АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность
как способ формирования метапредметных результатов обучения
в условиях реализации ФГОС»
Алексановой Тамары Николаевны
учителя русского языка и литературы
МБОУ-лицея № 22 города Орла
на тему:
«Организация проектной деятельности учащихся
(на уроках русского языка, 5 класс)»
(Эссе)
МБОУ-ЛИЦЕЙ № 22 г. ОРЛА ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ
- Средняя школа № 22 г. Орла для девочек основана решением исполкома Орловского горсовета депутатов трудящихся от 23 августа 1951 года.
- В 1994 году общеобразовательная школа получила новый статус – общеобразовательная экономическая школа-лицей № 22.
- В 2000 году после прохождения процедуры аккредитации школа была преобразована в многопрофильный лицей и стала называться «Муниципальное общеобразовательное учреждение - лицей № 22 города Орла».
- В 2008 году лицей стал победителем всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
ЭССЕ
Эссе (по определению БСЭ) – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
ИЗ ИСТОРИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Метод проектов имеет длительную историю развития в мировой и отечественной педагогике. В России С. Т. Шацкий в 1905 г. первым реализовал педагогические идеи, связанные с именами Дж. Дьюи, Килпатрика.
После революции метод проектов также был востребован в России, однако упор делался на общественно полезную, трудовую направленность всех проектов, а учебным проектам уделялось недостаточно внимания.
ПРОЕКТЫ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В настоящее время опытные и молодые учителя русского языка уже успели обратиться в своей практике к новым педагогическим технологиям и столкнулись с вопросами и проблемами, которые трудно решить, исходя только из учительского опыта и знаний.
Руководство исследовательскими проектами и УИР обучающихся – особая область педагогической работы, во многом отличающаяся от повседневной деятельности учителя.
В чём же заключаются особенности этой работы? Как грамотно спланировать и этап за этапом провести её?
На эти и другие вопросы получили ответы слушатели курсов. Нам предстоит нелёгкая, но увлекательная работа в новом учебном году.
ФГОС. МЕТОД ПРОЕКТОВ
ФГОС рассматривает метод проектов как средство формирования метапредметных результатов освоения образовательной программы, среди которых можно выделить:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;
- умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ ПРОЕКТАМ
Проектная деятельность обучающихся должна соответствовать основным требованиям к учебным исследовательским проектам, которые сформулированы Е. С. Полат:
- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска её решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность учащихся;
- структурирование содержательной часта проекта
(с указанием поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы.
2. Выдвижение гипотезы исследования.
3. Определение и обсуждение методов исследовательской деятельности.
4. Определение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчёт и др.).
5. Сбор, обработка, анализ и систематизация источников исследования проблемы, полученных данных.
6. Подведение итогов, оформление результатов исследования.
7. Презентация исследовательского проекта в выбранной форме.
8. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования
ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ
Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера
ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:
- помощь в определении школьником сценарного замысла проектной деятельности (идеи, гипотезы, модели);
- консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с материалами;
- внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления: рассуждению и интерпретации, инициированию навыков продумывания деятельности и прогнозирования её продукта;
- поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности;
- участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей
ВИДЫ ПРОЕКТОВ И ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ
Начиная работу в 5 классе,
учителю следует ориентироваться на следующие виды проектов:
- реферативно-описательный, предполагающий, в основном сбор и обработку информации по проблеме проекта (продукт: доклад с презентацией (5-7 класс) или реферат (8-9). (Примерные темы: «История русского алфавита», «Топонимы родного края», «Роль обращений в сказках А. С. Пушкина»);
- творческий, предполагающий творческую деятельность (продукт: газета, альманах, сборник, сайт и т.д.). (Примерные темы: иллюстрированный сборник сочинений «Наши домашние любимцы», видеофильм «Мой питомец» и т.д.);
- театрально-игровой (продукт: написание сценария спектакля, праздника, игры и его реализация). (Примерные темы: написание сценария по сказке и её инсценировка, музей литературного героя, например, Тома Сойера и т.д.)
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ (5 КЛАСС)
- Все ли слова можно записать буквами?
- Можно ли записать пение птиц знаками? Какими?
- Сколько языков в мире? Почему разные учёные говорят о разном количестве языков?
- Можно ли определить происхождение слова по звуку?
- Так ли нужны нам орфографические правила, ведь в древних летописях тексты записывались по фонетическому принципу (как слышим, так и пишем)?
- Разделительный ъ есть только в восточнославянских языках. Почему его нет в английском языке?
- Почему в одних словах можно проверить безударную гласную в корне, а в других нет?
- Почему нельзя проверить безударные гласные в корнях с чередующимися гласными?
ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ СКВОЗНЫЕ ПРОЕКТЫ (5 КЛАСС)
1. Что такое хорошая речь?
2. История моей фамилии. Моя династия.
3. История русского алфавита.
4. Слова высокого стиля. Корни благо-, добро-, зло- и т.д.
5. «Коренная» основа языка (корни индоевропейского происхождения). Этимология.
Ресурсы
1. Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. (Работаем по новым стандартам).
2. Вахрушева Л. В. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык, 2007, № 14.
3. Драгун. Е. Г. Проектная деятельность на уроке русского языка // Русский язык в школе, 2011, № 12.
4. Жуковец Л. М. Из опыта работы по формированию исследовательской компетенции учащихся // Русский язык в школе. – 2012, № 7.
Ресурсы
5. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
6. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие для учителя / К. Н. Поливанова. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с. (Работаем по новым стандартам).
7. Снытко Г. М. Коллективный проект – словарь «Волшебный мир зимы» // Русский язык в школе, 2013, № 8.
8. Черепанова Л. В. Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность, 2006, № 5.