатываю тексты статей. Слежу за их грамотностью.

Художник -  Я - художник, красочно оформляю газету. ( открывает газету)

Редактор – Вы видите, номер почти готов, но нужна еще одна статья.

Корреспондент – У меня она есть.

Редактор (просматривает) –Да, интересная, поучительная, но слишком объемная, не умещается в колонке.

Корректор – Ребята, приглашаю вас к сотрудничеству. ( редакция раздает текст и остается в группах)

 -  Помогите нам. Что нужно сделать со статьей?

(Текст нужно сжать)

(слайд №2)

Корректор – Вот какая работа нас ждет сегодня!

Учитель  -  Ребята! Что такое сжатое изложение текста?

(пересказать кратко самое главное, не меняя темы и идеи текста; уменьшить в объеме)

 - Это наша задача на уроке.

У. – Какие приемы сжатия текста вы знаете?

(исключение  малозначимых подробностей, упрощение текста: прямая речь, сложные предложения, обобщение однородных членов)

II. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

 - Мы с вами работаем по известному нам алгоритму. С чего начинаем нашу работу?

( слайд №3)

1. Корреспондент – Послушайте эту интересную историю!

(Ролевое чтение – 3 чел.)

2. Анализ текста

- Является ли данный отрывок текстом? Докажите.

 - Определите тип текста. (текст – повествование, т.к. отвечает на вопрос: Что случилось? Что произошло?, содержит связную последовательность событий)

 - Назовите признаки текста. ( имеет заголовок, начало, основную часть, заключение. Есть тема, основная мысль)

 - Какова тема текста?

Этот текст о старом пне, который возомнил себя «царём».

 - Какова основная мысль текста, т.е. авторский замысел?

Основная мысль текста — осуждение гордого пня.

 - Как бы вы озаглавили текст?

«Мнимый царь», «Обыкновенный пень», «Старый пень», «Ты не царь».

3. Вопросы по тексту.

 - Почему возгордился пень?

 - Как вел себя пень?

  - Какие глаголы использует автор для передачи характера пня?

(возгордился, кричал, рассердился, расшумелся)

 - Почему деревья молчали?

 - Что самое главное сказала синичка? Что она пыталась растолковать расшумевшемуся пню?

 - Какой урок нам можно извлечь из данного текста? (мне этот пень жаль. Он потеряет друзей. А ведь он уже старый. Трудно жить старым в одиночестве)

 (желая возвысить себя над всеми, человек рискует остаться в одиночестве. Такое поведение осуждается. Для уважения нужно сделать что-то полезное, заслужить уважение)

- Какое слово в этом тексте является ключевым? (возгордился)

Подберите к нему однокоренное слово, выраженное существительным. (гордость)

 - Используя Словарь, подберите синонимы к этому слову.

(высокомерие, зазнайство, надменность)

 - Каково лексическое значение этих слов?

Обращаемся к страничке «Толкового словаря» в нетбуке. (работа в группах)

 - Сколько значений имеет слово гордость?

 - Можно ли найти этому доказательство в тексте?

(гордость деревьев – чувство собственного достоинства, а гордость пня – высокомерие)

.

4. Составление плана

(слайд 4)

У. – Теперь необходимо составить план.

У. -  А что для этого нужно сделать?

( выделить микротемы)

 - Что такое микротема? (маленькая часть текста со своей темой)

 - Как вы думаете, сколько в тексте микротем?

 - Наборщик в типографии набрал нам такой план. Вы согласны с предложенным планом? Докажите свою точку зрения. Исправьте ошибку.

 – Восстановите последовательность событий. (читаем микротему, определяем тему. Подбираем заголовок.)

(слайд №5)

5. Физминутка

6.Работа по сжатию текста

 - Обратитесь к алгоритму. Назовите следующий этап. (7)

(слайд №6)

 - Работаем в парах.

 - Прочитайте 1 микротему.

 - Без каких предложений в первой части не обойтись? Подчеркните их. Прочитайте.

В лесу стоял большой старый пень.  Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.  

 - Какой прием сжатия мы использовали? (обобщение)

 - Какие слова – обобщающие?

(слайд №7)

 - Прочитайте 2 микротему.

- Без каких предложений в первой части не обойтись? Подчеркните их.

 -  А можно обойтись без прямой речи?

 - Какой прием сжатия будем использовать во 2 части? (упрощение и исключение)

( Возгордился старый пень и стал говорить деревьям, что он  в лесу самый главный. Все ему должны кланяться!)

(слайд №8)

- Прочитайте 3 микротему.

- Без каких предложений в 3 части не обойтись? Подчеркните их.

 -  Что делаем с прямой речью?

(заменяем косвенной, редактируем )

 - Какой прием сжатия будем использовать во 3 части? (упрощение и исключение)

(Но деревья молча стояли в своей гордой красе. Рассердился старый  пень и объявил себя царем.)

(слайд №9)

- Прочитайте 4 микротему.

- Без каких предложений в 4 части не обойтись? Подчеркните их.

 -  Что делаем с прямой речью?

(заменяем косвенной)

 - Какой прием сжатия будем использовать в 4 части? (упрощение и исключение)

(Но тут прилетела синичка и  защебетала, что пень вовсе  не царь.  Люди кланялись   не старому пню, а искали возле него опенки.)

(редакция идет на свои места)

 - Давайте прочитаем отредактированный текст.

 - Одобрит редакция этот текст? Значит редакция печатает этот материал

( используем ксерокс), а вы тем временем готовитесь пересказать сжатый текст.

(слайд №10)

7. Пересказ  по плану

 У.- Кто может пересказать этот текст? (слушаем)

Корректор – Статья должна быть грамотно написана, поэтому, прежде чем отдавать ее в типографию, нужно поработать над грамотностью.

(физминутка)

8. Орфографическая подготовка. ( Далее работаем самостоятельно по алгоритму)

 – Чем мы и займемся на следующем этапе урока.

(карточки с заданиями.)

 

Задание:

  1. Вставьте пропущенные буквы.

В л...су, б...льшой, прих…дили, д…ревья, крас.те, расс…рдился, с…ничка, в…село, защ…б…тала, возг..рдился.

  1. Обратите внимание: приходили, кланялись, рассердился, прилетела, не кланяются, ищут, опенки, рассерженный, вовсе

 

  1. Анализ предложений текста.

 Объясните постановку знаков препинания в сложных предложениях.

(Возгордился старый пень и стал говорить деревьям что он в лесу самый главный.

Она весело защебетала что пень вовсе не царь.

Люди кланялись не старому пню а искали возле него опенки.)

9. Работа над изложением.

Самостоятельная запись текста.

10. Итоги.

 - Кто готов прочитать получившийся текст?

( слушаем, оцениваем)

11.  – Оцените свою работу на уроке: (поставьте на полях данную цифру»)

«5» - выполнял работу с интересом, не затруднялся.

«4» - работа понравилась, но были небольшие трудности.

«3» - трудно писать сжатое изложение.

 - На следующем уроке, после проверки редколлегией, выберем лучшую статью и поместим в газету.

 Спасибо за работу.

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!