СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация проектной деятельности учащихся (на уроках русского языка, 5 класс)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация «Организация проектной деятельности учащихся (на уроках русского языка, 5 класс)» подготовлена в качестве аттестационной работы слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Просмотр содержимого документа
««Организация проектной деятельности учащихся (на уроках русского языка, 5 класс)»»

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»  Алексановой Тамары Николаевны учителя русского языка и литературы МБОУ-лицея № 22 города Орла  на тему: «Организация проектной деятельности учащихся (на уроках русского языка, 5 класс)» (Эссе)

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

слушателя курсов повышения квалификации по программе:

«Проектная и исследовательская деятельность

как способ формирования метапредметных результатов обучения

в условиях реализации ФГОС»

Алексановой Тамары Николаевны

учителя русского языка и литературы

МБОУ-лицея № 22 города Орла

на тему:

«Организация проектной деятельности учащихся

(на уроках русского языка, 5 класс)»

(Эссе)

МБОУ-ЛИЦЕЙ № 22 г. ОРЛА  ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ Средняя школа № 22 г. Орла для девочек основана решением исполкома Орловского горсовета депутатов трудящихся от 23 августа 1951 года. В 1994 году общеобразовательная школа получила новый статус – общеобразовательная экономическая школа-лицей № 22. В 2000 году после прохождения процедуры аккредитации школа была преобразована в многопрофильный лицей и стала называться «Муниципальное общеобразовательное учреждение - лицей № 22 города Орла». В 2008 году лицей стал победителем всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.   

МБОУ-ЛИЦЕЙ № 22 г. ОРЛА ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

  • Средняя школа № 22 г. Орла для девочек основана решением исполкома Орловского горсовета депутатов трудящихся от 23 августа 1951 года.
  • В 1994 году общеобразовательная школа получила новый статус – общеобразовательная экономическая школа-лицей № 22.
  • В 2000 году после прохождения процедуры аккредитации школа была преобразована в многопрофильный лицей и стала называться «Муниципальное общеобразовательное учреждение - лицей № 22 города Орла».
  • В 2008 году лицей стал победителем всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.

 

ЭССЕ   Эссе (по определению БСЭ) – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

ЭССЕ

Эссе (по определению БСЭ) – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ   Метод проектов имеет длительную историю развития в мировой и отечественной педагогике. В России С. Т. Шацкий в 1905 г. первым реализовал педагогические идеи, связанные с именами Дж. Дьюи, Килпатрика.   После революции метод проектов также был востребован в России, однако упор делался на общественно полезную, трудовую направленность всех проектов, а учебным проектам уделялось недостаточно внимания.

ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Метод проектов имеет длительную историю развития в мировой и отечественной педагогике. В России С. Т. Шацкий в 1905 г. первым реализовал педагогические идеи, связанные с именами Дж. Дьюи, Килпатрика.

После революции метод проектов также был востребован в России, однако упор делался на общественно полезную, трудовую направленность всех проектов, а учебным проектам уделялось недостаточно внимания.

ПРОЕКТЫ И  УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ   В настоящее время опытные и молодые учителя русского языка уже успели обратиться в своей практике к новым педагогическим технологиям и столкнулись с вопросами и проблемами, которые трудно решить, исходя только из учительского опыта и знаний.   Руководство исследовательскими проектами и УИР обучающихся – особая область педагогической работы, во многом отличающаяся от повседневной деятельности учителя.   В чём же заключаются особенности этой работы? Как грамотно спланировать и этап за этапом провести её?   На эти и другие вопросы получили ответы слушатели курсов. Нам предстоит нелёгкая, но увлекательная работа в новом учебном году.

ПРОЕКТЫ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В настоящее время опытные и молодые учителя русского языка уже успели обратиться в своей практике к новым педагогическим технологиям и столкнулись с вопросами и проблемами, которые трудно решить, исходя только из учительского опыта и знаний.

Руководство исследовательскими проектами и УИР обучающихся – особая область педагогической работы, во многом отличающаяся от повседневной деятельности учителя.

В чём же заключаются особенности этой работы? Как грамотно спланировать и этап за этапом провести её?

На эти и другие вопросы получили ответы слушатели курсов. Нам предстоит нелёгкая, но увлекательная работа в новом учебном году.

ФГОС. МЕТОД ПРОЕКТОВ   ФГОС рассматривает метод проектов как средство формирования метапредметных результатов освоения образовательной программы, среди которых можно выделить: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

ФГОС. МЕТОД ПРОЕКТОВ

ФГОС рассматривает метод проектов как средство формирования метапредметных результатов освоения образовательной программы, среди которых можно выделить:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;
  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
ТРЕБОВАНИЯ  К УЧЕБНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТАМ  Проектная деятельность обучающихся должна соответствовать основным требованиям к учебным исследовательским проектам, которые сформулированы Е. С. Полат: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность учащихся; структурирование содержательной часта проекта  (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТАМ

Проектная деятельность обучающихся должна соответствовать основным требованиям к учебным исследовательским проектам, которые сформулированы Е. С. Полат:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная деятельность учащихся;
  • структурирование содержательной часта проекта

(с указанием поэтапных результатов);

  • использование исследовательских методов
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ  1. Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы. 2. Выдвижение гипотезы исследования. 3. Определение и обсуждение методов исследовательской деятельности. 4. Определение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчёт и др.). 5. Сбор, обработка, анализ и систематизация источников исследования проблемы, полученных данных. 6. Подведение итогов, оформление результатов исследования. 7. Презентация исследовательского проекта в выбранной форме. 8. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

1. Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы.

2. Выдвижение гипотезы исследования.

3. Определение и обсуждение методов исследовательской деятельности.

4. Определение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчёт и др.).

5. Сбор, обработка, анализ и систематизация источников исследования проблемы, полученных данных.

6. Подведение итогов, оформление результатов исследования.

7. Презентация исследовательского проекта в выбранной форме.

8. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования

ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ   Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера

ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ

Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера

ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает: помощь в определении школьником сценарного замысла проектной деятельности (идеи, гипотезы, модели); консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с материалами; внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления: рассуждению и интерпретации, инициированию навыков продумывания деятельности и прогнозирования её продукта; поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности; участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей

ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:

  • помощь в определении школьником сценарного замысла проектной деятельности (идеи, гипотезы, модели);
  • консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с материалами;
  • внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления: рассуждению и интерпретации, инициированию навыков продумывания деятельности и прогнозирования её продукта;
  • поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности;
  • участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей
ВИДЫ ПРОЕКТОВ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ   Начиная работу в 5 классе, учителю следует ориентироваться на следующие виды проектов: реферативно-описательный, предполагающий, в основном сбор и обработку информации по проблеме проекта (продукт: доклад с презентацией (5-7 класс) или реферат (8-9). (Примерные темы: «История русского алфавита», «Топонимы родного края», «Роль обращений в сказках А. С. Пушкина»); творческий, предполагающий творческую деятельность (продукт: газета, альманах, сборник, сайт и т.д.). (Примерные темы: иллюстрированный сборник сочинений «Наши домашние любимцы», видеофильм «Мой питомец» и т.д.); театрально-игровой (продукт: написание сценария спектакля, праздника, игры и его реализация). (Примерные темы: написание сценария по сказке и её инсценировка, музей литературного героя, например, Тома Сойера и т.д.)

ВИДЫ ПРОЕКТОВ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

Начиная работу в 5 классе,

учителю следует ориентироваться на следующие виды проектов:

  • реферативно-описательный, предполагающий, в основном сбор и обработку информации по проблеме проекта (продукт: доклад с презентацией (5-7 класс) или реферат (8-9). (Примерные темы: «История русского алфавита», «Топонимы родного края», «Роль обращений в сказках А. С. Пушкина»);
  • творческий, предполагающий творческую деятельность (продукт: газета, альманах, сборник, сайт и т.д.). (Примерные темы: иллюстрированный сборник сочинений «Наши домашние любимцы», видеофильм «Мой питомец» и т.д.);
  • театрально-игровой (продукт: написание сценария спектакля, праздника, игры и его реализация). (Примерные темы: написание сценария по сказке и её инсценировка, музей литературного героя, например, Тома Сойера и т.д.)
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ (5 КЛАСС) Все ли слова можно записать буквами? Можно ли записать пение птиц знаками? Какими? Сколько языков в мире? Почему разные учёные говорят о разном количестве языков? Можно ли определить происхождение слова по звуку? Так ли нужны нам орфографические правила, ведь в древних летописях тексты записывались по фонетическому принципу (как слышим, так и пишем)? Разделительный ъ есть только в восточнославянских языках. Почему его нет в английском языке? Почему в одних словах можно проверить безударную гласную в корне, а в других нет? Почему нельзя проверить безударные гласные в корнях с чередующимися гласными?

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ (5 КЛАСС)

  • Все ли слова можно записать буквами?
  • Можно ли записать пение птиц знаками? Какими?
  • Сколько языков в мире? Почему разные учёные говорят о разном количестве языков?
  • Можно ли определить происхождение слова по звуку?
  • Так ли нужны нам орфографические правила, ведь в древних летописях тексты записывались по фонетическому принципу (как слышим, так и пишем)?
  • Разделительный ъ есть только в восточнославянских языках. Почему его нет в английском языке?
  • Почему в одних словах можно проверить безударную гласную в корне, а в других нет?
  • Почему нельзя проверить безударные гласные в корнях с чередующимися гласными?
ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ СКВОЗНЫЕ ПРОЕКТЫ (5 КЛАСС) 1. Что такое хорошая речь?  2. История моей фамилии. Моя династия.  3. История русского алфавита.  4. Слова высокого стиля. Корни благо-, добро-, зло- и т.д.  5. «Коренная» основа языка (корни индоевропейского происхождения). Этимология.

ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ СКВОЗНЫЕ ПРОЕКТЫ (5 КЛАСС)

1. Что такое хорошая речь?

2. История моей фамилии. Моя династия.

3. История русского алфавита.

4. Слова высокого стиля. Корни благо-, добро-, зло- и т.д.

5. «Коренная» основа языка (корни индоевропейского происхождения). Этимология.

Ресурсы   1. Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. (Работаем по новым стандартам).   2. Вахрушева Л. В. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык, 2007, № 14.   3. Драгун. Е. Г. Проектная деятельность на уроке русского языка // Русский язык в школе, 2011, № 12.   4. Жуковец Л. М. Из опыта работы по формированию исследовательской компетенции учащихся // Русский язык в школе. – 2012, № 7.

Ресурсы

1. Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. (Работаем по новым стандартам).

2. Вахрушева Л. В. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык, 2007, № 14.

3. Драгун. Е. Г. Проектная деятельность на уроке русского языка // Русский язык в школе, 2011, № 12.

4. Жуковец Л. М. Из опыта работы по формированию исследовательской компетенции учащихся // Русский язык в школе. – 2012, № 7.

Ресурсы   5. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.   6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с. (Работаем по новым стандартам).   7. Снытко Г. М. Коллективный проект – словарь «Волшебный мир зимы» // Русский язык в школе, 2013, № 8.   8. Черепанова Л. В. Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность, 2006, № 5.

Ресурсы

5. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с. (Работаем по новым стандартам).

7. Снытко Г. М. Коллективный проект – словарь «Волшебный мир зимы» // Русский язык в школе, 2013, № 8.

8. Черепанова Л. В. Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность, 2006, № 5.


Скачать

© 2016 2103 40

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!